Международно-правовые средства защиты прав личности в уголовном судопроизводстве как самостоятельная подотрасль международного права и системы права Российской Федерации.
Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Иными словами, предмет науки – это те явления и процессы реального мира, которые исследуются ею, на что направлено научное познание. Наука изучает, прежде всего, закономерности развития природы и общества. В этом смысле предмет данной науки не является исключением.
Предметом данной дисциплины является одна из высших ценностей человеческой цивилизации, охватывающая самые различные аспекты индивидуального и общественного бытия, — права человека.
Права человека — это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.
Права человека неотчуждаемы. Никто не может лишить человека его естественных прирожденных прав — на жизнь, на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию в сфере частной жизни и других прав. Современный мир невозможно представить без прав человека, которые основаны на принципах свободы, равенства, справедливости и носят универсальный характер.
Права человека как явление знаковое, всеохватывающее изучаются науками о государстве и праве. И это попятно, так как человек является предметом исследования гуманитарных наук в различных аспектах его сущности и деятельности. Юридическая наука призвана изучать человека в его государственно-правовых связях и опосредованиях. И в этом смысле юристы изучают не просто абстрактные государственные и правовые формы, а явления и процессы, прочно вплетенные в человеческую жизнь, в которых раскрываются свойства индивида, его связи и зависимости и которые составляют суть бытия человека. Все сложнейшие государственно-правовые явления в конечном счете кристаллизуются в правах человека, выступающих основой, центральным звеном государственной и правовой жизни.
Права человека — это ценностный ориентир, позволяющий применять "человеческое измерение" не только к государству, праву, закону, законности, правовому порядку, но и к гражданскому обществу, поскольку степень зрелости и развитости последнего зависит в значительной мере от состояния дел с правами человека, от объема этих прав и их реализации. Права человека дают ему возможность не только участвовать в управлении государством, но и дистанцироваться от него, самоопределяться в сфере частной жизни, выборе убеждений, отношении к религии, собственности. Поглощение гражданского общества государством, огосударствление всех сфер жизни происходят там, где права человека либо отсутствуют, либо носят декоративный характер.
Становление и развитие прав человека позволяют раскрыть тип цивилизации, ее этап, поскольку отношения человека и государства — важнейший признак, характеризующий природу той или иной цивилизации, а государство — как правовое или не правовое.
Политико-правовая мысль, возникшая в условиях тех уникальных регионов мира, где зародилась демократия и высокая духовная культура (Афины, Рим), и объявившая человека "мерилом всех вещей", дала толчок европейской цивилизации. Наряду с этим в традиционных обществах (древнекитайской, индусской, азиатской цивилизациях) господствовал системоцентристский подход, где государство подчиняло своей воле всех подданных, превратив человека в послушного исполнителя.
Поэтому права человека возникают и развиваются в различных регионах мира разновременно в соответствии с характером культуры, философии, религии, общественным мировоззрением, моралью, определяющими характер той или иной цивилизации. Универсальный характер они приобретают в развитых странах европейского региона, в которых в XVII —XVIII вв. свершились буржуазные революции под лозунгами свободы, равенства, справедливости. Однако и в таких странах права человека утверждались и утверждаются непросто, поскольку каждый период общественного развития создает свои проблемы и человечеству еще неизвестна ситуация, не требующая усилий для поддержания и защиты прав человека.
Важнейшее место в науке о правах человека отводится исследованию взаимодействия прав человека и государства. Правовое демократическое государство признает приоритет прав человека, ограничивая этими правами свои властные функции. Поэтому подлинная природа государства раскрывается через права человека, место и роль индивида в обществе, его взаимоотношения с государством.
Интересен вопрос о природе гражданства как особой политико-правовой связи человека с государством. В современном мире происходит расширение правового статуса человека и гражданина в результате развития норм не только национального, но и международного законодательства. Этот процесс взаимного обогащения законодательства — важная закономерность, поднимающая планку прав человека, повышающая их уровень.
Учитывая значимость прав человека в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества, следует обратить особое внимание на механизмы и процедуры их защиты, раскрыть ее конституционные, судебные, административно-правовые способы, показать особенности правоохранных механизмов в зарубежных странах, их становление в российском государстве.
Внутригосударственные механизмы защиты прав и свобод человека, и гражданина дополняются международно-правовыми формами их обеспечения. Поэтому важно изучать систему международно-правовой защиты прав человека, ее развитие, сочетание универсальных и региональных механизмов, осуществляющих такую функцию.
Все эти сложные проблемы составляют предмет гуманитарного права. Они требуют глубокого изучения и освоения, поскольку без этого невозможна культура гуманитарного мышления, "человеческое измерение" всех процессов, происходящих внутри общества и в современном мире в целом.
