Брестская церковная уния 1596 г. Униацкая церковь
Реферат
по дисциплине:
на тему: Брестская церковная уния 1596 г. Униацкая церковь
Студентка
?-ого курса,
группы? Ф.И.О.
Руководитель Ф.И.О.
ассистент
МИНСК 2013
Введение
На землях Великого Княжества Литовского начиная с заключения Кревской унии католичество неуклонно набирало популярность среди населения страны, тем не менее, православная церковь также играла значительную политическую роль в государстве. Все изменилось в XV веке, когда православие по внешним причинам вошло в период продолжительного кризиса. Под влиянием Польши великий князь Литовский, а за ним и его окружение перешли в католичество, а православные утратили право занимать государственные должности. Люблинская уния ещё больше усилила процесс окатоличивания и ополячивания значительной части элиты ВкЛ, пытавшейся таким образом компенсировать утраченные права. Это лишало православную церковь многих каналов материальной поддержки. Особенностью этого периода стало также, что опека церкви, её своеобразное средневековое спонсороство, постепенно деформировалось и превратилось в обычное владение церковью или монастырём.
В Речи Посполитой, в особенности в XV—XVII веках, ощущался культурный подъём. В то время как в РП имелись хорошо подготовленные и высоко образованные богословы, на землях ВкЛ православие находилось в упадке и в богословской полемике, как правило, побеждали католики. Опираясь на королевскую власть, иезуитские идеологи двинулись на Восток, где их наступлению с большими усилиями сопротивлялись православные полемисты и одиночные неополячившиеся магнаты.
В этих условиях, в высших кругах церковной иерархии православной церкви созревает мысль про целесообразность унии с католической церковью. В основе таких настроений лежали и личные интересы духовенства (желание сберечь собственные земельные владения и сравняться в политических правах с католических духовенством), и стремление владык вывести церковь из кризиса, одной из причин которого была коррумпированность и неэффективность константинопольских патриархов. Так началась работа по организации и созванием Брестского собора, результатом котрого и была Брестская уния.
Объектом данного исследования является история христианской церкви.
Предметом исследования является феномен объединения православной и католической деноминаций христианской церкви в униатскую церковь на землях Беларуси и Украины, входивших в состав Речи Посполитой.
Целью данной работы является рассмотрение истории Брестской церковной унии.
Исходя из поставленной цели, были поставлены основные задачи работы: изучить теоретический аспект понятия Брестской церковной унии; выявить основные тенденции и знаковые события в истории становления и развития униатской церкви в Речи Посполитой.
Поставленные задачи решались путём исследования тематической литературы, сети Интернет.
В заключении приводятся обобщения и выводы, к которым автор пришёл по результатам исследования.
Данная тема получила хорошее и широкое освещение в исторической литературе, появилось достаточно публикаций в различных изданиях, а также множество электронных
ресурсов, посвященных обозначенной теме. На эти источники, в основном, и опирается данная работа.
Брестская церковная уния 1596 г. Униацкая церковь
После церковного раскола 1054 г. делались неоднократные попытки объединить католичество и православие в единое целое.
В 1439 г. состоялся Флорентийский Вселенский собор (Италия). На нем был провозглашен союз католической и православной церквей. Но православное население и духовенство ВКЛ не поддержали Флорентийскую унию [5].
Проблему унии неоднократно поднимали и великие князья литовские. Она приобрела важность после крещения Литвы по католическому обряду в 1387 г. В результате католические феодалы и католическое духовенство заняли господствующее положение в стране, что вызывало недовольство православного населения. Поэтому княжеская власть желала объединить феодалов Княжества, расширить связи с Западной Европой посредством церковной унии. Например, этого желал Витовт. При нем киевский митрополит Григорий Цамблак во главе посольства был направлен в немецкий город Констанц. Там в 1418 г. проходил Вселенский собор. Но переговоры об унии не имели успеха. Новую и тоже неудачную попытку заключить церковную унию в конце XV — начале XVI в. предприняли великий князь литовский Александр Казимирович и митрополит Иосиф Болгаринович [5].
