Деятельность пророков в израильском и иудейском царствах
Печальное событие разделения избранного народа на два враждебных друг другу царства повлекло за собой не только ослабление политического могущества народа, но и падение его в религиозно-нравственном отношении. Та склонность к несчастию и идолопоклонству, которая начала проявляться в еврейском народе в последние годы правления Соломона, с разделением царства получила государственное одобрение и открыто поощрялась в Царстве Израильском. Израильские цари, начиная с Иеровоама, выставили идолопоклонство как знамя своей политической независимости, и всеми мерами отчуждали свой народ от Иерусалимского храма. В те времена все лучшие надежды евреев сосредотачивались в Иерусалиме, «который Бог избрал Себе для пребывания там имени Его». Но «и Иуда также не соблюдал заповедей Господа Бога своего и поступал по обычаям израильтян». И вот, чем нечестивее становился избранный народ, тем все сильнее раздавался голос Божий, будивший спящую совесть народа. В это именно время в еврейском народе один за другим выступают пламенные борцы за истинную веру и чистоту нравов. Это были пророки, посланные Богом еврейскому народу для поддержания в их среде истинной веры и благочестия. Воодушевленные Святым Духом эти избранники Божии безбоязненно шли к израильским и иудейским правителям и обличали их за идолопоклонство и безнравственную жизнь. Они призывали избранный народ к покаянию, учили людей истинной вере, предсказывали грядущие события и совершали чудеса. Одни из них проповедовали только устно, а другие, помимо устной проповеди, оставили свои Писания. Пророков, проповедующих устно, было очень много. Из них особенно известны и замечательны два великих пророка Илия и Елисей.
Пророков, оставивших свои Писания, шестнадцать. По величине и значимости написанных этими пророками книг, они разделяются на больших и малых. К числу больших пророков относятся: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил. К числу малых пророков относятся: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иоана, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Пророки Иезекииль и Даниил пророчествовали во время вавилонского плена, а пророки Аггей, Захария и Малахия – после плена.
ПРОРОК ИЛИЯ
III Цар. 16, 29-34; 17-19 гл.; 21 гл.
IV Цар. 1, 2, 1-15
Святой пророк Илия жил в Израиле в период правления нечестивого царя Ахава. Это были мрачные времена в истории израильского народа. Под влиянием жены-язычницы Иезавели Ахав по всей стране насаждал культ поклонения Ваалу, Астарте и Молоху, а ревностных сторонников истинной религии преследовал и убивал.
Однажды к Ахаву в Самарию явился грозный пророк Илия. Он был родом из города Фесвы и с юных лет вел строгую подвижническую жизнь в пустыне. Стоя перед царем в перепоясанной веревкой в простой одежде отшельника, Илия гневно упрекал его в вероотступничестве и предсказал, что за отступление от истинного Бога страну постигнет засуха и голод. «Жив Господь Бог Израилев, перед Которым я стою! – воскликнул Илия грозным голосом. В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову».
После этого пророчества Илия удалился из столицы, опасаясь мести царя, и скрылся в горах за Иорданом, у потока Хорафа. Места там были пустынные, однако Илия не испытывал голода. Вороны 2 раза в день приносили ему хлеб и мясо, а воду он брал из потока. Но вот наступила предсказанная засуха. Дожди прекратились и поток высох совершенно. Тогда Илия, по повелению Божию, переселился в языческий городок Сарепту, около Сидона. Одна бедная, добрая вдова приютила его в своем доме и делилась с ним скудной пищей. Когда пришел к ней Илия, у ней была всего лишь горсть муки в кадке и немного масла в кувшине. Но по слову Илии совершилось чудо: во все время пребывания пророка у вдовы не уменьшалось ни количество муки в кадке, ни масла в кувшине.
Вскоре у вдовы случилось несчастье: ее сын тяжело заболел и умер. Тогда Илия взял мертвого мальчика к себе в комнату, положил на свою постель и с пламенной молитвой обратился к Богу, прося Его даровать отроку жизнь. Господь услышал молитву Своего избранника, и мальчик ожил. Вдова, преисполненная радости, сказала: «Теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне устах твоих истинно».
