Формирование судейского корпуса

Требования, предъявляемые к кандидатам на должно­сти судей. Испокон веков профессия судьи была наиболее авторитетна и общественно значима. Моральные, нрав­ственные, профессиональные качества судьи во многом определяют качество судебной защиты прав и законных интересов лиц, обратившихся в суд, способствуют форми­рованию доверительного отношения к носителям судебной власти. Поэтому к кандидатам на судейские должности предъявляются высокие требования.

Статья 119 Конституции РФ и ст. 4 Закона о статусе судей устанавливают определенные требования к кандида­там на должности судей, которые условно можно назвать «положительными» и «отрицательными».

К числу «положительных» требований относятся:

1) гражданство Российской Федерации. Закон не ука­зывает формы приобретения гражданства, следовательно, судьей может стать как гражданин Российской Федерации по рождению, так и лицо, получившее гражданство Рос­сии;

2) высшее юридическое образование, полученное в выс­шем учебном заведении, имеющем государственную аккре­дитацию. Закон не конкретизирует, какую ступень высше­го профессионального образования (бакалавр, специалист, магистр) должен иметь кандидат на должность судьи;

3) достижение определенного возраста:

а) для кандидатов в мировые судьи, судьи районных су­дов, гарнизонных военных судов, арбитражных судов субъ­ектов РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ — не менее 25 лет;

б) для кандидатов в судьи верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального зна­чения, судов автономных округов и суда автономной обла­сти (далее — областных и соответствующих судов), окруж­ных (флотских) военных судов, арбитражных судов округов и арбитражных апелляционных судов — не менее 30 лет;

в) для кандидатов в судьи Верховного Суда РФ и Выс­шего Арбитражного Суда РФ — не менее 35 лет;

г) для кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ — не менее 40 лет;

4) стаж работы по юридической специальности на долж­ностях, указанных в Законе о статусе судей:

а) для кандидатов в мировые судьи, судьи районных су­дов, гарнизонных военных судов, арбитражных судов субъ­ектов РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ — не менее пяти лет;

б) для кандидатов в судьи областных и соответству­ющих судов, окружных (флотских) военных судов, арби­тражных судов округов и арбитражных апелляционных су­дов — не менее семи лет;

в) для кандидатов в судьи Верховного Суда РФ и Выс­шего Арбитражного Суда РФ — не менее 10 лет;

г) для кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ — не менее 15 лет.

Не могут быть кандидатами на должности судей («от­рицательные» условия) лица:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении пре­ступлений;

2) имеющие или имевшие судимость либо лица, уголов­ное преследование которых прекращено по нереабилитиру­ющим основаниям;

3) имеющие гражданство иностранного государства ли­бо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

4) признанные судом недееспособными или ограничен­но дееспособными;

5) состоящие на учете в наркологическом или психонев­рологическом диспансере в связи с лечением от алкоголиз­ма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

6) имеющие иные заболевания, препятствующие осу­ществлению полномочий судьи.

Для подтверждения отсутствия у претендента на долж­ность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное ме­дицинское освидетельствование. Перечень таких заболева­ний утвержден решением Совета судей РФ от 26 декабря 2002 г.[136];

7) состоящие в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедуш­ки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем пред­седателя суда, на вакантную должность в котором предпо­лагал отбираться кандидат в судьи.

Федеральным конституционным законом и федераль­ным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам в судьи. Например, судьей Кон­ституционного Суда РФ может стать лицо, имеющее высо­кую признанную квалификацию в области права (кандидат юридических наук, доктор юридических наук и т.п.).

Закон не предусматривает обязательное психодиагно­стическое обследование кандидатов на должность судьи. Судебным департаментом при Верховном Суде РФ были разработаны рекомендации по экспериментальному ис­пользованию методов психодиагностического обследова­ния кандидатов на должность судьи (приказ от 17 декабря 2002 г. № 147). Основными задачами такого обследова­ния, проводимого на добровольной основе, являются: выявление среди кандидатов на должность судьи лиц с нервно-психической неустойчивостью или находящихся в состоянии дезадаптации[137]; оценка психологической при­годности кандидатов на должность судьи для выполнения функций по осуществлению правосудия; выявление лиц с асоциальными установками, корыстно-утилитарной мо­тивацией, а также употребляющих психоактивные веще­ства[138].

VII Всероссийский съезд судей (2008 г.) признал не­обходимом закрепить среди требований к кандидатам на должность судьи прохождение психодиагностического обследования.