И только после образования Речи Посполитой идея церковного единства вновь приобрела актуальность. Этому содействовало реформационное движение. Появление протестантизма давало возможность сформировать и униатскую (греко-католическую) церковь.
В начале XVI ст. Западную Европу всколыхнуло движение, известное в истории под названием Реформация. Реформация – широкое общественно-политическое, идеологическое и религиозное движение буржуазии, направленное против феодализма и его опоры – католической церк ви. Деятели Реформации требовали уничтожения феодализма, создания новой, децентрализованной, более демократической и дешевой церкви, секуляризации ее имущества, ликвидации духовенства как отдельной касты, а тоже монастырей и монашества, пыш ного католического культа, сложной церковной обрядности.
Основными реформационными течениями в ВКЛ были кальвинизм, лютеранство, антитринитаризм. Хронологические рамки Реформации на территории Беларуси: вт. пол. XVI – сер. XVII ст. [6].
Реформация покачнула позиции католической церкви. Новую церковную политику во условиях Реформации определил Тридентский собор 1545–1563 гг. Наступила эпоха Контрреформации. Ее хронологические рамки: середина XVI – конец XVII ст ., хотя идеи Контрреформации в какой-то меры определяли духовную жизнь общества почти до середины XVIII ст .
Контрреформация – возглавленный папством (религиозно-монархический центр католической церкви во главе с Попой Римским) общественно-политическое и религиозное движение против Реформации, за укрепление феодального строя в период его распада. В целях спасения католической церкви от «реформаторской ереси» была сделана ставка на орден иезуитов, созданный в 1534 г . в Италии испанским дворянином И. Лаёлой . Помимо иезуитов на территории Беларуси действовали 17 мужских католических монашеских орденов (бернардинцы, францисканцы, кармелиты, бенедиктинцы и пр.) и 7 женских ( даминиканки , бернардинки, кар мелитки , брыгитки , бенедиктинки и пр.).
Началом Контрреформации в ВКЛ может считаться 1569 г ., когда первые иезуиты явились в Вильно. Они вошли в дворцы богатых людей как духовники, советчики, домашние учители. На молодежь иезуиты влияли через школу. В 1570 г . в Вильно орден иезуитов открыл свой коллегиум , который в 1579 г . был преобразованный в академию. Это первое высшее учебное учреждение в ВКЛ. Позже иезуиты основали коллегиумы в Полоцке, Несвиже, Орше, Бресте , Пинске, Новогородку , Гродно, Витебска, Минску, Слуцке [6].
Реформация и Контрреформация в Беларуси, являясь частями европейского процесса, имела свои особенности. Во-первых, Реформация и Контрреформация в Беларуси совпали по времени в своем развитии, что привело к конфессиональной напряженности в второй половине XVI – начала XVII ст. Вместе с тем сосуществование двух, а потом трех христианских церквей (православной, католической и униатской) выработала нормы толерантности (терпимости), что не позволило сопровождать Контрреформацию суровыми политическими и религиозными гонениями, как это было в других странах. Во-вторых, когда в западно-европейских странах в результате Реформации от католической церкви отделилась ее часть и образовала национальные протестантские церкви, то в Беларуси силам Контрреформации удалось вернуть в католичество захваченную протестантством католическую знать, а также присоединить к ней знать православную и приблизить к католичеству через унию народные массы. В-третьих, Контрреформация в Беларуси была направлена не только против протестантизма, но и против православия – оппозиционной силы католицизма. Папа Римский имел намерение компенсировать потерю миллионов верующих в Западной Европе через духовное подчинение восточнославянских народов. Беларуси от водилась роль плацдарма для проникновения в Русское государство, а через нее – в Китай, Индию и т.д. Это намерение высказал Папа Римский Климент VIII: «О, мои русины. Надеюсь через вас перевернуть в католицизм весь восток!» [6].
В лоне католической церкви зародилась идея унии как попытки восстановить число лояльных папе римскому верующих за счет объединения под его началом католической и православной деноминаций христианской церкви.
