Понятие избирательного права и избирательной системы в Республике Беларусь
Термин «избирательная система» используют в двух смыслах — широком и узком. В широком смысле слова избирательная система — это урегулированный правовыми и иными нормами весь порядок выборов. В узком смысле — это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов выборов.
Избирательное право имеет два назначения — объективное и субъективное. Объективное избирательное право — это совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие при проведении выборов. Следовательно, избирательная система (в широком смысле) и избирательное право (в объективном значении) практически совпадают, схожи по своему содержанию.
Субъективное избирательное право — это совокупность конкретных прав гражданина на участие в выборах. В этом значении избирательное право граждан подразделяют на активное избирательное право, т. е. право избирать, и пассивное избирательное право, т. е. право избираться, быть избранным.
Значение избирательной системы и избирательного права заключается в том, что формирование представительных (выборных) органов, участие в этом процессе граждан осуществляются на легальной, юридической основе, по единым в рамках страны принципам и правилам, учитывающим требования важнейших международных документов, направленным на обеспечение свободных, демократических выборов.
В результате единой демократической процедуры формируются (избираются) государственные органы (Парламент, Президент, местные Советы депутатов). Именно благодаря народному волеизъявлению (ст. 3 Конституции) выборные представительные органы получают легальную основу для осуществления своих полномочий. Эти органы государства становятся легитимными.
В отличие от процедуры назначения должностных лиц выборы в максимальной степени (наряду с референдумом) позволяют народу (избирателям) реализовать свое право на управление делами государства.
Легитимные выборные органы формируют, в свою очередь, другие легитимные властные структуры (Правительство, суды и др.).
Конституционные принципы избирательной системы и их взаимосвязь
Принципы избирательной системы — это основные руководящие начала, соблюдение которых делает выборы легальными (законными). Выборы должны основываться на общепризнанных принципах, т. е. проводиться как всеобщие, свободные, равные, прямые выборы при тайном голосовании.
Эти важнейшие демократические, фундаментальные принципы выборов, включая и свободный их характер, закреплены в Конституции Республики Беларусь.
Выборы депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности народом, являются всеобщими: право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет.
В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения — содержа ние под стражей. Любое прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан в других случаях является недопустимым и наказывается согласно закону.
Возрастной ценз депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности, определяется соответствующими законами, если иное не предусмотрено Конституцией.
Признано, что право участвовать в голосовании (активное избирательное право) и быть выдвинутым кандидатом на выборную государственную должность имеет лицо, если по крайней мере именно в этот день оно достигло 18 лет.
Признание лица по суду недееспособным ведет к неучастию его в выборах.
В выборах также не участвуют лица, которым приговором суда определена такая мера наказания, как лишение свободы. Иные виды уголовного наказания таких последствий не влекут.
Что же касается участия в голосовании, то круг лиц, в отношении которых существуют дополнительные ограничения, еще шире: сюда включены и лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения — содержание под стражей.
Административный арест не является основанием для ограничения права гражданина на участие в голосовании.
У нас нет ограничений по признаку пола, расы, языка, социального и имущественного положения, профессии, политических убеждений, отношения к религии. Вполне демократичными представляются требования о достижении 18-летнего возраста (для избрания в Палату представителей — возраста 21 года), наличии гражданства, о дееспособности, ограничении тех, кто находится в местах лишения свободы.
В Беларуси нет ценза оседлости, который существует во многих странах, за исключением процедуры избрания Президента, а также членов Совета Республики. На практике даже в развитых странах доля избирателей, не внесенных в избирательные списки и не допущенных к выборам по этой причине, составляет от 6 до 8 % от числа избирателей.
Выборы являются свободными: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. Подготовка и проведение выборов проводятся открыто и гласно (ст. 65 Конституции).
Участвовать или не участвовать в выборах, за кого голосовать, — избиратель, т. е. лицо, обладающее правом голоса, определяет самостоятельно. По нашему законодательству — это его полностью добровольное дело. В зарубежных странах широкое рас пространение получил абсентеизм (отсутствие), т. е. добровольное неучастие избирателей в выборах. Высокая степень неучастия граждан в выборах снижает авторитет сформированного органа, его представительства, дает почву для споров о легитимности.
Выборы являются равными: избиратели имеют равное количество голосов. Кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях (ст. 66 Конституции).
Равенство выборов является одним из важнейших демократических принципов. В этих целях обеспечивается единая норма представительства, согласно которой создаются равные по численности избирательные округа.
Принцип «каждый избиратель имеет одинаковое число голосов» (обычно один голос) обеспечивается тем, что избиратель включается только в один список для голосования.
Выборы депутатов являются прямыми: депутаты избираются гражданами непосредственно (ст. 67 Конституции). В данной статье речь идет только о прямых выборах, т. е. когда граждане сами непосредственно избирают депутатов путем подачи своего голоса.
Голосование на выборах является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается (ст. 68 Конституции).
Голосование является тайным при условии устранения внешнего контроля за волеизъявлением избирателя. Однако это не исключает права избирателя добровольно высказаться о том, как он проголосовал.