Деятельность пророков в израильском и иудейском царствах

Печальное событие разделения избранного народа на два враждебных друг другу царства повлекло за собой не только ослабление политического могущества народа, но и падение его в религиозно-нравственном отношении. Та склонность к несчастию и идолопоклонству, которая начала проявляться в еврейском народе в последние годы правления Соломона, с разделением царства получила государственное одобрение и открыто поощрялась в Царстве Израильском. Израильские цари, начиная с Иеровоама, выставили идолопоклонство как знамя своей политической независимости, и всеми мерами отчуждали свой народ от Иерусалимского храма. В те времена все лучшие надежды евреев сосредотачивались в Иерусалиме, «который Бог избрал Себе для пребывания там имени Его». Но «и Иуда также не соблюдал заповедей Господа Бога своего и поступал по обычаям израильтян». И вот, чем нечестивее становился избранный народ, тем все сильнее раздавался голос Божий, будивший спящую совесть народа. В это именно время в еврейском народе один за другим выступают пламенные борцы за истинную веру и чистоту нравов. Это были пророки, посланные Богом еврейскому народу для поддержания в их среде истинной веры и благочестия. Воодушевленные Святым Духом эти избранники Божии безбоязненно шли к израильским и иудейским правителям и обличали их за идолопоклонство и безнравственную жизнь. Они призывали избранный народ к покаянию, учили людей истинной вере, предсказывали грядущие события и совершали чудеса. Одни из них проповедовали только устно, а другие, помимо устной проповеди, оставили свои Писания. Пророков, проповедующих устно, было очень много. Из них особенно известны и замечательны два великих пророка Илия и Елисей.

Пророков, оставивших свои Писания, шестнадцать. По величине и значимости написанных этими пророками книг, они разделяются на больших и малых. К числу больших пророков относятся: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил. К числу малых пророков относятся: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иоана, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Пророки Иезекииль и Даниил пророчествовали во время вавилонского плена, а пророки Аггей, Захария и Малахия – после плена.

ПРОРОК ИЛИЯ

III Цар. 16, 29-34; 17-19 гл.; 21 гл.

IV Цар. 1, 2, 1-15

Святой пророк Илия жил в Израиле в период правления нечестивого царя Ахава. Это были мрачные времена в истории израильского народа. Под влиянием жены-язычницы Иезавели Ахав по всей стране насаждал культ поклонения Ваалу, Астарте и Молоху, а ревностных сторонников истинной религии преследовал и убивал.

Однажды к Ахаву в Самарию явился грозный пророк Илия. Он был родом из города Фесвы и с юных лет вел строгую подвижническую жизнь в пустыне. Стоя перед царем в перепоясанной веревкой в простой одежде отшельника, Илия гневно упрекал его в веро­отступничестве и предсказал, что за отступление от истинного Бога страну постигнет засуха и голод. «Жив Господь Бог Израилев, перед Которым я стою! – воскликнул Илия грозным голосом. В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову».

После этого пророчества Илия удалился из столицы, опасаясь мести царя, и скрылся в горах за Иорданом, у потока Хорафа. Места там были пустынные, однако Илия не испытывал голода. Вороны 2 раза в день приносили ему хлеб и мясо, а воду он брал из потока. Но вот наступила предсказанная засуха. Дожди прекратились и поток высох совершенно. Тогда Илия, по повелению Божию, переселился в языческий городок Сарепту, около Сидона. Одна бедная, добрая вдова приютила его в своем доме и делилась с ним скудной пищей. Когда пришел к ней Илия, у ней была всего лишь горсть муки в кад­ке и немного масла в кувшине. Но по слову Илии совершилось чудо: во все время пребывания пророка у вдовы не уменьшалось ни количество муки в кадке, ни масла в кувшине.

Вскоре у вдовы случилось несчастье: ее сын тяжело заболел и умер. Тогда Илия взял мертвого мальчика к себе в комнату, положил на свою постель и с пламенной молитвой обратился к Богу, прося Его даровать отроку жизнь. Господь услышал молитву Своего избранника, и мальчик ожил. Вдова, преисполненная радости, сказала: «Теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне устах твоих истинно».

