На примере развития Российской Федерации проанализируйте типы политических режимов
________________________________________
Тема 3.4. Механизм (аппарат) государства
Задание 1.
Понятие “механизма государства” нередко отождествляется с понятием “аппарат государства”. Используя полученные знания по данному вопросу, ответьте: тожественны ли эти два понятия.
___________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Проклассифицируйте по всем основаниям следующие государственные органы:
Конституционный суд РФ
____________________________________________________
Президент США
_______________________________________
Губернатор штата Техас
_______________________________________
Министр иностранных дел Франции
_______________________________________
Парламент Англии
_______________________________________
Задание 3.
Найдите ошибку и исправьте ее. «Президент РФ является коллегиальным, временным органом. Он является высшим органом государственной власти в РФ. Это первичный орган».
________________________________________
Задание 4.
Почему в соответствии с теорией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти занимает власть законодательная?
___________________________________________________________________________________________
Задание 5.
К какой ветви власти можно отнести: Правительство Санкт-Петербурга; Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, городской суд Санкт-Петербурга. Ответ обоснуйте.
________________________________________
Задание 6.
В чем отличие органа государства от учреждения государства? Приведите пример того и другого.
____________________________________________________________________________
Задание 7.
Изучите главы 4–8 Конституции РФ и представьте механизм российского государства в виде схемы. Все ли государственные органы вписываются в классическую схему трех ветвей власти?
РАЗДЕЛ 4. ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Тема 4.1. Государство в политической системе общества.
Задание 1.
Объясните, почему государство является «центральным звеном политической системы».
_____________________________________________________
Задание 2.
Запишите известные Вам политические партии и неполитические объединения России, связанные с политической деятельностью.
________________________________________________________________________________
Задание 3.
Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Всегда ли сильное государство является благом для граждан?» Приведите конкретные исторические примеры.
_____________________________________________________
Задание 4.
Дайте обоснованный ответ на вопрос: “В чем выражается определенное воздействие общественных организаций на государство?”
_____________________________________________________
Задание 5.
Президент США Дж. Картер любил повторять одну остроту: «Политическая деятельность – вторая древнейшая в мире профессия, состоящая в близком родстве с первой». Вы разделяете его мнение? Какие негативы политической сферы Вы могли бы отметить?
_________________________________________________________________
Задание 6.
Один из анекдотов утверждает, что однажды Александр Македонский, Цезарь и Наполеон наблюдали парад войск на Красной площади.
– Если бы у меня были такие танки, – сказал Александр Македонский, – я был бы непобедим.
– Если бы у меня были такие самолеты, – говорит Цезарь, – я завоевал бы весь мир.
– А если бы у меня была современная пресса, – заметил Наполеон, – мир никогда не узнал бы о моем поражении при Ватерлоо.
Как Вы думаете, какую роль играют средства массовой информации в политико-правовых отношениях? Почему СМИ называют четвертой властью? Каковы должны быть взаимоотношения государственных и частных СМИ с государством?
___________________________________________________________________________________________
Тема 4.2. Демократия, ее формы и институты.
Задание 1.
Используя полученные знания, ответьте на вопрос: “Тождественна ли античная демократия её современным формам?” Ответ обоснуйте.
__________________________________________________________________
Задание 2.
Попробуйте, встав на позиции противников представительной демократии, подобрать соответствующие аргументы (не менее пяти), обоснуйте их историческими примерами. __________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.
Используя справочную литературу, дайте определения терминам:
Выборы ________________________________
Избирательное право ____________________
Избирательный процесс __________________
Избирательная квота ____________________
Абсентеизм _____________________________
Задание 4.
Укажите, какими недостатками, на Ваш взгляд, обладают мажоритарные системы относительного и абсолютного большинства.
___________________________________________________________________________________________
Задание 5.
Укажите, какими недостатками, на Ваш взгляд, обладает прямая демократия.
___________________________________________________________________________________________
Задание 6.
Укажите, какие достоинства и недостатки на Ваш взгляд, присущи референдуму, как форме прямой демократии?
______________________________________________________________________________
Тема 4.3. Правовое государство
Задание 1.
Объясните, как Вы понимаете известное высказывание Цицерона: «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными».
____________________________________________________________________________________________
Задание 2.
В настоящее время в конституциях многих государств (ст.1 Конституции РФ) есть положения, определяющие эти государства как правовые. Как Вы считаете, является ли Россия на самом деле правовым государством? Какие, на Ваш взгляд, признаки правового государства ещё не получили в России должного развития?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.
Напишите небольшое эссе на тему: «Какая судебная власть должна быть в правовом государстве?»
_______________________________________________________________________________
Задание 4.
В начале XX столетия русский государствовед Л. А.Тихомиров писал: «Действие государственности имеет свои пределы, переходя которые государство перестает быть силою устроительной и благодетельной. Быть может, несоблюдение должных пределов государственного, властного регламентирования жизни и вызывает отчасти тот протест, который, хотя и неразумно, выражается в социалистическом отрицании государственности вообще».
Как Вы думаете, почему эти пределы государству может установить право? Почему правовое государство ассоциируется в первую очередь с порядком и пресечением произвола власти?
_________________________________________________________________
Задание 5.
Идея правового государства перекликается и тесно сопряжена с рядом близких идей, такими как идеи разделения властей, господства права, обеспечения прав человека. Но, тем не менее, каждая из них – это самостоятельные цели, задачи, механизмы реализации. Уточните различия между ними.
______________________________________________________________________________
Задание 6.
В середине 50-х гг. XX в. Верховный Суд США вынес решение по делу Брауна, которым фактически отменил сегрегацию в американских школах. Тем самым был нанесен смертельный удар расовой дискриминации, процветавшей в стране в тот период. Для выполнения этого судебного решения президент Д. Эйзенхауэр был вынужден применить войска против мятежных расистских штатов, не желавших подчиниться решению суда.
Как Вы относитесь к использованию оружия для утверждения режима верховенства закона? Имеют ли значения в правовом государстве средства, применяемые для действия механизмов обеспечения законов?
_________________________________________________________________