КАФЕДРА истории Отечества, науки и культуры

ЭССЕ ПО ИСТОРИИ И ОСНОВАМ ПРАВА

Методические указания

для студентов факультета экономики и менеджмента

Санкт-Петербург

УДК 94(47)+ 34

Ведерников, В.В. Эссе по истории и основам права: Методические указания для студентов факультета экономики и менеджмента / В.В. Ведерников, П.А. Гостенков, А.Б. Гуркин, Н.Д. Ковбенко и др. – СПб.: СПбГТИ(ТУ), 2016. – 21 с.

Методические указания содержат рекомендации по написанию эссе и излагают основные требования, предъявляемые к данному жанру письменной работы.

Методические указания предназначены для студентов факультета экономики и менеджмента, изучающих модуль «История». Разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), соответствуют рабочей программе модуля и позволяют приобрести необходимые учащимся общекультурные компетенции.

     

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время наряду с контактными формами обучения – лекциями и практическими занятиями – все более значимое место в учебном процессе занимает самостоятельная работа студентов с научной и учебной литературой. При этом ее значение имеет неуклонную тенденцию к возрастанию. Объясняется это тем, что в комплексе требований, предъявляемых к специалисту, все больший удельный вес получает умение самостоятельно ориентироваться в потоке информации и накопленных знаниях.

Одной из распространенных форм самостоятельной работы, позволяющей студентам продемонстрировать навыки работы со специальной литературой и глубже освоить необходимые компетенции, является эссе. Эссе – это небольшая по объему самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем изучаемого модуля. Цель эссе состоит в развитии у студентов навыков творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений. Данный вид письменной работы способствует выработке и развитию общекультурных компетенций выпускника, предполагающих приобретение основ гуманитарных знаний и освоение базовых методов соответствующих наук.

Написание эссе сопряжено с целым рядом сложностей, с которыми неминуемо столкнется студент – это выбор и формулирование темы, поиск литературы по избранной теме, правильный отбор необходимого материала, его изучение и переработка, и, наконец, логическое его обобщение и изложение.

Данные методические указания, предназначенные для студентов факультета экономики и менеджмента, изучающих модуль «История», призваны помочь учащимся в написании эссе по соответствующей тематике. Сам процесс подготовки и написания эссе можно разделить на несколько условных этапов, содержание которых изложено на нижеследующих страницах.

ВЫБОР ТЕМЫ ЭССЕ

При изучении модуля «История», в который наряду с историческими разделами входят и основы правоведения, каждый учащийся должен подготовить три эссе. Выбор темы является первым этапом в процессе их подготовки. В данных методических указаниях предлагается перечень тем, разделенный на три блока – в соответствии с осваиваемыми компетенциями. Из каждого блока студенту необходимо выбрать по одной теме.

Все предлагаемые темы содержат в себе исследовательскую проблему или проблемы, что должно подтолкнуть студента к размышлениям и выражению собственного мнения. Некоторые из них носят пространный характер, поэтому студент вправе сузить тему, выбрав для рассмотрения какой-то один ее аспект. Уточнение темы следует отразить в подзаголовке эссе.

Выбор темы должен быть сделан самостоятельно, осознанно, с учетом познавательных интересов самого студента. В случае если интересующей студента темы в предлагаемых перечнях нет, он, по согласованию с преподавателем, может сформулировать собственную (помня о том, что она должна соответствовать проблематике изучаемого модуля).

ПОИСК И ОТБОР ЛИТЕРАТУРЫ

Вторым этапом подготовки эссе является подбор соответствующей литературы. Привлекаемая для написания эссе литература может включать монографии, сборники научных трудов, справочники, статистические сборники, специальные словари, газетные и журнальные статьи, диссертации, материалы тематических сайтов Интернет, тексты исторических источников, правовых актов и т.д.

