Тема 18. Политические идеологии
Важным структурным элементом политики выступает идеология. Впервые в научный оборот термин «идеология» (от гр. idea – идея и logos – учение) ввел в 1796 г. представитель эпохи французского Просвещения Дестют де Траси (1754 – 1836). В своем труде «Элементы идеологии» мыслитель предпринял попытку исследовать генезис «разнообразных мыслей» и создать «общую теорию идей». Идеологию Дестют де Траси определял как науку об идеях. С этих пор идеология стала выделяться как самостоятельная форма воплощения общественного сознания.
В широком смысле идеология– это система философских, политических, правовых, нравственных, религиозных, экологических, художественных и иных идей, взглядов и теорий, отражающих объективный мир с позиций определенных социальных групп и политических сил.
Идеология имеет объективные основания, является идеальным отражением реального бытия людей, их интересов, потребностей, намерений и чаяний. Без этого духовного элемента не существует ни одно человеческое сообщество. В силу этих причин идеология есть необходимый и непреходящий атрибут политических, социально-экономических, культурных и других отношений любого общества. Поэтому желание, которое время от времени возникает у тех или иных исследователей и политиков, «уничтожить» идеологию и «деидеологизировать» общество, что было особенно популярно после крушения СССР, – не более чем утопия. Речь может идти лишь об ограничении стремления определенной политической силы навязать обществу одну, пусть даже «подлинно научную» и «единственно верную» идеологию или о запрещении реакционной, антисоциальной и антигуманной идеологии, например фашистской.
Идеология имеет социально-политическую сущность, в ней отражаются интересы конкретных социальных и политических субъектов - государства, наций, классов, партий и групп. Так, государственная идеология стремится отражать коренные интересы всех социальных и политических сил общества, стремясь консолидировать его и способствовать его всестороннему прогрессу. Высшие слои общества (крупные собственники, политическая и бизнес-элита и т.д.) формирует свою систему взглядов на действительность, которая выражает ее жизненные цели, интересы, установки и ценностные ориентации. Идеология среднего класса, в свою очередь, отражает его положение в структуре общества. Социальные классы рабочих и крестьян опираются на свои идеологические предпочтения. Таким образом, названная социально-классовая и политическая дифференциация конкретного общества порождает определенный идеологический плюрализм. Отсюда естественное разнообразие идеологий в конкретных обществах, государствах и в мире в целом.
Сказанное означает, что политическая идеология характеризуется с одной стороны, определенной всеобщностью, с другой – исторической изменчивостью,с третьей стороны – естественной партикулярностью. Иными словами, всеобщей идеология может являться в той степени, в какой способна отражать идеи всего человечества и выходить за пределы частных интересов. Наряду с этим идеология содержит элементы как устойчивых исторических достижений человеческого познания, так и является в значительной степени «истиной своего времени», теряя или, напротив, приобретая популярность в различные периоды истории. А партикулярна идеология настолько, насколько выражает специфические интересы, потребности и ожидания отдельных социальных и политических групп.
Как и другие формы общественного сознания, идеология формируется в процессе длительного общественно-исторического развития. Она не возникает стихийно, а создается идеологами, государственными лидерами на основе политических и других теорий, накопленного опыта. Идеология не только отражает положение в обществе определенных социальных групп, но и становится руководством к действию в их практической деятельности. Каждый субъект политики вырабатывает свою систему политических идей, взглядов, которые отражают его положение в обществе, потребности и интересы, а потому мы можем говорить об идеологии как об особого рода мировоззрении, философии, точке зрения, оформившейся у индивида или группы. В свою очередь политическая идеология в своем содержании сконцентрирована на наиболее важных целях и задачах агентов политических действий, связанных с завоеванием политической власти, использованием рычагов управления обществом и дальнейшим развитием политической системы в целом.
Следует помнить, что идеология – это специфический и важный духовный элемент общества. Она выполняет множество конструктивных функций, ибо содержит цели и ценности, к которым могут апеллировать индивиды, социальные группы, политические партии, государства. Она помогает определить смысл жизни человеку. С помощью идеологии любая человеческая общность возвышается до осознания себя как нации и народа, до уяснения своего места и роли в истории, начинает соотносить себя и свою деятельность с достижениями и ценностями других народов.