При изучении науки о правах человека неизбежно ее пересечение с иными юридическими науками — теорией государства и права, историей государства и права, историей политических и правовых учений, всеми отраслевыми юридическими науками — конституционным, гражданским, уголовным, административным правом и др., процессуальными отраслями знаний — уголовной, гражданской, административной. Так, проблемы правового статуса личности, правоспособности, дееспособности изучаются в общей теории права, в отраслевых юридических науках (отраслевой правовой статус); становление и развитие прав человека — в истории государства и права (зарубежной и отечественной), в истории политических учений. В теории государства рассматриваются проблемы взаимоотношения человека и государства, концентрирующиеся в правах человека. Природа государства вообще, правового и социального государства, в частности, — также предмет общей теории государства; в то же время ее изучение — важнейший компонент теории гуманитарного права, позволяющий раскрыть их природу и сущность.
Отраслевые юридические науки изучают конституционные, гражданские, земельные, аграрные, экологические и иные права индивидов, в единстве своем образующие правовой статус человека и гражданина.
Конституционное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административно-процессуальное право изучают процедуры и механизмы защиты прав человека, способы восстановления нарушенных прав. Как уже отмечалось, теория прав человека также отводит большое место рассмотрению данных вопросов.
Международное право исследует систему международно-правовых актов по правам человека, структуру и назначение органов, осуществляющих международно-правовую защиту этих прав.
В этой связи может возникнуть вопрос: нужна ли самостоятельная наука о правах человека, или возможно и достаточно рассмотреть связанные с правами человека проблемы в иных (традиционных для отечественного правоведения) науках? Нам представляется, что есть ряд факторов, определяющих необходимость выделения самостоятельной науки и учебной дисциплины.
Особая значимость прав человека в жизни общества, в развитии нормальных связей и взаимодействий между индивидами и социальными группами, между личностью и государством требует определить общие закономерности этих явлений, позволяющие координировать и упорядочивать общественные отношения.
Необходимо сформулировать те основные принципы, которые являются ценностными ориентирами в современном мире. Такие принципы формировались исторически, обогащались, совершенствовались; сегодня они являются неотъемлемой частью человеческой культуры.
Эти принципы закреплены в Основном законе Российской Федерации, вобравшем в себя опыт развития прав человека в демократических зарубежных государствах, а также международно-правовые аспекты защиты прав человека, нашедшие воплощение во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и ряде других актов:
-права человека принадлежат ему от рождения, поэтому они являются естественными, неотъемлемыми и неотчуждаемыми;
-права человека универсальны, основаны на принципе равенства; они гарантированы каждому, кто находится под юрисдикцией данного государства;
-права человека — высшая ценность, а их уважение, соблюдение и защита — обязанность государства;
-права человека — средство контроля за властью, ограничитель всевластия государства, которое не должно переступать границ свободы, очерченных правами человека;
-обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому-либо признаку;
-осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц;
-основные права и свободы должны быть едины на всей территории государства;
-личные, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы равноценны; в единой системе этих прав нет иерархии;
-коллективные права неотделимы от прав индивида; они не должны противоречить индивидуальным правам, ограничивать правовой статус личности;
-права человека регулируются Законом;
-права и свободы человека могут быть ограничены Законом на основании обстоятельств, указанных в конституциях и важнейших международно-правовых актах: угрозы государственной и общественной безопасности, основам конституционного строя, здоровью и нравственности населения, правам и законным интересам других лиц. Временные ограничения прав и свобод человека возможны в условиях чрезвычайного или военного положения. Они должны быть соразмерны и пропорциональны ситуации, определяющей необходимость таких ограничений, и устраняться по мере нормализации обстановки, изменения причин, вызвавших их.
Международная защита прав человека в судебном порядке — относительно новое явление в международной жизни. Ее историю можно отсчитывать от 1950 г. — года принятия Советом Европы Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ), которая впервые предусмотрела механизм защиты прав человека на международном уровне.
Понятие международной защиты и возможность функционирования ее механизмов тесно связаны с понятием суверенитета государств. Суверенитет означает, что государство обладает всей полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет свою внешнюю и внутреннюю политику, и никакое государство не вправе вмешиваться в осуществление другим государством своих функций.
Вторая мировая война показала, что государство может злоупотреблять своим суверенитетом в ущерб иным странам. Возникла необходимость в образовании международных организаций государств, которые могли бы осуществлять определенные контрольные функции с целью соблюдения безопасности всего мирового сообщества в целом. Первой подобной организацией стала Организация Объединенных Наций, созданная в 1946 г. Позже начали возникать региональные межгосударственные объединения — такие, как Совет Европы (1949 г.).