При всем разнообразии возможных источников информации, эссе, безусловно, должно опираться на оригинальную исследовательскую литературу(монографии и статьи), а научно-популярные издания, справочники и т.п. могут играть лишь вспомогательную роль. Наряду с классическими трудами, настоятельно рекомендуется привлекать новейшие публикации. Для полноценного рассмотрения избранной темы в каждом эссе необходимо использовать не менее 5 исследовательских работ (книг и статей).

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА

И СТРУКТУРА ЭССЕ

После ознакомления с литературой студент может приступить к третьему, очень важному и ответственному, этапу подготовки эссе – составлению плана.

План строится, исходя из общего представления об избранной теме. В нем формулируются основные вопросы, которые автор намеревается раскрыть в своей работе. План представляет собой своеобразный остов эссе. Если он хорошо продуман и имеет четкие очертания, то это будет способствовать логическому, последовательному изложению материала. Вместе с тем, первоначально составленный план вполне может корректироваться в процессе дальнейшей работы над текстом. Основные требования, предъявляемые к плану, можно охарактеризовать так: краткость, четкость, логичность и выразительность.

План неразрывно связан со смысловой структурой эссе. Структура включает в себя введение, основную часть и заключение.

Введение. В нем кратко раскрывается актуальность и значимость выбранной темы, выдвигается цель работы. При этом необходимо подчеркнуть связь темы эссе с формируемой компетенцией (компетенция указана в начале каждого из блоков тем).

Основная часть предназначена для рассмотрения автором той или иной проблемы на конкретном материале.

Заключение отвечает на вопросы, сформулированные во введении, содержит в себе обобщающие выводы. Его, как и введение, необходимо согласовать с содержанием соответствующей компетенции.

После заключения помещается список использованной литературы. Правила оформления списка литературы приводятся в приложении Б. В списке литературы следует помещать только те издания, которые действительно были использованы при написании работы.

НАПИСАНИЕ ЭССЕ

Целью написания эссе является развитие навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Поэтому только работы, написанные в проблемном ключе, могут претендовать на статус полноценных. Не следует увлекаться простым перечислением фактов. Эссе должно содержать четкое и сжатое изложение сути рассматриваемой проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы, опирающийся на существующие научные концепции, и выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленным вопросам. В то же время, выдвигаемые суждения не должны оставаться голословными, их необходимо подкреплять конкретными аргументами.

Вторая цель эссе – дать учащемуся возможность продемонстрировать свой уровень владения определенной общекультурной компетенцией. Каждому из трех эссе соответствует одна компетенция:

эссе №1 – способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции;

эссе №2 – способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

эссе №3 – способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности.

Содержание этих компетенций следует учитывать при подготовке творческой работы. Тексты эссе должны соответствовать по смыслу конкретным компетенциям, во вводной и заключительной части эссе связь с компетенцией должна быть подчеркнута особо. Важнейшие моменты, на которых студенту необходимо акцентировать внимание в процессе подготовки эссе, указаны перед перечнями тем.

Большую часть эссе составляет самостоятельный авторский текст, опирающийся на изученную студентом литературу и его собственное видение проблемы. В то же время, при написании эссе бывает целесообразно приводить соответствующие цитаты из используемых публикаций. Цитаты обычно применяются при необходимости подчеркнуть оценку той или иной проблемы определенным автором. Не следует злоупотреблять их количеством, а также использовать громоздкие цитаты, – эссе не должно быть простой сводкой чужих мнений и мыслей.

Цитаты вносятся в текст эссе без искажения смысла и после них помещаются ссылки(примеры оформления ссылоксм. в приложении Б). Недопустимо чужие положения и выводы давать без ссылок, а тем более выдавать их за собственный авторский текст. Такая практика является плагиатом и наказывается неудовлетворительной оценкой.

Подготовленные эссе загружаются в проверочный модуль на сайте ФЭМ для прочтения и рецензирования преподавателем (http://gtifem.ru/ → раздел «Методическая работа» → раздел «Портфолио» → модуль «История», тип работы «Эссе»).