Римских пап поддержал король Речи Посполитой Сигизмунд III Ваза. Он с помощью церковной унии стремился вывести православное население Княжества из-под влияния Российского государства, поскольку московские цари считали себя заступниками православных и на белорусско-литовских землях. Напомним, что этот фактор стал одной из причин пограничных войн на рубеже XV—XVI вв [5].
Желали унии и православные епископы Великого Княжества Литовского, например Ипатий Потей, Кирилл Терлецкий и др. Они таким образом рассчитывали сохранить свои владения, достичь равенства православной церкви с католической, получить права католических епископов, обрести доступ к государственной власти. Их позиция объясняется и тем, что во второй половине XVI в. православная церковь в ВКЛ под влиянием реформационного движения переживала кризис. Многие православные магнаты и шляхта стали переходить в католичество. Поэтому часть православных епископов предложила созвать церковный собор, чтобы создать униатскую церковь [5].
На соборе епископов в июне 1595 года был окончательно выработан текст («артикулы») 33-х статей, содержащих условия, обращённые к Римскому папе и Сигизмунду III []. Киевская митрополия была формально подчинена Римскому папе в соответствии с изданной папой Климентом VIII 23 декабря1595 года апостольской конституцией Magnus Dominus во время пребывания в Риме двух западнорусских епископов — Владимиро-Волынского Ипатия Потея (Поцея) и Луцкого Кирилла Терлецкого, которые были приняты в лоно католицизма на общих для «схизматиков» основаниях. Изданная 23 февраля 1596 года тем же папой булла Decet Romanum Pontificem, адресованная митрополиту Киевскому, Галицкому и всея Руси Рогозе, не предусматривала автономии для Киевской митрополии, но гарантировала уважение к восточной литургической традиции и невмешательство светских властей в епископские назначения [4].
В итоге произошло объединение православной церкви Украины и Беларуси с католической церковью в 1596 г. при подчиненности православной церкви Папе Римскому, признании основных католических догматов и сохранении православной обрядности. Она была провозглашена на церковном соборе в Бресте. В результате Брестской церковной унии образовалась Греко-католическая церковь (униатская церковь).
Для дальнейшего укрепления Речи Посполитой, как считали польские власти и католические круги, было необходимо объединить православных украинцев и белорусов с поляками-католиками. Православные епископы также выступали за объединение церквей, но при этом интересы православных и католических иерархов, равно как и их видение роли и положения будущей униатской церкви, были совершенно разными.
Для православных епископов основными причинами заключения унии были:
а) недовольство вмешательством в церковные дела организованного в братства мещанства;
б) желание освободиться от своей подчиненности восточным патриархам, которые не имели достаточной власти для защиты состояния православной церкви в Речи Посполитой;
в) необходимость сохранить свое привилегированное положение в новом государстве и добиться равенства с католическими епископами, которые заседали в сенате, имели титулы «князей церкви» и подчинялись только власти Папы и короля;
г) саму унию православные епископы рассматривали как равноправное объединение церквей под руководством Папы Римского, который после захвата турками Константинополя оставался единственным высшим церковным иерархом, который имел реальную власть.
Католические священники и польская шляхта рассматривали унию как:
а) необходимость идеологического обоснования захвата польскими магнатами украинских земель;
б) возможность увеличить количество подвластных Ватикана приходов за счет православной церкви при невозможности прямого насаждения католицизма в Украине, которая имела устойчивые долголетние традиции православия.
в) будущая униатская церковь воспринималась ими как второстепенная временная организация для покоренных украинских «мужиков», направленная на укрепление польско-католического влияния на присоединенных украинских землях [1].
