Методы определения размеров пособий
Так же одним из признаков является финансовый источник, из которых выплачивается пособия, различны:[31]
а) централизованные внебюджетные фонды обязательного социального страхования (ФСС России, ПФР). Средства фондов формируются за счет отчисляемых страховых взносов работодателями, индивидуальными предпринимателями, адвокатами и так далее. Тарифы страховых взносов дифференцируются с учетом вероятности наступления страховых рисков. По существу они являются составными частями единого социального налога;
б) бюджетные ассигнования (федеральные, региональные, муниципальные);
в) средства работодателя в том случае, если выплата пособий в качестве меры дополнительной поддержки работников предусмотрена соглашениями, коллективными договорами, трудовым договором между работником и работодателем.
Законодательная закрепленность пособия свидетельствует о нормативном установлении данной выплаты.[32] Пособия могут устанавливаться не только в федеральном, региональном и муниципальном законодательстве, но также и на уровне организаций, предприятий в локальных нормативных актах (коллективных договорах). Однако локальная форма закрепления пособий в силу разных причин в большинстве случаев работодателями не используется. В соответствии со ст.12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, пособия, выплачиваемые органами муниципальной власти из местных бюджетов, не должны включаться в систему социальных пособий. То же относится и к пособиям, которые устанавливаются на основании соглашения, коллективного или трудового договора между работником и работодателем и выплачиваются за счет средств последнего. Поэтому пособия, выплачиваемые в рамках муниципальной и локальной форм социального обеспечения, нельзя отнести к социальным (государственным) пособиям, но они входят в систему пособий по российскому праву социального обеспечения и могут рассматриваться в качестве дополнительных.
Зависимость права на пособие или на его получение в определенном размере от участия в трудовой или иной общественно полезной деятельности. Для понимания этого признака необходимо рассмотреть законодательство о государственных пособиях гражданам, имеющим детей. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»[33] с 1 января 2007 г. предоставил иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно проживающим на территории России, право на получение государственных пособий на детей лишь при условии их обязательного социального страхования. Пособие по беременности и родам выплачивается в настоящее время только женщинам из числа работающих (подлежащих обязательному социальному страхованию), военнослужащим по контракту, обучающимся по очной форме обучения в учреждениях всех ступеней профессионального образования. Вместе с тем право на данное пособие имеют также и женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций либо прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и другое – в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными. Также пособие по беременности и родам назначается женщинам, у которых отпуск по беременности и родам наступил в течение месячного срока после увольнения с работы по некоторым уважительным причинам (перевод мужа на работу в другую местность, переезд к месту жительства мужа; болезнь, препятствующая продолжению работы или проживанию в данной местности; необходимость ухода за больным членом семьи или инвалидом 1 группы).
По общему правилу размер пособия не зависит от продолжительности страхового стажа женщины и устанавливается в размере ее среднемесячного заработка (стипендии, денежного довольствия), за исключением одной категории женщин — женщин, не имеющих шести месяцев страхового стажа.
Действующее законодательство не содержит единого порядка назначения пособий и предусматривает для этого несколько способов.
1) Определение размеров пособий исходя из твердей (базовой) суммы. Таким образом, определяются размеры тех пособий, которые по своему целевому назначению должны компенсировать дополнительные расходы и выплачиваются наряду с другими источниками дохода (заработок, пенсия и т.д.), единовременное пособие по случаю рождения ребенка, пособие на погребение и другие.
В качестве базовой суммы для определения размеров социальных выплат продолжительное время использовался минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Например, размер пособий гражданам, имеющим детей, устанавливался следующим образом: единовременное пособие по случаю рождения ребенка – 15 МРОТ, пособие на время отпуска по уходу за ребенком до полутора лет-2 МРОТ ежемесячно, пособие на ребенка до шестнадцати лет – 70% от МРОТ ежемесячно и т.д. Но поскольку МРОТ был очень низок, Федеральным законом «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» было предусмотрено, что размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат в Российской Федерации, определенные в соответствии с законодательством РФ в зависимости от минимального размера оплаты труда, устанавливаются в твердых суммах (в денежном выражении).
При этом минимальные размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат устанавливаются ежегодно федеральным законом.
2) Определение размера пособий исходя из прожиточного минимума. Для отдельных видов пособий закон прямо предусматривает определение их размера исходя из прожиточного минимума. Это пособия, которые предоставляются с целью обеспечить хоть какой-то источник средств к существованию при отсутствии заработка или иного дохода. Так, размер пособия по безработице может составлять 20,30 или 40% величины прожиточного минимума, начисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.
3) Определение размера пособия исходя из заработка получателя пособия. Таким образом, определяются размеры тех пособий, которые по своему целевому назначению призваны заменить (полностью или частично) временно утраченный заработок получателя этого пособия. К числу таких пособий относятся: пособие по временной нетрудоспособности, которое устанавливается в размере от 60 до 100% от среднего заработка получателя пособия; пособие по беременности и родам, которое назначается в размере среднего заработка (денежного довольствия, стипендии) женщины на время ее отпуска по беременности и родам; пособие по безработице для граждан, которые за последние 12 месяцев перед признанием их безработными отработали не менее 26 календарных недель работы на условиях полного рабочего времени, назначаемое в размере от 75 до 45% от заработка получателя пособия.
Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной Федеральным законом №81-ФЗ[34]. Порядок предоставления информации, необходимой для назначения и выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданам, имеющим право на получение этих пособий, а также органам, осуществляющим назначение и выплату указанных пособий, определяется Правительством Российской Федерации.