ОФОРМЛЕНИЕ ЭССЕ

Объем эссе – 3-4 страницы машинописного текста (формат бумаги А-4 (297/210), размер шрифта 12, через 1,5 интервала).

При написании текста необходимо соблюдать поля 2,5 см. Текст выравнивается по ширине. Абзацный отступ – 1 см.

Первая страница работы – титульный лист. Он не нумеруется. Сплошная нумерация начинается со страницы 2. Титульный лист оформляется по образцу (см.: Приложение А).

Образец оформления списка использованной литературы и ссылок на неесм. в приложении Б.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЭССЕ

Выставляемый за эссе балл зависит от уровня освоения учащимся соответствующей компетенции. При определении этого уровня важнейшими являются следующие показатели:

1. Соответствие текста эссе обозначенной теме и формируемой компетенции.

2. Глубина раскрытия выбранной проблемы, что неразрывно связано с полнотой охвата исследовательской литературы.

3. Четкость структуры эссе.

4. Логичность, ясность и связность повествования.

5. Наличие в эссе самостоятельных обобщений, умозаключений, аргументированных авторских высказываний.

Также не следует забывать об аккуратности оформления эссе и языковой грамотности.

ТЕМЫ ЭССЕ

Эссе №1

Формируемая компетенция: способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции.

Важнейшие моменты: прослеживание причинно-следственных связей в истории; выявление факторов, влияющих на исторический процесс; рассмотрение событий и процессов, выводящих общество на новый этап развития; соотнесение массового и индивидуального, универсального и самобытного в конкретных исторических ситуациях; связь исторического прошлого с современностью; исторические образцы нравственности, гражданственности, патриотизма и их антиподы.

1. Место истории в жизни человека и общества.

2. Проблема исторического прогресса: эволюция или цикличность?

3. Факторы исторического развития: что влияет на ход истории?

4. Роль личности в истории.

5. Выдающиеся русские историки, их вклад в отечественную историографию: В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др. (один ученый по выбору студента).

6. Влияние географических факторов на историческое развитие России.

7. Фальсификации в отечественной истории.

8. Проблема славянской прародины в современной науке.

9. «Повесть временных лет» как исторический источник.

10. Рюрик – легенда или реальность?

11. Норманнская проблема в отечественной исторической науке.

12. Взаимоотношения Руси со Степью (IX – первая треть XIII вв.).

13. «Путь из варяг в греки» и его значение для ранней истории Руси.

14. Киевская Русь и Византия.

15. Где, когда и как крестилась Русь?

16. Место и роль Киевской Руси в отечественной и мировой истории.

17. Политический и социальный строй Киевской Руси в оценках историков.

18. Русская Правда – первый письменный свод законов на Руси.

19. Выдающиеся деятели Киевской Руси: Святослав, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, митрополит Иларион и др. (один деятель по выбору студента).

20. Книги и грамотность в Древней Руси.

21. Новгородская республика: особенности социально-политического развития и историческая судьба.

22. Владимиро-Суздальское княжество: особенности социально-политического развития.

23. Галицко-Волынская Русь: особенности социально-политического развития.

24. Северные крестовые походы и их влияние на судьбы Руси.

25. Русь и Орда: характер взаимоотношений.

26. Тверь и Москва в борьбе за политическое лидерство.

27. Русские исторические деятели второй половины XIII–XIV вв.: Александр Невский, Иван Калита, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский и др. (один деятель по выбору студента).

28. Иван III – «Государь всея Руси».

29. Политический и социальный строй Московского государства в XV–XVI вв.

30. Иван Грозный: психологический портрет.

31. Деятели Избранной Рады и их судьба: А.Ф. Адашев, А.М. Курбский, митрополит Макарий и др. (один деятель по выбору студента).

32. Опричнина Ивана Грозного: причины, сущность, последствия.

33. Расширение границ Русского государства в XVI в.

34. Борис Годунов: политический портрет.