В 1590 г. часть православных епископов вступила в тайные переговоры с польским королем Сигизмундом III, выразив желание присоединиться к католической церкви. В 1595 г. епископы Луцкий К. Терлецкий и Владимирский И. Потий после издания королем универсала, в котором он сообщал о переходе православных епископов к унии, отправились в Рим и признали власть Папы Римского. В октябре 1596 г. король Сигизмунд III и киевский митрополит М. Рогоза по поручению Папы Римского Климентия VIII созвали в Бресте церковный собор для официального провозглашения унии. Однако собор сразу раскололся на два отдельных собора - православный и униатский. Православный собор отклонил унию; униатский - провозгласил унию, признал власть Папы Римского, принял основные догматы католической церкви, сохранив однако православные обряды и церковнославянский язык. Униатским епископам обещали сенаторские звания (это обещание осталось невыполненным). Униатское духовенство, как и католическое, освобождалось от налогов, униатская шляхта получила право занимать государственные должности наравне с католической шляхтой, а униаты-мещане уравнивались в правах с католическим мещанством [1].
Насильственное введение униатства вызвала сильное сопротивление с стороны православного населения. Можно привести факт убийства священника Иосафата Кунцевича и его единомышленников в Витебска в 1623 г. за закрытие православных храмов в Полоцке, Витебске, Орше и Могилеве , за насилие и призывы топить, резать, вешать, сжигать на поленницы православных верующих как злых и неисправимых еретиков. Королевская комиссия за участие в убийстве осудила 75 человек к смертной казне. Витебск был лишен магдебургского права и всех ранее подаренных прав и привилегий, был подчинен военному управлению , снят вечевой звон, а ратуша преобразована в шинок.
Законами Речи посполитой 1668 и 1674 гг. по православию был нанесен еще один удар: отступничество от католичества и униатства провозглашалось криминальным преступлениям и подлежало наказанию путем изгнания из государства. Была сломана и такая форма сопротивления католической экспансии, как православные братства, которые печатали книги на свои средства, проводили большую пропагандистскую работу, направленную против унии. К XVIII ст . деятельность право славных братств приостановилась. В конце XVIII ст . более чем 75 % население Беларуси являлись униатами. На Беларуси существовала только одна православная епархия в Могилеве. Она, как и Киевская митрополия, была подчинена Московскому патриархату [6].
О том, что шел процесс латинизации униатской церкви, перевода ее на католический обряд, свидетельствуют решения Замойского церковного собора 1720 г . В соответствия с ним обряд униатской церкви окончательно переводился на католический строй: священники обязывались брить бороды, заменить рясу на сутану , вводились звоночки сотоварищи атрибуты католического обряда.
Униатская церковь была ликвидирована решением Полоцкого церковного собора 1839 г . Она превращалась в православную. Католическая экспансия на белорусские земли потерпела поражение [6].
Заключение Брестской унии вызвало протесты крестьян, казаков, мещан, части православной шляхты, низшего духовенства, а первоначально — и некоторых крупных украинских феодалов. Активным противником унии стал игумен брестского Свято-Симеоновского монастыря преподобномученик Афанасий [3].
Борьба униатов и православных — острое межконфессиональное противостояние между греко-католическим духовенством и властями Речи Посполитой с одной стороны и православными горожанами, казаками и духовенством с другой стороны. Её причиной стало желание польской администрации установить в Киеве Унию и завладеть киевскими храмами и монастырями [2].
В 1626 году в руки православных вновь начали переходить церкви, монастыри и их имущество. Точку в противостоянии поставила смерть Сигизмунда III. Новый король Владислав IV в 1633 году признал законность православной церкви, а Могиле, ставшему киевским митрополитом, были переданы все киевские храмы и обители. ТолькоВыдубицкий монастырь оставался во владении Рутского до его смерти в 1637 году.
Обновление православной иерархии имело большое значение не только для самой церкви, но и для казачества, благодаря которому в значительной мере это событие и произошло. Таким образом, победа православия в Киеве кардинально изменило роль украинского казачества, резко подняв его престиж [2].
В октябре 1620 года Иерусалимский Патриарх Феофан III, с помощью гетмана Сагайдачного и Войска Запоржского поставил православного Киевского митрополита Иова Борецкого, а также епископов на все вакантные кафедры православной Киевской митрополии, на Украине была восстановлена православная иерархия.
