Форматы розничной торговли

Сущность и формы розничной торговли

1) значение и функции розничной торговли

2) современный этап развития РТ в России

3) формы РТ

4) современные тенденции, преобразующие структуру РТ, в том числе сдвиг баланса сил каналов распределения

1. Функции:

• Обеспечивает возможность приобрести товары в удобной форме, в удобном месте, в удобное время и в удобных для потребителя условиях

• Разделяет финансовые риски с производителями

• Управление поставками, работа с поставщиками

• Информирование

• ВВП, политическое значение

2.

Мобильная торговля Стационарная торговля Посылочная торговля Электронная торговля Сервисный ритейл
Сетевой маркетинг (мультилевел) На фундаменте По каталогу Интернет-магазины Рестораны, кафе, бары
Торговля с а/м, кораблей Магазины Почтой Через веб сайты Автозаправки, шиномонтажки
Ларьки, киоски, автоматы Стационарные городские рынки      

3.

4. 2 противоречивые тенденции:

- укрупнение торгового капитала путем сетизации

Уровень сетизации - 60-70%

- процесс образования новых малых и средних предприятий

Факторы укрупнения:

• Экономия от эффекта масштаба и опыта

• Более высокий уровень конкурентоспособности торгового ассортимента

• Более высокая адаптивность к изменениям конъюнктуры торговли

• Положительное восприятие качества и цен товаров в торговых точках сетевых организаций

Конъюнктура рынка - текущее условие закупки и продажи товаров, обусловленные соотношением спроса и предложения.

Конъюнктура торговли -

Факторы развития малых и средних предприятий:

• Территориальный фактор (фактор локальности спроса)

• Фактор дифференциации спроса

• Фактор поддержки государства

Форматы розничной торговли

1) понятие формата и его основные признаки в РТ

2) характеристика форматом РТ

3) 3 теории эволюции форматов

1. Сущность формата в РТ раскрывается через ряд признаков.

Не существует единства во мнениях у специалистов по количеству и содержанию этих признаков.

Наиболее успешные торговые сети ищут, разрабатывают и находят все новые и новые признаки, при помощи которых они развивают существующие форматы торговли и делают новые форматы торговли с целью достижения конкурентных преимуществ.

Признаки формата:

• Площадь торгового зала

• Количество позиций торгового ассортимента

• Степень универсализации торгового ассортимента

• Местоположение

• Доступность (время работы магазинов, наличие парковки, планировка торгового зала, квалификация персонала)

• Целевой сегмент (на который ориентирована данная РТ)

Сегментация - деление всех существующих и/или потенциальных покупателей, совершающих покупки в пределах одной и той же сбытовой зоны, на группы однородные с позиции искомых ценностей.

• Форма обслуживания (самообслуживание, через прилавок, индивидуальное и тд)

• Атмосфера и сервис

2. Непродовольственные товары:

• Универмаг (комплекс специализированных магазинов)

• Складской клуб (большие площади, минимальное оформление, прочные стеллажи, на которых в коробках выставлены 4000 наименований товаров разных категорий и товарных групп)

• Фабричный магазин (открывает производитель)

• Магазин-сток (скупает у всех желающих по низкой цене новые, но не ликвидные товары)

• Кэш энд кэрри (мелкооптовый магазин, обязательная регистрация, работа практически под заказ)

Продовольственные товары:

• Магазин у дома (радиус обслуживания - 500 м, ассортимент - 3-5 тысяч наименований большинство - продукты быстрого приготовления, круглосуточно/23 часа, кафетерии, автозаправки, хорошая парковка и тд)

• Супермаркет (20% непродовольственных товаров)

• Суперонтер

• Дискаунтер (высококачественные товары, 600 кв м, не более 1200 позиций, требует больших инвестиций)

Формат - шаблон, общепринятый стандарт

- определенный тип организации розничной торговли, который раскрывается через ряд признаков.

3. 3 теории эволюции форматов:

1) Колесо розничной торговли. По мере развития формата его владелец получает больше прибыли, на ее основе он улучшает условия продажи, выкладку, рекламу, его издержки при этом возрастают, возрастают и цены, открывая возможность для вхождения на рынок новых форматов, предлагающих более низкие цены.

2) Теория жизненного цикла.

- введение

- рост

- зрелость

- спад

Торговые сети

1) Варианты соединения торговых сетей

2) Проблемы формирования торговых сетей

3) 2 стратегические проблемы формирования развития ТС

1. 4 варианта:

• Корпоративные сети (сами управляют)

• "Добровольные" сети (оптовики заключают контракты независимые. Для того чтобы розничная торговля была успешная, товары нужно стандартизировать между розничных торговлях. Стандартизируют внешние торговые технологии, оформлять торговые залы и работают успешней, чем работали ранее)

• Кооперативные сети (розничные торговли они являются в рядах организаторы сети. Розничные торговли договариваются, связывает их контракт формирования сеть, по максимально стандартизированная цель)

• Франчайзинговые сети (это "аренда" товарного знака и коммерческого обозначения. первоначально Франция, льгота которую предоставляют)

Торгуют от марки известной, есть обязательство по франшизе, торговый зал не вправе исправлять, закупают товары по предложению самой марки на их условиях, плата франшизы может быть как обязательный, так и не обязательно.

Первая франшиза - зингер машинка

Выгоды для франчази:

• Получает раскрученую торговую марку (бренд)

• Получает технологию ведения бизнесом

• Участвует в консолидированных закупках, имея преимущество экономии на масштабах

• Получает квалифицированное консультирование

• Получает возможность открывать свой бизнес в условиях жесткой конкуренции

• Рекламная и организационная поддержка

Проблемы для франчайзи:

• Организованные формы по франчайзингу, примерно на 30% дороже

• Гнет франчайзеров жесткая регламентация деятельности

• Срыв поставок

Выгоды для франчайзера:

• Быстро разрастается использую денежные средства франчайзи

• Возможность внедрения в новые географические рынки, не имея проблем с персоналом

• Получает доходы, либо в виде первоначального взноса, либо аренда оборудования, от продажи услуг, либо от всего этого вместе

• Получает возможность создавать большой пакет заказа и экономить на закупках

• Гарантированный сбыт

Проблемы франчайзеров:

• Потеря контроля над торговлей франчайзи

• Репутация франчайзера зависит от франчайзинга

Проблемы формирования ТС:

• Неразвитость управленческих процедур (в сети цена ошибки очень велика)

• Проблема взаимоствязи интересов при объединении

• Согласование коммерческой политики

• Координация логистики

• Соотношение менеджмента и ответственных команд

• Коммерческое позиционирование сети (привязка формата сети к сбытовым зонам(целевым сегментам) решение этой проблемы в: магазинах и методик привязок типовых форматов и конкретным сегментам

• Увеличение затрат в связи с созданием сети

3.

Сети специализированные ориентированы на высокую наценку, низкий оборот и высокий уровень обслуживания.

3 уровня товара:

- ядро (выгоды, решение проблем, ценности товара)

- объективные свойства (размер, цена, материал, технические характеристики)

- дополнительный продукт (товарный кредит, подарок, консультация, доставка, упаковка красивая)

Наши рекомендации