35. Смерть царевича Дмитрия 15 мая 1591 г.: версии и оценки.

36. Смутное время как исторический период.

37. Самозванцы в истории России.

38. Герои Смуты: К. Минин, Д. Пожарский, патриарх Гермоген, М.Б. Шеин и др. (один персонаж по выбору студента).

39. «Бунташный век»: народные восстания в России при первых Романовых – причины, формы, результаты.

40. Россия и Тридцатилетняя война (1618–1648 гг.).

41. Социально-экономическое и политическое развитие России при первых Романовых.

42. Петр и Софья.

43. Петр I в оценках современников и потомков.

44. «Птенцы гнезда Петрова»: А.Д. Меншиков, Б.П. Шереметев, П.А. Толстой, Ф.М. Апраксин, Я.В. Брюс и др. (один деятель по выбору студента).

45. Особенности русского абсолютизма.

46. Эпоха дворцовых переворотов: общая характеристика.

47. Правители эпохи дворцовых переворотов: Екатерина I, Анна Иоанновна, Иван VI Антонович, Елизавета Петровна и др. (один персонаж по выбору студента).

48. Екатерина II: исторический портрет.

49. Сподвижники Екатерины II: П.А. Румянцев, Г.А. Потемкин, А.В. Суворов, А.А. Безбородко, Е.Р. Дашкова и др. (один деятель по выбору студента).

50. Емельян Пугачев и пугачевщина.

51. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.: цели и результаты.

52. Павел I: личность и судьба.

53. Александр I – «сфинкс, не разгаданный до гроба».

54. Причины неудач преобразовательной деятельности Александра I.

55. Отечественная война 1812 г. и ее влияние на рост национального самосознания в русском обществе.

56. Герои Отечественной войны 1812 г.: М.И. Кутузов, М.Б. Барклай де Толли, А.П. Ермолов и др. (один персонаж по выбору студента).

57. Выдающиеся государственные деятели первой половины XIX в.: М.М. Сперанский, А.А. Аракчеев, А.Х. Бенкендорф и др. (один деятель по выбору студента).

58. Восстание декабристов в оценках современников и потомков.

59. Николай I: исторический портрет.

60. Бюрократизация российского общества во второй четверти XIX в. как сдерживающий фактор развития страны.

61. Крестьянская реформа 1861 г. и ее историческое значение.

62. Продажа Аляски: необходимость или просчет?

63. Особенности социально-экономического развития России в 60–90-е гг. XIX в.

64. Политика контрреформ Александра III и ее последствия для России.

65. Выдающиеся государственные деятели конца XIX – начала XX вв.: С.Ю. Витте, П.А. Столыпин и др. (один деятель по выбору студента).

66. Была ли дореволюционная Россия отсталой страной?

67. Николай II – последний русский император.

68. «Кровавое воскресенье»: причины трагедии.

69. Начало становления российского парламентаризма – первые Государственные Думы.

70. Россия в годы Первой Мировой войны.

71. Лидеры русской революции: В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, В.М. Чернов, А.Ф. Керенский и др. (один персонаж по выбору студента).

72. Октябрь 1917 г. – закономерность или случайность?

73. Гражданская война в России: причины, характер, последствия.

74. Иностранная интервенция в Россию 1918–1922 гг.

75. Белое движение, его военачальники и их судьбы: А.В. Колчак, А.И. Деникин, П.Н. Врангель, Н.Н. Юденич и др. (один персонаж по выбору студента).

76. Красная Армия в годы Гражданской войны, ее военачальники и их судьбы: М.В. Фрунзе, М.Н. Тухачевский, В.К. Блюхер, С.С. Каменев и др. (один персонаж по выбору студента).

77. Кронштадтский мятеж и его уроки.

78. Новая экономическая политика: успехи и противоречия.

79. Индустриализация и коллективизация в СССР в оценках историков.

80. Пакт Молотова-Риббентропа: перекресток мнений.

81. Советско-финская война 1939–1940 гг.