Российская Федерация как активный член мирового сообщества является участником большого числа международных договоров в области прав человека в рамках различных международных организаций. Это договоры, созданные в рамках системы ООН, так называемые универсальные договоры, и региональные договоры, которые принимаются различными региональными объединениями государств, — такими, как СНГ, Совет Европы, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). К названым договорам в рамках Организации Объединенных Наций можно отнести следующие: Всеобщую Декларацию прав человека, Международный Пакт о гражданских и политических правах, Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международную Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенцию о правах ребенка и другие. В рамках Совета Европы были созданы: Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод,
Европейская Социальная Хартия, Европейская Хартия о местном самоуправлении и многие другие.
Международные договоры, как правило, предусматривают обязательства государств соблюдать те или иные нормы в отношениях друг с другом. Международные договоры, посвященные правам человека, содержат перечень прав человека и основных свобод, а также обязательства государства соблюдать перечисленные права или воздерживаться от действий, каким-либо образом нарушающих эти права как в отношении своих граждан, так и иных лиц, находящихся под юрисдикцией этого государства. Из этого следует, что договоры в области прав человека не устанавливают обязательств в отношениях между государствами, а определяют единые стандарты соотношения полномочий государств, с одной стороны, а с другой стороны — прав и свобод частных лиц.
Международная практика выработала несколько способов контроля за соблюдением международных стандартов в области прав человека.
Во-первых, механизм межгосударственного контроля и надзора, который состоит в том, что государства, подписавшие тот или иной документ
в области прав человека, создают исполнительный комитет экспертов или иной орган, который периодически запрашивает доклады государств и дает государствам рекомендации. Этот механизм можно назвать политическим, и его использование совершенно невозможно для частного лица.
Во-вторых, механизм контроля за соблюдением прав человека, основанный на рассмотрении индивидуальных обращений частных лиц. В настоящее время процедуры индивидуального обращения частного лица к международно-правовому институту предусмотрены двумя международными документами — Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным Пактом о гражданских и политических правах в совокупности с Факультативным Протоколом к нему. Если говорить о классификации прав человека по их «иерархии», то все права человека можно условно разделить на три поколения, причем это никоим образом не связано со значимостью этих прав. Такое разделение не означает, что права человека первого поколения более важны и значимы, чем права человека второго и третьего поколений. Это деление проводится по временному критерию формулирования этих прав.
К первому поколению прав человека принято относить такие права, как:
-право на жизнь, свободу и безопасность личности;
-право на свободу мысли, совести и религии;
-право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания;
-право на равенство перед законом и судом, право на публичное и справедливое рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом;
-другие права.
Это так называемые естественные права. Они принадлежат человеку от рождения независимо от того, в каком государстве или в какой семье он родился, на каком языке ом говорит, какого цвета у него кожа и т. д.
Эти права берут свое начало в древнем обществе. Обычаи, которые складывались в тот период, постепенно трансформировались в права. Более четко права этого поколения сформулированы в период так называемых «буржуазных революций», защищавших именно эти права в качестве «либеральных свобод».
Впоследствии эта категория прав человека была расширена и конкретизирована в законодательстве (в том числе и в конституциях) демократических государств.
Права первого поколения, в отличие от прав второго и третьего поколений, можно назвать «негативными», то есть эти права гарантируют защиту от какого-либо негативного вмешательства, в том числе и со стороны государства, в осуществление гражданских и политических прав. Эти права призваны защищать индивидуальную свободу. Как правило, нормы, закрепляющие эти права, формулируются следующим образом: «Никто не может быть...»
Ко второму поколению прав человека относятся так называемые социальные, экономические и культурные права:
- право на труд и свободный выбор рода деятельности;
- право на социальное обеспечение;
- право на отдых и досуг;
- право на образование;
- право на защиту материнства и детства;
- право на участие в культурной жизни общества;
- другие права.
У социальных прав иная природа, чем у гражданских и политических прав. Эти права скорее позитивные. Для того, чтобы соблюдать эти права, государство должно не только воздерживаться от вмешательства в эту сферу, но и активно создавать различного рода механизмы, гарантирующие социальные, экономические и культурные права. Для реализации прав этого поколения требуется активная организационная деятельность государства. Как правило, нормы, закрепляющие эту категорию прав, формулируются так: «Каждый имеет право на...»
Это поколение прав человека сформировалось в конце XIX — начале XX веков в процессе борьбы индивидуумов за улучшение своего экономического положения, повышение культурного уровня и статуса.
Права второго поколения в очень большом объеме нашли свое отражение в советских конституциях 1936 и 1977 гг. Однако номинальное закрепление этих прав не означало их однозначного осуществления. Мы знаем, что закрепление в Конституции РСФСР 1936 г. права на труд привело к борьбе с тунеядством, что, в свою очередь, нарушало право человека на невмешательство в его личную жизнь.
