Основания, порядок смещения с должности и досрочное прекращение полномочий президента
Президент может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении Президента от должности принимается большинством не менее 2/3 голосов от полного состава Палаты представителей и большинством не менее 2/3 голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии. Решения палат принимаются в форме постановлений.
Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее 1/3 ее депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики на основании принятого постановления. Президент считается смещенным с должности, если за решение о его смещении проголосовало не менее 2/3 от полного состава Совета Республики, а также не менее 2/3 от полного состава Палаты представителей.
Непринятие Советом Республики и Палатой представителей решения о смещении Президента с должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения.
В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь.
- ЗАЩИТА ЗАКОНОМ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ, ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ПРЕЗИДЕНТА.
Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.
Президентская неприкосновенность – это особые гарантии, которые обеспечивают свободное и ответственное осуществление Президентом принадлежащих ему конституционных полномочий в течение срока пребывания в этой должности и непрерывность функционирования данного института.
Конституционное положение об охране чести и достоинства Президента Республики Беларусь конкретизируется в законодательстве. В частности, распространение средствами массовой информации заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство Президента влечет административную ответственность (ст. 23.33 КоАП).
Уголовным кодексом Беларуси 1999 года впервые в качестве самостоятельных составов сформулированы: составы клеветы в отношении Президента Республики Беларусь (ст. 367); оскорбления Президента Республики Беларусь (ст. 368).
Уголовное дело о публичном оскорблении Президента или клевете в отношении его, в том числе с использованием печати или других средств массовой информации, возбуждается в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом РБ. Иски о защите чести и достоинства Президента предъявляются в суд в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом РБ.
Препятствование законной деятельности Президента не допускается и преследуется по закону.
- СТРУКТУРА, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАЛАТ ПАРЛАМЕНТА И ИХ ОРГАНОВ.
Национальное собрание состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.
Состав Палаты представителей - 110 депутатов. Кандидатом в депутаты Палаты представителей может быть гражданин РБ, достигший 21 года. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке, установленном Конституцией и иными законами РБ.
Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Проведение выборов производится в порядке, установленном Конституцией и иными законами. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом. Кандидатом в члены Совета Республики может быть гражданин РБ, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, г. Минска не менее 5 лет.
Палата представителей и Совет Республики считаются правомочными при избрании не менее двух третей от полного состава каждой из палат.
Срок полномочий Национального собрания - четыре года.
Полномочия Национального собрания могут быть продлены на основании закона только в случае войны. Полномочия палат Национального собрания начинаются со дня первого заседания вновь избранных Палаты представителей, Совета Республики и заканчиваются в день открытия первого заседания Палаты представителей, Совета Республики нового созыва.
Национальное собрание является постоянно действующим органом. Палаты собираются на две очередные сессии в год. Первая сессия открывается 2 октября, ее продолжительность не может быть более восьмидесяти дней. Вторая сессия открывается 2 апреля, ее продолжительность не может быть более девяноста дней. Если 2 октября или 2 апреля приходятся на нерабочий день, то сессия открывается в первый следующий за ним рабочий день.
Сессии палат проводятся в форме пленарных заседаний. Заседание палаты Парламента считается правомочным при условии, что на нем присутствует не менее 2/3 соответственно депутатов Палаты представителей или членов Совета Республики от полного состава палаты.
Пленарные заседания палат Национального собрания проводятся открыто. Палаты Нац. собрания, если этого требуют интересы гос., могут принять решение о проведении закрытого заседания большинством голосов от их полного состава.
Совместные заседания палат Национального собрания могут проводиться в случаях:
—заслушивания ежегодных посланий Президента к Парламенту;
—проведения парламентских слушаний;
—вопросов депутатов Палаты предст. и членов Совета Республики и ответов Правительства РБ;
—рассмотрение совместных обращений, деклараций и заявлений обеих палат Нац. собрания;
—в иных случаях по решению палат Национального собрания.
ФОРМЫ РАБОТЫ ПАРЛАМЕНТА.
Формы работы Парламента.
1.Сессии палат парламента. Первая сессия открывается 2 октября - не более 80 дней. Вторая сессия открывается 2 апреля - не более 90 дней. Если 2 октября или 2 апреля приходятся на нерабочий день, то сессия открывается в первый следующий за ним рабочий день. ПП, Соа. Респ. в случае особой необходимости созываются на внеочередную сессию по инициативе Президента, а также по требованию большинства не менее 2/3 голосов от полного состава каждой из палат.
2.деятельность постоянных и временных комиссий
3.совместные заседания палат Парламента:
1) во время принятия присяги Президентом
2) во время выступления с посланием к Парламенту
3) при ответах Правительства на вопросы Парламента
4.деятельность согласительных комиссий - создаются для преодоления разногласий, возникших по законопроекту
5.деятельность депутатов парламента в избирательных округах - депутаты проводят собрание избирателей, рассматривают поступившие от граждан предложения и жалобы, изучают общественное мнение, информируют избирателей о своей работе. Депутаты палат Парламента периодически, но не реже одного раза в год, отчитываются перед избирателями о своей работе и выполнении предвыборной программы.
- КОМПЕТЕНЦИЯ ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ.
Статья 97 Конституции
1) рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан РБ, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конст., о толковании Конст.;
2) рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики РБ; военной доктрины; ратификации международных договоров; об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; о правах национальных меньшинств; об утверждении республ. бюджета и отчета о его исполн-и; установлении республиканских налогов и сборов; о принципах осущ. отношений соб-ти; об основах соц. защиты; о принципах регулирования труда и занятости; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении; об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; об определении порядка решения вопросов административно-территориального устройства гос.; о местном самоуправлении; о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей; об уголовной отв-ти; об амнистии; об объявлении войны и о заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения; об установлении гос. наград; о толковании законов;
3) назначает выборы Президента;
4) дает согласие През-у на назначение Премьер-мин.;
5) заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству;
6) рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;
7) по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству; вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности;
8) принимает отставку Президента;
9) выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершении гос. измены или иного тяжкого прест.; на основании соотв-го решения Совета Респ. принимает большинством не менее двух третей голосов от полного состава решение о смещении Президента с должности;
10) отменяет распоряжения Пред-я Палаты представ..
Палата представителей может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.