Реформа политической системы: цели, этапы, итоги
Предыстория перестройки.После смерти Брежнева во главе партии и государства встал Ю. В. Андропов. В одном из первых выступлений Андропов признал наличие многих нерешенных проблем. Предпринимая меры по наведению элементарного порядка, искоренению коррупции, Андропов выступал с позиций сохранения и обновления существующей системы, ратуя не более чем за очищение ее от видных всем злоупотреблений и издержек. Такой подход к реформированию вполне устраивал номенклатуру, которой он давал шанс на сохранение позиций. Деятельность Андропова была встречена в народе с симпатией, зародила в людях надежду на перемены к лучшему.
В феврале 1984 г. Андропов умер, и главой КПСС, а затем и государства стал К. У. Черненко. Человек старый и больной, он большинство времени проводил на лечении или отдыхе. Несмотря на то что в целом продолжался курс Андропова на очищение и спасение системы, краткое правление Черненко не замедлило, а, наоборот, ускорило ее разложение.
При Черненко окончательно сформировалось и усилило свои позиции то крыло в руководстве, которое выступало за более радикальное обновление общества. Его признанным лидером стал все более быстро набиравший политический авторитет М. С. Горбачев, бывший при Черненко вторым человеком в партии. 10 марта 1985 г. Черненко умер. Пленум ЦК КПСС избрал генеральным секретарем ЦК Горбачева.
«Кадровая революция».Новое руководство пришло к власти без четкой концепции и программы перемен. Горбачев позже признавал, что на первых порах предусматривалось лишь совершенствование устоявшегося за последние десятилетия общества и выправление «отдельных деформаций» социализма.
При таком подходе одним из главных направлений перемен становилась смена кадров.
В январе 1987г. Пленум ЦК КПСС признал необходимым в целях ускорения реформ осуществлять подбор кадров на основе главного критерия — поддержки ими целей и идей перестройки. Смена партийно-государственных руководителей и их омоложение усилились под флагом борьбы с консерватизмом. По мере того как попытки реформирования оказывались неудачными, критика «консерваторов» усиливалась.
В 1985 — 1990гг. произошли массовая замена и омоложение партийно-государственных кадров как на центральном, так и на местном уровне. Одновременно усиливалась роль местных руководителей, окруженных, как и прежде, сонмом близких и преданных людей.
Однако очень скоро инициаторы перестройки поняли, что простой заменой кадров проблем страны не решить. Необходима была серьезная политическая реформа.
Реформа 1988 г.В январе 1987 г. ЦК КПСС, принял меры, способствовавшие развитию элементов демократии в партии и на производстве: вводились альтернативные выборы партийных секретарей, в ряде случаев открытое голосование заменялось тайным, вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений. Однако широкою применения эти нововведения так и не получили.
Вопросы реформы политической системы обсуждала XIX Всесоюзная партийная конференция (лето 1988г.). Ее решения предусматривали соединение «социалистических ценностей» с политической доктриной либерализма. В частности, был провозглашен курс на создание «социалистического правового государства», «разделение властей» (одной из которых мыслилась КПСС), создание «советского парламентаризма». Для этого Горбачев предложил сформулировать новый высший opiaii власти — Сьезд народных депутатов, превратить Верховный Совет в постоянно действующий парламент.
Было изменено избирательное законодательство: выборы предполагалось проводить на альтернативной основе, сделать их двухступенчатыми, треть депутатского корпуса формировать от общественных организаций, а не в ходе обычных выборов.
Одной из главных идей конференции было перераспределение властных функций от партийных структур к советским (при сохранении в них партийного влияния). Для обеспечения «плавности» этого перехода предлагалось соединить посты партийных и советских руководителей в одних руках (сверху донизу).
Весной 1989г. были проведены выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону. На I съезде народных депутатов СССР (май — июнь 1989 г.)Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР. Относительно свободные выборы депутатов привели к тому, что именно к ним, предлагавшим более радикальные перемены, теперь перешла и инициатива политического реформирования.
По предложению народных депутатов концепция политической реформы в 1990 — 1991гг. была дополнена рядом важных положений. Главным из них стала идея построения правового государства (где обеспечивается равенство всех перед законом). Для этого IIIсъезд народных депутатов (март 1990 г.) счел целесообразным ввести пост Президента СССР (Президентом СССР стал Горбачев). Инициаторам этих изменений было не понятно, что президентская система власти не может органично сочетаться с системой власти Советов, предполагавшей не разделение власти, а полновластие Советов. Тогда же была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе. Это открывало возможность для формирования легальной многопартийности в Советском Союзе.
Формирование многопартийности.По мере утраты политической инициативы КПСС в стране усилился процесс формирования новых политических партий.
В мае 1988 г. первой оппозиционной КПСС партией провозгласил себя «Демократический союз». В апреле того же года возникают народные фронты в Прибалтике. Они стали первыми независимыми массовыми организациями. Позже аналогичные фронты возникли во всех союзных и автономных республиках. Вновь образованные партии отражали все основные направления политической мысли.
Либеральное направление было представлено «Демсоюзом», христианскими демократами, конституционными демократами, либеральными демократами. Наиболее крупной из либеральных партий стала оформившаяся в мае 1990 г. «Демократическая партия России» (лидер Н. Травкин). В ноябре 1990г. возникла «Республиканская партия Российской Федерации». На базе движения избирателей «Демократическая Россия» (созданного в ходе выборов народных депутатов СССР весной 1989 г.) оформилась массовая общественно-политическая организация.
Социалистическое и социал-демократическое направления были представлены «Социал-демократической ассоциацией» и «Социал-демократической партией России», а также «Социалистической партией». Было положено начало формированию националистических политических партий и общественных организаций.