Наиболее полное закрепление экономические, социальные и культурные права нашли в Международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах, а позднее в Европейской Социальной Хартии.
В настоящее время очень актуальным являются вопросы ратификации Европейской Социальной Хартии странами-членами Совета Европы и введения контрольного механизма соблюдения этих прав — подобного тому,
по которому Европейский Суд по правам человека уполномочен рассматривать индивидуальные жалобы по поводу нарушения прав, гарантированных Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
В период после второй мировой войны начало формироваться третье поколение прав человека. Это так называемые коллективные права или права народов. К ним можно отнести:
- право на мир;
- право на здоровую окружающую среду;
- право на социальное и экономическое развитие;
- другие права.
Эти права нельзя назвать естественными правами, так как они формируются по мере становления того или иного коллектива индивидуумов. Эти права также нельзя рассматривать как сумму естественных прав индивидуумов, входящих в этот коллектив, в эту общность. Качественно иные свойства прав этого поколения определяются общими целями и интересами определенного коллектива.
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод гарантирует в общей сложности около 30 прав, включая те, которые предусмотрены непосредственно в Конвенции, и те, которые закреплены в Протоколах к ней. Эти права классифицируются в зависимости от возможности государства вмешиваться в осуществление того или иного права и ограничивать возможность его осуществления.
Традиционно выделяются 4 группы прав:
- абсолютные права;
- права, осуществляемые в сфере правосудия;
- существенно-квалифицированные права;
- права с присущими ограничениями.
К первой группе относятся права, гарантированные ст.ст. 2, 3, 4, 7 и ст. 1 Протокола № 6. Термин «абсолютные права» означает, что государство ни при каких условиях не имеет права отступать от соблюдения этих прав. Остановимся на том, какие именно права, закрепленные в Конвенции, государство не вправе ограничивать ни при каких условиях: право на жизнь (ст. 2 и ст. 1 Протокола № 6), запрет пыток и бесчеловечного обращения и наказания (ст. 3), запрет рабства (ст. 4), запрет на установление обратной силы уголовного законодательства (ст. 7). Более подробно о правах, гарантированных ст.ст. 2 и 3, будет сказано ниже. Авторы не останавливаются на правах, гарантированных ст.ст. 4 и 7, поскольку они, как показывает практика работы Центра содействия международной защите, крайне редко (почти никогда) не бывают предметом обращения в Европейский Суд по правам человека.
Вторая группа прав — это права, которые определяют положение лица в ходе осуществления правосудия. К этим правам относятся права, предусмотренные ст. 5, — право на свободу и личную неприкосновенность, и ст. 6 — право на справедливое судебное разбирательство. Значительное отличие этой группы прав от предыдущей заключается в том, что невозможно установить единые стандарты осуществления правосудия во всех странахчленах Совета Европы, поэтому Европейская Конвенция устанавливает лишь минимальные гарантии для любого лица, вовлеченного в какое-либо судебное разбирательство — как уголовное (а при определенных обстоятельствах административное), так и гражданское. Существо указанных прав также будет раскрыто ниже.
Третья группа прав отличается тем, что права, гарантированные ст. 8 — право на уважение частной и семейной жизни, ст. 9 — свобода мысли, совести и религии, ст. 10 — свобода выражения мнения и ст. 11 — свобода собраний и ассоциаций, уже в тексте этих статей допускают вмешательство государства в осуществление этих прав. Но вмешательство может быть осуществлено только в тех законных целях, которые предусмотрены в этих статьях Европейской Конвенции.
Последняя группа прав является самой объемной и включает все остальные права, которые не были отнесены к какой-либо из вышеназванных групп. Отличительная черта последней группы состоит в том, что Европейская Конвенция предусматривает права с присущими ограничениями
в очень общих формулировках, а конкретное содержание того или иного права определяется самим государством с учетом исторически сложившихся норм, обычаев и специфики каждого конкретного государства. Практика Центра содействия международной защите показывает, что нарушения прав последней группы встречаются не слишком часто. Стоит остановиться подробнее, пожалуй, только на одном из прав этой группы, а именно: праве на свободные выборы. Ст. 3 Протокола № 1, гарантирующая это право, предусматривает право на: 1) свободные выборы, 2) выборы с разумной периодичностью, 3) тайные выборы. Периодически тот или иной политический деятель пытается обратиться в Европейский Суд по правам человека по поводу нарушения этого права, при этом, как правило, он оспаривает тот факт, что выборы являются неравными, то есть обжалует то право, которое не гарантировано Европейской Конвенцией. Кроме того, следует иметь в виду, что права, возникающие у кандидата в депутаты в ходе предвыборной кампании, не относятся к гражданским правам и обязанностям, то есть судебное разбирательство по этим вопросам не подпадает под защиту ст. 6 Европейской Конвенции. Таким образом, кандидат в депутаты не имеет права обжаловать несправедливость судебного процесса по поводу каких-либо конфликтов в ходе избирательной кампании.
