Районообразующие признаки в туризме
Районообразующие признаки в туризме – это признаки, благодаря которым рядом расположенные субъекты объединяют в рекреационные зоны и районы благодаря общности этих признаков и туристско-рекреационного освоения.
Поскольку туристский рынок очень динамично развивается, и в нем постоянно происходят изменения, то и районообразующие признаки не являются постоянными, со временем их содержание или количественные характеристики изменяются.
В настоящее время в рекреационном районировании в качестве районообразующих признаков были выбраны 6 следующих признаков:
1. Соотношение основных факторов развития рекреации и туризма. Речь идет о генерирующем (факторе населения и его рекреационных потребностей), а также реализующем (факторе рекреационных ресурсов). Благодаря соотношению этих факторов (доминирующему условию развития рекреации и туризма в регионах), территорию РФ подели на 5 крупных рекреационных зон:
Зона «Центр» | Высокие рекреационные потребности обеспечиваются богатыми и разнообразными рекреационными ресурсами (самое удачное сочетание факторов) |
Зона «Юг России» | Высокие рекреационные потребности, а вот ресурсов-то как раз и не хватает |
Зона «Европейский Север» | Небольшие (средние) рекреационные потребности при очень хороших и разнообразных рекреационных ресурсах |
Зона «Юг Сибири» | Небольшие рекреационные потребности и избыточные, даже уникальные рекреационные ресурсы |
Зона «Азиатский Север» | Низкие рекреационные потребности (никто практически не живет) при неосвоенных и труднодоступных рекреационных ресурсах. |
2. Структура рекреационных функций (или функциональность территории) в зависимости от преобладающего использования рекреационных ресурсов (лечебная, туристская, спортивная и др.).В соответствии с этим признаком районы делятся на:
Ø монофункциональные с доминирующей одной функцией (Северо-Кавказский район - лечебный отдых)
Ø полифункциональные, отличающиеся множеством функций (Уральский район - лечебно-оздоровительный, спортивный и экологический туризм).
Это наиболее стабильный признак, т. к. он обусловлен рекреационными ресурсами территории. Пожалуй, единственный фактор, который очень длительное время может оставаться неизменным. Ведь сохранение одних и тех же функций за одним районом на протяжении долгого времени зависит, естественно, от наличия соответствующих ресурсов (и от грамотной их эксплуатации с соблюдением норм антропогенной нагрузки и охраны рекреационных ресурсов от отрицательного воздействия окружающей среды.) и от рекреационных потребностей на данный вид отдыха. При соблюдении данных условий территории нет смысла кардинально переориентироваться на иные виды рекреационной деятельности. Исключение составляет развитие альтернативных видов туризма в дополнение к основным. К тому же, специализируясь на одном и том же виде (видах) туризма длительное время территория себя определенным образом зарекомендовывает на рынке, становится популярной.
3. Степень рекреационной освоенности. Данный признак показывает насколько используются в рекреационной деятельности имеющиеся в наличии рекреационные ресурсы (см. вопрос №22).
Существует несколько стадий освоения: интенсивное освоение, среднее и слабое.
Степень освоенности района во многом зависит от рекреационной политики в отношении туризма: при поддержке его со стороны местной администрации и при установлении экономического благоприятствования для инвестиций в туристскую сферу в районе может резко увеличиться число предприятий отдыха. Очень изменяемый показатель.. При строительстве новых рекреационных учреждений, при территориальном расширении курортных зон и т.д- данный признак будет автоматически изменять рекреационное районирование.
4. Уровень развитости туристской инфраструктуры (см. вопрос №15).
Этот признак определяют по комплексному числовому показателю, который включает в себя:
Ø плотность транспортной сети – протяженность авто, железных, речных путей в соотношении с площадью территории (км/км2);
Ø количество аэропортов, морских и речных портов;
Ø плотность гостинично-ресторанной сети – суммарное число мест в предприятиях размещения и питания в соотношении с площадью территории (укрупненный показатель - мест/1000км2).
По уровню развития инфраструктуры рекреационные районы подразделяются на сверхразвитые, развитие, среднеразвитые, малоразвитые, слаборазвитые и неразвитые
5. Степень открытости района. Степень открытости района зависит от того, кто преобладает в местах размещения – местные рекреанты или приезжие туристы.
Когда удовлетворяются потребности местного населения, то это закрытый район.
Если регион работает на прием туристов из других районов - открытый.
Степень открытости района связана с:
А) рекреационными ресурсами
Б) популярностью территории на туристском рынке.
Однако под влиянием внешних обстоятельств (политическая нестабильность, экономическое неблагополучие) приток туристов может падать. Или, наоборот, мода на экзотические и авантюрные туры может способствовать развитию туризма в малоосвоенных районах за счет иностранных туристов, и эти районы, оставаясь слаборазвитыми, могут работать как открытые.
Тоже довольно неустойчивый показатель. Данный признак характеризуется не только наличием достаточных или ограниченных рекреационных ресурсов, но и такими изменяемыми характеристиками как популярность, репутация, известность, которые и формируют ориентацию района на тот или иной рынок. К тому же многие регионы сознательно изменяют свою политику, пытаясь тем самым быть ориентированными на внешний рынок, так как это экономически боле выгодно.
6 Перспективность освоения. Это комплексный показатель, который зависит от множества внутренних (субъективных) и внешних (объективных) факторов:
Ø Уровень социально-экономического развития региона (включая структуру экономики, уровень жизни, средний душевой доход и проч.);
Ø Богатство, разнообразие и уникальность имеющихся в регионе рекреационных ресурсов;
Ø Политическая стабильность;
Ø Экологическая безопасность;
Ø Позиция местной (региональной) администрации по отношению к развитию рекреации и туризма (политика «благоприятствования» или «препятствования»);
Ø Тенденции на мировом туристском рынке;
Ø Возможность развития популярных/модных/экзотических/востребованных видов туризма;
Ø Рекламные кампании и PR-акции, проводимые регионом;
Ø Мода и популярность у российских туристов
Ø И т.д.