Формирование судейского корпуса
Требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей. Испокон веков профессия судьи была наиболее авторитетна и общественно значима. Моральные, нравственные, профессиональные качества судьи во многом определяют качество судебной защиты прав и законных интересов лиц, обратившихся в суд, способствуют формированию доверительного отношения к носителям судебной власти. Поэтому к кандидатам на судейские должности предъявляются высокие требования.
Статья 119 Конституции РФ и ст. 4 Закона о статусе судей устанавливают определенные требования к кандидатам на должности судей, которые условно можно назвать «положительными» и «отрицательными».
К числу «положительных» требований относятся:
1) гражданство Российской Федерации. Закон не указывает формы приобретения гражданства, следовательно, судьей может стать как гражданин Российской Федерации по рождению, так и лицо, получившее гражданство России;
2) высшее юридическое образование, полученное в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию. Закон не конкретизирует, какую ступень высшего профессионального образования (бакалавр, специалист, магистр) должен иметь кандидат на должность судьи;
3) достижение определенного возраста:
а) для кандидатов в мировые судьи, судьи районных судов, гарнизонных военных судов, арбитражных судов субъектов РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ — не менее 25 лет;
б) для кандидатов в судьи верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономных округов и суда автономной области (далее — областных и соответствующих судов), окружных (флотских) военных судов, арбитражных судов округов и арбитражных апелляционных судов — не менее 30 лет;
в) для кандидатов в судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ — не менее 35 лет;
г) для кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ — не менее 40 лет;
4) стаж работы по юридической специальности на должностях, указанных в Законе о статусе судей:
а) для кандидатов в мировые судьи, судьи районных судов, гарнизонных военных судов, арбитражных судов субъектов РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ — не менее пяти лет;
б) для кандидатов в судьи областных и соответствующих судов, окружных (флотских) военных судов, арбитражных судов округов и арбитражных апелляционных судов — не менее семи лет;
в) для кандидатов в судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ — не менее 10 лет;
г) для кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ — не менее 15 лет.
Не могут быть кандидатами на должности судей («отрицательные» условия) лица:
1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
2) имеющие или имевшие судимость либо лица, уголовное преследование которых прекращено по нереабилитирующим основаниям;
3) имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
4) признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
5) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
6) имеющие иные заболевания, препятствующие осуществлению полномочий судьи.
Для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень таких заболеваний утвержден решением Совета судей РФ от 26 декабря 2002 г.[136];
7) состоящие в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя суда, на вакантную должность в котором предполагал отбираться кандидат в судьи.
Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам в судьи. Например, судьей Конституционного Суда РФ может стать лицо, имеющее высокую признанную квалификацию в области права (кандидат юридических наук, доктор юридических наук и т.п.).
Закон не предусматривает обязательное психодиагностическое обследование кандидатов на должность судьи. Судебным департаментом при Верховном Суде РФ были разработаны рекомендации по экспериментальному использованию методов психодиагностического обследования кандидатов на должность судьи (приказ от 17 декабря 2002 г. № 147). Основными задачами такого обследования, проводимого на добровольной основе, являются: выявление среди кандидатов на должность судьи лиц с нервно-психической неустойчивостью или находящихся в состоянии дезадаптации[137]; оценка психологической пригодности кандидатов на должность судьи для выполнения функций по осуществлению правосудия; выявление лиц с асоциальными установками, корыстно-утилитарной мотивацией, а также употребляющих психоактивные вещества[138].
VII Всероссийский съезд судей (2008 г.) признал необходимом закрепить среди требований к кандидатам на должность судьи прохождение психодиагностического обследования.
Порядок отбора кандидатов на должности судей и наделения судей полномочиями.Отбор кандидатов на должности судей производится на конкурсной основе (ст. 5 Закона о статусе судей).
Для судей федеральных судов, кроме Конституционного Суда РФ, отбор состоит из ряда этапов.
1. Сдача квалификационного экзамена. Экзамен сдают лица, не являющиеся судьями (т.е. лица, впервые назначаемые на должность судьи, и лица, ранее работавшие судьями, но ушедшие с этой должности по уважительным причинам, в том числе в отставку, если с момента прекращения полномочий прошло более трех лет), за исключение граждан, которые имеют ученую степень кандидата юридических наук или диктора юридических наук и которым присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации».
Любой гражданин, отвечающий установленным требованиям, должен обратиться в соответствующую экзаменационную комиссию по приему квалификационного экзамена на должность судьи (Высшую экзаменационную комиссию или в Экзаменационную комиссию субъекта РФ) с заявлением о сдаче квалификационного экзамена, а также представить необходимые документы. Результат экзамена действителен в течение трех лет после его сдачи.
2. Получение рекомендации от квалификационной коллегии судей субъекта РФ или Высшей квалификационной коллегии судей РФ (рекомендацию не представляют граждане, которые освобождены от сдачи квалификационного экзамена на должность судьи). Претендент, успешно сдавший экзамен, должен обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи с приложением необходимых документов либо их копий, заверенных надлежащим образом.