Прошло три с половиной года засухи и голода. Тогда Господь сказал Илии: «Пойди и покажись Ахаву, и Я дам дождь на землю». Царь, увидев пророка, стал упрекать его: «Ты ли это, смущающий Израиля?» На этот упрек Илия смело ответил царю: «Не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам». Затем пророк предложил Ахаву собрать народ и жрецов Ваала на гору Кармил и испытать, кто истинный Бог – Иегова или Ваал. На вершину горы в назначенный срок собрались четыреста пятьдесят пророков Ваала, которых содержала царица Иезавель. Илия один, с Божией помощью, выступил на борьбу с ними. Многочисленные толпы израильтян и ханаанеян с напряжением ждали исхода этого своеобразного поединка. Грозный пророк прежде всего обратился к народу с обличительной речью. Он сказал: «Долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте». Затем он предложил народу приготовить две жертвы – одну Иегове, а другую Ваалу, но огня на жертвенники не подкладывать. Тот Бог, Который пошлет с неба огонь на жертву, и есть истинный Бог. Царь и народ согласились с этим предложением. Первыми стали приносить жертву вааловы жрецы. Они плясали вокруг жертвенника, истязая себя ударами ножей и копий, и исступленно кричали: «Ваале, услышь нас!» Наступил полдень, а телец все не загорался; Илия советовал им с иронией: «Кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он «проснется», – «Но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха».
Когда прошел полдень и наступило время вечернего жертвоприношения, Илия построил жертвенник из двенадцати камней, вокруг него нарыв канаву, сложил дрова, разрезал своего тельца и велел лить воду на жертвенник. Когда канава наполнилась водой, пророк возвел руки к небу и произнес пламенную молитву, прося Господа показать идолопоклонникам, что Он есть единый истинный Бог, Бог отцов заблудившегося народа. Еще молитва была на устах пророка, как с неба сошел огонь и поглотил не только тельца, но даже камни жертвенника и воду из канавы. Увидев это (чудо), весь народ пал на лице свое и сказал: «Господь есть Бог, Господь есть Бог, Господь есть Бог!» Но Илия не ограничился всеобщим покаянием народа. Он велел поймать лжепророков и за то, что они вводили в заблуждение и развращали народ, казнил всех до единого у потока Киссон. Затем он вернулся на вершину горы Кармил и молился до тех пор, пока на горизонте не показались дождевые тучи. Спустя некоторое время все небо затянулось тучами и хлынул долгожданный ливень.
Царица Иезавель, узнав о том, что произошло на горе Кармил, поклялась убить Илию. Спасаясь от преследования закоренелой язычницы, Илия бежал в Иудею, где спрятался в одной из горных пещер. Здесь ему явился Господь и велел идти в Израиль помазать на царство Ииуя, который был военачальником у Ахава, а также помазать Елисея, сына Сафатова «в пророка вместо себя». Илия послушно пошел исполнить волю Божию. По пути он встретил израильтянина, по имени Елисей. Он в это время пахал свое поле упряжкой в двенадцать пар волов. Пророк накинул ему на плечи свою милоть (плащ) в знак того, что берет его к себе в ученики. Елисей, взволнованный этой неожиданной милостью, сказал пророку: «Позволь мне поцеловать отца моего, и мать мою, и я пойду за тобою». Затем он заколол двух волов, раздал мясо своим землякам и, попрощавшись с родителями, пошел за своим учителем.
Земная жизнь великого пророка подходила к концу. Господь звал Своего избранника к Себе. Предчувствуя конец своей земной жизни, Илия желал закончить ее наедине с Богом и с этой целью несколько раз пытался разлучиться со своим неразлучным спутником и учеником Елисеем. Но Елисей тоже, предчувствуя скорую разлуку со своим учителем, не отлучался от него. Господь звал Илию в пустыню за Иордан. Когда Илия в сопровождении Елисея подошел к реке, он ударил своим пророческим плащом (милотью) по водам Иордана. Река тут же расступилась, и они перешли посуху на другую сторону. Идя по дороге, Илия сказал Елисею: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне», – ответил Елисей. Илия сказал ему: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так». Разговаривая, они продолжали свой путь по дороге. Вдруг огненная колесница, запряженная огненными конями, разделила собеседников, и Илия в вихре понесся на небо. Елисей разодрал свои одежды и воскликнул в отчаянии: «Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!» В это время к его ногам упала милоть Илии, и с ней Елисей получил от Бога пророческий дух.
ПРОРОК ЕЛИСЕЙ
4 Цар. 2-9; 13, 20-21
Пророк Елисей в своей жизни прославился особенно многочисленными чудесами. После взятия Илии на небо, Елисею нужно было перейти через реку Иордан. Он ударил милотью Илии по воде, – вода расступилась, и пророк перешел по сухому дну. Когда он пришел в Иерихон, то жители города жаловались ему, что вода у них нехорошая, а земля бесплодная. Елисей велел, чтобы ему принесли новую чашу, полную соли. Затем он пошел от источника к источнику и оздоравливал воду, насыпая в нее соль. С тех пор вода в Иерихоне стала хорошей, а земля плодородной.
