Идеологический актив организации. Формирование корпоративной культуры
Прежде всего необходимо определить понятия идеологического и общественного актива организации (предприятия).
Современные специалисты в сфере связей с общественностью, ориентирующиеся на западные технологии работы с людьми (PR, public relation), предпочитают пользоваться социологической терминологией, которая отражает стратификацию общества. Они используют разные экономические, психологические и прочие критерии и подходы к выделению ее групп. С социологической точки зрения идеологический актив организации (предприятия) – это часть внутренней общественности организации, противопоставленной внешней общественности, находящейся за пределами конкретной организационной структуры.
В отечественной литературена основе деятельностно-функционального подхода в составе идеологического актива организации выделяются несколько уровней.
Прежде всего это административный уровень, представляющий собой непосредственный идеологический актив организации, штат которого оформлен документально, а его деятельность регулируется нормативными документами. Этот уровень включает руководителя организации (в силу должностных обязанностей именно он отвечает за идеологическую работу в своей организации), заместителя руководителя организации по идеологической работе (в западных странах – заместитель руководителя по связям с общественностью), а также руководителей структурных подразделений организации, отвечающих за организацию и проведение идеологической работы в своих подразделениях, и иных должностных лиц. В подчинении заместителя руководителя по идеологической работе, как правило, имеются специальные структурные подразделения либо узкие специалисты, выполняющие специфические функции, – это пресс-секретари и другие работники пресс-служб, работники редакций корпоративных СМИ, службы сопровождения сайта организации, рекламных отделов, социально-психологических служб организации и т. д. Указанные лица осуществляют общественную (или идеологическую) работу в силу своих должностных обязанностей либо служебного функционала.
Кроме того, к «идеологическому активу» организации необходимо причислить лиц, несущих общественную нагрузку вне должностных обязанностей, и это обычные работники организации, занимающие активную жизненную позицию. Именно данную часть внутренней общественности организации можно рассматривать в рамках разных научных классификаций групп общественности при организации мероприятий в рамках связей с общественностью (public relation) на уровне организации или предприятия.
Определенный интерес для практики идеологической работы в Республике Беларусь вызывает использование такого критерия выделения групп общественности организации, как характер коммуникационного поведения (классификация общественности согласно Д. Грунингу). Согласно этому критерию, выделяют следующие группы общественности: общественность, реагирующую на все проблемы; равнодушную общественность, не проявляющую активности ни по каким проблемам; общественность вокруг одной проблемы, проявляющую активность по поводу одного актуального вопроса; а также общественность вокруг обострившейся проблемы, которая начинает активно действовать после того, как благодаря огласке, проблема уже известна и стала предметом обсуждения в обществе (например, новость о сокращении численности работников на предприятии). Понятно, что в данном случае с идеологическим активом больше соотносятся представители первой целевой группы общественности, т. е. реагирующие на все проблемы.
Используя критерий выделения групп общественности по степени втянутости людей в проблемную ситуацию, можно выделить следующие группы: необщественность, т. е. люди, никак не втянутые в проблемную ситуацию; латентную общественность, которая пока просто не осознает своей причастности к проблемной ситуации; осведомленную общественность, т. е. людей, осознавших влияние проблемной ситуации, но еще не обменявшихся мнениями по этому поводу; активную общественность – людей, осознавших проблемную ситуацию и начавших активно общаться и организовываться для овладения данной ситуацией. В данном случае именно последняя группа наиболее близка по своим признакам к понятию идеологического актива организации. Итак, мы видим, что в любой ситуации существуют группы неравнодушных людей, которые занимают активную позицию
и участвуют в любых событиях общественной жизни организации, и этих людей следует вовлекать в идеологический актив организации.
Перед лицами, отвечающими за общественную и идеологическую жизнь организации, стоит сложная и комплексная задача. Во-первых, необходимо предельно точно выявить размеры групп активной общественности в организации и ее персональный состав; во-вторых, нужно наладить конструктивное сотрудничество с лицами, неравнодушными к жизни организации, в которой они работают, создают общественное мнение либо оказывают на его формирование значительное влияние. Использование потенциала работников с активной жизненной позицией в интересах развития всей организации
(не путать с интересами только руководства организации) часто помогает избежать многих конфликтных ситуаций и недопонимания между руководством и рядовыми сотрудниками организации, а также повысить уровень лояльности среди работников организации.
Выявить работников с активной жизненной позицией позволяют мониторинги и специальные исследования, которые нужно регулярно проводить в организации. Выделяют три типа таких исследований.
Прежде всего это социологические исследования. Они позволяют выявить установки и мнения людей, их соображения по поводу определенных вопросов, проблем. Социологические исследования должны соответствовать требованиям науки и обычно состоят из четырех элементов (или этапов): составление программы исследования, включая формирование выборки исследования; составление анкеты (опросника); проведение в той либо иной форме самого исследования (интервью, анкетирование); анализ результатов исследования. На основе полученных данных принимается конкретное управленческое решение или разрабатывается программа мероприятий по достижению какой-либо цели.
Неформальные исследования не опираются на строгую научную методологию. Они представлены такими формами исследования, как накопление фактов, анализ различных информационных материалов и др., т. е. в них используются методы,
не требующие непосредственного вмешательства в работу объектов исследования (групп общественности).
Третий вид исследований представляет собой коммуникационный аудит. Он заключается в проведении анализа несогласованностей, возникающих при коммуникации между руководством организации и целевыми группами общественности. Как известно, в процессе управления любой организацией ключевую роль играет информация. Коммуникационный аудит позволяет выявить слабые места, где информация, исходящая от руководства (либо рядовых работников), предназначенная
для руководства (или рядовых работников), теряется либо искажается.
Выбор того или иного варианта проведения исследований зависит от конкретной ситуации, размера организации, ее организационной структуры и других обстоятельств. Часто данные, полученные в результате сложных исследований, подтверждают очевидную ситуацию, руководители структурных подразделений хорошо знают, какие работники имеют активную позицию, и в вопросе определения активистов порой достаточно ограничиться неформальными видами исследований.