Англосаксонская и континентальная системы буржуазного права
В развитии права континентальной Европы огромное значение сыграли следующие факторы:
1. Основой правовой системы стало римское право, характеризующееся высокой степенью разработанности, точностью и законченностью.
2. Большую роль в правотворчестве играли университеты, деятельность ученых-юристов, теоретическая разработка правовых институтов. Профессора университетов имели компетенцию толковать правовые нормы, а , кроме этого, их влияние на правовую систему сказывалось через подготовку кадров для судебных учреждений, они формулировали общие принципы, разрабатывали теоретические вопросы права и его использования.
Все это придало континентальной системе права ее системность, теоретическую проработанность, четкость и определенность. Была преодолена тенденция развития права только через собирание казуальных норм, судебной практики. Теоретические работы ученых-юристов систематизировали правовые знания, сделав судебные решения нормой права через выражение из в законах.
Наиболее законченным выражением континентальной формы буржуазного права стал Французский гражданский кодекс 1804 года. Его основными особенностями стали: небольшой объем, четкость и лаконичность формулировок, простота языка изложения. Он полностью перенял из Конституций Юстиниана структуру, деление на три основных раздела: лица, вещи, обязательства. Также, в большой мере была скопирована система договоров римского классического периода.
Французский гражданский кодекс не только внешней структурой, но и в формулировках подобен нормам римского права. Кодекс закрепляет основные принципы римского права: равной правоспособности граждан (статья 8 гласит: "Всякий француз пользуется гражданскими правами"2), абсолютный характер права частной собственности (в статье 554 говорится: "Собственность есть право пользоваться и распоряжаться наиболее абсолютным образом, с тем чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами или регламентом."3).
Континентальная правовая система четко разграничивает право материальное и право процессуальное. Основным источником права является закон. Широко используется кодификация отраслей материального и процессуального права. Судебный прецендент создает не общие, а лишь казуистические нормы, то есть правила для решения конкретного дела.
Англосаксонское право, напротив, сформировалось без сильного влияния римского права, путем постепенного приспособления к возникающим экономическим отношениям с сохранением пережитков в правовой системе. Правовая система Англии характерна своей непоследовательность и незавершенность, соблюдением исторических традиций, обычаев. В Англии не была проведена коренная реорганизация правовой системы, как это происходило в странах континентальной Европы после буржуазных революций.
Взяв за основу местное обычное право, а не римское право, как страны континентальной Европы, Англосаксонское право вынуждено было пройти в своем развитии те этапы, которые прошло римское право. Английское "общее право" со своим формализмом, консерватизмом, ограниченностью имеет много общего с квиритским правом Рима. Основой и того и другого стало обычное право. В результате развития товарного производства в Англии стали необходимы суды лорда-канцлера, который руководствовался в своих решениях не судебными решениями предыдущих времен, не отвечающих новым экономическим отношениям, а принципом "справедливости для данного случая" с правом отступать от предписаний существующего судебного прецендента. Это аналогично преторскому суду Древнего Рима, на котором решение связывалось принципом equitas (справедливости) самого претора.
Английское право так и не прошло этап в своем развитии, аналогичный этапу развития римского права в период принципата, когда огромную роль в формировании права стали играть римские юристы, когда центр правотворческой деятельности переходит от преторов к юристам. Наиболее выдающимся юристам предоставляется jus publici respondenti (право давать официальные консультации), юристы имели право консультировать судей по возникшим судебным проблемам от имени принцепса, а судьи принимали их как обязательные и основывали на них свои решения. В 426 году после принятия закона "О цитировании юристов" за основу судебных решений можно было использовать труды пяти основных юристов Рима. Римские юристы-ученые имели возможность теоретически определить основные правовые институты, создать четкую правовую систему.
Главенствующее место в англосаксонской системе занимают судебные преценденты. Существует выражение "Английский судья раб прошлого и деспот для будущих поколений".
Правовая система не имеет четкой структуры, не систематизирована и не кодифицирована.
Основными доктринами английского буржуазного права являются:
1. Доктрина "обязательности судебного прецендента", заключающаяся в том, что решения палаты лордов, апелляционного суда, высшего суда являются обязательными, составляют прецендент, которому должны следовать перечисленные суды и все нижестоящие судебные органы. В судебной практике Англии считается, что принцип обязательности прецендента применяется лишь к той части судебного мнения, которая непосредственно обосновывает решение по делу, тогда как за прочими рассуждениями судьи не признается обязательная сила.
2. Доктрина "верховенства права", которая противопоставляется принципу "верховенства закона" и делает основой правовой базы судебный прецендент. В Анлийской практике сложилось положение о том, что если существует право - то его можна найти в судебных отчетах, из которых выводятся преценденты, если же оно там не найдено - это не право.
Важные различия англосаксонского и континентального права заметны и в государственном праве. Английская правовая система вообще не восприняла деления права на частное и общественное (основанное на римском праве). В то время, как во Франции конституционные изменения следовали за каждым крупным вооруженным столкновением или переворотом: в 1793, 1794, 1799, 1844, 1830, 1848, 1852, 1970 годах, политическое развитие в Англии вообще не привело к появлению конституции, как единого писанного закона. Важные принципы государственного права до сих пор регулируются не законом, а сложившимися неписанными правилами. Так, например, именно по этой причине королева не присутствует на заседаниях кабинета министров.