Юго-западная азия
Юго-Западная Азия и Северная Африка — исламский мир.В советских учебниках географии страны Азии и Африки традиционно изучались порознь — по частям света. Если с природной точки зрения такой подход еще может быть как-то оправдан, то с культурно-исторической — неуместен, поскольку в этом случае искусственно «рассекается» арабо-исламский мир.
Общим связующим элементом государств и народов этого межконтинентального региона (рис. 7.1) является исламская цивилизация, «сердце» которой — Ближний Восток. Это культурно-исторический регион, включающий Египет (иногда и Судан), Израиль, Иорданию, Сирию, Ливан, Турцию, Ирак, Саудовскую Аравию, Йемен, Кувейт, Оман, ОАЭ, Бахрейн, Катар, Кипр, а также территорию Палестинской автономии. (В свою очередь, Ближний Восток вместе с Ираном и Афганистаном образуют еще более емкое понятие — Средний Восток.) К этому региону тяготеют также Ливия, Тунис, Алжир, Марокко и даже Мавритания с Западной Сахарой. (Запад арабского мира традиционно называется Магри-бом, под которым в узком смысле слова понимают Марокко, Тунис и Алжир, в широком понимании — еще и Ливию.)
Иногда данный регион называют арабским, но это, разумеется, неверно. В его пределах проживают и турки (представители алтайской семьи народов), и иранцы (индоевропейской), и другие этносы. Однако не следует забывать, что именно в пределах Юго-Западной Азии и Северной Африки некогда существовало могущественное арабское государство, так называемый Арабский халифат — огромная феодальная держава, простиравшаяся от Атлантического океана на западе до Гималаев на востоке (закат арабской империи начался с IX в.).
Несмотря на частоту употребления выражений «Ближний Восток» и «Средний Восток», контуры данных регионов не очевидны. Так, еще в начале XX в. Ближний Восток включал кроме нынешних государств страны
Балканского полуострова как часть Османской империи. Абстракция под названием «Средний Восток», созданная европейцами в XIX в. (как симбиоз Ближнего Востока с Ираном и Афганистаном), нередко мешает изучению современных реалий и, разумеется, лишена смысла до 622 г. (начала арабской территориальной экспансии). Как известно, исторически за ней стоит территория Арабского халифата и Османской империи, а географически — зона полупустынь и поливного земледелия.
Поэтому использовать эти распространенные термины надо крайне осторожно: в зависимости от контекста целесообразней говорить о мусульманском мире, средиземноморском или арабском, об ареале традиционной иранской культуры, об Османской и прочих мусульманских империях. Как это ни парадоксально, но более научное наименование исламского региона, лежащего на стыке Азии и Африки, звучит так: Юго-Западная Азия и Северная Африка. И лишь «громоздкость» этого словосочетания способствует консервации термина «Средний Восток».
ЭЛЬ-АЮН«у11.- N Ж.' / [НУАКШОТ^ |
Границы государств Гранина региона |
Рассматриваемый регион охватывает 16 государств Юго-Западной Азии и 6 стран Северной Африки. Он является одной из колыбелей древних земледельческих цивилизаций, сформировавшихся в долине Нила, а также в междуречье Тигра и Евфрата. Расположенный на стыке трех частей света, этот регион в политическом отношении всегда являлся одним из наиболее неспокойных регионов мира. С постройкой Суэцкого канала и железной дороги
Рис. 7.1. Юго-Западная Азия и Северная Африка.
Государства: 7 — Кипр, 2 — Сирия, 3 — Ливан, 4 — Израиль, 5 — Палестинские территории (западный берег р. Иордан и сектор Газа), 6 — Иордания, 7 — Кувейт, 8 — Бахрейн, 9 — Катар, 10 — Объединенные Арабские Эмираты
Берлин —Багдад военно-стратегическое значение региона существенно возросло. Еще более укрепило роль региона в мировой политике и экономике открытие здесь богатейших запасов нефти и газа и других полезных ископаемых.