Прошло три с половиной года засухи и голода. Тогда Господь сказал Илии: «Пойди и покажись Ахаву, и Я дам дождь на землю». Царь, увидев пророка, стал упрекать его: «Ты ли это, смущающий Израиля?» На этот упрек Илия смело ответил царю: «Не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам». Затем пророк предложил Ахаву собрать народ и жрецов Ваала на гору Кармил и испытать, кто истинный Бог – Иегова или Ваал. На вершину горы в назначенный срок собрались четыреста пятьдесят пророков Ваала, которых содержала царица Иезавель. Илия один, с Божией помощью, выступил на борьбу с ними. Многочисленные тол­пы израильтян и ханаанеян с напряжением ждали исхода этого своеобразного поединка. Грозный пророк прежде всего обра­тился к народу с обличительной речью. Он сказал: «Долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте». Затем он предложил народу приготовить две жертвы – одну Иегове, а другую Ваалу, но огня на жертвенники не подкладывать. Тот Бог, Который пошлет с неба огонь на жертву, и есть истинный Бог. Царь и народ согласились с этим предложением. Первыми стали приносить жертву вааловы жрецы. Они плясали вокруг жертвенника, истязая себя ударами ножей и копий, и исступленно кричали: «Ваале, ус­лышь нас!» Наступил полдень, а телец все не загорался; Илия советовал им с иронией: «Кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он «проснется», – «Но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха».

Когда прошел полдень и наступило время вечернего жертвопри­ношения, Илия построил жертвенник из двенадцати камней, вокруг него нарыв канаву, сложил дрова, разрезал своего тельца и велел лить воду на жертвенник. Когда канава наполнилась водой, пророк возвел руки к небу и произнес пламенную молитву, прося Господа показать идолопоклонникам, что Он есть единый истинный Бог, Бог отцов заблудившегося народа. Еще молитва была на устах пророка, как с неба сошел огонь и поглотил не только тельца, но даже кам­ни жертвенника и воду из канавы. Увидев это (чудо), весь народ пал на лице свое и сказал: «Господь есть Бог, Господь есть Бог, Господь есть Бог!» Но Илия не ограничился всеобщим покаянием народа. Он велел поймать лжепророков и за то, что они вводили в заблуждение и развращали народ, казнил всех до единого у потока Киссон. Затем он вернулся на вершину горы Кармил и молился до тех пор, пока на горизонте не показались дождевые тучи. Спус­тя некоторое время все небо затянулось тучами и хлынул долго­жданный ливень.

Царица Иезавель, узнав о том, что произошло на горе Кармил, поклялась убить Илию. Спасаясь от преследования закоренелой язычницы, Илия бежал в Иудею, где спрятался в одной из горных пещер. Здесь ему явился Господь и велел идти в Израиль помазать на цар­ство Ииуя, который был военачальником у Ахава, а также помазать Елисея, сына Сафатова «в пророка вместо себя». Илия послушно пошел исполнить волю Божию. По пути он встретил израильтянина, по имени Елисей. Он в это время пахал свое поле упряжкой в двенадцать пар волов. Пророк накинул ему на плечи свою милоть (плащ) в знак того, что берет его к себе в ученики. Елисей, взволнованный этой неожиданной милостью, сказал пророку: «Позволь мне поцеловать отца моего, и мать мою, и я пойду за тобою». Затем он заколол двух волов, раздал мясо своим землякам и, попрощавшись с ро­дителями, пошел за своим учителем.

Земная жизнь великого пророка подходила к концу. Господь звал Своего избранника к Себе. Предчувствуя конец своей земной жизни, Илия желал закончить ее наедине с Богом и с этой целью несколько раз пытался разлучиться со своим неразлучным спутником и учеником Елисеем. Но Елисей тоже, предчувствуя скорую разлуку со своим учите­лем, не отлучался от него. Господь звал Илию в пустыню за Иордан. Когда Илия в сопровождении Елисея подошел к реке, он ударил своим пророческим плащом (милотью) по водам Иордана. Река тут же расступилась, и они переш­ли посуху на другую сторону. Идя по дороге, Илия сказал Елисею: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне», – ответил Елисей. Илия сказал ему: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так». Разговаривая, они продолжали свой путь по дороге. Вдруг огненная колесница, запряженная огненны­ми конями, разделила собеседников, и Илия в вихре понес­ся на небо. Елисей разодрал свои одежды и воскликнул в отчаянии: «Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!» В это время к его ногам упала милоть Илии, и с ней Елисей получил от Бога пророческий дух.

ПРОРОК ЕЛИСЕЙ

4 Цар. 2-9; 13, 20-21

Пророк Елисей в своей жизни прославился особенно многочис­ленными чудесами. После взятия Илии на небо, Елисею нужно было пе­рейти через реку Иордан. Он ударил милотью Илии по воде, – вода расступилась, и пророк перешел по сухому дну. Когда он пришел в Иерихон, то жители города жаловались ему, что вода у них нехоро­шая, а земля бесплодная. Елисей велел, чтобы ему принесли новую чашу, полную соли. Затем он пошел от источника к источнику и оздоравливал воду, насыпая в нее соль. С тех пор вода в Иерихоне стала хорошей, а земля плодородной.

