Вопрос 61. Назначение, сущность правового минимума офицера российской армии

Определяется тем же приказом № 333. Цель – правовое воспитание, повышение правовой культуры и тд. В целях обеспечения изучения личным составом нормативных правовых актов установлены правовые минимумы для всех категорий военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Правовые минимумы устанавливаются:

для офицеров;

для прапорщиков, мичманов, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин;

для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;

для лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Правовые минимумы содержат Конституцию Российской Федерации, законодательные акты Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы и директивы Министра обороны Российской Федерации и его заместителей, международные нормативные правовые акты, составляющие основу международного гуманитарного права. Решениями главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих родами войск, начальников центральных органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации в правовые минимумы могут включаться нормативные правовые акты с учетом специфики вида (рода войск) Вооруженных Сил Российской Федерации, центральных органов военного управления.

Офицеры, прапорщики, мичманы 1 раз в 2 года и перед назначением на вышестоящие должности сдают зачеты по соответствующему правовому минимуму. Указанные составы военнослужащих, не сдавшие зачеты по правовому минимуму, не могут быть представлены к назначению на вышестоящие должности.

Зачет по правовому минимуму включает в себя два этапа:

- проверку теоретических знаний нормативных правовых актов правового минимума на основе контрольного опроса;

- решение практических задач с использованием нормативных правовых актов Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и норм международного гуманитарного права.

Контрольные вопросы и проблемные задачи по правовому минимуму разрабатываются органами воспитательной работы совместно с органами юридической службы военных округов (флотов).

Для приема зачетов приказов соответствующего командира назначается комиссия, в состав которой входят представители командования, органов воспитательной работы, юридической службы.

Командиры воинских частей (и им равные) сдают зачеты по правовым минимумам комиссиям вышестоящих органов военного управления.

По результатам сдачи зачетов по правовому минимуму офицерами и прапорщиками (мичманами) издается приказ командира воинской части.

Уровень правовой подготовки офицеров и прапорщиков (мичманов) отражается в аттестационном материале.

С военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат, сержантов и старшин, гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации не реже 1 раза в год проводится контрольное собеседование, в ходе которого выявляется уровень их правовых знаний.

Для повышения уровня правовой подготовки военнослужащих на основе индивидуального задания командира (начальника) организуется самостоятельная работа по изучению правового минимума.

Вопрос 62. Основные положения правового минимума офицера, их характеристика и содержание.

Правовой минимум офицеров - это основные нормативные правовые акты Российской Федерации, которые способстуют повышению эффективности в деятельности органов военного управления по укреплению законности и правопорядка в Вооруженных Силах РФ и правовому обеспечению реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации, правовой культуры личного состава, соблюдения и реализации прав и льгот военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Правовые минимумы для всех категорий военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации установлены директивой Министра обороны Российской Федерации от 22 февраля 1999 г. № Д-6 в целях обеспечения изучения личным составом нормативных правовых актов.

Правовые минимумы содержат Конституцию Российской Федерации, законодательные акты Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы и директивы Министра обороны Российской Федерации и его заместителей, международные нормативные правовые акты, составляющие основу международного гуманитарного права. Решениями главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих родами войск, начальников центральных органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации в правовые минимумы включаются нормативные правовые акты с учетом специфики видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, центральных органов военного управления.

Согласно Инструкции о правовом обучении в Вооруженных Силах Российской Федерации офицеры, прапорщики, мичманы 1 раз в 2 года и перед назначением на вышестоящие должности сдают зачеты по соответствующему правовому минимуму. Указанные категории военнослужащих, не сдавшие зачеты по правовому минимуму, не могут быть представлены к назначению на вышестоящие должности.

Зачет по правовому минимуму включает в себя два этапа: первый этап — проверка теоретических знаний нормативных правовых актов правового минимума на основе контрольного опроса; второй этап — решение практических задач с использованием нормативных правовых актов Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и норм международного гуманитарного права.

ПРАВОВОЙ МИНИМУМ ОФИЦЕРОВ

Основные нормативные правовые акты, которые необходимо знать:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 28 апреля 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Приказ Министра обороны Российской

Федерации 1998 г. N 195).

3. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 г. N 300).

4. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне".

5. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно - исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 г. N 455).

6. Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 185).

7. Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей".

8. Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995 г. N 197-ФЗ).

9. Указ Президента Российской Федерации от 4 января 1999 г. N 4 "Вопросы прохождения военной службы" (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 24).

10. Гражданский кодекс Российской Федерации.

11. Кодекс законов о труде Российской Федерации.

12. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

13. Временное положение о прохождении военной службы по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации (указание Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 315/1/3140).

14. Перечень мероприятий, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 г. N 492).

15. Концепция безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации (директива Министра обороны Российской Федерации 1997 г. N Д-10).

