Объект и объективная сторона административного правонарушения
Объектом административного правонарушения являются урегулированные и охраняемые нормами права общественные отношения, на которые посягает правонарушение. Деяние может быть признано административным проступком лишь в том случае, если оно причиняет ущерб или содержит угрозу причинения вреда охраняемым общественным отношениям. Государство посредством права регулирует и охраняет не все общественные отношения, а лишь те из них, которые наиболее важны, значимы для его нормального функционирования, сохранение и развитие которых отвечает интересам общества, государства и его граждан.
В юридической науке принято выделение общего, родового и непосредственногообъекта.
Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного права, а в ряде случаев – трудового, финансового, предпринимательского, банковского и других отраслей права.
Родовым объектом признается группа однородных, близких по содержанию или сфере (отрасли) возникновения и существования общественных отношений. Такая относительно самостоятельная группа общественных отношений – часть общего объекта административного правонарушения.
Выделение родовых объектов необходимо законодателю для систематизации составов административных правонарушений, которые группируются им по признаку родового объекта. Так, составы административных правонарушений, содержащихся в нормах глав 17 и 18 КоАП, систематизированы по признаку общности (однородности) содержания общественных отношений, являющихся их объектами. Здесь родовыми объектами признаны права и свободы граждан, общественный порядок, собственность, правосудие, порядок управления и др.
Каждый отдельный административный проступок причиняет вред не всей группе общественных отношений, составляющих родовой объект, а отдельному конкретному общественному отношению или нескольким отношениям, которые могут быть неоднородными по содержанию. То конкретное общественное отношение, на которое посягает административный проступок, именуется непосредственным объектом правонарушения.
Правовая оценка деяния во многом зависит от того, каким общественным отношениям оно причиняет ущерб. Так, нецензурная брань признается мелким хулиганством лишь в случае нарушения этим общественного порядка. Если нецензурная брань, обращенная в адрес конкретного лица, произносится не в общественном месте, не нарушает общественного порядка, то она рассматривается как посягательство на честь и достоинство гражданина и не может квалифицироваться как мелкое хулиганство.
Значительная часть административных правонарушений посягает лишь на один непосредственный объект (общественный порядок, государственную собственность и др.). Однако известны и административные проступки, наносящие ущерб двум или более непосредственным объектам. Например, ст. 18.17КоАП устанавливает ответственность за нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждение транспортных средств или иного имущества. Данное правонарушение причиняет ущерб безопасности дорожного движения, а также здоровью человека либо государственной, общественной или личной собственности.
Определяющее значение для квалификации административных правонарушений в ряде случаев имеют указанные в правовой норме признаки предмета: его качества, свойства, размер, стоимость и др. Так, в ст. 10.5 КоАП (мелкое хищение) называется максимальная стоимость имущества (10 базовых величин), хищение которого может быть признано мелким. Статья 12.27 КоАП, называя в качестве предмета правонарушения алкогольные напитки, указывает, что административным проступком признается их ввоз в Республику Беларусь, перевозка по ее территории, хранение на ней (не для коммерческих целей) физическими лицами более десяти литров, не маркированных в установленном порядке акцизными марками Республики Беларусь и (или) специальными марками. Такие действия, совершенные юридическими лицами или в коммерческих целях, образуют состав другого правонарушения.
Предмет правонарушения в ряде случаев имеет определяющее значение для разграничения административных правонарушений и преступлений. Так, если предметом мелкого хищения государственного имущества явились наркотические средства или огнестрельное оружие, то оно не может быть квалифицировано по ст. 10.5 КоАП, так как уголовное законодательство оценивает хищения таких предметов как преступления.
Объективная сторона состава административного правонарушения— это совокупность указанных в административно-правовой норме признаков, характеризующих внешнее проявление правонарушения.
Любой административный проступок – акт внешнего поведения человека. Административное право, как и иные отрасли права, не признает правонарушениями мысли и внутренние переживания, психические состояния человека. Административно-правовые нормы предусматривают взыскания за совершение запрещенных действий или за невыполнение лицом своих правовых обязанностей. В связи с этим обязательным признаком (элементом) объективной стороны состава административного правонарушения является деяние человека, которое может выражаться в действии либо бездействии.
В зависимости от конструкции состава административного проступка его объективная сторона может выражаться в совершении однократного (простого) действия (например, срыв пломб или печати) или в совершении нескольких действий (сложное действие). В последнем случае объективная сторона проступка может включать в себя два или более тождественных действия (например, систематическое без производственной необходимости использование на холостом ходу электродвигателей, электропечей и т.д.). Совершение нескольких таких действий – обязательный признак соответствующего состава. Единичное действие не признается правонарушением.
В отличие от действий бездействие выражается в пассивном поведении лица, в невыполнении возложенных на него обязанностей. Причем бездействие (как объективная сторона состава административного правонарушения) не тождественно физическому бездействию человека. Уклоняясь от выполнения обязанностей, лицо может вести себя весьма активно. Например, не выполняя законного требования работника милиции пройти освидетельствование на определение состояния опьянения, водитель транспортного средства убегает от милиционера. Тем самым он уклоняется от освидетельствования, совершая административное правонарушение, предусмотренное ст. 18.16 КоАП.
Бездействие признается противоправным лишь в том случае, если лицо обязано совершить какое-либо действие в силу своего служебного, семейного положения либо по прямому правовому предписанию. Родители обязаны воспитывать своих несовершеннолетних детей. Невыполнение этих обязанностей образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.4 КоАП. Лица, ответственные за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, обязаны отстранить от работы водителей, находящихся в состоянии опьянения. Невыполнение ими этой обязанности образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 18.25 КоАП.
В административном праве встречаются и длящиеся правонарушения, начинающиеся с какого-то одного действия или бездействия, которые осуществляются потом непрерывно путем неисполнения обязанности либо пребывания лица в противоправном состоянии (проживание без регистрации). В случае указания в правовой норме на систематичность тех или иных действий объективная сторона признается выполненной при совершении, как правило, третьего тождественного действия. Если после наложения административного взыскания лицо не изменило своего поведения, то оно совершает новое длящееся правонарушение.
Факультативные признаки объективной стороны состава административного проступка: последствия совершенного деяния, причинная связь между деянием и его последствиями, место, время, способ и средства совершения деяния.