Таким образом, важнейшие функции политической идеологии:
· познавательно-воспитательная (идеология способствует познанию и преобразованию социально-политической действительности, формированию политической культуры личности и общества);
· нормативно-ценностная (идеология ориентирует личность и общество на усвоение определенных политических идеалов, норм и принципов, усвоение которых служит основанием для реальной социальной практики);
· интегрирующая (выражая и защищая общенациональные интересы или интересы господствующих социальных групп, обеспечивая ценностную ориентацию сознания и поведения субъектов политики, идеология выступает консолидирующим, объединяющим фактором политической системы);
· мобилизационная(предлагая идеальные модели совершенного общества, идеология побуждает людей к политическим действиям, служит «компасом» в процессе принятия, корректировки и реализации управленческих решений).
В целом идеология предстает как сложное и многомерное социокультурное явление. Так, например, можно рассмотреть ее структуру и выделить определенные уровни функционирования политической идеологии:
· теоретико-концептуальный уровень (реализуется в форме политической философии в рамках процедур анализа, синтеза, обобщения политических идей, теорий на основе их умозрительного, спекулятивного конструирования);
· программно-политический уровень (на этом уровне отвлеченные принципы и идеалы преобразуются в политические программы, лозунги и конкретные требования);
· уровень актуализации идеологии (он отражает степень социальной эффективности идеологии – ее фактического усвоения гражданами, степень воплощения идеологических ценностей в реальной общественной практике, соответствие функционирующих государственных институтов первоначальному проекты преобразований).
Также в структуре политической идеологии можно выделить три основных элемента.
Первый – идеальный образ политической действительности, или политического общества – т.е. собственно идеал. По утверждению Гегеля, идеал – это действительность в своей наивысшей истине. В основном он содержит представления правящей элиты о надлежащем политическом устройстве общества, самых лучших формах государственного правления, наиболее эффективных средствах и методах политической деятельности. Идеальный образ политической действительности отражает пределы возможного и желаемого политического устройства и правления в данный исторический момент. Несмотря на то, что идеал недостижим, тем не менее этот образ помогает создавать желаемую политическую действительность, рисуя образ будущего состояния системы общественных отношений.
Второй элемент политической идеологии – аксиологический – включает оценочную систему взглядов относительно социальной значимости представленного идеального образа общества. Давая позитивную оценку общественного идеала, формирующая идеологию политическая элита, партия, социальная группа стремится убедить остальную часть граждан в рациональности предлагаемого выбора и воодушевить их на активную созидательную деятельность.
Третий элемент политической идеологии предстает в форме программы практических действий по реформированию общества в соответствии с представленным идеалом. На этом уровне цели, принципы и идеалы переводятся в конкретные программы и лозунги, на основе которых принимаются оперативные управленческие решения. Политические, социально-экономические и иные программы призваны привести в движение основные социальные силы, реализующие идеалы и программы политиков. Этот элемент политической идеологии образует необходимое условие целенаправленного и последовательного изменения общественного бытия и общественного сознания в соответствии с главными положениями идеологической доктрины.
Разнообразие идеологических течений, доктрин, направлений и теорий довольно велико. Поэтому в научной литературе существуют различные классификации идеологий. Так, например, по классовому признаку выделяют:
· идеологию буржуазии (крупных собственников, владельцев средств производства);
· среднего класса (интеллигенции, служащих);
· рабочих и крестьян.
В зависимости от глубины и достоверности познания социальной-политической действительности, ее отражения в предлагаемой идеологией теории она может быть классифицирована как:
· научная и ненаучная;
· прогрессивная (новаторская) и реакционная (возникающая как резкий ответ, реакция на происходящие изменения).
Если принять за основание различия в удельном весе, компетенциях субъектов политики, использующих те или иные идеологии, то можно выделить:
· государственную идеологию;
· партийную;
· корпоративную;
· групповую.
По сферам общественной жизни и конкретным направлениям деятельности политиков выделяют следующие идеологии (как отдельные разрабатываемые стратегии политической деятельности):
· экономическую идеологию;
· социальную;
· культурную;
· демографическую;
· молодежную идеологию и т.д.
По масштабу распространения идеологических течений выделяют:
· общечеловеческие;
· региональные;
· локальные идеологии.
По наличию или отсутствию в содержании идеологических теорий сакральных, конфессиональных элементов идеологии подразделяют на:
· религиозные;
· светские.