82. Причины неудач Красной Армии на начальном этапе Великой Отечественной войны.

83. Против кого воевал СССР в Великой Отечественной войне?

84. Блокада Ленинграда.

85. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны.

86. Ленд-лиз и его значение для СССР в годы Великой Отечественной войны.

87. Советский Союз и Япония накануне и в годы Второй Мировой войны.

88. Маршалы Победы и их судьбы: Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев и др. (один персонаж по выбору студента).

89. Борьба за власть после смерти И.В. Сталина.

90. Политические портреты руководителей СССР второй половины XX в.: Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, М.С. Горбачев и др. (один персонаж по выбору студента).

91. Перестройка в СССР.

92. Знаменитые сражения отечественной истории: Ледовое побоище, Куликовская битва, битва при Молодях, Полтавская битва, штурм Измаила, Бородинское сражение, Сталинградская битва и др. (одно событие по выбору студента).

93. Героическая оборона крепостей в русской истории: Козельск, Смоленск (1609–1611), Азовское сидение, Севастополь (1854–1855), Порт-Артур, Брестская крепость и др. (одно событие по выбору студента).

94. Мой город (край, регион): исторические достопримечательности, выдающиеся люди, знаменательные события (по выбору студента).

95. Выдающиеся деятели русской культуры: литераторы, художники, композиторы и др. (один деятель по выбору студента).

96. Выдающиеся ученые России XVIII–XX вв.: М.В. Ломоносов, Н.И. Лобачевский, И.И. Мечников, Д.И. Менделеев и др. (один персонаж по выбору студента).

97. Университеты в России (XVIII – начало XX вв.).

98. Известные выпускники и преподаватели Санкт-Петербургского Технологического института (один персонаж по выбору студента).


Эссе №2

Формируемая компетенция: способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

Важнейшие моменты: постижение цивилизационного многообразиячеловечества; рассмотрение исторических примеров успешного взаимодействия разнородных социальных групп, мирного и плодотворного сосуществования представителей различных культур; рассмотрение примеров обратного свойства – нетерпимости, неприятия, ксенофобии; изучение проблемы соотношения интересов большинства и меньшинства; выявление последствий исторического взаимодействия между народами, конфессиями, социальными группами в наши дни; оценка возможности использования исторического опыта толерантности в частной жизни и профессиональной деятельности.

1. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

2. Культура и цивилизация в концепции О. Шпенглера.

3. Особенности исторического развития России: между Востоком и Западом.

4. Крещение Руси и альтернативы религиозного развития русских земель в IX–X вв.

5. Влияние крещения Руси на русское общество и культуру.

6. Существовала ли древнерусская народность?

7. Люди и нравы Древней Руси.

8. «Злее зла честь татарская»: русские люди в Орде.

9. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

10. Русская церковь и Флорентийская уния 1439 г.

11. Церковь и государство в России во второй половине XV – начале XVI вв. Иосифляне и нестяжатели.

12. Еретические течения на Руси.

13. Становление России как многонационального государства.

14. Касимовское ханство в составе Русского государства.

15. Россия и европейский Ренессанс.

16. Сословно-представительная монархия в истории России.

17. Служилые иноземцы в России XVI–XVII вв.

18. Иностранные претенденты на русский трон в период Смутного времени.

19. Раскол русской церкви и его культурно-исторические последствия.

20. Россия и Украина в середине XVII в.

21. Русские первопроходцы и коренные народы Сибири в конце XVI – начале XVIII вв.

22. Крепостное право в России – неизбежное зло?

23. Петровские реформы и их влияние на русское общество.

24. Иностранцы в общественно-политической жизни России XVIII в.: А.И. Остерман, Б.Х. Миних, Э.И. Бирон и др. (один персонаж по выбору студента).

25. Религиозные секты в России конца XVII – XIX вв.

26. Россия глазами иностранцев (XVI – XIX вв.): С. Герберштейн, А. Олеарий, Ю. Крижанич, Л.Ф. Сегюр, А. де Кюстин и др. (один автор по выбору студента).