Порядок отбора кандидатов на должности судей и на­деления судей полномочиями.Отбор кандидатов на долж­ности судей производится на конкурсной основе (ст. 5 За­кона о статусе судей).

Для судей федеральных судов, кроме Конституционного Суда РФ, отбор состоит из ряда этапов.

1. Сдача квалификационного экзамена. Экзамен сда­ют лица, не являющиеся судьями (т.е. лица, впервые на­значаемые на должность судьи, и лица, ранее работавшие судьями, но ушедшие с этой должности по уважительным причинам, в том числе в отставку, если с момента прекра­щения полномочий прошло более трех лет), за исключение граждан, которые имеют ученую степень кандидата юриди­ческих наук или диктора юридических наук и которым при­своено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации».

Любой гражданин, отвечающий установленным требова­ниям, должен обратиться в соответствующую экзаменаци­онную комиссию по приему квалификационного экзамена на должность судьи (Высшую экзаменационную комиссию или в Экзаменационную комиссию субъекта РФ) с заявле­нием о сдаче квалификационного экзамена, а также пред­ставить необходимые документы. Результат экзамена дей­ствителен в течение трех лет после его сдачи.

2. Получение рекомендации от квалификационной кол­легии судей субъекта РФ или Высшей квалификационной коллегии судей РФ (рекомендацию не представляют граждане, которые освобождены от сдачи квалификационного экзамена на должность судьи). Претендент, успешно сдав­ший экзамен, должен обратиться в соответствующую ква­лификационную коллегию судей с заявлением о рекомен­дации его на вакантную должность судьи с приложением необходимых документов либо их копий, заверенных над­лежащим образом.

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки до­стоверности документов и сведений и с учетом результатов экзамена квалификационная коллегия судей принимает ре­шение о рекомендации одного или нескольких из них кан­дидатом на должность судьи.

Получение согласия председателя соответствующего суда[139]. Председатель суда рассматривает решение квали­фикационной коллегии судей о рекомендации и в случае согласия с ним вносит представление о назначении реко­мендованного лица на должность судьи Председателю Вер­ховного Суда РФ или Председателю Высшего Арбитраж­ного Суда РФ.

3. В случае несогласия с рекомендацией председатель суда возвращает это решение с мотивированным обоснованием своего несогласия для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при повторном рассмотрении обжалуемого решения квалификационная коллегия судей 2/3 голосов подтверждает свое первона­чальное решение, то председатель суда обязан внести пред­ставление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

4. Рассмотрение документов на кандидатов Председате­лем Верховного Суда РФ или Председателем Высшего Ар­битражного Суда РФ, которые направляют представления на рекомендованных кандидатов Президенту РФ.

5. Рассмотрение документов на кандидатов Комиссией при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов[140].

Комиссия готовит свои предложения по кандидатам на должности судей Президенту РФ.

В отношении судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ можно выделить дополнительные этапы:

- представление Президентом РФ соответствующих кандидатур Совету Федерации (либо отклонение представ­ленных кандидатур);

- обсуждение представленных кандидатур в комитетах Совета Федерации.

6. Назначение судей на должность уполномоченными органами государственной власти:

- судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации;

- судьи остальных федеральных судов общей юрисдик­ции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ (если он не отклонил представленные кандидатуры).

7. Принесение судьей, впервые назначенным на долж­ность, присяги в торжественной обстановке.

Существенно отличается от вышеизложенной процеду­ры отбор кандидатов на должность судьи Конституционно­го Суда РФ (ст. 9 Закона о Конституционном Суде):

- не предусмотрена сдача претендентом квалификаци­онного экзамена и получение рекомендации квалификаци­онной коллегии судей. Кандидаты, как ранее отмечалось, должны обладать высокой признанной квалификацией в области права;

- предложения о кандидатах могут направлять Пре­зиденту РФ члены Совета Федерации, депутаты Госу­дарственной Думы, законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ, высшие судебные органы, всероссийские юридические сообщества, юридические на­учные и учебные заведения.

Президент РФ вносит представление на кандидата в Со­вет Федерации. Назначенным на должность судьи Кон­ституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации.

Кандидаты на должности мировых судей должны сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей субъекта РФ (кроме лиц, имеющих стаж работы федеральным судьей не менее пяти лет). Дальнейшая процедура отбора, а также порядок назначения (избрания) определяется законами соответ­ствующих субъектов РФ.