Военачальник царя сирийского, Нееман, был болен проказой. Никто не мог вылечить его от этой болезни. Однажды он узнал, что в Самарии живет пророк, который может его исцелить. Гордый си­рийский сановник подъехал к дому пророка на роскошной колеснице в сопровождении многочисленной свиты. Но Елисей не вышел навст­речу к нему и не поклонился, как этого ожидал Нееман, а лишь пе­редал через слугу, чтобы больной семь раз окунулся в Иордане, и тогда недуг пройдет. Нееман был глубоко оскорблен, так как не при­вык к такому обращению. К тому же он не поверил словам пророка и с возмущением воскликнул: «Разве Авана и Фарфар, реки Дамаские, не лучше всех вод израильских? Разве я не мог бы омыться в них и очиститься?» После чего он в гневе покинул Самарию. Но по дороге слуги все-таки уговорили Неемана выполнить совет пророка. Он свернул к Иордану и семь раз окунулся в воде. Ко всеобщему удивлению, проказа исчезла, и тело Неемана стало чистым, как у новорожденного младенца. Исполненный благодарности, Нееман вернулся к Елисею, предлагая ему в награду серебро и дорогую одежду. Но Елисей отказался принять дары. Тог­да Нееман пообещал Елисею, что отныне он будет поклоняться одному только Иегове, Который вернул ему здоровье.

Пророк Елисей и после своей смерти совершил чудо. Через год после его смерти мимо пещеры, где он был пог­ребен, несли умершего. Но, увидев неприятелей, погребав­шие поспешно бросили умершего человека в пещеру пророка. Как только он при падении своем, коснулся костей Елисея, тотчас ожил и встал на ноги.

ПРОРОК ИОНА

Вскоре после смерти Елисея в Израильском царстве явился новый пророк, по имени Иона. В это время за рекой Ев­фратом быстро возвышалось и крепло могущественное Ассирий­ское царство, которое было во враждебных отношениях с царством Израильским. Столица Ассирии – Ниневия утопала в роскоши, что, разумеется, вело к религиозно-нравствен­ному падению ее жителей. И вот в этот развращенный и враж­дебный Израилю город вселюбящий и милующий Господь посылает пророка Иону с тем, чтобы возвестить его грешным жи­телям близкую гибель, если они не покаются. «Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, – сказал Бог, – ибо злодеяния его дошли до Меня». Но Иона не хо­тел идти к врагам народа израильского и не послушался голоса Божия. Он сел в корабль и отправился совсем в другую страну. Но вдруг на море поднялась сильная буря и кораблю стала угрожать гибель. Матросы-язычники день и ночь боролись с ураганом и умоляли своих богов смиловаться над ними. Видя, что буря не утихает, капитан корабля решил бросить жребий, чтобы узнать из-за кого постигла их эта беда. Жребий пал на Иону и матросы потребовали у него: «Скажи нам, за кого постигла нас эта беда?» Иона признался, что он вызвал гнев Бога Израилева, ибо не выполнил Его святую волю. Тогда встревоженные матросы спросили: «Что сделать нам о тобою, чтобы мо­ре утихло для нас». Иона смиренно сказал: «Возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ра­ди меня постигла вас эта буря». Моряки были добрыми людьми и хотели высадить Иону на сушу, но большие волны и сильный ветер не позволили им этого сделать. Тогда им не оставалось дру­гого выхода, как, помолившись Богу Израилеву бросить пророка Иону в море. Как только Иона скрылся в пучине морской, буря утихла. Но Иона не утонул, его, по повелению Божию, проглотил огромный кит и носил его в своем чреве три дня и три ночи. Все это время пророк пел благодарственные гимны Богу и просил Его о помиловании.

Через три дня кит выбросил пророка живым на берег. Пос­ле этого Иона пошел в Ниневию для исполнения воли Божией. Це­лый день он ходил по городу и проповедовал всем, говоря, что через сорок дней Ниневия будет разрушена. Жители города повери­ли его словам. Они, вместе с царем, наложили на себя строгий пост, стали молиться и приносить покаяние в своих грехах. Видя, что жители Ниневии раскаялись, Господь смиловался над ними. Но Ионе не понравилось, что Бог так милостиво отнесся к языческому народу. Разочарованный и сердитый, он поки­нул город, чтобы не выставлять себя на посмешище перед людьми, которым он пророчил гибель. Недалеко от города он построил себе шалаш и с чувством обиды стал молиться: «О, Господи! не это ли говорил мне, когда еще был в стране моей! Поэтому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый, и сожалеешь о бедствии. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть нежели жить». Господь не ответил пророку на такую неразумную молитву, но сделал так, что над его головой выросло высокое растение, засло­нившее его от палящих лучей солнца. На следующий день Гос­подь повелел червям подточить корни растения, и оно сразу засохло. Одновременно с востока подул горячий, сухой ветер, а солнце жгло так сильно, что Иона изнемог от духоты и стал роптать. Тогда Господь, поучая Иону, оказал ему: «Ты сожа­леешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил... Мне ли не пожалеть Ниневии, города велико­го, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умею­щих отличить правой руки от левой, и множество скота?»