Военачальник царя сирийского, Нееман, был болен проказой. Никто не мог вылечить его от этой болезни. Однажды он узнал, что в Самарии живет пророк, который может его исцелить. Гордый сирийский сановник подъехал к дому пророка на роскошной колеснице в сопровождении многочисленной свиты. Но Елисей не вышел навстречу к нему и не поклонился, как этого ожидал Нееман, а лишь передал через слугу, чтобы больной семь раз окунулся в Иордане, и тогда недуг пройдет. Нееман был глубоко оскорблен, так как не привык к такому обращению. К тому же он не поверил словам пророка и с возмущением воскликнул: «Разве Авана и Фарфар, реки Дамаские, не лучше всех вод израильских? Разве я не мог бы омыться в них и очиститься?» После чего он в гневе покинул Самарию. Но по дороге слуги все-таки уговорили Неемана выполнить совет пророка. Он свернул к Иордану и семь раз окунулся в воде. Ко всеобщему удивлению, проказа исчезла, и тело Неемана стало чистым, как у новорожденного младенца. Исполненный благодарности, Нееман вернулся к Елисею, предлагая ему в награду серебро и дорогую одежду. Но Елисей отказался принять дары. Тогда Нееман пообещал Елисею, что отныне он будет поклоняться одному только Иегове, Который вернул ему здоровье.
Пророк Елисей и после своей смерти совершил чудо. Через год после его смерти мимо пещеры, где он был погребен, несли умершего. Но, увидев неприятелей, погребавшие поспешно бросили умершего человека в пещеру пророка. Как только он при падении своем, коснулся костей Елисея, тотчас ожил и встал на ноги.
ПРОРОК ИОНА
Вскоре после смерти Елисея в Израильском царстве явился новый пророк, по имени Иона. В это время за рекой Евфратом быстро возвышалось и крепло могущественное Ассирийское царство, которое было во враждебных отношениях с царством Израильским. Столица Ассирии – Ниневия утопала в роскоши, что, разумеется, вело к религиозно-нравственному падению ее жителей. И вот в этот развращенный и враждебный Израилю город вселюбящий и милующий Господь посылает пророка Иону с тем, чтобы возвестить его грешным жителям близкую гибель, если они не покаются. «Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, – сказал Бог, – ибо злодеяния его дошли до Меня». Но Иона не хотел идти к врагам народа израильского и не послушался голоса Божия. Он сел в корабль и отправился совсем в другую страну. Но вдруг на море поднялась сильная буря и кораблю стала угрожать гибель. Матросы-язычники день и ночь боролись с ураганом и умоляли своих богов смиловаться над ними. Видя, что буря не утихает, капитан корабля решил бросить жребий, чтобы узнать из-за кого постигла их эта беда. Жребий пал на Иону и матросы потребовали у него: «Скажи нам, за кого постигла нас эта беда?» Иона признался, что он вызвал гнев Бога Израилева, ибо не выполнил Его святую волю. Тогда встревоженные матросы спросили: «Что сделать нам о тобою, чтобы море утихло для нас». Иона смиренно сказал: «Возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта буря». Моряки были добрыми людьми и хотели высадить Иону на сушу, но большие волны и сильный ветер не позволили им этого сделать. Тогда им не оставалось другого выхода, как, помолившись Богу Израилеву бросить пророка Иону в море. Как только Иона скрылся в пучине морской, буря утихла. Но Иона не утонул, его, по повелению Божию, проглотил огромный кит и носил его в своем чреве три дня и три ночи. Все это время пророк пел благодарственные гимны Богу и просил Его о помиловании.
Через три дня кит выбросил пророка живым на берег. После этого Иона пошел в Ниневию для исполнения воли Божией. Целый день он ходил по городу и проповедовал всем, говоря, что через сорок дней Ниневия будет разрушена. Жители города поверили его словам. Они, вместе с царем, наложили на себя строгий пост, стали молиться и приносить покаяние в своих грехах. Видя, что жители Ниневии раскаялись, Господь смиловался над ними. Но Ионе не понравилось, что Бог так милостиво отнесся к языческому народу. Разочарованный и сердитый, он покинул город, чтобы не выставлять себя на посмешище перед людьми, которым он пророчил гибель. Недалеко от города он построил себе шалаш и с чувством обиды стал молиться: «О, Господи! не это ли говорил мне, когда еще был в стране моей! Поэтому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый, и сожалеешь о бедствии. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть нежели жить». Господь не ответил пророку на такую неразумную молитву, но сделал так, что над его головой выросло высокое растение, заслонившее его от палящих лучей солнца. На следующий день Господь повелел червям подточить корни растения, и оно сразу засохло. Одновременно с востока подул горячий, сухой ветер, а солнце жгло так сильно, что Иона изнемог от духоты и стал роптать. Тогда Господь, поучая Иону, оказал ему: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил... Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?»
