Абсолютная монархия во Франции. Реформы кардинала Ришелье
Общественный строй
Промышленность переживает интенсивное переоборудование на основе технических усовершенствований и изобретений. Входит в оборот водяное колесо, механическое дутье в металлургии, появляется книгопечатание, требующее больших капиталов, широкого разделения труда и объединения рабочих в 1 помещение.
Вместо прежнего ремесленника, обязанного знать всю технологию производства появляется более специализированный работник -> рост производительности труда. Возникает централизованная(с работой под одной крышей) и рассеяная(с работой на дому) мануфактура. Это постепенно подготовило начало эры капиталистического производства. Максимальные успеха в областях промышленностей, которые работали на внешний рынок(сукноделие, шелкоделие, льняное производство). Постепенно формируются новые прослойки – буржуазия и пред-пролетариат.
Буржуазия: собственники мануфактур, купцы и часть мастеров. Они относятся к 3му податному сословию, поддерживают королевскую власть. Для ее нормальной хозяйственной деятельности необходимо политическое единство, порядок внутри страны, покровительствов области торговли и промышленности.
Пролетариат: цеховые подмастерья и наемные рабочие мануфактур. В борьбе за улучшение своего положения создает союзы, а иногда прибегает к стачечной борьбе.
Определенные изменения произошли и в положении привилегированных: самая влиятельная часть дворянства – придворная аристократия. Это родственники королей, потомки знатных феодальных родов. Принцы и герцоги занимали посты губернаторов, заседали в Большом Совете, командовали армией и флотом. Они поддерживали королевскую власть, которая давала им возможность получать жалованье, пенсии, денежные подарки, но в то же время мечтали о былой самостоятельности и выступили против дальнейшего усиления королевской власти.
Мелкие и средние провинциальные феодалы(дворянство, шпаги) несли большие потери, разорялись. Почему? Полученный ими строго фиксированный ценз оставался на одном уровне, в то время когда деньги постоянно обесценивались. Во Франции была революция церкви. Других доходов у них не было -> приходилось продавать/закладывать поместье и поступать на службу к королю(вельможи). В то же время складывался другой слой нового дворянства(служилого). Это «ЛЮДИ МАНТИИ»- подлое мещанство. Это выходцы из буржуазии, покупавшие доходные должности в государственном аппарате (с XV в. была введена несменяемость должностей, их продажа, а затем и передача по наследству. Только места губернаторов и комендантов крепостей, должности придворные и посольские были закрыты для буржуазии). Они приобретали земельные владения, господствовали в Парламенте и других судах, держали в своих руках финансы государства, являясь королевскими кредиторами. Отличия: «люди мантии» платили налоги и служили в армии.
К XVI в. в дворянских поместьях почти не осталось домениальной земли. Вся земля была в пользовании крестов, обязанных платить ценз и другие повинности. Крестьяне были правоспособны, могли судиться в народном суде, пережитки личной зависимости в виде «права мертвой руки», формарьяжа сохранялись лишь в наиболее отсталых провинциях (например в Бурундии).
Государственный строй
Урегулировались отношения с церковью. Автономия Французской церкви была закреплена еще в первой половине ХV в. и состояла из права выбора на высшие церковные должности, на суд и на согласование с Римским Папой аннат.
Аннат- денежный сбор в пользу Рима, взимаемый с духовенства, вступающих в высшие церковные должности. В 1516 г между королем и Римским Папой был заключен договор – Болонский Конкордат. Теперь король мог назначить епископов с последующим утверждением кандидатуры Римским Папой. Назначение на высшие церковные должности превратилось в вид королевского пожалования. По праву назначения король располагал и всеми важными церковными бенефициями. В силу вакансий епископата, доходы от бенефиция получала корона. Римский Папа восстанавливался в правах на получение аннат без согласования с французским духовенством.
Французская церковь, утрачивая самоуправление подчинялась королю, к ее доходам допускалось папство. Основным положением французской национальной религии (галликонизм) было знание о божественном праве королей. «Король – представитель на земле божественной власти в мирских делах, как Папа в духовных, оба равны».
Несмотря на все успехи централизации, королевское правительство наталкивалось на определенные препятствия. Решительный и последний удар противникам королевской власти нанесли в первой половине XVIII в.. Тогда фактическое руководство страной находилось в руках кардинала Ришелье. С 1624-42 гг он занимает пост 1-го министра Людовига XIII. План Ришелье был одобрен собранием в 1526 г. Это были 55 человек по выбору кардинала.
