Становление индустриального общества в XIX в. Колониальный раздел мира
С XIX столетия начинается новый этап в развитии человеческой цивилизации – индустриальное общество, подготовленный предшествующим развитием с конца XV до конца XVIII вв. (т.е. при переходе к Новому времени и ранним Новом времени). Нередко индустриальную цивилизацию еще называют машинной, т.к. станки и механизмы не только вытесняют ручной труд, но и становятся самоценностью, поскольку без усовершенствования машин невозможно существование самого общества. Машинная индустрия начинает занимать едва ли не главное место в жизни общества, определяет его экономическое благополучие, военный потенциал, международный статус страны. Для аграрных, доиндустриальных цивилизаций была свойственна повторяемость, которая сводилась к усвоению опыта предшествующих поколений. Орудия труда не менялись веками. Индустриальная цивилизация диктует необходимость непрерывного технологического обновления. Технический прогресс является основой существования цивилизации нового типа. Катастрофически быстрым становится темп изменений. Такая скорость технического прогресса становится возможной только благодаря тесному союзу между машинной индустрией и наукой.
Увеличение темпов промышленного производства, произошедшее в результате промышленной революции, требовало развития новых форм транспорта, основанного на машинной тяге. В 1807 г. американский изобретатель Роберт Фултон создал первый пароход, а уже через 12 лет пароход впервые пересек Атлантический океан. Расстояние от Нью-Йорка до английского Ливерпуля пароход преодолел за 20 дней. Т.о., появились суда, не зависящие от капризов ветра. В 1830 г. в Англии началось движение по первой железной дороге между городами Манчестер и Ливерпуль, протяженностью 50 км. А уже в 1860 г. общая протяженность железнодорожной сети в мире составляла 10 тыс.км. (на долю России приходилось только 1,5 тыс.км.).
Были найдены новые источники энергии, а также новые более экономичные способы ее использования. В 1860 г. французом Этьеном Ленуаром был изобретен двигатель внутреннего сгорания, который совершил настоящую технологическую революцию в транспорте. Модель, работающая на жидком топливе, была предложена в 1892 г. немецким инженером Р. Дизелем. В середине 1880-х гг. были созданы первые автомобили немецкими инженерами Карлом Бенцом и Готтлибом Даймлером. В самом конце XIX в. появились резиновые шины, изготовленные из синтетического вещества – каучука. В 1859 г. в США началась промышленная добыча нефти, в дальнейшем значение нефтедобычи и нефтеперареработки неуклонно увеличивалось. Если в 1870 г. было добыто 800 тыс. ее т., то в 1900 г. – уже ок.200 млн.т.
Произошло освоение электричества, которое дало производству новую энергетическую базу, начала широко применяться на транспорте и в быту. Открытие производства электроэнергии считается отправной точкой для начала второго технологического переворота в мире (первым считается внедрение паровых машин, всего в мировой истории было три таких переворота). На смену станкам с ременным приводом приходили оборудованные электродвигателями, которые были более производительными и надежными. Источником электроэнергии стал турбогенератор. Была решена проблема передачи электроэнергии на большое расстояние. В 1891 г., в результате эксперимента русский ученый М. Доливо-Добровольский сумел передать переменный ток на расстояние 175 км. Возникли такие отрасли промышленности, как электротехника, и электрохимия.
Был получен новый материал сталь, который имел огромное производственное значение (способ переплавки чугуна в сталь открыл в 1878 г. англичанин Синди Томас). Будучи более прочным, он стал стремительно вытеснять железо и дерево. Успехи в области химии сделали возможным быстрое развитие химической промышленности – производство красителей, искусственных удобрений, синтетических веществ (каучук, искусственное волокно), взрывчатых веществ (в 1875 г. шведом А. Нобелем был изобретен динамит). От использования органических веществ перешли к минеральным.
К началу ХХ столетия изменился облик жизни. На основе сделанных научных открытий в привычный обиход вошли электрическое освещение домов и улиц, радио, телефон, телеграф, воздухоплавание (дирижабль), кинематограф, автомобиль. Преобразился облик городов, представления людей о расстоянии благодаря транспорту и системам связи, расширился поток информации.
В целом, резко возросли темпы экономического роста. За период с 1870 по 1900 гг. мировое промышленное производство выросло в 4 раза. Изменилось качество экономического роста. В последней трети XIX в. определилось важнейшее его свойство. Непосредственным фактором экономического развития впервые стал технический прогресс, опирающийся на научные открытия.
Интенсивное развитие промышленности привело к важнейшим социальным переменам. Машины изменили характер труда, роль человека в производстве и отношение людей к своей деятельности. Безвозвратно ушло в прошлое время средневековых мастеров, которые неторопливо и с любовью создавали продукцию, на которой лежала печать индивидуальности. Новое производство требовало мобилизации возможностей человека, его освобождение от цеховых, корпоративных связей. Поточное производство превращало работника в придаток машины. Ставшее очевидным в самом начале промышленной революции, оно особенно ярко проявилось в начале ХХ в., когда впервые, на своих автомобильных заводах в США, Г.Форд в 1912 – 13 гг. ввел конвейер. С одной стороны, это привело к резкому повышению уровня производительности, с другой стороны, труд был до предела механизирован и обезличен. Еще в XIX в. немецкий философ Г. Гегель, предвосхищая данные изменения, писал: «Труд становится все более безжизненным… сознание фабричного рабочего доводится до крайней степени тупости…»
Центрами экономической и общественной жизни становятся города. К 1900 г. в развитых промышленных странах городское населении либо приблизилось по количеству к сельскому, либо превысило его. Резко возросло число городов, изменился их облик (трубы заводских котельных, рабочие кварталы). Символом урбанизации стал первый небоскреб, построенный в Чикаго, США. Формировалась особая городская культура, в которой размывались местные традиции, речевые диалекты. На смену неспешному, размеренному укладу сельской жизни приходил динамичный городской.
