Органы местного управления и самоуправления
Правовой статус органов местного управления и самоуправления закреплен в разделе 5 Конституции Республики Беларусь, Законе Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и других нормативных правовых актах. При уяснении правового статуса органов местного самоуправления целесообразно учитывать положения Европейской Хартии местного управления и самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г.
Основные принципы местного управления и самоуправления:
народовластие, участие граждан в местном управлении и самоуправлении;
законность, социальная справедливость, гуманизм, защита прав и охраняемых законом интересов граждан;
взаимодействие органов местного управления и самоуправления;
разграничение компетенции представительных и исполнительных органов;
единство и целостность системы местного управления и самоуправления;
самостоятельность и независимость Советов, других органов местного самоуправления в пределах своих полномочий в решении вопросов местной жизни;
выборность Советов, других органов местного самоуправления, их подотчетность населению;
гласность и учет общественного мнения, постоянное информирование населения о принимаемых мерах по важнейшим вопросам и результатах их выполнения, предоставление каждому гражданину возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и законные интересы;
сочетание местных и общегосударственных интересов, участие органов местного управления и самоуправления в решении вышестоящими органами вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории;
ответственность за законность и обоснованность принимаемых решений.
Несмотря на общность принципов, наличие общих целей деятельности, общую правовую базу, местное управление и местное самоуправление — понятия не равнозначные.
Местное управление –форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения, исходя из общегосударственных интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
Единая система местных органов управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, городских, районных, поселковых и сельских исполкомов, а также местных администраций.
Необходимо подчеркнуть, что указанные исполкомы и местные администрации входят в единую систему органов исполнительной власти (в отличие от органов местного самоуправления, среди которых, например, местные Советы депутатов являются представительными органами).
В соответствии со ст. 9 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица. В данной статье определены три вида исполнительных комитетов.
1. Первичный уровень – сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) исполнительные комитеты.
2. Базовый уровень – городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты.
3. Областной уровень – областные и Минский городской исполнительные комитеты.
Таким образом, основным исполнительным и распорядительным органом на территории административно-территориальной единицы является местный исполком. Это коллегиальный орган управления общей компетенции. Он обеспечивает решение всех вопросов управления. В состав исполнительного комитета входят: председатель исполкома, его заместители, управляющий делами (или секретарь) и члены исполнительного комитета.
Исполнительный комитет осуществляет разнообразные функции:
♦ разрабатывает и вносит для утверждения в Совет схему управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, предложения по организации охраны общественного порядка и защиты прав граждан;
♦ разрабатывает и вносит для утверждения в Совет проекты программ экономического и социального развития местного бюджета, принимает меры по осуществлению программ и исполнению местного бюджета, представляет Совету отчеты об их выполнении;
♦ организует получение доходов местного бюджета и их использование по целевому назначению, принимает решения о выпуске местных ценных бумаг и проведении аукционов;
♦ распоряжается коммунальной собственностью административно-территориальной единицы в порядке, установленном Советом;
♦ принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций, учреждений и объединений коммунальной собственности и др.
Местное самоуправлениев Республике Беларусь – форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.
Система местного самоуправления включает местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные, например, деревенские старосты). Местное самоуправление осуществляется также путем проведения местных референдумов, собраний (сходов) граждан и через иные формы прямого участия граждан в государственных или общественных делах.
К исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся: 1) утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении; 2) установление в соответствии с законом местных налогов и сборов; 3) определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью; 4) назначение местных референдумов.
Решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, а также в иных предусмотренных законодательством случаях могут быть обжалованы в судебном порядке. Решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, отменяются вышестоящими представительными органами. В случае систематического и грубого нарушения местным Советом требований законодательства он может быть распущен Советом Республики.
Таким образом, местное самоуправление в Республике Беларусь осуществляется как непосредственно народом, общественностью (прямая демократия), так и государственными органами Советами депутатов (представительная демократия). По распространенности и количеству решаемых вопросов представительная демократия превалирует над прямой.
3.3 Государственная служба в Республике Беларусь: понятие, виды, основные принципы
Понятие «служба» имеет несколько значений. В первом случае это вид деятельности человека, во втором – социально-правовой институт, в третьем – система социальных органов государства, в четвертом – деятельность, связанная с религией и религиозными организациями, и т.д.
В юридической литературе в понятие «государственная служба» вкладывается вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе в целях выполнения задач и функций государства.
Как социальное явление государственная служба – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе у государства, которая направлена на обеспечение исполнения полномочий государственных органов, их компетенции.
В Законе Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» дано следующее определение понятия « государственной службы »:
государственная служба – профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функции государственных органов.
Государственная служба организуется и осуществляется с учетом многообразия и специфики сфер и отраслей государственной деятельности, поэтому можно выделить несколько видов государственной службы.
В органах ветвей власти:
- служба в органах законодательной власти;
- служба в органах исполнительной власти;
- служба в органах судебной власти.
В зависимости от отраслей и сфер, в которых она осуществляется:
- служба в органах внутренних дел;
- служба в прокуратуре;
- служба в таможенных органах;
- служба в налоговых органах и т.д.
В зависимости от места органа в системе государственных органов:
- служба в республиканских органах;
- служба в местных органах.
Принципы государственной службы:
o верховенство Конституции Республики Беларусь, служение народу Республики Беларусь;
o законность, приоритет прав и свобод человека и гражданина, гарантия их реализации, гуманизм и социальная справедливость;
o единство системы государственной службы и ее дифференциация, исходя из концепции разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;
o гласность, профессионализм и компетентность государственных служащих;
o подконтрольность и подотчетность государственных служащих, персональная ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей;
o добровольность поступления граждан на государственную службу;
o равный доступ граждан к любым должностям вгосударственной службе и продвижение по государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой и др.
Важным элементом системы государственной службы является понятие «государственная должность». В общем виде под должностью понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная (организационная) единица, отражающая содержание и объем полномочий занимающего лица.
Государственная должность –должность, предусмотренная Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» и иными законодательными актами, либо должность, учрежденная в установленном законодательством порядке как штатная единица государственного органа с определением для занимающего ее лица круга обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа.
Иными словами, должность – это штатная единица государственной организации, которой соответствует служебное положение лица, замещающего ее. Должность определяет круг служебных обязанностей, прав и пределы ответственности государственного служащего, требования к его профессионально-квалификационной подготовке. Она отображает содержание выполняемой служащим работы, определяет его правовое положение.
Каждой государственной должности соответствуют определенные классы государственных служащих. Для государственных служащих устанавливается высший класс и 12 классов, из которых двенадцатый является низшим.
Присвоение классов производится в последовательном порядке в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией государственного служащего, стажем работы на государственной службе, а также с учетом ранее присвоенного класса. При этом учитывается занимаемая должность, в соответствии с которой присваивается класс на основании перечня государственных должностей, соответствующих классам государственных служащих, утвержденного в установленном законодательством порядке.
Отдельным категориям государственных служащих могут присваиваться квалификационные классы, классные чины, персональные звания, дипломатические ранги в порядке и на условиях, предусмотренных специальными законодательными актами, закрепляющими их правовой статус.