Роль морального фактора в деятельности сотрудников пожарной охраны

Вариант 9.

1. Моральный фактор и его роль в деятельности сотрудников пожарной охраны.

План:

Структура морального фактора;

роль морального фактора в деятельности сотрудников пожарной охраны.

Моральную деятельность целесообразно представить как сложную совокупность ее отдельных актов, обозначаемых в этике понятием "поступок". Структура поступка относительно проста и включает в себя, помимо самого действия, предварительную подготовку к нему, часто называемую мотивационным блоком, а также последующую оценку. Предварительная подготовка к действию разворачивается в сфере сознания, внутренняя работа которого создает предпосылки для будущего успеха или неудачи. Замысел того, что предстоит совершить, выражает понятие "намерение", явно или смутно фиксирующее цель предполагаемого действия.

Его субъективное обоснование обычно называют мотивом, в отличие от стимула, выражающего внешнее побуждение к активности (он, кстати, путем интериоризации может превращаться в мотив). Даже психологические стимулы могут оказаться как бы внешними по отношению к ядру человеческой личности, если они не "просветлены" сознанием и выступают как ценностно-нейтральные. Мотив же – следствие личной заинтересованности в реализации индивидуальных ценностных ориентаций, – именно на уровне мотивации разворачиваются сложные перипетии нравственного выбора. Осуществляется ли он с помощью рациональной аргументации или предстает в "свернутой", интуитивной форме, в любом случае – это самовыражение личности, которое делает возможной ее автономную саморегуляцию. В роли мотива способны выступать любые понятия морального сознания либо их сложная, неповторимая комбинация.

Постановка цели и ее мотивация влекут за собой поиск адекватных средств, что составляет самостоятельную, достаточно сложную проблему. На основании всего этого принимается решение, как бы подводящее итог деятельности сознания и закрепляющее предполагаемую стратегию поведения.

Далее события разворачиваются в практической реальности, вносящей свои коррективы, поскольку, в отличие от изменчивых движений души, действие (или бездействие, которое тоже может оказаться нравственным актом) приобретает необратимый характер. Его результат и последствия вновь активизируют работу морального сознания, выражающуюся в оформлении самооценки, далеко не всегда совпадающей с вердиктом общественного мнения.

Такая структура поступка представляет собой схематизированную модель, безусловно, упрощающую противоречивые уникальные акты "живой" нравственной деятельности. Кроме того, она статична, локальна и элиминирует волевые, чувственные и подсознательные компоненты, пронизывающие все слагаемые поступка. Тем не менее, теоретический анализ такого рода позволяет обнаружить нечто общее в многоцветной конкретике отдельных поступков и лучше рассмотреть такую грань морали, которую условно называют нравственной деятельностью.

Например, выделяют прямые и косвенные моральные отношения, имея в виду их первостепенную или второстепенную значимость; ситуативные и устойчивые, фиксируя длительность их существования. Идеальный, неискаженный смысл нравственных отношений предполагает их субъект-субъектный, а не субъект-объектный характер, т.е. своеобразный запрет на использование другого человека в качестве объекта для манипулирования. Основными видами моральных отношений, рассматриваемых в этом ключе, являются, отношение человека к самому себе, к другому человеку, к какой-либо социальной общности. Как бы сложно не проявлялись человеческие отношения, необходимо помнить, что их нравственный статус опирается на принцип гуманизма, утверждающий самоценность личности "как в своем лице, так в лице всякого другого" (Кант).

Выделение такого условного структурного компонента морали как нравственное сознание позволяет анализировать ее в качестве совокупности определенных понятий и представлений. Как нравственная деятельность и нравственные отношения являются особыми "срезами" человеческих деятельности и отношений вообще (рассмотренных под углом зрения морали), так и нравственное сознание есть особая сфера человеческого сознания, обладающая целым рядом специфических характеристик. Главными из них можно считать абстрактность (требования нравственного сознания существуют в форме безличного долженствования); универсальность (требования морального сознания формулируются как универсальный закон, перед которым равны все); наличие в любых проявлениях нравственного сознания антитезы должного и сущего; ценностный способ обоснования должного.