Реформы Ришелье
1. Ликвидация Гугенотской «республики» на юге (с 1562-1598 г. во Франции шли религиозные войны). По их итогам королем Генрихом IV был подписан Нанский эдикт 1598 года. Он разрешал гугенотам свободно совершать свое богослужение в дворянских замках, во всех деревнях и городах, где это было ранее. Протестантам давали те же права, что и католикам, т.е. занимать все должности, созывать соборы, где обсуждать можно даже политические дела. Имели 200 крепостей. В ходе военных действий, продолжавшихся 8 лет были ликвидированы политический сепаратизм и военно-партийная организация гугенотов, а религиозная свобода сохранялась.
2. Срытие и уничтожение крепостей и замков, бесполезных для защиты государства.
3. Приняты решительные меры против непокорных аристократов. Суд над врагами Ришелье поручал не Парламенту, а особым комиссиям, членов которых назначал сам. В делах о государственных преступлениях не требовались бесспорных доказательств. То, что вытекало из основательных догадок должно считаться ясными доказательствами. Под страхом смертной казни запретили дуэли: «Главной жизненный нерв государства – дворяне, подчиненные королю. А дворянин имеет право воевать только за короля».
4. Проводниками всей королевской власти все более становятся интенданты, назначаемые центральной властью и полностью от нее зависящие. Их задача – обеспечить поступление налогов из провинций (так стала называться группа бальяжей в 15 в) в казну. Они оттесняют на 2й план губернаторов.
5. Ришелье увеличил французский флот, заботился о развитии торговли и промышленности, основал французскую Академию. При ней стала выходить печатная газета. При этом королевская талья (налог) за время правления Людовига Х111 выросла в 4 раза.
Период наивысшего расцвета абсолютизма приходится на период царствования Людовига Х1V(1651-1715 гг):
1. Он переехал в Версаль, город, где должен быть дворец и для дворца.
2. Вокруг персоны короля устанавливается строжайший, почти ритуальный этикет: «Нельзя не нанося вреда государственному телу, лишить его главу мельчайших признаков превосходства, отличающих его от других членов».
3. Армия стала королевской, т.е. все получала от короля: жалованье, пищу, чины, награды, повышения. Король стал ее действительным военным начальником.
4. Совет при короле стал верховным судебным, законодательным органом(предлагал и обсуждал все законы), устанавливал и раскладывал все налоги, давая предписания местным властям. Король сам на нем председательствовал, а доклад читался и обсуждался. Когда король находил, что дело ясно – прекращал прения и сам постановлял решения.
5. Главная опора короля – «люди мантии». 20 лет служишь и дворянское звание жене и детям. Губернаторы жто военные начальники, которые должны поддерживать порядок и спокойствие. Их назначал на 3 года и при желании короля его можно продлить.
6. Уничтожалась выборность должностей и вводилась их продажа.
Теоретиком французского абсолютизма был Жан Боден (6 томов).
Людовиг XIV: «Государство – это я»
1685 г.- отменяется Нанский эдикт (1598г). Гугенотов ущемляли, а в 1683 г. с протестантизмом было вообще покончено: разрушали их храмы, иконы, запретили богослужение. НО!!! Нация поняла, что ошиблась в выборе формы правления. Людовиг XV: «Нам бы век доправить, а потом хоть потоп».
Население устало от почти непрерывных, а зачастую ненужных для интересов Франции войн, произвола короля и его чиновников, религиозных гонений, ужасающей нищеты и голода (население Франции уменьшилось на 3 млн человек), роста судебный произвол. Это подорвало доверие нации к неограниченному правлению.
Законодательная власть принадлежит монарху, он назначает государственные и церковные должности, определяет политику государства, устанавливает налоги и может распоряжаться государственными средствами, в принятии важных внешнеполитических решений. Неоднократной перестройке подвергалась система советов, выполняющих совещательные функции. Большой Совет стоял в центре государства, его дополняли социальные Советы:
· Финансов, разрабатывал экономическую политику, искал новые способы поступления средств в казну.
· Депеш (сообщения с мест, обсуждение вопросов с мест внутреннего управления)
Среди высших должностных лиц выделялся Главный Контролер Финансов (фактически 1й министр- ему подчинены 30 интендантов во главе провинций. Они могли вмешиваться в дела судов, изымать дела оттуда. Они назначались из «дворян мантии», молодых лиц неизвестного происхождения и не имеющих родственных связей в своей провинции.) и 4 гос.секретаря: по военным, иностранным, морским делам и делам двора. Должность коннетабля в 17 в. устраняется. Сохраняет свой вес канцлер.
