На примере развития Российской Федерации проанализируйте типы политических режимов

________________________________________

Тема 3.4. Механизм (аппарат) государства

Задание 1.

Понятие “механизма государства” нередко отождествляется с понятием “аппарат государства”. Используя полученные знания по данному вопросу, ответьте: тожественны ли эти два понятия.

___________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Проклассифицируйте по всем основаниям следующие государственные органы:

Конституционный суд РФ

____________________________________________________

Президент США

_______________________________________

Губернатор штата Техас

_______________________________________

Министр иностранных дел Франции

_______________________________________

Парламент Англии

_______________________________________

Задание 3.

Найдите ошибку и исправьте ее. «Президент РФ является коллегиальным, временным органом. Он является высшим органом государственной власти в РФ. Это первичный орган».

________________________________________

Задание 4.

Почему в соответствии с теорией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти занимает власть законодательная?

___________________________________________________________________________________________

Задание 5.

К какой ветви власти можно отнести: Правительство Санкт-Петербурга; Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, городской суд Санкт-Петербурга. Ответ обоснуйте.

________________________________________

Задание 6.

В чем отличие органа государства от учреждения государства? Приведите пример того и другого.

____________________________________________________________________________

Задание 7.

Изучите главы 4–8 Конституции РФ и представьте механизм российского государства в виде схемы. Все ли государственные органы вписываются в классическую схему трех ветвей власти?

РАЗДЕЛ 4. ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Тема 4.1. Государство в политической системе общества.

Задание 1.

Объясните, почему государство является «центральным звеном политической системы».

_____________________________________________________

Задание 2.

Запишите известные Вам политические партии и неполитические объединения России, связанные с политической деятельностью.

________________________________________________________________________________

Задание 3.

Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Всегда ли сильное государство является благом для граждан?» Приведите конкретные исторические примеры.

_____________________________________________________

Задание 4.

Дайте обоснованный ответ на вопрос: “В чем выражается определенное воздействие общественных организаций на государство?”

_____________________________________________________

Задание 5.

Президент США Дж. Картер любил повторять одну остроту: «Политическая деятельность – вторая древнейшая в мире профессия, состоящая в близком родстве с первой». Вы разделяете его мнение? Какие негативы политической сферы Вы могли бы отметить?

_________________________________________________________________

Задание 6.

Один из анекдотов утверждает, что однажды Александр Македонский, Цезарь и Наполеон наблюдали парад войск на Красной площади.

– Если бы у меня были такие танки, – сказал Александр Македонский, – я был бы непобедим.

– Если бы у меня были такие самолеты, – говорит Цезарь, – я завоевал бы весь мир.

– А если бы у меня была современная пресса, – заметил Наполеон, – мир никогда не узнал бы о моем поражении при Ватерлоо.

Как Вы думаете, какую роль играют средства массовой информации в политико-правовых отношениях? Почему СМИ называют четвертой властью? Каковы должны быть взаимоотношения государственных и частных СМИ с государством?

___________________________________________________________________________________________

Тема 4.2. Демократия, ее формы и институты.

Задание 1.

Используя полученные знания, ответьте на вопрос: “Тождественна ли античная демократия её современным формам?” Ответ обоснуйте.

__________________________________________________________________

Задание 2.

Попробуйте, встав на позиции противников представительной демократии, подобрать соответствующие аргументы (не менее пяти), обоснуйте их историческими примерами. __________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

Используя справочную литературу, дайте определения терминам:

Выборы ________________________________

Избирательное право ____________________

Избирательный процесс __________________

Избирательная квота ____________________

Абсентеизм _____________________________

Задание 4.

Укажите, какими недостатками, на Ваш взгляд, обладают мажоритарные системы относительного и абсолютного большинства.

___________________________________________________________________________________________

Задание 5.

Укажите, какими недостатками, на Ваш взгляд, обладает прямая демократия.

___________________________________________________________________________________________

Задание 6.

Укажите, какие достоинства и недостатки на Ваш взгляд, присущи референдуму, как форме прямой демократии?

______________________________________________________________________________

Тема 4.3. Правовое государство

Задание 1.

Объясните, как Вы понимаете известное высказывание Цицерона: «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными».

____________________________________________________________________________________________

Задание 2.

В настоящее время в конституциях многих государств (ст.1 Конституции РФ) есть положения, определяющие эти государства как правовые. Как Вы считаете, является ли Россия на самом деле правовым государством? Какие, на Ваш взгляд, признаки правового государства ещё не получили в России должного развития?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

Напишите небольшое эссе на тему: «Какая судебная власть должна быть в правовом государстве?»

_______________________________________________________________________________

Задание 4.

В начале XX столетия русский государствовед Л. А.Тихомиров писал: «Действие государственности имеет свои пределы, переходя которые государство перестает быть силою устроительной и благодетельной. Быть может, несоблюдение должных пределов государственного, властного регламентирования жизни и вызывает отчасти тот протест, который, хотя и неразумно, выражается в социалистическом отрицании государственности вообще».

Как Вы думаете, почему эти пределы государству может установить право? Почему правовое государство ассоциируется в первую очередь с порядком и пресечением произвола власти?

_________________________________________________________________

Задание 5.

Идея правового государства перекликается и тесно сопряжена с рядом близких идей, такими как идеи разделения властей, господства права, обеспечения прав человека. Но, тем не менее, каждая из них – это самостоятельные цели, задачи, механизмы реализации. Уточните различия между ними.

______________________________________________________________________________

Задание 6.

В середине 50-х гг. XX в. Верховный Суд США вынес решение по делу Брауна, которым фактически отменил сегрегацию в американских школах. Тем самым был нанесен смертельный удар расовой дискриминации, процветавшей в стране в тот период. Для выполнения этого судебного решения президент Д. Эйзенхауэр был вынужден применить войска против мятежных расистских штатов, не желавших подчиниться решению суда.

Как Вы относитесь к использованию оружия для утверждения режима верховенства закона? Имеют ли значения в правовом государстве средства, применяемые для действия механизмов обеспечения законов?

_________________________________________________________________

Наши рекомендации