В XXI в. страны региона с большой долей вероятности ожидают сохранение дифференциации в экономике и возможные «взрывы» в социальной сфере (особенно в менее развитых странах), а также непредсказуемое развитие арабо-израильского конфликта. Вместе с тем реальные сдвиги в экономической и социальной сфере большинства нефтедобывающих стран региона, а также «наступательная» позиция их лидеров в отстаивании интересов исламского сообщества на международной арене позволяют говорить о «втором дыхании исламской цивилизации»
Арабский мир.В политическом отношении ассоциирующийся с арабским миром Ближний Восток является одним из наиболее динамичных регионов земного шара. Можно сказать, что здесь находится наиболее чувствительный «нервный узел планеты». Ни в одной части мира политическая карта не менялась так часто, как в этом регионе. Здесь на всех исторических этапах развития человеческого общества, в итоге сложных социально-экономических сдвигов, военных побед и поражений складывались и распадались великие империи и маленькие государства.
Ближний Восток всегда привлекал к себе внимание природными, материальными ресурсами, культурными ценностями, чрезвычайно выгодным военно-стратегическим положением на стыке трех частей света — Азии, Африки и Европы. Последнее обстоятельство (геополитического характера) практически всегда служило одной из причин (прямых или косвенных) военных конфликтов в этом регионе с участием «сильных мира сего». Постройка в свое время Суэцкого канала, а затем открытие богатейших в мире запасов нефти и газа заметно повысили экономическое, политическое и военно-стратегическое значение этого региона.
Понятия арабский мир и Средний Восток (как и Ближний Восток), естественно, не синонимы, хотя бы потому, что турки, иранцы, афганцы и некоторые другие этносы Среднего Востока не являются арабами. Арабский регион — территории, занимаемые почти двумя десятками арабских стран (Алжир, Бахрейн, Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, Тунис) и простирающиеся от северо-западной оконечности Африки до берегов Персидского залива. Их общая площадь составляет более 12 059 тыс. км2, население более 300 млн человек. При этом 70 % территории арабских государств находится в Африке, где проживает три четверти арабского населения, говорящего на весьма различных наречиях арабского языка (аравийском, сирийском, иракском, египетском, магрибском).
Как известно, история Ближнего и Среднего Востока в течение длительного периода протекала под политическим и культурным воздействием именно арабов. Здесь в VII—VIII вв. на территории Аравии и завоеванных арабами стран Передней Азии и Северной Африки, а также на большей части Пиренейского полуострова образовалось феодально-теократическое государство — Арабский халифат. (Столицей Халифата при Омейядах (661 — 750) был Дамаск, при Аббасидах (750—1258) — Багдад.) Сложившиеся здесь начиная с VII в. условия культурной жизни в значительной мере были общими (особенно в отношении языка, литературы и религии). При этом, хотя арабская литература возникла в Аравии, наиболее яркие школы в художественной литературе были созданы в Сирии и Египте. Важнейшей «скрепой» арабского региона был и
остается ислам.
Однако сегодня арабский регион не представляет собой единого целого. Различен уровень экономического развития стран, неоднородна природа субъективных устремлений правящих режимов, разная степень использования ими выгод международного разделения труда и т.д. Реальностью являются резкие межрегиональные различия, полярные противоположности, свои полюса. На одном из них, благополучном, — государства Аравийского полуострова — Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Кувейт, Бахрейн, Рейн, «набившие карманы» нефтедолларами; на другом — Мавритания, Йемен и другие, едва сводящие «концы с концами».
Центробежные тенденции в пределах Среднего Востока всегда проявлялись весьма ярко. Их нельзя затушевать никакими призывами к мусульманскому единству, иногда создающими впечатление, что арабы, Средний Восток и ислам — это синонимы. На самом деле все обстоит далеко не так. Во-первых, на протяжении длительной истории центры мусульманской культуры перемещались на Восток (в Иран, Индию, Среднюю Азию), порождая противоречия, в частности, между восточной (не арабской) периферией региона (Ираном, племенами афганцев) и ядром Османской империи. По мнению некоторых авторов, арабско-му-сульманское единство иногда направлено не только против периферийного Ирана, но и ближней Турции. Во-вторых, местные традиции подчас оказывались сильнее влияния ислама, придавшего Среднему Востоку известное единообразие. Так, развитие национальной культуры в Турции и Иране неоднократно отмечалось борьбой за очищение от арабских влияний (а в Турции и от персидских), вследствие чего крупнейшие страны ислама оказывались как бы вне «ближневосточной идентичности». В-третьих, сам арабский мир слишком «пестрый» и противоречивый (достаточно в этой связи вспомнить хотя бы об иракской агрессии в отношении Кувейта — этой мрачной странице в новейшей исто-
рии арабов). В-четвертых, нельзя абстрагироваться и от вековой «дисгармонии» между представителями оседлого земледелия и многочисленными номадами региона и т.д.