Можно предложить и другие подходы к типологизации существующих политических идеологий. Так, например, английские политологи Денис Дербишайр и Ян Дербишайр полагают, что в современном мире существуют следующие типы идеологий:
· либеральная демократия;
· молодая демократия;
· коммунизм;
· национал-социализм;
· авторитарный национализм;
· военный авторитаризм;
· исламский национализм;
· абсолютизм.
Как отмечают эксперты, в 1990-е гг. XX в. в постсоциалистических странах появляется также идеологияпопулизма (от лат. populus – народ, политическая позиция и стиль риторики, апеллирующие к широким народным массам, которые в своих аргументах часто приближаются к т.н. демагогии, т.е громким лозунгам, призывам, не всегда обладающим реальным продуктивным содержанием). Однако, по мнению названных политологов, популизм порой сложно выделить в качестве окончательно сформировавшейся самостоятельной идеологии, ибо это скорее прием, гибкая тактика политической деятельности.
Таким образом, политическая идеология выступает как продолжение сформировавшегося политического сознания, как его устойчивая форма. Вместе они складываются исторически на основе конкретной системы социально-экономических, политических и социально-психологических отношений общества. Политическая идеология, как последовательное воплощение политического сознания, предлагает обществу совокупность идей и ценностей, которые позволяют человеку и целым группам, сообществам найти устойчивые ориентации в жизни, возвысится до осознания своей исторической созидательной миссии в обществе.
Рассмотрим основные наиболее популярные идеологические доктрины современной политики. К их числу в настоящее время относят либерализм (неолиберализм), консерватизм (неоконсерватизм), коммунизм, социал-демократизм и некоторые другие.
Либерализм(лат. liberalis – свободный) как идеология оформился в Новое время в борьбе против феодальных порядков. Сегодня это одна из влиятельнейших идеологий. Либерализм унаследовал прогрессивные идеи античности, выработанные в рамках первых рабовладельческих обществ и сформировался в конце XVII-XVIII вв. на базе политической философии Дж. Локка, Т. Гоббса, Д.С. Милля, А. Смита, И. Бентама, А. де Токвиля и других западноевропейских мыслителей.
Основные идеи либерализма:
· признание личности высшей ценностью, уважение ее прав и свобод;
· равенство граждан перед законом, их ответственность перед обществом и государством;
· приверженность идеалам народовластия и политического плюрализма;
· воплощение конституционализма (верховенства Конституции) и разделения властей;
· свобода предпринимательства и конкуренции в экономической сфере;
· ограничение, минимизация регулятивного влияния государства на общественную жизнь.
В XX в., в изменившихся социокультурных, политических и экономических условиях (глобализация, интеграция экономик, процесс глобальной демократизации, появление новых форм политической борьбы, типов внутриполитических конфликтов и т.д.), что привело к усилению государственного управления экономикой и возрастанию роли социальных целей в совместном развитии общества и государства, возникла новая форма либеральной идеологии — неолиберализм.Он адаптировал первоначальные классические (традиционные) ценности либерализма к политическим реалиям второй половины XX в. и стал доминировать в рамках этой влиятельной идеологии современности.
Сущность политической программы неолиберализма:
· главное условие самореализации индивида — зрелое гражданское общество (как сфера самоорганизации, самоуправления, добровольной общественной инициативы, область частных, приватных отношений индивидов, форм их кооперации по интересам, пространство творческого, плюрального межличностного и межгруппового взаимодействия) и правовое государство (публичная сфера всеобщих, общенациональных, общегосударственных отношений и интересов, область регламентации полномочий субъектов власти и управления, пространство тотального соподчинения на основе норм права);
· государство вправе регулировать частнособственнические отношения и обязано обеспечивать экономическую стабильность и социальную справедливость — гарантировать каждому члену общества прожиточный минимум (минимальную заработную плату, временное пособие по безработице и т.д.), достойное вознаграждение за предприимчивость и талант, создавать стимулы для предпринимательской активности и увеличения эффективности рыночных, товарно-денежных отношений;
· необходимо достигнуть консенсуса управляющих и управляемых, что связано с развитием промышленной демократии посредством ориентирования масс на необходимое участие как в управлении производством, так и в политическом процессе;
· безусловная предпочтительность использования плюралистических форм организации и осуществления политической власти, связанных с постоянным поиском и выдвижением альтернатив, обеспечивающих продуктивную конкуренцию политических программ, проектов реформ и т.д.