Таким образом, начало процесса формирования индустриального общества приходится на время промышленной революции (промышленного переворота), который в основном пришел в развитых странах на XIX столетие, и последовавшей за ней индустриализации (конец XIX – начало ХХ вв.).
Индустриализация – это регулярно возобновляемый процесс технического переоснащения производства путем введения новых совершенных машин и технологий производства за счет новых научных открытий и технических усовершенствований. Индустриализация проявлялась в росте машиностроения, усиленном ввозе машин, техническом перевооружении заводов. Первоначально индустриализация началась с легкой промышленности, ведущая роль в которой играла текстильная. Преобладание легкой промышленности объяснялось тем, что капиталы в ней оборачивались быстрее и приносили больше прибыли.
Для развитого индустриального общества характерны:
· интенсивное развитие промышленности, преобладание промышленного производства над аграрным, возникновение новых отраслей промышленности, высокий уровень вложений в развитие производства, установление тесной связи науки, техники и производства, связь национальных и мировых рынков;
· преобладание городского населения над сельским, высокий уровень социальной мобильности, разрушение сословной структуры общества;
· закрепление принципа равенства всех граждан перед законом, формирование правового государства, развитая структура гражданского общества;
· рационализация духовной жизни общества, рост индивидуализма, признание автономии личности в качестве важнейшей социальной ценности.
В течение XIX в. процесс становления индустриального общества прошли лишь немногие страны – Великобритания, США, Франция. В целом ряде быстро развивающихся государств отдельные черты индустриального общества соседствовали со свойственными еще традиционной цивилизации отношениями, в том числе в экономике – Германия, Италия, Россия, Япония и некоторые другие.
Одним из итогов Великих географических открытий (конец XV – XVII вв.) (см. тема 9, вопрос 2) был процесс формирования мирового рынка и мировой экономики. Важным его проявлением стала колониальная экспансия ведущих европейских стран, складывание колониальных империй. Первыми колониальными державами стали Испания и Португалия, с середины XVII в. к ним присоединились Голландия, Англия и Франция. В последней трети XIX в. в борьбу за обладание колониями вступили Германия, Италия и Бельгия. Победы колониальных держав объяснялись, прежде всего, их военно-техническим превосходством на покоренными народами. К началу ХХ столетия колониальный раздел мира был завершен, экономическому и политическому господству ведущих стран Западной Европы и США оказался подчинен практически весь мир. Сложились гигантские колониальные империи, которые по своим размерам намного (в десятки, а то и сотни раз) превосходили территории метрополии.
Отдельные немногие, как правило, крупные государства Востока, сохраняли свою государственность, но превращались в полуколонии, разделенные на сферы влияния колониальными державами – Китай, Османская империя. Лишь одна страна на Востоке – Япония, которая проведя в середине XIX в. серию модернизационных по своим целям и содержанию реформ, сумела сохранить свою национальную независимость, а на рубеже XIX – XX вв. самой вступить на путь участия в колониальном раздел мира.
Колонии были важным элементом развития капитализма. Они являлись дешевыми источниками сырья, рабочей силы (первоначально – использование рабского труда, насаждение кабальной зависимости местного населения), рынками сбыта промышленной продукции. Довольно долго колониальные власти запрещали или серьезно ограничивали развитие местной промышленности (это стало одной из причин войны за независимость североамериканских колоний Англии – США). Выкачивалось национальное богатство в форме драгоценных металлов – золота и серебра.
Однако для метрополий в обладании обширными колониями были и свои минусы. Безраздельное господство на колониальных рынках подрывали стимулы к совершенствованию собственной технической базы производства, повышению производительности труда, обновлению ассортимента выпускаемой продукции. В колонии и зависимые страны вкладывался капитал, который мог быть использован в метрополиях. В итоге в экономиках таких развитых стран мира, как Англия и Франция, наметились тенденции к застою. Напротив, у государств, не обладавших обширными колониями, таких как Германия, США, Япония, большая часть капитала направлялась на развитие национальных экономик и они в темпах своего экономического развития стали опережать прежних лидеров.
В колониях в целом вплоть до середины XIX в. не происходило кардинальных изменений экономики и социальной структуры традиционных обществ. Европейцы обычно сохраняли местные институты государственности, добивались, прежде всего, экономического подчинения. Однако в XIX в. постепенно в колониях начинает формироваться капиталистическая инфраструктура. Здесь строятся железные дороги, промышленные предприятия, прежде всего, по первичной обработке сырья, начинается процесс формирования новых социальных слоев буржуазного общества. Наиболее отчетливо данные изменения проявились в колониальной политике Англии в Индии. Т.о., в колониальных странах стало постепенно и в разной степени разрушаться традиционное общество. Если в европейских государствах это произошло в силу естественного процесса экономического развития, то у народов Востока – под прямым или косвенным давлением цивилизации Запада.