1.2. Предмет международно-правовых средств защиты прав личности в уголовном судопроизводстве, его особенности в международном праве и праве России.Для России крайне важны понятия прав человека. В общественном сознании, в культуре страны — как дореволюционной, так и послереволюционной — права человека не занимали сколь - нибудь значительного места. Идеи реформации и просвещения, связанные с демократией и правами человека, были восприняты лишь либеральными русскими юристами — П.И. Новгородцевым, Б.Д. Кистяковским, В.М. Гессеном и др. Даже в среде интеллигенции они не получили достаточно серьезного распространения. Н. Бердяев отметил, что в России рецепция идей демократии была оторвана от идеи прав человека и гражданина, поэтому автономия личности и ее неотъемлемые права были чужды и сознанию, и всему укладу российского общества. Манифест 17 октября 1905 г. и "дарованные" населению гражданские свободы не привели к существенным изменениям в этой области.
Октябрьская революция изначально отреклась от идеи равенства, свободы и универсальности прав человека, установив в этой сфере жесткий классовый подход. Вся последующая история Советского государства неотделима от грубых массовых нарушений прав человека. Характерно, что само по себе понятие "права человека", идеи естественно-правовой доктрины об их неотъемлемой и неотчуждаемой природе решительно отвергались.
Недооценка, а то и полное игнорирование прав человека нашли выражение в советской учебной и научной литературе, в частности в учебниках по теории государства и права. Характерно, что в них отсутствовали разделы или главы, посвященные правам человека, правовому статусу личности, ее взаимоотношению с государством.
Вопросы международно-правовой защиты прав человека рассматривались в учебной литературе по международному праву в связи с деятельностью ООН; излагались они абстрагировано от советской реальности в сфере прав человека.
Такой подход к ключевой проблеме юридической науки деформировал всю структуру правовых знаний, подчеркивал патерналистский характер государства по отношению к человеку, концентрировал внимание только на формально-юридической стороне его субъективных прав
Права человека в современном мире — мощный пласт общечеловеческой культуры. Без его освоения невозможно оценивать всю систему сложных политических, социально-психологических, социальных, экономических, международных отношений. Ранее уже отмечалось, что права человека — высшая ценность и как таковая она является критерием "человеческого измерения" противоречивых процессов, происходящих сегодня как в России, так и в мире. Понимание прирожденного характера прав и свобод, принадлежащих человеку, освобождает его от чрезмерной зависимости от государства, позволяет ему отстаивать свои права от каких бы то ни было посягательств.
Сегодня в России все еще отсутствует подлинное уважение к человеку и его правам. И это понятно, поскольку деформация правосознания, происходившая десятилетия, глубоко укоренившееся пренебрежение к правам и свободам создают сложную ситуацию незащищенности индивида, его неуверенность в предсказуемости действий властей. В этой связи первостепенной задачей является обучение строгому соблюдению прав человека, которое должно распространяться и на должностных лиц, и на всех людей, проживающих на территории страны. Статья 2 Конституции РФ провозгласила: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства". Принцип, содержащийся в данной статье, к сожалению, еще далек от воплощения. Права человека не заняли достойного места в нашей жизни, их нарушение носит массовый характер (систематические невыплаты зарплаты и пенсий, нарушение прав беженцев и вынужденных переселенцев, нарушение прав военнослужащих, безработица и др.). В России не гарантирован прожиточный минимум, призванный обеспечить достойное существование человека, значительная часть населения оказалась за чертой бедности.
Преодоление этой ситуации зависит не только от государства, которое не располагает сегодня ни надежными механизмами защиты прав человека, ни достаточными экономическими ресурсами, ни подлинной волей к устранению этой ситуации. Нужны усилия и правозащитных организаций, и каждого человека, направленные на борьбу против нарушений прав личности, на установление юридической ответственности за такие действия. А для этого надо обладать знаниями о правах человека и об их роли в обеспечении нормальной жизнедеятельности людей и общества в целом.
Права человека призваны оказать воздействие на консолидацию общества, преодоление политического противостояния, поскольку по своей природе они консенсуальны и основаны на принципе — "моя свобода не должна наносить ущерба свободе других". Из этого вытекает и их нравственная природа, основанная на категориях добра и всеобщего блага. Это еще более повышает ценность прав человека, поскольку они должны содействовать нравственному совершенствованию общества, формированию солидарности, без которых невозможны реально ощутимые преобразования и реформы.