Иначе говоря, представление о единстве Среднего Востока во многом ложно и, вероятно, возникло в первую очередь благодаря переоценке в прошлом сходства Османской и Сефевидской империй. Поэтому использовать этот термин «Средний Восток» надо крайне осторожно: в зависимости от контекста целесообразней говорить о мусульманском мире, средиземноморском или арабском, об ареале традиционной иранской культуры, об Османской и прочих мусульманских империях.
Страны арабского мира вступили в XXI в. с весьма дифференцированными итогами социально-экономического и политического развития, достигнутыми за предыдущие столетия. Крайняя неравномерность в распределении как имеющихся природно-ре-сурсных потенциалов, финансовых и людских резервов (в особенности квалифицированной рабочей силы), так и темпов экономического развития привела арабские страны к началу нового века к сильно расходящимся результатам.
Поражение Ирака в войне со странами антииракской коалиции в 90-е гг. привело к резкому снижению ВВП этого государства, а свержение режима С. Хусейна и иностранная оккупация и вовсе поставили Ирак на грань политической и экономической катастрофы. Бесспорные лидеры арабского мира по объему ВВП на душу населения — Катар и ОАЭ, в то время как явные аутсайдеры — Йемен и Ирак. С обнадеживающими результатами в экономической сфере вступили в XXI в. Оман, Египет, Кувейт, Алжир и некоторые другие. Огромное воздействие на социально-экономическую ситуацию, особенно в менее развитых странах региона (Иордании и др.), продолжает оказывать неблагоприятный демографический фактор. Показательно, что каждые 23 года численность населения арабского мира удваивается (кстати, численность населения Европы — лишь каждые 233 года).
Своеобразным подтверждением эрозионных процессов в арабском регионе служат внутренние вооруженные конфликты. Вторжение в 1990 г. иракских войск в Кувейт и объявление С.Хусейном о слиянии двух государств повергли мировую общественность в шоковое состояние. Антииракскую позицию заняли многие арабские страны, в частности — Саудовская Аравия. (В Эль-Рияде хорошо понимают «логику» Багдада: если там имели территориальные претензии к Ирану и объявили, что государства Кувейт не существует вовсе, то как быть с восточными территориями Саудовской Аравии, которые еще в начале XX в. входили в Османскую империю и управлялись из Басры?)
В начале XXI в. акцент с общеарабской интеграции все чаще смещается в сторону региональной интеграции, в которой уча-
ствуют не все арабские государства, а лишь некоторые. В качестве примера можно привести идею интеграции Сирии, Ирака, Ливана и Иордании и создания ими единого экономического пространства. (События в Ираке в 2005 — 2006 гг., к сожалению, не дали возможности реализовать эту идею.)
Новые перспективы перед арабскими странами открывают предпринимающиеся во многих из них меры по либерализации экономики, которые начались во многих странах региона. Эти реформы отражают неизбежное и усиливающееся воздействие таких современных тенденций мирового развития, как глобализация, информатизация, внедрение новейших технологий. Впереди других в этом отношении находятся ОАЭ, которые, по многим оценкам, уже в ближайшее десятилетие станут образцом экономического развития в арабском мире.
Природная среда и население Юго-Западной Азии.Юго-Западная Азия (в физической географии иногда именуемая Передней Азией) охватывает огромную территорию от Турции до Ирана и Азербайджана и включает в свой состав следующие физико-географические области: Мало-Азиатское и Иранское нагорья (а также Армянское), Азиатское Средиземноморье (Левант), Месопотамию, а также Аравийский полуостров и Сирийскую пустыню.
1. Мало-Азиатское нагорье — это западный «фасад» Азии, ассо
циирующийся с Турцией (точнее Анатолией — азиатской частью
государства) и отделяемый от Европы проливами Босфор и Дар
данеллы. С севера и юга нагорье как бы окаймляется окраинными
горными хребтами (соответственно Понтийскими горами и гора
ми Тавр). Климат этой физико-географической области субтропи
ческий, средиземноморский, по направлению к востоку становя
щийся все более засушливым.
