Юридическая техника нормативных правовых актов
Юридическая техника в правотворчестве включает JB себя методики работы над текстами нормативно-правовых актов, приемы наиболее совершенного изложения мысли законодателя (других субъектов правотворчества) в статьях нормативно-правовых актов, выбор наиболее целесообразной структуры каждого из них, терминологии и языка, способы оформления изменений, дополнений, полной или частичной отмены, объединения нормативно-правовых актов и т.
п. Она обеспечивает юридическое совершенство нормативных документов.
Существенное значение имеет сведение до минимума количества нормативных актов по одному и тому же вопросу, а также наличие специальных правовых средств, обеспечивающих соблюдение нормативно-правового акта (организационные меры, меры поощрения, контроля и др.).
Наиболее общими приемами и правилами юридической техники являются'.
1) юридическая терминология;
2) юридические конструкции;
3) форма нормативного акта, приемы и правила изложения его содержания.
Юридическая терминология — система юридических терминов, т.е. словесных обозначений понятий, используемых при изложении содержания закона, иного нормативного акта.
Она предполагает так называемую терминологическую унификацию: однозначность, общепризнанность, стабильность и доступность терминов, определенность и чёткость в изложении нормативно-правового материала, исключающих разное понимание мысли законодателя.
Юридическая техника правоприменительных актов
Юридическая техника в правоприменительной деятельности включает:
(1) методики работы над текстами правоприменительных актов;
(2) приёмы наиболее совершенного изложения мысли пра-воприменителя (суда, администрации и др.) в судебном решении, решении арбитражных судов и других актах;
(3) выбор наиболее целесообразной структуры правоприме-нительного акта, терминологии и языка и др.
Вынося правоприменительный акт, субъект применения должен указать на применяющий право орган и ответственное лицо (если орган коллегиальный, то указывается его состав), на участвующих в разбирательстве дела лиц (если это участие обязательно). Правоприменитель обязан описать деяние, ставшее предметом рассмотрения, привести доказательства совершения деяния конкретным человеком. В тексте документов следует привести и нормы законодательства. Правоприменительный акт имеет такую структуру: вводная часть, констатирующая часть, мотивировочная часть, результативная часть.