При всем многообразии этих партий и движений в центре политической борьбы, как и в 1917г., вновь оказались два направления — коммунистическое и либеральное.
Коммунисты призывали к преимущественному развитию общественной собственности, коллективистских форм общественных отношений и самоуправления (о механизмах этих преобразований говорилось, однако, в самом общем виде). Либералы («демократы») выступали за приватизацию собственности, свободу личности, систему полноценной парламентской демократии, переход к рыночной экономике.
Позиции либералов, резко критиковавших пороки отжившей системы, были более предпочтительны для общественности, чем попытки оправдать существование прежних отношений.
В июне 1990 г. была образована Коммунистическая партия РСФСР, руководство которой заняло достаточно традиционалистскую позицию. Таким образом, к XXVIII съезду КПСС правящая партия пришла в состоянии раскола. В ней к этому времени отчетливо прослеживались три основных течения: радикально-реформаторское, реформаторско-обновленческое, традиционалистское. Все они были представлены и в руководстве КПСС. Однако съезд не только не преодолел кризис в партии, но, не предложив конкретной программы перестройки КПСС, в особенности ее первичных организаций, способствовал его углублению. Выход из партии стал массовым (с 1985 г. по лето 1991 г. численность КПСС сократилась с 21 до 15 млн. человек).
В руководстве КПСС участились нападки на Горбачева и перестроечный курс. В апреле и июле 1991 г. ряд членов ЦК потребовали его отставки.
Национальная политика и межнациональные отношения.Начавшаяся, пусть даже относительная, демократизация общества, политика «гласности» сделали неизбежной реанимацию, казалось, давно решенного национального вопроса. Из заключения и ссылок стали возвращаться и видные активисты национальных движений. Некоторые из них сочли текущий момент наиболее подходящим для начала активной борьбы за самоопределение. В декабре 1987 г. в ответ па назначение Г. Колбина вместо отправленного в отставку лидера Казахстана Д. Кунаева казахская молодежь устроила в Алма-Ате массовые акции протеста, которые были разогнаны властями. 20 февраля 1988 г. на внеочередной сессии облсовета Нагорного Карабаха было принято решение о ходатайстве перед Верховными советами Азербайджана и Армении о выводе области из состава АзССР и включении ее в состав АрмССР. Это решение было поддержано массовыми митингами и забастовками в НКАО. Ответом на это решение стали погромы и резня армян в Сумгаите. В этих условиях Горбачев ввел войска в Сумгаит. Жизнь требовала немедленного изменения национальной политики на общегосударственном уровне, однако центр не торопился делать этого.
В апреле 1989 г. в Тбилиси силами армии была разогнана демонстрация национально-демократических сил.
В то же время начавшая реализовываться реформа политической системы неуклонно вела к еще большей активизациинационального движения. 18 мая Литвапервой из советских республик приняла Декларацию о суверенитете. В июне последовал межнациональный конфликт между узбеками и турками-месхетинцами в Узбекистане.
11 марта 1990 г. Верховный совет Литвы принял Акт о провозглашении независимости Литовской Республики. 12 июня Декларацию о государственном суверенитете принял I съезд народных депутатов РСФСР.
Все это заставило руководство принять меры по оформлению нового союзного договора. Его первый проект был опубликован 24 июля 1990 г. Одновременно принимались и силовые меры по сохранению Союза. В апреле 1990 г. началась экономическая блокада Литвы. В ночь с 12 на 13 января 1991 г. введенные в Вильнюс войска заняли Дом печати и здания Комитета по телевидению и радиовещанию.
Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия.К лету 1991 г. большинство союзных республик СССР приняло законы о суверенитете, что заставило Горбачева ускорить разработку нового Союзного договора. Его подписание было назначено на 20 августа. Подписание нового Союзного договора означало не только сохранение единого государства, но и переход к его реальному федеративному устройству, а также ликвидацию ряда традиционных для СССР государственных структур. Стремясь не допустить этого, консервативные силы в руководстве страны предприняли попытку сорвать подписание договора. В отсутствие Президента Горбачева в ночь на 19 августа 1991 г. был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент Г. Янаев, премьер (глава правительства)В. Павлов, министр обороны Д. Язов, Председатель КГБ В. Крючков, министр внутренних дел Б. Пу-го и др. ГКЧП ввел в отдельных районах страны чрезвычайное положение; объявил расформированными структуры власти, действовавшие вопреки Конституции 1977 г.; приостановил деятельность оппозиционных партий и движений; запретил митинги и демонстрации; установил жесткий контроль над средствами массовой информации; ввел войска в Москву. Руководство РСФСР (Президент Б. Ельцин, глава правительства И. Силаев, первый заместитель Председателя Верховного Совета Р. Хасбулатов) выступило с обращением к россиянам, в котором осудило действия ГКЧП как антиконституционный переворот, а сам ГКЧП и его решения объявило незаконными. По призыву Президента России десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг Белого дома России. 21 августа была созвана Чрезвычайная сессия Верховного Совета России, поддержавшая руководство республики. В тот же день Президент СССР Горбачев возвратился в Москву. Члены ГКЧП были арестованы. Ослабление центральной власти привело к усилению сепаратистских настроений в руководстве республик. Большинство республик после событий августа 1991 г. отказалось от подписания Союзного договора.
В декабре 1991 г. лидеры Российской Федерации, Украины и Белоруссии заявили о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и намерении создать Содружество Независимых Государств (СНГ). Оно объединило первоначально 1 1 бывших союзных республик (без Грузии и Прибалтики). В декабре 1991 г. Президент Горбачев ушел в отставку. СССР прекратил свое существование.
ДОКУМЕНТЫ