Главную мысль книги пророка Ионы можно выразить так: Господь заботится об обращении всех грешников. Он любит все народы и даже врагам Израиля ниневитянам желает спасения. Трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита и чудесное спасение его было прообразом трехднев­ной смерти и воскресения Христа Спасителя.

ПРОРОКИ АМОС И ОСИЯ

Эти пророки жили в Израиле в восьмом веке во время царствования Иеровоама II. При этом царе Израиль поднялся из упад­ка и вступал в полосу бурного экономического расцвета. Страна процветала почти так же, как во времена Соломона. Но экономический рост государства очень часто снижает религиозно-нравственную сто­рону жизни его народа. То же самое случилось и в Израиле. Израильтяне забыли истинного Бога и не стали исполнять благих Его заповедей, ведущих к духовному совершенствованию. И вот, когда религиозно-нравственное падение евреев достигло предела, в Из­раиль был послан Богом пророк Амос. До этого он был пастухом и все свои дни проводил на горных просторах Иудеи. Взяв свой пас­тушеский посох, он отправился в Самарию. Этот город разгула в разврата потряс его. Амос с ужасом смотрел на нарумяненных женщин, разодетых молодых щеголей, на безжалостных и несправедливых вельмож, на чрезмерную роскошь домов и дворцов и крайнюю нищету прос­того люда. По всей Самарии стояли капища, посвященные идолам. Амос сразу же пошел в Вефиль – религиозный центр Израиля, стал перед храмом, в котором Бог Моисея был изображен в виде тельца, и начал гневно обличать пороки израильтян, призывая их к покаянию. «Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих!» – взывал он к совести богатых. Пророк призывал людей не оскорблять Бога развратом, чрезмерной роскошью и жестокостью к бедным и беззащитным. Несмотря на то, что Израиль в это время жил в расцвете своих сил, Амос предсказал внезапную его гибель: «И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня». Пророчество Амоса вскоре исполнилось – Израиль был разрушен Ассирийским царством.

Пророк Осия был младшим современником Амоса. При нем уже началось сбываться пророчество Амоса о гибели Израиля. Опасаясь агрессивных действий Ассирии, Израиль вступил в военный союз с Египтом. Пророк Осия в своей книге изображает Израиль под видом распутной и неверной жены, как неверная жена уходит от своего мужа к любовникам, так и Израиль забыл своего Бога и стал поклоняться ложным богам и надеяться на союзы с языческими народами. Но грозные слова пророка не находили себе отклика в развращенном народе. Тогда, по повелению Божию, он возвещает израильтянам о гибели их царства.

ПРОРОК ИСАИЯ

Особенно знаменитым среди иудейских пророков был пророк Исаия. Он был потомком царя Давида и находился в родственных отношениях с иудейскими царями. Исаия пророчествовал при царях Иоафаме, Ахазе и Езекии. В год смерти царя Озии, в 740 году, Бог призвал Исаию к пророческому служению особым явлением. Исаия видел Господа сидящим в небесном храме на высоком престоле. Вокруг Него стояли шестикрылые серафимы и взывали: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! (воинства) вся земля полна славы Его!» Пораженный видением, Исаия воскликнул: «Горе мне! погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа». Один из серафимов взял клещами уголь с небесного жертвенника и коснулся им уста Исаии со словами: «Вот я, пошли меня?» Тогда Господь повелевает ему: «Пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будите – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули». Исаия спросил: «Надолго ли, Господи», такое религиозно-нравственное помрачение сознания народа Божия? Господь ответил ему: «Доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет (гл. 6).