27. Российская империя и народы Закавказья.

28. Кавказская война.

29. Консервативная мысль России в XIX в.

30. П.Я. Чаадаев и его взгляды на судьбы России.

31. Славянофилы и западники: вечный спор.

32. А.И. Герцен и «русский социализм».

33. Проблема террора в русском революционном движении во второй половине XIX в.

34. Польский вопрос в Российской империи.

35. Еврейский вопрос в Российской империи.

36. Мусульмане в Российской империи.

37. Была ли Российская империя «тюрьмой народов»?

38. Меценатство и благотворительность в Российской империи.

39. Русская интеллигенция и революция.

40. Русская культура Серебряного века: основные особенности.

41. Политические партии в России в начале XX в.: революционный, либеральный, монархический лагерь (один из лагерей по выбору студента).

42. «Зубатовский социализм» и причины его краха.

43. Манифест 17 октября 1905 г. и свобода совести в России.

44. Национальный вопрос в русских революциях начала XX в.

45. Идея созыва Учредительного собрания в истории России.

46. Политика «военного коммунизма»: цели, методы, результаты.

47. Иностранцы в Гражданской войне 1918–1922 гг.

48. Красный и белый террор в 1918 – начале 20-х гг. XX в.

49. Политика большевиков по национальному вопросу.

50. Образование СССР: проекты и их реализация.

51. Советская власть и церковь.

52. Культурная революция в СССР.

53. Советская Россия в изображении иностранцев: Л. Фейхтвангер, Р. Роллан, А. Жид и др. (один автор по выбору студента).

54. Пути и судьбы русской эмиграции.

55. Евразийство и евразийцы.

56. Сталин против Троцкого: внутрипартийная борьба в ВКП(б).

57. Истоки и сущность советского тоталитаризма.

58. СССР и Коминтерн.

59. Сталинские репрессии.

60. Коллаборационизм в годы Великой Отечественной войны.

61. «Большая тройка» в 1941–1945 гг.: динамика взаимоотношений.

62. «Холодная война»: кому выгодно и кто виноват?

63. Карибский кризис.

64. Афганская война (1979–1989 гг.).

65. Диссидентское движение в СССР.

66. Культура развитого социализма.

67. Проблемы межнациональных отношений в СССР.

68. Распад СССР: причины и последствия.

69. Конституционный кризис 1993 г. в Российской Федерации: характер и оценки.

70. Проблема русскоязычного населения в странах Балтии в постсоветский период.

71. Россия и страны СНГ: партнерство и конфликты.

72. Национальные отношения в Российской Федерации.

73. Проблема толерантности в современном российском обществе.

74. Политика мультикультурализма в Западной Европе: идеи и реализация.

Эссе №3

Формируемая компетенция: способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности.

Важнейшие моменты: акцент на практической составляющей правовых знаний – как именно и в каких именно бытовых и профессиональных ситуациях может пригодиться рассматриваемый в эссе раздел права.

1. Теории происхождения государства.

2. Правовое государство: идеал и реальность.

3. Принцип разделения властей в организации и функционировании государственной власти.

4. Политические режимы в современном мире.

5. Основные правовые системы современности.

6. Гражданское общество в условиях правового государства.

7. Многопартийность как основа развития гражданского общества.

8. Власть, ее разновидности и назначение в обществе.

9. Механизм государства: понятие и структура.

10. Соотношение государства и права.

11. Значение законности и правопорядка в современном обществе.

12. Международное право как особая система права.

13. Источники российского права.

14. История отечественного конституционного права.

15. Принципы Конституции РФ 1993 г.

16. Особенности федеративного устройства России.

17. Система органов государственной власти Российской Федерации.

18. Народовластие как важнейший принцип Конституционного строя России.

19. Конституционно-правовой статус личности.

20. Конституционные права, свободы и обязанности: понятие, юридические свойства и система, гарантии реализации.