Та тяжелая ситуация с правами человека, которая создалась в нынешней России, — закономерный результат и ее предшествующего исторического опыта, и тех ошибок и просчетов, которые были допущены в последние годы. Выдающийся юрист П.И. Новгородцев, предвидя пагубные последствия революции 1917 г., равно как и неизбежность крушения системы, установленной после ее осуществления, в работе "Восстановление святынь" писал: "Русскому человеку в грядущие годы потребуются героические, подвижнические усилия для того, чтобы жить и действовать в разрушенной и откинутой на несколько веков стране. Ему придется жить не только среди величайших материальных опустошений своей родины, но и среди ужасного развала всех ее культурных, общественных и бытовых основ". Поэтому "нужно понять, что для создания новой России нужны новые духовные силы, нужны воспрянувшие к новому свету души”
Теоретическое осмысление этих проблем — объективная потребность и необходимое условие научного управления общественными процессами. Сама жизнь выдвинула гуманитарное право в число фундаментальных наук. Ныне на первый план вышла ее гуманистическая и культурно-творческая миссия, которая ярче всего проявляется в удовлетворении духовных запросов людей, в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.
На рубеже двух тысячелетий в мире происходят сложные, противоречивые и глубокие изменения и преобразования. Сказанное относится, прежде всего, к бывшим социалистическим странам, где идет переход от командно-административной к рыночной экономике, где постепенно формируются гражданское общество и правовое государство. Подобные преобразования требуют адекватных изменений в государственном управлении и правовом регулировании.
Вместе с тем наше реформируемое общество уже столкнулось с продуктами собственной жизнедеятельности, с результатами проведения перестройки и реформ.
Под влиянием противоречивых преобразований в российском общественном сознании, с одной стороны, размывались ценностно-идеологические установки и социальные ориентиры, с другой — разрушались многочисленные догмы и стереотипы, пересматривались государственно-правовые взгляды и учения. Кроме того, в переходный период сравнительно быстро изменяются общественные отношения, государственные органы и текущее законодательство.
Изучая и обобщая практику, формулирует понятия и определения государственно-правовых явлений, вырабатывает научные рекомендации и выводы, генерирует новые идеи, позволяющие не только понять сущность, содержание и формы государства и права, но и умело использовать их в целях прогрессивного развития общества и защиты прав человека.
В то же время жизненность, социальная значимость данной науки во многом определяется ее связью с общественной практикой, способностью удовлетворять потребности последней. Юридическая практика, опыт функционирования государств и народов, бесчисленные факты государственно-правовой действительности служат неисчерпаемым источником для развития учения о гуманитарном праве. Практика же обусловливает и цели исследования гуманитарного права, т.е. познание прав человека и гражданина и их защита осуществляется для того, чтобы сама практика развивалась на научной основе.
Современная практика предъявляет повышенные требования к качеству и обоснованности научных разработок. Жизнь выдвигает новые объекты познания, отвергает отжившие. Традиционная проблематика гуманитарного права дополняется новыми направлениями исследований, уводящими нередко в сферу других отраслей научного знания. Так постепенно развивается интеграция различных наук, появляются комплексные исследования, плодотворно влияющие на прогресс науки в целом.
Знания о правах человека, изложенные в настоящем пособии, дают представление о важнейшем элементе современной, и в частности правовой, культуры. Они ставят целью не только воспитывать людей, формировать правильные представления о правах человека как необходимом условии его свободы и равенства, но и создавать правовое общество, в котором права человека являются священными и неотъемлемыми, а уважение и защита прав человека — важнейшим свойством всего уклада государственной и общественной жизни.
Как и любая отрасль права, гуманитарное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.
Общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права, в юриспруденции принято именовать ее предметом.
Уяснение вопроса о предмете отрасли права является предпосылкой правильного понимания тех общих сущностных качеств, которые свойственны ее нормам. Без учета родовой принадлежности правовых норм к определенной отрасли, к конкретному институту нельзя в полной мере раскрыть назначение и роль этих норм в правовом регулировании общественных отношений. Результат действия каждой правовой нормы должен оцениваться с учетом функционального назначения всей отрасли права.
Кроме того, без знания предмета той или иной отрасли права невозможна правоприменительная деятельность. Ведь всегда первым шагом в юридическом анализе конкретных ситуаций, подлежащих правовому разрешению, является четкое уяснение вопроса о том, нормы какой отрасли права подлежат применению. Без этого не может быть обеспечена правильная правовая оценка таких ситуаций.
Поэтому, приступая к изучению гуманитарного права, надо прежде всего понять, какие общественные отношения составляют его предмет.