Видение окончилось, и на святом пророке почил Дух Божий, Который звал его на борьбу с пороками и религиозным заблуждени­ем еврейского народа. Исаия громко и пламенно призывал еврей­ский народ к покаянию, обличая его нечестие. В словах, полных апокалиптического ужаса, он призывал жителей Иудеи отказаться от чужих богов и обратиться к истинному Богу. Он клеймил ханжество богачей, которые постились и совершали жертвоприношения в Иеруса­лимском храме и одновременно угнетали бедняков, обижали вдов, сирот и маленьких детей. Впервые в истории Израиля и Иудеи он про­поведовал, что религиозные обряды не имеют никакого значения, если их не совершать с чистой и справедливой совестью. Но духовно оглохший и ослепший народ не мог слышать спасительных призывов Божьего избранника. Видя окаменение сердец избранного народа, пророк Исаия возвещает своим соотечественникам наказание Боже через ассирийцев и халдеев. Он говорит и о грядущей ги­бели Самарии и о разрушении Иерусалима и храма вавилонянами, и о плене вавилонском. Возвещая наказание Божие нечестивому народу: пророк Исаия вместе с тем говорит, что Господь простит иудеев и освободит их из плена, если они искренне раскаются...

Но особенно много пророчествовал Исаия о грядущем Мессии – Спасителе мира. В своих пророчествах он называет Мессию Богом и человеком, Учителем всех народов, Основате­лем царства мира и любви. Пророк предсказывает, что Мессия родится от Девы, приимет Дух Божий, будет совершать чудеса, пострадает и умрет за грехи людей, воскреснет и вознесется на Небо. Основанная им Церковь распространится по всей вселенной. Будущие страдания Спасителя Исаия описывает так ясно, как будто он видел их своими глазами (53 гл.). За ясность пророчества о Христе Исаию называют пророком-евангелистом. Существует древнее преданье, что святой пророк принял мученическую смерть. За обличение царя Манасии в идолопоклонстве, он был перепилен деревянной пилой.

ПРОРОК ИЕРЕМИЯ

Иеремия жил приблизительно сто лет спустя после пророка Исаии, во второй половине седьмого века. Он про­поведовал в ту трагическую эпоху, когда приближалось и со­вершалось падение иудейского царства. Сын священника, он был потомком древнего священнического рода, ведущего свою родословную от первосвященника Авиафара. К пророчес­кому служению был призван Господом в ранней молодости, в 626 году, на тринадцатом году правления царя Иосии. Господь явился Иеремии и сказал, что Он еще до рождения избрал его пророком для народов. Но Иеремия стал отказы­ваться от пророчества, ссылаясь на свою молодость и на то, что он не умеет красноречиво говорить. Тогда Господь коснулся его уст и сказал: «Вот, Я вложил слова Мои в уста твои». И далее Господь предупреждает его: «Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать (зло), созидать и насаждать (добро):

Получив такое повеление от Господа, пророк Иеремия в продолжении сорока лет нес нелегкое бремя своего пророческого служения еврейскому народу. В отличие от других пророков, Иеремию назы­вают плачущим пророком. Любя свое отечество всей душой, он с горькими слезами обличал нечестие своих современников и пред­сказывал им грядущие на них бедствия. Он предсказал, что Иудей­ское царство будет покорено нововавилонским царем Навуходоно­сором II, Иерусалим и храм будут разрушены до основания, а на­род будет уведен в Вавилон, где пробудет в неволе семьдесят лет. Для того, чтобы показать иудейскому народу, что произойдет с ними в недалеком будущем, пророк, по повелению Божию, надел на себя сначала деревянное, а затем железное ярмо и в таком виде ходил по улицам Иерусалима. Однажды он купил у горшечника один глиняный кувшин и на глазах старейшин города разбил его. При этом он сказал: «Так говорит Господь Саваоф: так сокрушу Я народ сей и город сей, как сокрушен горшечников сосуд».

Пророк выступал против военного союза с Египтом и отсоветовал царю Седекии подчиниться Навуходоносору. Развращенный на­род не любил пророка за то, что он говорил правду и обличал их в нечестии, а проегипетская группировка обвинила его в изме­не и пораженческих настроениях. Едва выйдя на свободу, он про­должал свою деятельность во имя спасения родины и народа.

Но вот, наконец, наступили печальные дни для Иудейско­го царства, о которых много раз напоминал пророк своему народу... Пророку Иеремии Навуходоносор разрешил остаться на родине. Оставшись в разрушенном Иерусалиме, Иеремия горько оплакал бедствия своего отечества и народа. Свою скорбь он изложил в свя­щенной книге, которая впоследствии была названа «Плач Иеремии». Вскоре в Иудее вспыхнуло восстание против Ва­вилона. Боясь ответственности за беспорядки, многие иудеи бежали в Египет. Вместе с собой они увели и пророка Иеремию. Существует предание, что в Египте пророк был по­бит камнями своими соотечественниками.

Наши рекомендации