Главную мысль книги пророка Ионы можно выразить так: Господь заботится об обращении всех грешников. Он любит все народы и даже врагам Израиля ниневитянам желает спасения. Трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита и чудесное спасение его было прообразом трехдневной смерти и воскресения Христа Спасителя.
ПРОРОКИ АМОС И ОСИЯ
Эти пророки жили в Израиле в восьмом веке во время царствования Иеровоама II. При этом царе Израиль поднялся из упадка и вступал в полосу бурного экономического расцвета. Страна процветала почти так же, как во времена Соломона. Но экономический рост государства очень часто снижает религиозно-нравственную сторону жизни его народа. То же самое случилось и в Израиле. Израильтяне забыли истинного Бога и не стали исполнять благих Его заповедей, ведущих к духовному совершенствованию. И вот, когда религиозно-нравственное падение евреев достигло предела, в Израиль был послан Богом пророк Амос. До этого он был пастухом и все свои дни проводил на горных просторах Иудеи. Взяв свой пастушеский посох, он отправился в Самарию. Этот город разгула в разврата потряс его. Амос с ужасом смотрел на нарумяненных женщин, разодетых молодых щеголей, на безжалостных и несправедливых вельмож, на чрезмерную роскошь домов и дворцов и крайнюю нищету простого люда. По всей Самарии стояли капища, посвященные идолам. Амос сразу же пошел в Вефиль – религиозный центр Израиля, стал перед храмом, в котором Бог Моисея был изображен в виде тельца, и начал гневно обличать пороки израильтян, призывая их к покаянию. «Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих!» – взывал он к совести богатых. Пророк призывал людей не оскорблять Бога развратом, чрезмерной роскошью и жестокостью к бедным и беззащитным. Несмотря на то, что Израиль в это время жил в расцвете своих сил, Амос предсказал внезапную его гибель: «И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня». Пророчество Амоса вскоре исполнилось – Израиль был разрушен Ассирийским царством.
Пророк Осия был младшим современником Амоса. При нем уже началось сбываться пророчество Амоса о гибели Израиля. Опасаясь агрессивных действий Ассирии, Израиль вступил в военный союз с Египтом. Пророк Осия в своей книге изображает Израиль под видом распутной и неверной жены, как неверная жена уходит от своего мужа к любовникам, так и Израиль забыл своего Бога и стал поклоняться ложным богам и надеяться на союзы с языческими народами. Но грозные слова пророка не находили себе отклика в развращенном народе. Тогда, по повелению Божию, он возвещает израильтянам о гибели их царства.
ПРОРОК ИСАИЯ
Особенно знаменитым среди иудейских пророков был пророк Исаия. Он был потомком царя Давида и находился в родственных отношениях с иудейскими царями. Исаия пророчествовал при царях Иоафаме, Ахазе и Езекии. В год смерти царя Озии, в 740 году, Бог призвал Исаию к пророческому служению особым явлением. Исаия видел Господа сидящим в небесном храме на высоком престоле. Вокруг Него стояли шестикрылые серафимы и взывали: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! (воинства) вся земля полна славы Его!» Пораженный видением, Исаия воскликнул: «Горе мне! погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа». Один из серафимов взял клещами уголь с небесного жертвенника и коснулся им уста Исаии со словами: «Вот я, пошли меня?» Тогда Господь повелевает ему: «Пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будите – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули». Исаия спросил: «Надолго ли, Господи», такое религиозно-нравственное помрачение сознания народа Божия? Господь ответил ему: «Доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет (гл. 6).