16. Руководство по учету вооружения, техники, имущества и других материальных средств в Вооруженных Силах (Приказ Министра обороны 1979 г. N 260, ч. I - IV).

17. Положение о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству (Приказ Министра обороны 1984 г. N 85).

18. Положение о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации (Приказ Министра обороны 1976 г. N 180).

19. Наставление по защите государственных секретов в Вооруженных Силах (Приказ Министра обороны 1990 г. N 010).

20. Руководство по списанию с учета пришедших в негодное (предельное) состояние или утраченных материальных и денежных средств (Приказ Министра обороны 1986 г. N 0190).

21. Инструкция органам дознания Вооруженных Сил и иных воинских формирований Российской Федерации (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1994 г. N 275).

22. Основные вопросы порядка назначения и проведения административного расследования в воинской части (Приказ Министра обороны 1987 г. N 250, гл. VI).

23. Положение об организации производства работ с повышенной опасностью в воинских частях, учреждениях, военно - учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Министерства обороны Российской Федерации (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 г. N 314).

24. Инструкция о порядке подготовки должностных лиц (их представителей) и представителей органов военного управления к участию в рассмотрении судами жалоб на действия и решения, нарушающие права и свободы военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (директива Министра обороны Российской Федерации 1995 г. N Д-14).

Офицеру Военно - Воздушных Сил кроме указанных основных нормативных правовых актов необходимо знать:

1. Воздушный кодекс Российской Федерации.

2. Наставление по авиационной поисково - спасательной службе (Приказ Министра обороны 1989 г. N 475).

3. Устав воинских воздушных перевозок (Приказ Министра обороны 1986 г. N 080).

4. Инструкцию по организации воздушных перевозок в Министерстве обороны Российской Федерации (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1997 г. N 225).

Офицеру корабельного состава Военно - Морского Флота кроме указанных основных нормативных правовых актов необходимо знать:

1. Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации".

2. Руководство по соблюдению правового режима морских пространств и взаимоотношениям с иностранными кораблями и властями (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 360).

3. Правила плавания и пребывания в территориальных водах и портах иностранных военных кораблей (Приказ Министра обороны 1983 г. N 160).

4. Инструкцию о взаимоотношениях кораблей и судов Военно -Морского Флота с советскими и иностранными судами, находящимися в опасности, и о порядке расчетов за спасательные работы (Приказ Министра обороны 1986 г. N 285).

Офицеру воинских частей строительства и расквартирования кроме указанных основных нормативных правовых актов необходимо знать:

1. Положение о военно - строительных отрядах Министерства обороны (Приказ Министра обороны 1977 г. N 175).

2. Положение о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1995 г. N 346).

Командиру воинской части кроме указанных основных правовых актов

необходимо знать:

1. Положение о войсковом (корабельном) хозяйстве Вооруженных Сил(Приказ Министра обороны 1977 г. N 105).

2. Положение о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1992 г. N 200).

3. Положение о вещевом обеспечении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 340).

4. Положение о квартирно - эксплуатационной службе и квартирном довольствии (Приказ Министра обороны 1977 г. N 75).

5. Положение о финансовом хозяйстве воинской части (Приказ Министра обороны 1973 г. N 80).

6. Положение о денежном довольствии военнослужащих (Приказ Министра обороны 1978 г. N 075).

7. Инструкцию по организации учета, хранения и выдачи стрелкового оружия и боеприпасов к нему, а также инженерных боеприпасов в Вооруженных Силах Российской Федерации (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 90).

8. Положение об охране и сопровождении воинских грузов при их перевозке железнодорожным, морским и речным транспортом (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 г. N 457).

9. Руководство по оформлению воинских перевозок в Министерстве обороны и расчетам за них (Приказ Министра обороны 1984 г. N 200).

10. Положение о товарищеских судах чести офицеров в Вооруженных Силах (Приказ Министра обороны 1980 г. N 275).

11. Положение о товарищеских судах чести прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы в Вооруженных Силах (Приказ Министра обороны 1973 г. N 157).

12. Инструкцию о порядке рассмотрения предложений, заявлений, жалоб и приема посетителей в воинских частях и учреждениях (Приказ Министра обороны 1988 г. N 160).

13. Инструкцию по розыску и задержанию военнослужащих, самовольно оставивших воинскую часть, а также не явившихся в срок без уважительных причин на службу (директива Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 1996 г. N ДГШ-8).

14. Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1997 г. N 302).

15. Типовое положение о комиссиях по безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 г. N 457).

16. Правила внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих воинских частей, учреждений и военно - учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1984 г. N 210).

17. Руководство по организации работы по охране труда в воинских частях, учреждениях, военно - учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Министерства обороны Российской Федерации (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1995 г. N 302).

18. Положение о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1995 г. N 346).

19. Приказ Министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 602 "О мерах по исполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Основ законодательства Российской Федерации об охране труда".

Наши рекомендации