По сравнению с другими отраслями права предмет данной отрасли имеет существенные особенности. Они выражаются в том, она регулирует отношения, складывающиеся практически во всех сферах жизнедеятельности общества, государства и личности: политической, экономической, социальной, духовной и др., которые касаются прав человека и базирующиеся на конституции государства.
Другие же отрасли права воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области, или специфической сфере жизни. Так, предметом трудового права являются трудовые отношения, финансового права — финансовые отношения, гражданского права — имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
Общество как единый организм, как целостная организация не может существовать без единых основ правового статуса членов общества, без определения принципов взаимосвязей между государством и гражданином.
Отношения между людьми, которые составляют сущность каждого общества, касаются всех сторон жизнедеятельности, очень многообразны по своему характеру, обстоятельствам, в силу которых они возникают, допустимой мере воздействия на них государства и права.
Предметом отрасли права являются такие общественные отношения, которые определяют основывзаимоотношений человека с государством, т.е. главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина. Именно эти отношения и являются исходными для всех остальных общественных отношений между людьми, определяют основы правового статуса человека и гражданина в любых его общественно значимых связях. Конституционные нормы, регулирующие эти отношения, закреплены в гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина».
Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм.
Рассматривая понятие норм права, надо прежде всего отметить, что им свойственны и общиепризнаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, и особенности,выделяющие их в самостоятельную часть системы права.
Следует оговорить, что это понятие охватывает не только нормы конституций, но и всех нормативных правовых актов, имеющих своим назначением регулирование общественных отношений, относящихся к предмету отрасли права.
Специфические черты норм права, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете определяются предметом самой отрасли права.
От норм других отраслей права эти нормы отличаются:
1) своим содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;
2) источниками,в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, — в Конституции РФ, а также международных договорах и соглашениях;
3) своеобразием видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.);
4) учредительным характеромсодержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов.
5) особым механизмом реализации, которая для многих конституционно-правовых норм связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние отношения к гражданству РФ );
6) специфическим характером субъектов,на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу государства, представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти; индивида (гражданина).
7) особенностями структуры: для правовых норм, регулирующих права человека не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, — гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях — санкция.
Обладая спецификой по сравнению с нормами других отраслей права, эти нормы сами по себе очень многообразны. А для того чтобы правильно применять норму, необходимо ее всесторонне проанализировать, выявить присущие ей особенности, связи с иными нормами данной отрасли, принадлежность ее к группе родственных ей по предмету регулирования норм (институтов).
Вот почему важное значение имеет вопрос о классификации норм, регулирующих права человека. Их принято классифицировать по следующим основаниям:
1) по содержанию. То есть по кругу регулируемых общественных отношений, а следовательно и по принадлежности нормы к тому или иному конституционно-правовому институту. Эти нормы связаны с основами правового статуса человека и гражданина.
2) по юридической силе.Это основание находится в прямой зависимости от того, в каком нормативном правовом акте выражена та или иная норма, от места нормативных правовых актов данного вида в общей системе нормативных актов, а также от разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Наиболее значимые по сфере и уровню правового регулирования нормы закреплены в Конституции РФ, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Среди других нормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные и федеральные законы. На основе Конституции и названных законов издаются все иные нормативные правовые акты. По отношению к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации высшей юридической силой обладают конституции республик и уставы других субъектов. Названные акты, а также иные нормативные правовые акты субъектов Федерации должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам.
Следует, однако, учесть, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым в пределах предметов ведения, по которым субъекты обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ), действует нормативный правовой акт субъекта. От уровня юридической силы конституционно-правовой нормы зависит та правовая база, исходя из которой формулируется содержание данной нормы. От этого же зависят и порядок отмены нормы, ее взаимодействие с другими нормами, их соотношение. Если правовая норма закреплена в нескольких правовых актах, то следует ссылаться на акт, имеющий высшую юридическую силу. В случае закрепления нормы в актах одного уровня, надо ссылаться, как правило, на акт, принятый позже. Однако при этом следует учитывать, какую функцию выполняет норма в конкретном акте, и поэтому допустимы исключения из данного правила;
3) исходя из международных договоров и соглашений по территории действия. По этому основанию различают нормы, действующие на всей территории Российской Федерации, на территории республики, области, иного субъекта Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление (муниципальные образования). Территориальные пределы действия норм, содержащихся в актах субъектов Федерации и муниципальных образований, не исключают признания юридической значимости данных норм и возникших на их основе правоотношений на всей территории Российской Федерации;
4) по характеру предписания. Это основание раскрывает механизм регулирующего воздействия правовой нормы. Предписания, содержащиеся в ней, могут иметь различный характер, в своеобразной форме определять права и обязанности субъектов возникающих на основе данной нормы конституционно-правовых отношений. По этому основанию различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Управомочивающиенормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. В качестве управомочивающих могут рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов соответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний. Например, норма ст. 2 Конституции, которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан.
Запрещающиенормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных и содержат такие формулировки: «запрещается», «не допускается», «обязаны», «не вправе» и т.п. Например, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ, запрещаются создание и деятельность общественных объединений по указанным в ней основаниям.
Установление вида конституционно-правовой нормы по характеру предписания важно при ее применении для точного понимания содержания нормы, рамок прав и обязанностей субъектов регулируемых ею отношений;
5) по степени определенности предписаний. По этому основанию различают императивные и диспозитивные нормы.
Императивные нормы — такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах. Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.
6) по назначению в механизме правового регулирования. По этому основанию принято различать материальные и процессуальные (процедурные) нормы. Однако реализация многих норм данной отрасли права сопряжена с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуальных (процедурных) нормах.
Если материальная норма предусматривают содержаниедействий по правовому регулированию общественных отношений, то процедурная норма определяет формы, в которых материальная норма должна быть реализована.
Рассмотренные основания классификации гуманитарно-правовых норм не являются исчерпывающими. В зависимости от целей, которые ставятся при применении правовых норм, могут использоваться и иные критерии, позволяющие глубже познать сущность регулирующего воздействия нормы, ее специфику, соотношение с родственными ей нормами.
Как отмечалось, определенный правовой результат достигается обычно действием не одной правовой нормы, а достаточно широкой совокупности правовых норм. Такие совокупности родственных правовых норм именуются правовыми институтами. Рамки этого понятия как в теории, так и на практике очень подвижны. Оно может обозначать и достаточно узкую группу однородных, близких по содержанию норм, и значительно более широкую их группу, вплоть до максимально крупных правовых образований, рассматриваемых как основные элементы системы отрасли права. Главный критерий объединения норм в правовой институт — однородность регулируемых ими отношений, что влечет за собой и правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику.
В гуманитарно-правовом институте объединяются нормы самых различных видов с учетом той их классификации, которая была изложена выше. В него могут входить и нормы Конституции, и нормы текущего законодательства, т.е. нормы, обладающие различной юридической силой. В составе гуманитарно-правового института могут быть нормы, различные по территории действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам.
В качестве примера можно сослаться на тот же институт гражданства. Его образуют нормы, содержащиеся в Конституции РФ, в конституциях республик, в федеральных законах; в нем имеются нормы диспозитивные и императивные, управомочивающие и запрещающие, материальные и процессуальные.
Установление принадлежности нормы к тому или иному правовому институту необходимо, ибо не каждая отдельно взятая норма проявляет все свойства, присущие институту в целом, а их следует учитывать, чтобы правильно уяснить механизм ее реализации.
Всякое правоотношение есть результат урегулированности правовой нормой общественного отношения. Вследствие этого устанавливаются юридические связи между соответствующими субъектами, в которых один субъект обладает определенными правами, а второй — корреспондирующими им обязанностями или оба связаны взаимными правами и обязанностями. Именно через правоотношения реализуются нормы права.
Правовое отношение, регулирующее права человека и гражданина — это общественное отношение, которое урегулировано нормой конституционного и международного права и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.
Своеобразие предмета гуманитарного права, многообразие видов его норм порождают и различные виды конституционно-правовых отношений.
Правоотношения классического вида возникают в результате реализации норм — правил поведения. На их основе складываются конкретные правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.
Реализацией же таких норм, как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации порождаются правоотношения другого вида — правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности.
Возникновению конкретного правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект права становится участником данного правоотношения, обладателем соответствующих правообязанностей.
Юридический факт — это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие связано с волеизъявлением последнего. Действия в свою очередь могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки.
Как правило, развитие правоотношения, его движение побуждаются целой системой, цепью юридических фактов. Например, возникновение правоотношений по гражданству порождается таким событием, как рождение гражданина. Возникновению правоотношения, содержанием которого является реализация избирательного права гражданина, предшествует целая цепь юридических фактов: принятие актов о назначении выборов, об образовании избирательных округов, комиссий, участков, составление списков избирателей, включение в списки данного гражданина, наступление срока, установленного для начала голосования. Получением избирательного бюллетеня правоотношение по реализации права избирать заканчивается.
Если сказать обобщенно, то субъектами правовых отношений могут быть те субъекты, на которых правовые нормы возлагают определенные обязанности и которым предоставляют права.
В некоторых случаях субъектами таких правовых отношений выступают иностранные граждане и лица без гражданства (например, при подаче ходатайства о приобретении российского гражданства).