Видение окончилось, и на святом пророке почил Дух Божий, Который звал его на борьбу с пороками и религиозным заблуждением еврейского народа. Исаия громко и пламенно призывал еврейский народ к покаянию, обличая его нечестие. В словах, полных апокалиптического ужаса, он призывал жителей Иудеи отказаться от чужих богов и обратиться к истинному Богу. Он клеймил ханжество богачей, которые постились и совершали жертвоприношения в Иерусалимском храме и одновременно угнетали бедняков, обижали вдов, сирот и маленьких детей. Впервые в истории Израиля и Иудеи он проповедовал, что религиозные обряды не имеют никакого значения, если их не совершать с чистой и справедливой совестью. Но духовно оглохший и ослепший народ не мог слышать спасительных призывов Божьего избранника. Видя окаменение сердец избранного народа, пророк Исаия возвещает своим соотечественникам наказание Боже через ассирийцев и халдеев. Он говорит и о грядущей гибели Самарии и о разрушении Иерусалима и храма вавилонянами, и о плене вавилонском. Возвещая наказание Божие нечестивому народу: пророк Исаия вместе с тем говорит, что Господь простит иудеев и освободит их из плена, если они искренне раскаются...
Но особенно много пророчествовал Исаия о грядущем Мессии – Спасителе мира. В своих пророчествах он называет Мессию Богом и человеком, Учителем всех народов, Основателем царства мира и любви. Пророк предсказывает, что Мессия родится от Девы, приимет Дух Божий, будет совершать чудеса, пострадает и умрет за грехи людей, воскреснет и вознесется на Небо. Основанная им Церковь распространится по всей вселенной. Будущие страдания Спасителя Исаия описывает так ясно, как будто он видел их своими глазами (53 гл.). За ясность пророчества о Христе Исаию называют пророком-евангелистом. Существует древнее преданье, что святой пророк принял мученическую смерть. За обличение царя Манасии в идолопоклонстве, он был перепилен деревянной пилой.
ПРОРОК ИЕРЕМИЯ
Иеремия жил приблизительно сто лет спустя после пророка Исаии, во второй половине седьмого века. Он проповедовал в ту трагическую эпоху, когда приближалось и совершалось падение иудейского царства. Сын священника, он был потомком древнего священнического рода, ведущего свою родословную от первосвященника Авиафара. К пророческому служению был призван Господом в ранней молодости, в 626 году, на тринадцатом году правления царя Иосии. Господь явился Иеремии и сказал, что Он еще до рождения избрал его пророком для народов. Но Иеремия стал отказываться от пророчества, ссылаясь на свою молодость и на то, что он не умеет красноречиво говорить. Тогда Господь коснулся его уст и сказал: «Вот, Я вложил слова Мои в уста твои». И далее Господь предупреждает его: «Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать (зло), созидать и насаждать (добро):
Получив такое повеление от Господа, пророк Иеремия в продолжении сорока лет нес нелегкое бремя своего пророческого служения еврейскому народу. В отличие от других пророков, Иеремию называют плачущим пророком. Любя свое отечество всей душой, он с горькими слезами обличал нечестие своих современников и предсказывал им грядущие на них бедствия. Он предсказал, что Иудейское царство будет покорено нововавилонским царем Навуходоносором II, Иерусалим и храм будут разрушены до основания, а народ будет уведен в Вавилон, где пробудет в неволе семьдесят лет. Для того, чтобы показать иудейскому народу, что произойдет с ними в недалеком будущем, пророк, по повелению Божию, надел на себя сначала деревянное, а затем железное ярмо и в таком виде ходил по улицам Иерусалима. Однажды он купил у горшечника один глиняный кувшин и на глазах старейшин города разбил его. При этом он сказал: «Так говорит Господь Саваоф: так сокрушу Я народ сей и город сей, как сокрушен горшечников сосуд».
Пророк выступал против военного союза с Египтом и отсоветовал царю Седекии подчиниться Навуходоносору. Развращенный народ не любил пророка за то, что он говорил правду и обличал их в нечестии, а проегипетская группировка обвинила его в измене и пораженческих настроениях. Едва выйдя на свободу, он продолжал свою деятельность во имя спасения родины и народа.
Но вот, наконец, наступили печальные дни для Иудейского царства, о которых много раз напоминал пророк своему народу... Пророку Иеремии Навуходоносор разрешил остаться на родине. Оставшись в разрушенном Иерусалиме, Иеремия горько оплакал бедствия своего отечества и народа. Свою скорбь он изложил в священной книге, которая впоследствии была названа «Плач Иеремии». Вскоре в Иудее вспыхнуло восстание против Вавилона. Боясь ответственности за беспорядки, многие иудеи бежали в Египет. Вместе с собой они увели и пророка Иеремию. Существует предание, что в Египте пророк был побит камнями своими соотечественниками.