2. Иранское нагорье, преимущественно находясь в пределах Ира
на, частично заходит в Афганистан (например, горы Паропамиз)
и Пакистан (Сулеймановы горы и т.д.), Область почти целиком
лежит в субтропическом поясе. Но поскольку внутренние части
нагорья замкнуты горным кольцом, климат отличается повышен
ной континентальностью, сухостью, высокими температурами лета.
3. Азиатское Средиземноморье (известное как Левант) пред
ставляет собой неширокую кайму вдоль восточного побережья
Средиземного моря, включающую в свой состав части Турции,
Сирии, Ливана, Израиля, палестинской автономии и Иордании.
В растительности и почвах четко проявляется субтропический ха
рактер области, хотя в летнее время здесь господствует тропиче
ский воздух. Осадки выпадают главным образом зимой в связи с
активной циклонической деятельностью.
4. Месопотамия (в переводе означает Двуречье), располагаю
щаяся в среднем и нижнем течении Тигра и Евфрата на террито
рии Ирака, лишь частично охватывает территории Ирана и Си-
рии. Природная специфика этой физико-географической области связывается главным образом с засушливым субтропическим климатом, приобретающим на юге характер тропической пустыни. Континентальность приводит к резким годовым и суточным перепадам температур.
5. Аравийский полуостров и Сирийская пустыня представлены главным образом пустынными тропическими ландшафтами Саудовской Аравии, Йемена, Кувейта, Бахрейна, Омана, ОАЭ, частично Сирии, Ирака, Иордании (север заходит в пределы субтропического пояса). Скудные осадки и температурные перепады обусловливаются круглогодичным преобладанием континентального тропического воздуха.
Итак, большая часть региона заполнена горными сооружениями, к которым на юге примыкают пустыни Аравийского полуострова — продолжение тропических пустынь Африки. Для всей Юго-Западной Азии, лежащей в субтропическом и тропическом поясах, характерно преобладание засушливых ландшафтов: постоянные засухи — бич местного сельского хозяйства. Прибрежные низменности Красного моря и Персидского залива представляют собой пустынные территории с довольно многочисленными «финиковыми» оазисами, которые возникают вдоль уэддов или у источников, а также у крупных колодцев. Отсюда становится понятным огромное значение для региона таких рек, как Нил и Евфрат. Разумеется, совсем иначе выглядят, например, афганские горные кишлаки, часто «раскиданные» вдоль межгорных ущелий с участками фисташковых или можжевеловых редколесий.
Природно-ресурсный потенциал Юго-Западной Азии ассоциируется прежде всего с колоссальными запасами нефти и газа. Однако далеко не все страны региона одарены этими, крайне необходимыми и постоянно растущими в цене ресурсами. В отличие от Саудовской Аравии, Кувейта, Бахрейна, Катара, ОАЭ, Ирана и Ирака такие государства, как Турция, Израиль, Ливан, Иордания, Сирия и другие, вынуждены расходовать немалые средства на импорт бензина, мазута, авиационного топлива и других нефтепродуктов. Из других природных ресурсов Юго-Западной Азии заслуживают упоминания некоторые металлоруды и солнечно-тепловые; из явно дефицитных — лесные и ресурсы пресной воды.
Современное население Юго-Западной Азии принадлежит в основном к трем этнолингвистическим группам: 1) иранской группе индоевропейской семьи народов (персы, талыши, афганцы, белуджи, а также курды, говорящие на языке иранской группы); 2) семитской группе семитско-хамитской семьи народов (арабы, айсоры, а также евреи по своему происхождению и по древнему языку), а также 3) тюркской группе алтайской семьи (турки, азербайджанцы Ирана, узбеки Афганистана и т.д.). Демографическая
ситуация в целом характеризуется высоким естественным приро-' стом. Крупнейшие города: Анкара, Стамбул, Бейрут, Дамаск, Эр-Рияд,
Тель-Авив и др.
Особое место на этнической карте региона занимают курды — разобщенный народ. Курдские области исстари составляли единое хозяйственно-культурное пространство, а пути кочевья сохранялись из века в век. Еще и в средневековье курды создали зачатки государственности в форме полувассальных эмиратов. Когда к концу XIX в. великие империи Западной Азии начали клониться к упадку, впервые появилась реальная возможность объединения всех курдских земель в единое централизованное государство. Однако этому сбыться было не суждено. Видное стратегическое положение Курдистана и открытие возле Киркука и Мосула нефтяных залежей столкнули в этом регионе интересы Англии, Германии, Франции и частично России. Развернулась ожесточенная борьба, в которой каждая из этих держав активно и порой безнравственно разыгрывала курдскую карту. Историческая судьба курдов сложилась так, что после распада Османской империи и появления новых государств в этом регионе Курдистан разделили между собой Турция, Иран, Ирак и Сирия (хотя курды «рассеяны» по всему миру, в том числе около 100 тыс. курдов оказались в советском Закавказье). Неоднократные восстания курдов за автономию подавлялись и в Иране, и
Ираке, и в Турции.