По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений и с учетом результатов экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи.
Получение согласия председателя соответствующего суда[139]. Председатель суда рассматривает решение квалификационной коллегии судей о рекомендации и в случае согласия с ним вносит представление о назначении рекомендованного лица на должность судьи Председателю Верховного Суда РФ или Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ.
3. В случае несогласия с рекомендацией председатель суда возвращает это решение с мотивированным обоснованием своего несогласия для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при повторном рассмотрении обжалуемого решения квалификационная коллегия судей 2/3 голосов подтверждает свое первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.
4. Рассмотрение документов на кандидатов Председателем Верховного Суда РФ или Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ, которые направляют представления на рекомендованных кандидатов Президенту РФ.
5. Рассмотрение документов на кандидатов Комиссией при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов[140].
Комиссия готовит свои предложения по кандидатам на должности судей Президенту РФ.
В отношении судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ можно выделить дополнительные этапы:
- представление Президентом РФ соответствующих кандидатур Совету Федерации (либо отклонение представленных кандидатур);
- обсуждение представленных кандидатур в комитетах Совета Федерации.
6. Назначение судей на должность уполномоченными органами государственной власти:
- судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации;
- судьи остальных федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ (если он не отклонил представленные кандидатуры).
7. Принесение судьей, впервые назначенным на должность, присяги в торжественной обстановке.
Существенно отличается от вышеизложенной процедуры отбор кандидатов на должность судьи Конституционного Суда РФ (ст. 9 Закона о Конституционном Суде):
- не предусмотрена сдача претендентом квалификационного экзамена и получение рекомендации квалификационной коллегии судей. Кандидаты, как ранее отмечалось, должны обладать высокой признанной квалификацией в области права;
- предложения о кандидатах могут направлять Президенту РФ члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ, высшие судебные органы, всероссийские юридические сообщества, юридические научные и учебные заведения.
Президент РФ вносит представление на кандидата в Совет Федерации. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации.
Кандидаты на должности мировых судей должны сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей субъекта РФ (кроме лиц, имеющих стаж работы федеральным судьей не менее пяти лет). Дальнейшая процедура отбора, а также порядок назначения (избрания) определяется законами соответствующих субъектов РФ.
Например, мировые судьи г. Москвы наделяются полномочиями Московской Городской Думой но представлению председателя Московского городского суда; в Свердловской области мировые судьи избираются Законодательным Собранием по представлению Губернатора Свердловской области; в Республике Северная Осетия — Алания мировые судьи утверждаются парламентом по рекомендации квалификационной коллегии судей Республики.
Порядок отбора и наделения полномочиями судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ определяется законами соответствующих субъектов РФ.
Например, судьи Уставного Суда Свердловской области избираются Законодательным Собранием по представлению Губернатора Свердловской области.
Правовой статус судьи
Термин «статус» происходит от латинского слова «status», что буквально означает «состояние, положение». Сегодня этот термин означает правовое положение какого-либо субъекта: гражданина, должностного лица, органа управления, юридического лица и Т.Д.[141]
Исходя из этого правовой статус судьи— это правовое положение судьи как государственного деятеля, закрепленное в законодательстве.
Положения, касающиеся правового статуса судьи, закреплены в Конституции РФ (ст. 120—122, 124, 128); Законе о статусе судей, Законе о судебной системе (гл. 2); Законе о Конституционном Суде (гл. II); в Федеральном конституционном законе «О военных судах Российской Федерации» (гл. III); в Федеральном законе «О мировых судьях в Российской Федерации» (ст. 6—8) и других законах; в подзаконных актах, например Кодексе судейской этике, утвержденном VII Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г.; актах высших судебных органов, например постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 мая 2007 г. № 27 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о привлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности». Большое значение в регламентации правового статуса судьи имеют нормы международного права, например Европейская хартия о статусе судей (1998 г.), Основные принципы независимости судебных органов (1985 г.) и др.
Анализ положений законодательства позволяет выделить ряд элементов правового статуса судьи.
1. Судьи — носители судебной власти, таким образом, это публичные субъекты, осуществляющие властные полномочия. Судьями являются лица, наделенные в соответствии с законодательством полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
Совокупность судей всех федеральных судов и судов субъектов РФ образует судейский корпус (судейское сообщество). Судья является членом судейского сообщества с момента принесения присяги судьи и до вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи (исключением является прекращение полномочий в связи с отставкой судьи).
2. Все судьи обладают единым статусом и различаются только своими полномочиями (компетенцией).
Единство статуса означает равенство судей внутри судейского сообщества, равную защиту принадлежащих им прав, возложение одинаковых обязанностей и ограничений.
Особенности правового положения некоторых категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, и законами субъектов РФ. Особенности правового положения судей Конституционного Суда РФ определяются федеральным конституционным законом.