В сфере морального сознания принято выделять эмоциональный и рациональный уровни, его также можно рассматривать как единство общечеловеческого, группового и индивидуального. Исследование морального сознания еще в одном контексте позволяет обозначать его обыденный и этический (осознанный, более-менее систематизированный) уровни. Кстати говоря, рационализированную и систематизированную область морального сознания представляет этика. Указанные здесь (и прочие, оставшиеся "за кадром") характеристики нравственного сознания в реальной действительности связаны друг с другом чрезвычайно противоречивым образом, порождая множество конфликтных ситуаций.

В логическую структуру морального сознания входит достаточно большое количество понятий, которые субординируются по-разному, в том числе с помощью сложных, многоуровневых систем классификации. В качестве опорных понятий, отражающих главные феномены морального сознания, выступают следующие: нормы, кодексы, качества, принципы, категории, идеалы.

Норма является простейшей формой нравственного требования, предписывая или запрещая поведение определенноrо типа ("не кради", "не лги" и т.п.). Кажущаяся легкость исполнения императивов такого рода не исключает, конечно, их проблематичности в конкретной ситуации (например, следование норме "не убивай" в военное время), тем не менее, понятие "нравственное качество" в логической структуре морального сознания выглядит более сложным образованием. Отражая полярность морального мира, оно включает в себя два других: "добродетель" и "порок". Понятно, что тем самым предписывается культивирование добродетелей и отвержение пороков. В отличие от нормы, на этом уровне не фиксируются, конкретные предписания или запрещения определенных действий, поскольку обладающий добродетелями человек способен самостоятельно принимать решения.

Еще более обобщенно моральное сознание выражает себя в понятии "нравственный принцип", обозначая в нем такую стратегическую установку, которая может выступать критерием измерения частных моральных феноменов и, наконец, наиболее абстрактный и сложный слой морального сознания связывается с понятием "нравственный идеал", синтезирующим представления о "морально высшем".

Данная цепочка понятий позволяет отразить процесс усложнения механизмов регуляции поведения, отражаемый моральным сознанием. Кстати, понятие "кодекс" в его прежнем, традиционном понимании (совокупность норм) следовало бы поставить после понятия нормы, однако современное значение кодекса, сопряженное, как правило, с профессиональной деятельностью, выходит за рамки данной цепочки (поскольку включает в себя не только нормы) и даже за рамки морали (так как фиксирует требования внеморального - правового, административного характера).

К основным категориям этики, отражающим наиболее сложные и значимые феномены морального сознания, обычно относят такие понятия: добро и зло, справедливость и несправедливость, долг, совесть, честь, достоинство, счастье, смысл жизни. Их также можно классифицировать различным образом.

Моральное сознание связано, конечно, не только с размышлениями, все события нравственного мира эмоционально переживаются личностью, поэтому можно говорить о чувстве долга, чувстве собственного достоинства и т.д. Таким образом, нравственные чувства представляют собой неотъемлемую сторону морального сознания.

В потоке переживаний, испытываемых человеком, можно различать (с большой степенью условности) психологические (страх, симпатия, дискомфорт) и собственно нравственные (стыд, вина, раскаяние и т.п.). Первые являются непосредственной реакцией психики на внешние воздействия, возникают естественно и, как правило, неконтролируемо. Вторые - реакции более глубокого уровня, связанные с процессом социализации и с самопознанием. Не случайно их называют высшими чувствами. Впрочем, эмоциональные феномены, которые отнесены к первому разряду, могут приобретать нравственный статус, сплетаясь с теми или иными ценностными ориентациями личности.

Регулятивное значение чувств чрезвычайно велико, часто превышая авторитет разума и, тем более, простого здравомыслия. Понятно, что моральная деятельность предполагает контроль разума над страстями, однако разумное восприятие мира служит как бы промежуточным, хотя и обязательным этапом в формировании невыразимо сложных нравственных интенций, способных преодолевать ограниченность исключительно рационального отношения к действительности.

Сбалансированность рациональной и эмоциональной сторон придает сознанию устойчивость и гармонию, своеобразным проявлением которых является моральная интуиция. Представляя собой некое синкретическое единство размышлений и чувств, возникающее на определенном этапе нравственного развития личности, моральная интуиция способствует быстрому принятию решения в таких ситуациях, где процедура рациональной мотивации по каким-либо причинам затруднена.