Определенный интерес представляет следующий вопрос: кем по вероисповеданию являются курды, проживающие в исламском регионе? В подавляющем большинстве курды исповедуют ислам шафиитского толка. Однако среди религиозных общин выделяются йезиды (йезидиты) — приверженцы религии — йезидизма, исповедовавшегося курдами до ислама. Йезидов насчитывается от 1 до 1,5 млн человек, проживающих в Иракском Курдистане (Мосуле, Синджаре), в сирийском Междуречьи, Армении, Грузии (часть йезидитов эмигрировала в Германию). Есть также небольшое количество курдов, исповедующих христианство. Наконец, в литературе имеются упоминания о наличии курдов-иудеев. Курды, считающиеся иудеями, проживают главным образом в Израиле, и число их составляет 150 — 200 тыс. человек (слова «иудей» и «еврей» для араба означают одно и то же, поэтому конфессиональный вопрос в данном случае превращается в политический).
В прошлом диктаторские и реакционные режимы пытались не только подавить права курдов и насильственно изменить границы Курдистана, но и сократить численность курдов, подвергнуть их арабизации, персизации, отуречиванию, фальсифицировать сведения о численности гонимого народа. По мнению некоторых авторов-курдов, численность курдов в современном мире составля-
ет 50 — 60 млн человек. По-видимому, эта цифра существенно завышена, с учетом того факта, что численность курдов самого Курдистана не превышает 30 млн человек.
В целом наличие неисламских общин в Израиле, Курдистане, Сирии, Ливане, Турции, Египте и некоторых других странах не в состоянии радикально изменить конфессиональный облик Юго-Западной Азии, проявляющийся практически во всех сферах общественной жизни. Так, в соответствии с положениями ислама, сегрегация полов — нормальное явление. Во многих странах региона (прежде всего Персидского залива) учебные заведения разделены по признаку пола. Мужчины и женщины не могут работать в одном помещении. Во всех общественных местах, включая рестораны и автобусы, для женщин отведены строго определенные изолированные отделения. Женщины, как правило, носят черные накидки, платки, а то и паранджи (например, в Афганистане). При этом лицо прикрывается волосяной сеткой (чачван). Вместе с тем, в той же Саудовской Аравии или Кувейте многие женщины получают хорошее высшее образование; их можно увидеть за рулем автомобиля, за компьютером и т.д.
Страны Юго-Западной Азии.Как и любой крупный регион мира, Юго-Западная Азия полна всевозможных контрастов. Даже тезис о том, что общим связующим элементом региона является ислам, нуждается в уточнении с учетом того, что находящийся здесь Израиль — иудейское государство, многие ливанцы и сирийцы исповедуют христианство, многие курды — йезидизм и т.д. (табл. 7.1).
Яркой уникальностью в пределах Юго-Западной Азии отличается культурно-историческая область Малая Азия, находящаяся на стыке Европы и Азии и «аккумулировавшая» богатое наследие евроазиатских империй (со Стамбулом — Константинополем — вторым Римом, центром христианства и древней Византии, столицей Османской империи).
Современная Турция — быстро развивающееся государство, делающее особый упор на развитие легкой (в частности — текстильной) промышленности.
Так случилось, что Иерусалим стал символом и центром сразу трех распространенных в мире религий — иудаизма, христианства и ислама. Поэтому здесь постоянно пересекаются интересы верующих людей всего мира. Назовем лишь самые известные из исторических и религиозных святынь Иерусалима, которые служат объектами массового паломничества и просто туристического интереса.
Ваша задача состоит в том, чтобы, воспользовавшись дополнительными источниками, расширить представление об этих святынях:
1. Храм Гроба Господня — одна из самых почитаемых святынь всех христиан, построенная крестоносцами на месте распятия, захоронения и воскресения Иисуса Христа и расположенная на холме Голгофа.
Таб л и ца 7.1