3. В зависимости от стажа работы, занимаемой должности, профессиональной подготовленности судье присваиваются квалификационные классы, не являющиеся почетным или специальным званием.
Установлены следующие квалификационные классы: высший, первый, второй, третий, четвертый, пятый. Судьям Конституционного Суда РФ присваивается высший квалификационный класс.
4. К судьям предъявляются определенные требования и ограничения, например:
— в своей профессиональной деятельности и вне службы неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и законы;
- в любой ситуации избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия (например, личных связей, которые могут причинить ущерб его репутации, затронуть честь и достоинство судьи);
- судья не может замещать иные государственные должности, должности государственной или муниципальной службы, муниципальные должности[142];
- не может быть третейским судьей или арбитром;
- не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально, публично выражать свои политические взгляды, участвовать в политических акциях и иной политической деятельности;
- не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятия которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи. Эта деятельность не может финансироваться только за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;
- не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом;
- судьям запрещено прекращать исполнение трудовых обязанностей в целях урегулирования трудового спора.
5. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам.
6. Судьи никому не подотчетны. Вмешательство в деятельность судей с целью воспрепятствовать осуществлению правосудия влечет уголовную ответственность (ч. 1, 3 ст. 294 УК РФ).
7. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими своих полномочий обязательны для исполнения любыми субъектами, к которым они обращены, на всей территории РФ.
Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, предоставляются по требованию судьи безвозмездно.
Неисполнение требований и распоряжений судьи влечет установленную ответственность, например:
- за злостное неисполнение судебных актов предусмотрена уголовная ответственность — от штрафа до лишения свободы (ст. 315 УК РФ);
- за неисполнение распоряжений судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа или административного ареста (абз. 1 ст. 17.3 КоАП РФ);
- за неисполнение без уважительных причин обязанности предоставить истребуемые судом доказательства предусмотрен судебный штраф (ч. 3 ст. 57 ГПК РФ, ч. 9 ст. 66 и ч. 1 ст. 119 АПК РФ).
8. Судьи несменяемы, т.е. не могут быть назначены (избраны) на другую должность или переведены в другой суд без их согласия.
9. Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, но они могут быть приостановлены или прекращены по основаниям, указанным в законе.
10. Предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет. Данное ограничение не распространяется на Председателя Конституционного Суда РФ.
Для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ может быть установлен иной предельный возраст пребывания в должности судьи.
11. Судьи неприкосновенны.
Это в основном связано с особым порядком привлечения их к уголовной и административной ответственности, принятия решений о заключении под стражу, осуществления оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. Гарантии независимости устанавливаются федеральным законом.
12. За совершение дисциплинарных проступков судьи привлекаются к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий. Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается соответствующей квалификационной коллегией судей, а в отношении судьи Конституционного Суда РФ — Конституционным Судом РФ.
Решение квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи за совершение дисциплинарного проступка может быть обжаловано в Дисциплинарное судебное присутствие.
Дисциплинарным проступком считается нарушение судьей норм Закона о статусе судей, Кодекса судейской этики (для судей Конституционного Суда РФ — и норм Закона о Конституционном Суде), а также нарушение общепринятых норм морали, обязанностей при отправлении правосудия, правил поведения при исполнении иных служебных обязанностей и во внеслужебной деятельности.
В 2005—2008 гг. за совершение дисциплинарных проступков квалификационные коллегии судей досрочно прекратили полномочия 286 судей и руководителей судов, вынесли 1228 предупреждений.
13. Судьи имеют право на отставку, т.е. на почетный уход или почетное удаление с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.
14. Федеральные судьи обязаны повышать квалификацию по мере необходимости, но не реже одного раза в три года с сохранением заработной платы на период обучения.
Федеральный судья, впервые назначенный на должность, проходит профессиональную переподготовку с сохранением на этот период заработной платы, по результатам которой судье присваивается квалификационный класс.
Порядок, формы и сроки прохождения профессиональной переподготовки и повышения квалификации мировых судей и судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ определяется законами соответствующих субъектов РФ.
15. Федеральными законами предусмотрены меры материального обеспечения и социальной защиты судей. Например, заработная плата, состоящая из должностного оклада, доплат за квалификационный класс, выслугу лет, 50% доплаты к должностному окладу за особые условия труда и других доплат; отпуск 30 рабочих дней, не считая время следования к месту отдыха и обратно (с учетом стажа работы по юридической специальности предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск); оплата стоимости проезда к месту отдыха и обратно; обеспечение проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) в городском, пригородном и местном сообщении; обязательное страхование за счет средств федерального бюджета жизни, здоровья и имущества судьи и т.д.
16. В целях защиты жизни, здоровья, имущества могут применяться меры безопасности (личная охрана, охрана жилища, выдача оружия, изменение внешности и т.д.).
Таким образом, «статус судьи, состоящий из многих компонентов, обеспечивает возможность судье осуществлять независимое, непредвзятое и справедливое правосудие»[143].