Например, мировые судьи г. Москвы наделяются полно­мочиями Московской Городской Думой но представлению председателя Московского городского суда; в Свердлов­ской области мировые судьи избираются Законодательным Собранием по представлению Губернатора Свердловской области; в Республике Северная Осетия — Алания мировые судьи утверждаются парламентом по рекомендации квали­фикационной коллегии судей Республики.

Порядок отбора и наделения полномочиями судей кон­ституционных (уставных) судов субъектов РФ определяет­ся законами соответствующих субъектов РФ.

Например, судьи Уставного Суда Свердловской области избираются Законодательным Собранием по представле­нию Губернатора Свердловской области.

Правовой статус судьи

Термин «статус» происходит от латинского слова «status», что буквально означает «состояние, положение». Сегодня этот термин означает правовое положение какого-либо субъекта: гражданина, должностного лица, органа управления, юридического лица и Т.Д.[141]

Исходя из этого правовой статус судьи— это правовое положение судьи как государственного деятеля, закреплен­ное в законодательстве.

Положения, касающиеся правового статуса судьи, закре­плены в Конституции РФ (ст. 120—122, 124, 128); Законе о статусе судей, Законе о судебной системе (гл. 2); Законе о Конституционном Суде (гл. II); в Федеральном консти­туционном законе «О военных судах Российской Федера­ции» (гл. III); в Федеральном законе «О мировых судьях в Российской Федерации» (ст. 6—8) и других законах; в подзаконных актах, например Кодексе судейской этике, утвержденном VII Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г.; актах высших судебных органов, например поста­новлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 мая 2007 г. № 27 «О практике рассмотрения судами дел об оспарива­нии решений квалификационных коллегий судей о привле­чении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности». Большое значение в регламентации пра­вового статуса судьи имеют нормы международного права, например Европейская хартия о статусе судей (1998 г.), Основные принципы независимости судебных органов (1985 г.) и др.

Анализ положений законодательства позволяет выде­лить ряд элементов правового статуса судьи.

1. Судьи — носители судебной власти, таким образом, это публичные субъекты, осуществляющие властные пол­номочия. Судьями являются лица, наделенные в соответ­ствии с законодательством полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на професси­ональной основе.

Совокупность судей всех федеральных судов и судов субъектов РФ образует судейский корпус (судейское со­общество). Судья является членом судейского сообщества с момента принесения присяги судьи и до вступления в си­лу решения о прекращении полномочий судьи (исключени­ем является прекращение полномочий в связи с отставкой судьи).

2. Все судьи обладают единым статусом и различаются только своими полномочиями (компетенцией).

Единство статуса означает равенство судей внутри су­дейского сообщества, равную защиту принадлежащих им прав, возложение одинаковых обязанностей и ограничений.

Особенности правового положения некоторых катего­рий судей определяются федеральными законами, а в слу­чаях, ими предусмотренных, и законами субъектов РФ. Особенности правового положения судей Конституционно­го Суда РФ определяются федеральным конституционным законом.

3. В зависимости от стажа работы, занимаемой должно­сти, профессиональной подготовленности судье присваива­ются квалификационные классы, не являющиеся почетным или специальным званием.

Установлены следующие квалификационные классы: высший, первый, второй, третий, четвертый, пятый. Судьям Конституционного Суда РФ присваивается высший квали­фикационный класс.

4. К судьям предъявляются определенные требования и ограничения, например:

— в своей профессиональной деятельности и вне служ­бы неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и законы;

- в любой ситуации избегать всего, что могло бы ума­лить авторитет судебной власти, причинить ущерб репу­тации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия (напри­мер, личных связей, которые могут причинить ущерб его репутации, затронуть честь и достоинство судьи);

- судья не может замещать иные государственные должности, должности государственной или муниципаль­ной службы, муниципальные должности[142];

- не может быть третейским судьей или арбитром;

- не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально, публично вы­ражать свои политические взгляды, участвовать в полити­ческих акциях и иной политической деятельности;

- не вправе заниматься другой оплачиваемой дея­тельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятия которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи. Эта де­ятельность не может финансироваться только за счет средств иностранных государств, международных и ино­странных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;

- не вправе заниматься предпринимательской деятель­ностью лично или через доверенных лиц, в том числе при­нимать участие в управлении хозяйствующим субъектом;

- судьям запрещено прекращать исполнение трудовых обязанностей в целях урегулирования трудового спора.

5. Судьи независимы и подчиняются только Конститу­ции РФ и федеральным законам.

6. Судьи никому не подотчетны. Вмешательство в де­ятельность судей с целью воспрепятствовать осуществле­нию правосудия влечет уголовную ответственность (ч. 1, 3 ст. 294 УК РФ).

