Урок 20. Политика коррекции курса реформ
Во второй половине 1990-х годов.
Цель: сформировать представление об основных тенденциях развития Российской Федерации в
середине - второй половине 1990-х гг.
Основные события: обострение отношений между центральной властью и регионами; подписание Федеративного договора; обострение межнациональных отношений (в первую очередь - на Кавказе); война в Чечне; Хасавюртские соглашения; парламентские выборы 1995 г. и победа оппозиции; президентские выборы 1996г. и победа Б.Н.Ельцина; политика стабилизации финансов; отставка правительства В.С.Черномырдина; политика правительства С.В.Кириенко и государственный дефолт.
Основные понятия и названия: Федеративный договор; Хасавюртские соглашения; «Наш дом - Россия. (НДР); дефолт.
Основные даты:
1992 - заключение Федеративного договора.
1994 - начало войны в Чечне.
1995 - парламентские выборы, победа оппозиции.
1996 - президентские выборы, победа Б.Н. Ельцина.
1998 - государственный дефолт.
Персоналии: Джохар Дудаев; Аслан Масхадов; Геннадий Николаевич Селезнев; Александр Иванович Лебедь; Борис Ефимович Немцов; Сергей Владиленович Кириенко.
План урока
Проверка домашнего задания
Изучение нового материала
Обострение межнациональных противоречий и начало конфликта в Чечне.
Политические и социально-экономические процессы в середине 1990-х гг.
З Углубление кризиса в России.
Организация домашнего задания
Ход урока
Проверка домашнего задания
Индивидуальный опрос или проверочная беседа по вопросам к §44.
Изучение нового материала
1. Обострение межнациональных противоречий и начало конфликта в Чечне.
Вопросы для повторительной беседы:
? Какую роль межнациональные конфликты сыграли в кризисе и распаде Советского Союза?
? Почему обретение независимости бывшими союзными республиками не означало автоматического решения всех национальных проблем?
В основе рассказа учителя текст учебника.
План изложения
Обострение отношений центральной и региональных властей в условиях социально-экономического и политического кризиса.
Подписание Федеративного договора 31 марта 1992г. Основные положения Федеративного договора.
Обострение межнациональных отношений в отдельных регионах страны (в первую очередь на Кавказе).
Д.М. Дудаев и провозглашение независимости Чечни.
Вступление федеральных войск на территорию Чечни (декабрь 1994 г.).
Военные действия и террористические операции чеченских сепаратистов в 1995-1996 гг.
Окончание первой чеченской войны и Хасавюртские соглашения.
2. Политические и социально-экономические процессы в середине 1990-х гг. В основе рассказа учителя текст учебника.
План изложения
Причины обострения внутриполитического положения (война в Чечне; неудачи реформ; экономические проблемы).
Ухудшение социально-экономической обстановки в стране. Падение уровня жизни населения.
Выборы 1995 г. Расстановка сил в новой Думе: КПРФ и их союзники ЛДПР; НДР; «Яблоко».
Возникновение условий для нового конфликта между ветвями власти.
Президентские выборы 1996 г. Результаты первого тура (Б.Н.Ельцин, Г.А.Зюганов, А.И. Лебедь). Победа Б.Н.Ельцина во втором туре.
Выводы:
- Социально-экономическое положение России оставалось крайне тяжелым.
- Существенные просчеты и провалы во внутренней политике привели к падению авторитета Б.Н.Ельцина и окружавших его реформаторов; но президентские выборы 1996 г. позволили этим силам остаться у власти.
- Оппозиция получила большинство в органах законодательной власти, но добиться решительного превосходства над сторонниками Ельцина не удалось.
- Перед Россией вновь возникла альтернатива: либо углубление политического конфликта с непредсказуемыми последствиями, либо поиск компромиссов на основе коррекции позиций всех участников политического диалога.
З Углубление кризиса в России. Форма работы - самостоятельное чтение учениками текста учебника и составление тезисного плана. По окончании работы ее результаты обсуждаются в классе.
Вариант тезисного плана
1. Болезнь Ельцина способствовала еще большему обострению политической борьбы.
2. Принятый Думой бюджет предусматривал увеличение расходов на социальные нужды, но средства для его исполнения отсутствовали.
3. Реорганизованное правительство по инициативе А.Б. Чубайса и Б.Е.Немцова отказалось от выполнения бюджета и объявило своей главной целью достижение финансовой стабилизации.
4. Отсутствие позитивных результатов привело к отставке правительства В.С. Черномырдина и назначению на пост премьер-министра С.В. Кириенко.
5. В августе 1998 г. правительство объявило дефолт по внешним и внутренним долгам страны.
6. Меры правительства привели к резкому росту цен, обвалу курса рубля, ухудшению положения многих граждан. Вскоре правительство С.В.Кириенко было отправлено в отставку.
Домашнее задание: §45
· подготовить устные ответы на вопросы к §45.
Урок 21. Россия на рубеже XX-XXI вв.: новый этап развития.
Цель: сформировать представление об основных тенденциях развития России на современном этапе истории.
Основные события: деятельность правительства Е.М. Примакова; назначение на пост премьер-министра В.В.Путина; вторая чеченская война; выборы 1999 г. и победа проправительственных движений «Единство» и «Отечество - Вся Россия»; избрание Президентом РФ В.В. Путина; смена ориентиров во внутренней политике; курс на укрепление власти и повышение уровня жизни населения; парламентские выборы 2003 и их итоги; президентские выборы 2004 г. и повторное избрание ВВ. Путина
Основные понятия и названия: Межрегиональное движение «Единство»; «Отечество - Вся Россия»; партия – «Единая Россия»; «Союз правых сил»; избирательный блок «Родина».
Основные даты:
1999 - начало второй чеченской войны.
1999 - парламентские выборы; победа проправительственных организаций.
2000- избрание Президентом России В.В. Путина.
2003 - парламентские выборы; победа партии «Единая Россия».
2004 - повторное избрание В.В.Путина на пост Президента.
Персоналии: Евгений Максимович Примаков; Сергей Вадимович Степашин; Владимир Владимирович Путин; Сергей Кужугетович Шойгу; Юрий Михайлович Лужков; Михаил Михайлович Касьянов; Борис Вячеславович Грызлов; Сергей Юрьевич Глазьев; Дмитрий Олегович Рогозин; Михаил Ефимович Фрадков.
План урока
Проверка домашнего задания
Изучение нового материала