Взаимодействие институтов гражданского общества и правоохранительных органов по обеспечению правопорядка.
Гражданское общество в широком смысле представляет собой совокупность общественных институтов, непосредственно не включенных в структуры государства и позволяющих гражданам и их объединениям реализовывать свои интересы и инициативы.
Термин гражданское общество определен немецким философом Гегелем Г.В. как связующее звено, находящееся между разрозненными индивидами и государством как высшей формы человеческой организации .
Гражданское общество это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.
Следует отметить, что используемый в нормативных правовых актах Российской Федерации термин институты гражданского общества в настоящее время не нашел своего четкого определения. В современном понимании институты гражданского общества, такие как благотворительные и религиозные организации, профессиональные объединения, союзы, ассоциации, средства массовой информации, политические партии являются своего рода мостом между частными интересами и государством, позволяющим объединить интересы государства, общества и составляющих его индивидов в целях защиты прав и свобод человека и гражданина. На такую трактовку этого термина указывают, в частности, распоряжения Президента Российской Федерации о государственной поддержке некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества.
Гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:
На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.
На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления.
Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе сдержек и противовесов, стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.
Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.
Итак, в общих чертах гражданское общество представляет собой систему ограничения всевластия государства, взаимодействует с ним, изменяет его и меняется само под воздействием права.
Правоохранительные органы обособленная группа (преимущественно) государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность).
Спектр правозащитной деятельности институтов гражданского общества представлен широким списком правозащитных тематик. Эксперты и лидеры правозащитного сообщества отмечают, что тематический репертуар правозащитной деятельности расширяется за счет новых инициативных групп по защите прав. Сегодня правозащитное сообщество активно интересуется проблемами обманутых дольщиков, правами собственников и нанимателей жилья (в том числе живущих в общежитиях), автомобилистов и других групп; в сферу правозащитного внимания включаются вопросы прав граждан в сфере образования и медицины. Развиваются специализированные организации, которые занимаются восстановлением нарушенных прав граждан, пострадавших от неадекватного действия или бездействия правоохранительных органов.
Независимые правозащитные организации активно сотрудничают с институтами
государственной правозащиты: уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и его экспертным советом, уполномоченными по правам человека в регионах; Советом по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, комиссиями по правам человека в регионах; профильной комиссией Общественной палаты Российской Федерации, региональными общественными палатами. Чиновники ощущают влияние организаций, работающих в сфере защиты прав граждан.
Социальное взаимодействие между институтами гражданского общества и правоохранительных органов не может складываться по формуле «все, что не запрещено –
разрешено», а предусматривает вполне конкретные области отношений, в которых заинтересованы все граждане.
Процесс взаимодействия институтов гражданского общества можно также охарактеризовать составом совместных действий, среди которых:
1. Охрана здоровья населения и обеспечение здорового образа жизни: определение
причин и источников распространения наркотиков, противодействие алкоголизации общества и
проституции; формирование безопасного для здоровья населения стиля, образа и традиций жизни; развитие физкультурно-оздоровительного комплекса; укрепление социально-психологического здоровья населения; повышение социальной безопасности жизнедеятельности населения; социальный мониторинг правоприменительных инициатив государства по охране здоровья населения и обеспечения здорового образа жизни и др.
2.Повышение уровня образования населения: демократизация отношений в сфере предоставления образовательных услуг; мониторинг правонарушений в образовательных
учреждений; формирование системы социальных нормативов, регулирующих участие правоохранительных оганов и институтов гражданского общества в рационализации
образовательных программ, защищающих граждан от дискриминации, насилия, обмана,
шантажа и проявлений коррупции; соблюдение конституционного права граждан на получение образования как общего, так и профессионального.
3.Развитие социально-трудовых отношений: социально-ориентированное регулирование социально-трудовых отношений в различных видах деятельности; соблюдение трудового законодательства; социальная санация предприятий и организаций, нарушающих действующее законодательство о труде и ущемляющих конституционные права граждан; законодательно-правовое регулирование заработной платы: а) в бюджетной сфере – на основе согласования интересов сторон путем использования методов и механизма социального партнерства; б) в реальном секторе экономики – на основе методов и механизма социального партнерства, а также путем совершенствования системы налогов и платежей во внебюджетные социальные фонды-
методом выравнивания налоговой нагрузки (повышение ставок налогов на высоко- и сверх
высокодоходные слои населения и ослабление налоговой нагрузки на товаропроизводителей, а также на низкодоходные слои населения; применение мер ответственности к работодателям, нарушающим права наемных работников; мониторинг законодательных и нормативных основ социально-трудовых отношений; формирование правовой культуры, обучение и воспитание в нормативном правовом поле, соблюдение трудового законодательства; формирование у молодежи
трудовой мотивации и др.
4. Морально-нравственная подготовка граждан к борьбе с организованной преступностью, различными видами противоправной деятельности: высокопрофессиональная подготовка
предпринимателей, бизнесменов, работников, включая овладение морально-нравственными, этическими нормами профессиональной деятельности; государственно-правовое регулирование такой подготовкой; отраслевое и профессионально-общественное регулирование, включая соответствующие нормы и кодексы профессиональной этики, чести и т.п. на уровне соответствующих профессиональных ассоциаций и т.п.; ответственность профессионального учебного заведения за подготовку рабочих и специалистов, других профессионалов с низкими морально-деловыми качествами (ответственность административная, правовая, морально-нравственная); методы государственно-правовой
борьбы с преступностью; методы общественной борьбы с преступностью, с правонарушениями; методы убеждения, воспитания, просвещения, в том числе правового, морально-нравственного.
5. Доверительные отношения граждан: повышение взаимного доверия граждан- участников противодействия различным правонарушениям в производственной, экономической, финансовой,
социально-трудовой и деловой сферах; отношения власти и общества; формирование доверительного социопсихологического типа взаимодействия граждан и органов госуправления;
укрепление взаимного доверия между людьми, социальными группами и органами государственного управления в деловых поступках, поведении, вытесняя отношения обмана и недоверия.
Практическое взаимодействие правоохранительных органов и институтов гражданского общества в решении общественно значимых задач может стать реальностью при наличии соответствующего общественного договора.