21. Светскость России.

22. Виды норм права.

23. Понятие и виды законов. Конституция, конституционные и обыкновенные законы.

24. Подзаконные нормативные акты.

25. Виды правонарушений.

26. Понятие юридической ответственности.

27. Действие гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц.

28. Правоспособность и дееспособность физических лиц.

29. Виды юридических лиц.

30. Юридические лица в гражданском праве.

31. Правовое положение коммерческих и некоммерческих организаций.

32. Органы юридического лица.

33. Способы индивидуализации юридических лиц.

34. Реорганизация и ликвидация юридического лица.

35. Собственность как социально-экономическая и правовая категория.

36. Приобретение и прекращение права собственности.

37. Общая собственность.

38. Обязательства в гражданском праве.

39. Стороны обязательств.

40. Множественность лиц в обязательствах.

41. Перемена лиц в обязательствах.

42. Договорные и внедоговорные обязательства.

43. Обязательные и вещные отношения.

44. Виды наследования по российскому законодательству.

45. Формы завещания.

46. Понятие и значение трудового договора.

47. Порядок заключения и расторжения трудового договора.

48. Основания прекращения трудового договора.

49. Понятие и продолжительность рабочего времени.

50. Понятие и виды времени отдыха.

51. Понятие и виды трудовых споров.

52. Ответственность за нарушение трудовой дисциплины.

53. Защита трудовых прав работника.

54. Особенности современного российского семейного права.

55. Понятие и правовая природа брака.

56. Опека и попечительство в праве РФ.

57. Личные права и обязанности супругов.

58. Расторжение брака.

59. Основания возникновения алиментных обязательств.

60. Форма, содержание и порядок заключения брачного договора.

61. Основные принципы административного права.

62. Административное правонарушение и виды административного наказания.

63. Административный спор: понятие, виды, способы разрешения.

64. Понятие административного надзора.

65. Принуждение в административном праве.

66. Особенности административной юстиции в современной России.

67. Коррупция как негативное общественное явление.

68. Коррупция в современной России.

69. Юридическая ответственность за дачу взятки.

70. Основные принципы уголовного права.

71. Действие уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

72. Преступление: понятие, виды, уголовная ответственность.

73. Стадии совершения преступления.

74. Соучастие в преступлении.

75. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

76. История развития экологического права.

77. Экологические права и обязанности граждан РФ.

78. Организация государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.

79. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза.

80. Лицензирование природопользования и охраны окружающей среды.

81. Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды.

82. Особо охраняемые природные территории.

83. Принципы сотрудничества в области охраны окружающей среды.

84. Экологический контроль.

85. Международное экологическое право.

86. Правовые основы защиты государственной тайны.

87. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты государственной тайны.

88. Правовые основы защиты информации.

89. Государственная тайна и ответственность за ее разглашение.

90. Конфиденциальные служебные документы и порядок работы с ними.

91. Судебное сообщество РФ.

92. Основные положения составления искового заявления в суд.

93. Правила составления заявления о приеме на работу.

94. Основные принципы подготовки проекта приказа.

Приложение А

(обязательное)

Образец оформления титульного листа

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(технический университет)» (СПбГТИ(ТУ))

КАФЕДРА истории Отечества, науки и культуры

УГНП __________________________________

НАПРАВЛЕНИЕ __________________________________

ПРОФИЛЬ__________________________________

МОДУЛЬИстория

Эссе

НА ТЕМУ: _____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

Выполнил студент ___ курса, группы ________ _____________________

Фамилия, Имя, отчество

Принял ______________________________________________________

Должность, звание Фамилия, Имя, Отчество

Признать, что работа    
выполнена и защищена с оценкой      
         

«__» _________________ 2016 г._________________

подпись

Санкт-Петербург

Приложение б

(обязательное)

Образец оформления списка использованной литературы

Список использованной литературы

Алексеев, Ю.Г. Государь всея Руси / Ю.Г. Алексеев. – Новосибирск: Наука, 1991.