Генеральный контролер финансов.
В местном управлении решающая роль была у Интенданта Юстиции, Полиции, Финансов. Они ведали сбором налогов, могли изымать из судов и принимать к своему производству любое дело, осуществляли контроль за фабриками, дорогами, судоходством, наблюдали за нищими и бродягами, вели борьбу с ересями.
23. Возникновение раннефеодальных англосаксонских государств. Государственный строй раннефеодальной монархии в Англии. Реформы Генриха II.
Первые раннефеодальные государства в, Англии стали образовываться на базе разложения родоплеменных отношений среди англосаксонских племен. В течение IX-XI веков в Англии окончательно побеждают феодальные отношения. Все крестьянство подвергается феодальной эксплуатации: свободное население несет различные тяготы в пользу государства, зависимые и крепостные крестьяне - в пользу феодалов, обладающих судебной и личной властью над ними.
Вся власть в государстве сосредоточивается в руках короля и знати, которая образует королевский совет - уитенгамот ( "собрание мудрых"). Уитенгамот становится высшим органом государственной власти. Без его согласия король не имел права ни издавать законы, ни проводить какие-либо важные государственные мероприятия.
Вся страна была разделена на 32 округа (графства). Центром графства был, как правило, укрепленный город. Во главе графства стоял назначаемый королем с согласия уитенгамот из числа местной знати элдормен. В X в. большую роль в местном управлении стал играть личный представитель короля – шерифа, который контролировал сбор налогов и судебных штрафов.
Государственный строй:
1) король – имел право верховной собственности на землю, монопольное право чеканки монеты, взыскания пошлины, право на военную службу со стороны свободных;
2) совет мудрых (витанагемот) – функция выбора королей и высшего суда;
3) судебные органы:
– суд короля;
– суды графств;
– суды сотен;
– суды общин.
4)армия:
– дружина короля;
– народное ополчение.
5) должностные лица:
– камерарий;
– маршал;
– королевские капелланы.
Местное управление осуществлялось на принципах самоуправления. Низовые единицы местного управления – сотни и десятки (общины). Кроме того, страна была разделена на графства (округа) в военных целях, во главе которого стоял элдормен, назначаемый королем с согласия витанагемота из представителей местной знати. Также существовала должность герефа – королевского министериала, назначаемого королем из служилой знати, управляющий округом или городом.
\Реформы Генриха 2:Главное направление реформаторской деятельности Генриха-2 шло по линии укрепления государственной юрисдикции за счет ограничения судебно-административной власти крупных феодальных собственников. Судебная реформа была из них наиболее важная . 1.Из сеньориальных судов были изъяты иски о земле и переданы королевскому суду (Великая ассиза Генриха). Также из сеньориальных судов были исключены все уголовные дела. Этим был нанесен удар по привилегия феодальных магнатов. Королевский суд был платным, и его услугами могли пользоваться все. В королевском суде проводилось предварительное расследование (инквизиционное судопроизводство) в отличие от обычных судов, где для установления правды применялись ордалии (Божий суд). 2.Создание института присяжных обвинителей . Это были не судьи, а просто многознающие люди, дающие под присягой показания о разбойниках, убийцах и прочих нарушителях закона. Постепенно присяжные становятся судьями, составляющими приговор, а их функция переходит к другим лицам. Попытка ограничить церковные суды, но это ему не удалось - духовенство возмутилось.
Для ограничения юрисдикции местных феодалов король ввел институт разъездных судей. Наиболее важные споры были переданы от баронов к этим судьям. Со временем сформировались 3 судебных королевских органа: суд королевской скамьи – для разрешения уголовных дел, суд общих тяжб – по земельным спорам, суд казначейства – по финансовым спорам.
1. Военная реформа - для феодалов взамен военной службы был установлен налог, взимаемый каждый раз, когда предстояла военная кампания. На эти “щитовые деньги” содержалось военное войско. Также Генрих восстановил военное ополчение. Рез-тат - ослабла зависимость короля от феодалов в военной области, что способствовало централизации. Король разрешил баронам откупаться от военной службы за деньги, щитовые деньги. На полученные деньги король сумел создать небольшую армию, но своеобразие Англии в сохранении старинного англосаксонского ополчения (филт), состоит из свободнфх крстьян и ремесленников.
Эти реформы и в ХII веке сохранили сильную королевскую власть.