Работа пожарных – это постоянные экстремальные условия, которые характеризуются травмирующим воздействием событий, происшествий и обстоятельств на психику сотрудника.

Труд пожарных относится к тем видам деятельности, отличительной особенностью которых является постоянное столкновение с опасностью. Чрезвычайные обстоятельства, являющиеся неотъемлемой частью профессионального опыта пожарных, создают экстремальные условия их деятельности в связи с угрозой для жизни, физического и психического здоровья сотрудников, а также с угрозой жизни, здоровью, благополучию окружающих, с массовыми человеческими жертвами и значительными материальных потерями.

Именно поэтому для пожарных так важно обладать развитой моральной интуицией, умением оперативно принимать решения, осознавая при этом, что права на ошибку нет.

Большое значение имеет психологическая подготовка, цель которой – воспитать у личного состава высокие морально-волевые качества, дисциплинированность и товарищескую взаимопомощь. Психологическая подготовка включает в себя:

· обучение действиям в чрезвычайных ситуациях;

· тренировки в экстремальных погодных и климатических условиях с комбинированным воздействием факторов огня, задымления, высоты, химически опасных веществ;

· упражнения по спасению пострадавших (манекенов) в трудных ситуациях: из-под завалов при наличии загораний, тушении огня на манекенах;

· тренировки по решению задач с применением видео- и компьютерных имитаторов, на химических и радиационно опасных объектах;

· обучение принятию решений в условиях неопределённости, дефицита времени, внезапного изменения обстановки.

Профессионал, работающий в экстремальных ситуациях, отличается от прочих людей тем, что он может быстро адаптироваться к внешним условиям, он может системно организовать свою психическую деятельность. Его вегетатика и психика могут быть приведены в необходимое для решения проблемной ситуации состояние. Это состояние может продолжаться все время, пока осуществляется операция.

Особый интерес представляют такие особенности личности, которые способны регулировать уровень функционального состояния при несении службы. Наиболее часто таким качеством выступает эмоциональная устойчивость, позволяющая сотруднику ГПС сохранять необходимую физическую и психическую работоспособность в чрезвычайных условиях.

Эмоциональная устойчивость позволяет более эффективно справляться со стрессом, уверенно и хладнокровно применять усвоенные навыки, принимать адекватные решения в обстановке дефицита времени. Устойчивые к стрессу лица характеризуются как активные, неимпульсивные, настойчивые в преодолении трудностей. Противоположно этому эмоционально неустойчивые лица эгоцентричны, пессимистичны, раздражительны, воспринимают окружающую среду как враждебную и имеют склонность акцентироваться на раздражителях, связанных с опасностью. Эмоциональная устойчивость может быть обусловлена мотивацией и уровнем притязаний на достижение высоких результатов, а также знаком эмоционального переживания, его длительностью, глубиной.

Важную роль в профессиональной деятельности играет самооценка, ее неадекватность уменьшает надежность работы в нестандартных условиях, во внезапно возникшей сложной обстановке. Самооценка во многом определяет формирование других профессионально важных качеств. Так, склонность к риску часто порождается неадекватно завышенной самооценкой.

В минуты реальной опасности даже у опытного человека возникает нервное возбуждение, свойственное переживанию опасности. Оно мобилизирует человека на активные действия и помогает выйти из этой ситуации. Активно действуя, человек уже не переживает страх. Если же вызванный сознанием опасности приток сил и энергии по тем или иным условиям не находит выхода в активной деятельности, возникает неприятное, тягостное состояние пассивного ожидания, бездействия, а следовательно, и страх. В связи этим «наблюдатели» в опасных и рискованных ситуациях часто проявляют большую нервозность, чем человек, сам подвергающийся опасности или риску.

2. Совесть как самооценка отношения сотрудника ГПС к нормам профессиональной нравственности. Взаимосвязь категорий «совесть» и «долг».

План:

1) взаимосвязь категорий «совесть» и «долг»;

Наши рекомендации