Борисов, Н.С. Иван III / Н.С. Борисов. – М.: Молодая гвардия, 2000.

Зимин, А.А. Возрожденная Россия: Россия на рубеже XV–XVI столетий: Очерки социально-политической истории / А.А. Зимин. – М.: Мысль, 1982.

Ключевский, В.О. Исторические портреты / В.О. Ключевский. – М.: Эксмо, 2008.

Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей / Н.И. Костомаров. – М.: Мысль, 1993.

Скрынников, Р.Г. Иван III / Р.Г. Скрынников – М.: АСТ; Транзиткнига, 2006.

Работы в списке располагаются в алфавитном порядке, без нумерации.

Образец оформления ссылок

Библиографическая ссылка – это библиографическое описание произведения, цитируемого или упоминаемого автором работы. В эссе рекомендуется использовать постраничные ссылки, поскольку они дают возможность наряду с общим текстом увидеть «научную кухню» автора, позволяют оперативно оценить оснащенность и основательность сочинения. В ссылках приводится краткое библиографическое описание источника информации. Оформляются ссылки в виде подстрочных, т.е. находящихся внизу страницы, сносок. С текстом сноска связывается порядковым номером, который обозначается арабской цифрой.

На примере конкретного текста ссылки будут выглядеть так:

В тексте: Как отмечал В.О. Ключевский, сообщения иностранцев о духовной жизни русского общества этого периода отрывочны и бедны, и в них «дано слишком много места личным, произвольным мнениям и взглядам самих писателей»1.

В сноске: 1 Ключевский, В.О. Сказания иностранцев о Московском государстве / В.О. Ключевский. – М., 1991. – С. 8.

Если какое-либо издание, документ и т.п. цитируется не по первоисточнику, то в ссылке необходимо указать источник заимствования, предваряя его словами «Цитируется по» (в сокращенном варианте – «Цит. по»). Например:

В тексте: Как отмечал австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, дважды посещавший Москву в начале XVI в., никто из бояр, «как бы велико не было его значение, не смеет ни в чем противоречить государю»1.

В сноске: 1 Цит. по: Ключевский, В.О. Сказания иностранцев о Московском государстве / В.О. Ключевский. – М., 1991. – С. 93.

При ссылке на электронные информационные ресурсы, как и в случае с печатными изданиями, указываются автор и название работы, затем название сайта (или раздела сайта), адрес URL той страницы, на которую дается ссылка, и дата обращения. В записи обязательно должно быть указано «[Электронный ресурс]»:

Ключевский, В.О. Курс русской истории / В.О. Ключевский // Библиотека Гумер. – [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/
History/Kluchevsk/_39.php (дата обращения: 29.02.2012).

Ссылки на издания и документы, с которыми автор эссе не работал, недопустимы.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение............................................................................................................................ 3

Выбор темы эссе............................................................................................................... 4

Поиск и отбор литературы.............................................................................................. 4

Составление плана и структура эссе.............................................................................. 5

Написание эссе................................................................................................................. 5

Оформление эссе.............................................................................................................. 7

Критерии оценивания эссе.............................................................................................. 7

Темы эссе........................................................................................................................... 8

Приложение А. Образец оформления титульного листа............................................. 18

Приложение Б. Образец оформления списка использованной литературы и ссылок.. 19

Кафедра истории Отечества, науки и культуры

Методические указания

Эссе по истории и основам права

Владимир Викторович Ведерников

Петр Анатольевич Гостенков

Александр Борисович Гуркин

Николай Дмитриевич Ковбенко

Ирина Павловна Потехина

Константин Николаевич Скворцов

Полина Игоревна Федотова

Отпечатано с оригинал-макета. Формат 60х90. 1/16

Печ. 0,7 п.л. Тираж ХХ экз. Заказ №

Санкт-Петербургский государственный Технологический институт

(Технический университет)

190013, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 26

Наши рекомендации