Отметим, что главными носителями идеологии либерализма и неолиберализма являются известные и деятельные политические партии, имеющие в своем составе активных политических лидеров.
Первые политические партии либералов возникли еще в XIX в. В 1947 г. 32 партии объединились в т.н. «Либеральный интернационал». Одной из самых первых и влиятельных в прошлом была либеральная партия Великобритании (образована в 1832 г.). Обладают большим политическим весом в своих странах Итальянская либеральная партия (образована в 1922 г.), Либеральная партия Швейцарии (образована в 1923 г.), Демократическая партия США (образована в 1828 г.). В Российской Федерации самой известной политической силой либеральной ориентации на современном этапе развития является Либерально-демократическая партия России (ЛДПР). Кроме того лагерь широко представленных либерально ориентированных партий России составляет и т.н. Союз правых сил (СПС), куда входят многие небольшие политические объединения. Среди политических партий, зарегистрированных в Республике Беларусь, наиболее крупной организацией умеренно либеральной направленности выступает «Либеральна-дэмакратычная партыя», а также «Аб’яднаяная грамадзянская партыя» как выражение политической позиции ультралиберального толка.
Консерватизмкак одно из важнейших идеологических теченийв свою очередьвозник в XVIII в. в Англии в ответ на идеологию либерализма. Родоначальники консерватизма – Э. Берк, Ж. де Местр, Л. де Бональд, X. Кортес, Р. Пиль.
Консерватизм (от лат. conservo – сохраняю) – это политическая идеология, ориентированная на сохранение и защиту традиционных, исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни; приверженность политическим ценностям, выдержавшим испытание временем, апробированным формам социально-политической организации общества. По мнению некоторых историков политических теорий, ее смысл в иронической и очень тонкой форме хорошо выразил У. Черчилль, британский политик: «Опасайтесь ненужных нововведений, особенно если они логически обоснованы».
Политические идеи консерватизма:
· традиционные нормы жизни общества – главная движущая сила прогресса, основа преемственности и упорядоченности развития;
· исходные ценности – порядок в обществе, стабильность государства;
· власть в обществе принадлежит элите (приверженцы «элитарной демократии» считают, что политикой должен интересоваться каждый гражданин, но плодотворной политической деятельностью могут заниматься только профессионалы);
· свобода личности предполагает подчинение государственной власти и лояльность к ней, свобода и подчинение не находятся в противоречии;
· частная собственность, рыночные отношения, свободное предпринимательство – естественные жизненные начала, частная собственность –гарант личной свободы, защиты социального порядка;
· безнадежно несовершенна природа человека и его пороки неискоренимы (поэтому закономерно неравенство людей в отношении физического и умственного развития, социального статуса);
· государство не «дойная корова» – излишнее «социальное попечительство» государства порождает иждивенчество (именно иждивенческие настроения в немалой степени источник «революций растущих притязаний»), помощь должна предоставляться только тем гражданам, которые не в состоянии себя обеспечить.
Консерватизм, как и либерализм, – развивающаяся идеология. При господстве частной собственности в условиях раннего капитализма он воспринял либеральные идеи свободного рынка и конкуренции, а после кризиса 1929 –1933 гг. – известные т.н. «кейнсианские» идеи умеренных социальных реформ и государственного регулирования экономикой. После Второй мировой войны консерватизм значительно эволюционировал в сторону либеральных ценностей. В 1970 – 1980 гг. сложился современный тип консерватизма – неоконсерватизм.
Политические идеи неоконсерватизма:
· эффективное государство; усиление государственного регулирования экономической жизни и социальной сферы;
· индивидуальная свобода и поведение человека не могут «выходить* за рамки традиционных ценностей общества (это необходимо в интересах его стабильности и преемственности развития);
· укрепление духовности, моральных основ общества, приоритеты семьи и религии;
· развитие институтов гражданского общества;
· стабильность общества, опирающаяся на уважительное отношение граждан к закону, моральная ответственность гражданин и государства, их взаимопомощь.
Носителями консервативной идеологии являются консервативные партии Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии, влиятельные партии христианско-демократической направленности в европейских странах. Христианско-демократические партии объединены в Европейский союз христианских демократов и Европейскую народную партию. Интересы консерваторов представлены также в рамках Европейского демократического союза.