7. Требования и распоряжения судей при осуществле­нии ими своих полномочий обязательны для исполнения любыми субъектами, к которым они обращены, на всей тер­ритории РФ.

Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, предоставляются по требова­нию судьи безвозмездно.

Неисполнение требований и распоряжений судьи влечет установленную ответственность, например:

- за злостное неисполнение судебных актов предусмо­трена уголовная ответственность — от штрафа до лишения свободы (ст. 315 УК РФ);

- за неисполнение распоряжений судьи о прекраще­нии действий, нарушающих установленные в суде правила, предусмотрена административная ответственность в ви­де штрафа или административного ареста (абз. 1 ст. 17.3 КоАП РФ);

- за неисполнение без уважительных причин обязанно­сти предоставить истребуемые судом доказательства преду­смотрен судебный штраф (ч. 3 ст. 57 ГПК РФ, ч. 9 ст. 66 и ч. 1 ст. 119 АПК РФ).

8. Судьи несменяемы, т.е. не могут быть назначены (из­браны) на другую должность или переведены в другой суд без их согласия.

9. Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, но они могут быть приостановлены или прекращены по основаниям, указанным в законе.

10. Предельный возраст пребывания в должности су­дьи — 70 лет. Данное ограничение не распространяется на Председателя Конституционного Суда РФ.

Для судей конституционных (уставных) судов субъек­тов РФ может быть установлен иной предельный возраст пребывания в должности судьи.

11. Судьи неприкосновенны.

Это в основном связано с особым порядком привлече­ния их к уголовной и административной ответственности, принятия решений о заключении под стражу, осуществле­ния оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. Гарантии независимости устанавливаются феде­ральным законом.

12. За совершение дисциплинарных проступков судьи привлекаются к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий. Решение о наложении на судью дисциплинарного взы­скания принимается соответствующей квалификационной коллегией судей, а в отношении судьи Конституционного Суда РФ — Конституционным Судом РФ.

Решение квалификационной коллегии судей о досроч­ном прекращении полномочий судьи за совершение дис­циплинарного проступка может быть обжаловано в Дисци­плинарное судебное присутствие.

Дисциплинарным проступком считается нарушение су­дьей норм Закона о статусе судей, Кодекса судейской этики (для судей Конституционного Суда РФ — и норм Закона о Конституционном Суде), а также нарушение общепри­нятых норм морали, обязанностей при отправлении право­судия, правил поведения при исполнении иных служебных обязанностей и во внеслужебной деятельности.

В 2005—2008 гг. за совершение дисциплинарных про­ступков квалификационные коллегии судей досрочно пре­кратили полномочия 286 судей и руководителей судов, вы­несли 1228 предупреждений.

13. Судьи имеют право на отставку, т.е. на почетный уход или почетное удаление с должности. За лицом, пре­бывающим в отставке, сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейско­му сообществу.

14. Федеральные судьи обязаны повышать квалифика­цию по мере необходимости, но не реже одного раза в три года с сохранением заработной платы на период обучения.

Федеральный судья, впервые назначенный на долж­ность, проходит профессиональную переподготовку с со­хранением на этот период заработной платы, по результа­там которой судье присваивается квалификационный класс.

Порядок, формы и сроки прохождения профессиональ­ной переподготовки и повышения квалификации мировых судей и судей конституционных (уставных) судов субъек­тов РФ определяется законами соответствующих субъек­тов РФ.

15. Федеральными законами предусмотрены меры ма­териального обеспечения и социальной защиты судей. На­пример, заработная плата, состоящая из должностного оклада, доплат за квалификационный класс, выслугу лет, 50% доплаты к должностному окладу за особые условия труда и других доплат; отпуск 30 рабочих дней, не считая время следования к месту отдыха и обратно (с учетом стажа работы по юридической специальности предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск); оплата стоимости проезда к месту отдыха и обратно; обеспечение проездными документами на проезд всеми видами транс­порта общего пользования (кроме такси) в городском, при­городном и местном сообщении; обязательное страхование за счет средств федерального бюджета жизни, здоровья и имущества судьи и т.д.

16. В целях защиты жизни, здоровья, имущества могут применяться меры безопасности (личная охрана, охрана жилища, выдача оружия, изменение внешности и т.д.).

Таким образом, «статус судьи, состоящий из многих ком­понентов, обеспечивает возможность судье осуществлять независимое, непредвзятое и справедливое правосудие»[143].

Наши рекомендации