Пути формирования источников права
Формирование права происходило под влиянием различных факторов: географических, национальных, культурных, экономических, религиозных и т.п. Соотношение этих факторов было различным в разных государствах, что обусловило некоторые особенности образования права в странах Запада и Востока.
На Востоке, где были сильны традиции, право органично вытекало из норм религии и морали, закрепляя их требования с помощью государства в качестве общеобязательных. Правовая мораль имела религиозное обоснование, поэтому правонарушение было одновременно нарушением нормы морали и религии. Право здесь рассматривалось как мера должного поведения, т.е. как обязанности, но не возможность.
Но влияние норм морали и религии в разных странах Востока не было одинаковым. Так, источником древнеиндийского права и мусульманского права являлись религиозные учения. К примеру, авторами законов Ману были жрецы одной из древнеиндийских брахманских школ. Брахманы составляли высшую касту древнеиндийского общества и обладали исключительным правом учить священным текстам и совершать религиозные обряды. Согласно законам Ману, Бог создал брахмана из лучшей и самой чистой части тела — «из своих уст», поэтому он «занимает высшее место на земле как владыка всех существ». Законы Ману были основаны на священном откровении — Ведах, т.е. Священном писании.
В Древнем Китае, напротив, было сильно влияние моральных норм, сформулированных в философских воззрениях и выраженных в формуле: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».
Западное право является в значительной мере результатом деятельности человеческого разума, который стремился отразить в правовых нормах ценность индивидуального начала, отдельно взятой личности, ее уникальность и неповторимость.
В нем используется библейская идея, что человек был создан по образу и подобию Божьему. Каждое человеческое существо является видимым образом невидимого Господа. Создатель наделяет людей жизнью, свободой (способностью мыслить и действовать, руководствуясь собственными мыслями и чувствами) и правом на стремление к счастью (вечное стремление к лучшей жизни с учетом блага других людей). Эти условия могут быть должным образом реализованы только тогда, когда люди одинаково понимают правила, регулирующие их взаимоотношения.
Однако индивидуальные различия не противоречат христианской идее о равенстве человеческих созданий — все люди равны перед Богом, имеют общую родословную. Ценности индивидуальной свободы, уважения к личности, правам человека, на которых развивалась западная цивилизация, исходят из религиозного учения о человеке. Однако оно было дополнено теорией естественных прав, идеями народного суверенитета, равноправия и общественного согласия. В связи с этим право определяло меру свободы, обусловленную природой человека, его потребностями, удовлетворение которых необходимо для нормального существования человека.
Государство закрепляло и гарантировало эти возможности в своих нормативно-правовых актах, обеспечивая формальное равенство в их получении. Право в странах Запада развивалось от обычая к правовому обычаю (обычаю, обеспеченному возможностью государственного принуждения), от правовых обычаев к законам, решениям судов, договорам. Наибольшего совершенства в регулировании имущественных отношений достигло римское право, отстаивавшее интересы частного собственника.
Термин "источник права" юриспруденции известен давно. Понятие пришло к нам в юриспруденцию из римского права начала нашей эры, когда знаменитый юрист Тит Ливии назвал Законы XII Таблиц «источником всего публичного и частного права» Рима.
Источники права - это официальные документы или специальные положения, закрепляющие юридические нормы.
В процессе развития юридической науки источники права рассматривались многозначно на основе различных подходов к ним:
- источник права как социальная основа его возникновения в смысле способа бытия людей, отражающая их качественные характеристики как членов человеческого общества;
- источник права в материальном смысле, представляющий экономические условия, которые оказывают прямое или опосредованное влияние на процессы создания юридических актов и других официальных документов государственной власти, содержащих общеобязательные веления;
- источник права в политическом аспекте, т. е. само государство как сила, непосредственно порождающая своими правотворческими действиями позитивное право;
- источник права как историко-правовые памятники, судебные решения, летописные свидетельства, имевшие значение для действовавшего права;
- источник права в идеальном смысле, который определяется нематериальными факторами осознания и обоснования права. Такими выступают философские взгляды на суть и назначение права нравственные воззрения общества, государственная идеология правосознание различных групп и слоев населения;
- источник права в формально-юридическом смысле, являющийся формой внешнего закрепления и выражения правовых норм, придания им общеобязательного официального характера.
Направления и способы, по которым формируются источники права, неодинаковы, отвечая специфике отдельных их видов, особенностям развития различных обществ и цивилизаций, формам государственности. Основные пути формирования следующие:
- непосредственное волеизъявление народа в виде голосования или опроса по проектам юридических актов (решения народных собраний, референдум, плебисцит и т. д.);
- санкционирование - одобрение государством в виде общеобязательных правил поведения социальных норм, полезных для него в силу их длительного действия и влияния на население;
- придание общеобязательной силы судебным решениям по конкретным делам;
- признание государством юридической силы соглашений между субъектами права с установлением взаимных прав и обязанностей в качестве правовых норм;
- правотворчество - принятие нормативных документов полномочными государственными органами, а также органами местного самоуправления, для которых законодательство предусматривает такую возможность, практически приравнивая их в данном процессе к органам государственной власти;
- трансформация как установленный государством порядок применения норм международного права на своей территории, который, соответственно, может быть выполнен в виде индивидуальной имплементации - «переводе» таких норм, превращении в нормы национального права законодательным путем, и общей имплементации - рассмотрении международно-правовых правил как составных частей национального права, т. е. непосредственно действующими.