В Республике Беларусь номинально позиции консерватизма представляет и защищает «Кансерватыўна-Хрысціанская Партыя БНФ», в то же время некоторые консервативные взгляды близки и другим политическим партиям Беларуси (среди них опора на национальные традиции, сохранение и приумножение культурно-исторического потенциала страны, использование накопленного опыта для развития современной белорусской государственности и др.)
Коммунистическая идеология получила теоретическое обоснование и оформление в XIX в. Ее основоположники К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.
Коммунистическая идеология по своей сути революционная доктрина. Она предполагает насильственное разрушение капиталистического социально-политического строя и построение средствами и методами «диктатуры пролетариата» социально справедливого общества. Она провозглашает принципы социального равенства, коллективизма, общественной собственности на средства производства, всестороннего развития личности, интернационализма, объединения всех угнетенных людей (пролетариата) в борьбе за свои права.
Политические идеи коммунистической идеологии:
· капитализм неизбежно создает предпосылки для социалистической революции и перехода к социализму;
· построение социально справедливого общества невозможно без классовой борьбы, социалистической революции, диктатуры пролетариата и руководящей роли коммунистической партии;
· социализм выступает результатом обобществления средств производства (появления народно-хозяйственного комплекса) и плановой экономики (сверхрегулируемой, централизованной системы производства и распределения материальных благ);
· основной принцип социальной справедливости – «от каждого – по способностям, каждому – по труду»;
· всестороннее и гармоническое развитие личности возможно только в условиях свободы от эксплуатации человека человеком;
· социализм – переходный этап на пути к коммунизму – подлинно справедливому и свободному обществу будущего.
Носители коммунистической идеологии – коммунистические партии. В 1980-е гг. они действовали в большинстве стран мира. Коммунистическое движение, вдохновляемое и поддерживаемое гигантом мировой политики – СССР, к середине XX в. охватывало самые большие масштабы. Наиболее влиятельными и самостоятельными компартиями, имеющими свою собственную историю развития, наряду с КПСС (Компартия Советского Союза), являются КПК (Компартия Китая), Итальянская, Французская, Испанская, Португальская компартии, компартии Финляндии, Греции, Кипра, Чили и других стран.
Попытки реализовать марксистско-ленинскую версию социализма в СССР, странах Восточной Европы и Азии потерпели неудачу. Драматический исход социалистического эксперимента обусловлен рядом объективных и субъективных причин:
· внутренней противоречивостью и догматизмом коммунистической идеологии, ее нетерпимостью к иным точкам зрения;
· неверным выбором путей, средств и способов достижения гуманных целей;
· грубыми и неправомерными ошибками политических лидеров, бюрократизмом, несменяемостью и ангажированностью политической элиты;
· консерватизмом стратегии и тактики КПСС, ее монополизмом в общем коммунистическом движении и другими причинами.
Таким образом, желание коммунистов искоренить социальную несправедливость, достичь вершин демократии насильственными средствами и методами в некоторых случаях обернулась прямо противоположным результатом.
Отметим, что развал СССР и распад системы социалистических государств значительно ослабил авторитет и влияние коммунистических идей в современном мире. Однако и в наши дни, спустя прошедший после начала рыночных, либрально-демократических преобразований на постсоветском пространстве период, коммунистическая идеология уже в новых условиях выявляет свой неоспоримый конструктивный потенциал, выдвигая альтернативу капиталистическому обществу, справедливо критикуя его различные негативные стороны. В целом с позиции новейшего времени идеология коммунизма уже не рассматривается в реакционном ключе большинством исследователей как абсолютная утопия, а скорее лишь как относительная утопическая теория, ибо на авансцену мировой политики уверенно выходит обновленная модель реализации коммунистической идеологии в лице такого крупного государства, как Китай (Китайская Народная Республика).
В республике Беларусь коммунистическая идеология поддерживается такими политическими партиями, как «Беларуская партыя камуністаў» и «Камуністычная партыя Беларусі», которые расходятся между собой по ряду идеологических вопросов.
В XX в. западноевропейские социал-демократы, отмежевавшиеся от коммунистической идеологии, осуществили многие идеи социалистического движения. Однако прежде чем охарактеризовать непосредственно идеологию социал-демократизма, отметим существующее многообразие социалистических концепций в целом.