Тем не менее, преследование православных на Украине продолжалось, и в конечном итоге политическое и религиозное давление вылилось в восстание Хмельницкого, вследствие которого Польша лишилась половины Украины. Однако на территориях, оставшихся в Речи Посполитой, — на Правобережной Украине, в Белоруссии и Литве — давление на православных продолжалось и век спустя, и, когда уже ослабленная Речь Посполитая была разделена, России достались территории полностью униатские [3].
В некоторых регионах, в основном на Украинском Подоле, благодаря т. н. «миссии Садковского», вернулось в православие более 2300 храмов. Однако в остальных районах, особенно в Беларуси и на Волыни, уния пустила глубокие корни, а после издания Екатериной II декрета о свободе религии, а также в связи с тем фактом, что украинцы и белорусы были в основном крепостными польских магнатов, о переходе назад в православие не было и речи.
Многие в униатской церкви полагали, что роль её как временного моста при переходе из православия в католичество завершена. Большая же часть рядовых священников желала возвращения в православие; им противостоял епископат, который под давлением Рима начал переводить униатов в латинский обряд. В 1833 году перешла в православие Почаевская лавра, а в феврале 1839 года под руководством Иосифа Семашко состоялся Полоцкий собор, на котором было принято решение о воссоединении униатов с Российской православной церковью. В СССР униаты преследовались: их церковь была запрещена весной 1946 года в соответствии с решениями Львовского Собора, объявившего об упразднении Брестской унии, храмы были переданы епархиям Московского Патриархата. С 1990 года на западе Украины начался процесс возрождения Греко-католической церкви и возврат храмов, отобранных у грекокатоликов в 1946 году [3].
Заключение Брестской унии привело впоследствии к созданию Украинской грекокатолической церкви и Белорусской грекокатолической церкви. Последователей унии (лиц, придерживавшихся грекокатолического (униатского) исповедания) за пределами Речи Посполитой прозвали «униатами», причём термин часто имел негативную коннотацию при употреблении иерархами Русской и Украинской православных церквей, а также в официальной советской историографии.
Заключение
В результате больших усилий Папы Римского и католического духовенства, а также руководства Речи Посполитой окончательное решение о слиянии православной и католической церкви произошло 6–9 октября 1596 г. на церковном соборе в Бресте. В результате Брестской церковной унии 1596 г . была создана униатская церковь.
В церковном союзе были заинтересованы определенные силы. В первую очередь инициатором объединения выступал католический Рим. Из-под влияния римских пап выпали значительные территории Европы. Ряд стран в результате Реформации приобрели протестантский характер, а Балканский полуостров захватили мусульмане-турки. Чтобы компенсировать эти потери, католическая церковь стремилась расширить влияние на востоке за счет православных земель. Осуществить это можно было путем преобразования православной церкви ВКЛ в греко-католическую.
Униатская церковь подчинялась Папе Римскому, а обряды в ей были сначала прежние. Униатами стали, в основном, крестьяне, мещане, часть мелкой и средней знати. Поэтому униатскую церковь иной раз называют «хлопской церковью», а ее верующих – людьми «хлопской веры». Магнаты и в большинстве своем белорусская знать присоединились к государственной церкви – церкви католической.
Брестскую унию 1596 года признало большинство церковных иерархов, однако не все простые священники и миряне поддержали идею объединения. Против унии выступило мелкое дворянство, православный клир среднего звена, мещанство, а также новое сословие — казачество, которое было представленно на украинских землях РП. Таким образом, борьба, разгоревшаяся между православными и униатами в конце XVI — начале XVIІ века в РП, имела не только идеологический, но и экономико-политический контекст. В этой борьбе закон находился на стороне униатов, чьи права на собственность подкреплялись привилегиями короля Сигизмунда III. Униатские наместники и деятели пользовались ими в судебных разбирательствах против церковных и мещанских структур, отказывавшихся принять Унию. «Цивилизованные» униатские методы встречали стихийное сопротивление православных народных масс, на стороне которых не было закона и которым приходилось опираться на нелегитимную силу, а слишком резвых поборников закона просто убивали, как, например, произошло с Иосафатом Кунцевичем в Витебске в 1623 г. Тем не менее, униатство получило достаточно широкое распространение на землях ВкЛ.