Уголовное и процессуальное право в период Великой Отечественной войны
Общая часть
Расширенное применение аналогии. Этот институт был заложен ещё в УК 1922 и 1926 годов. Пример – похищение имущества граждан во время эвакуации по аналогии квалифицировалось как кража во время стихийного бедствия.
Институт вины. В годы войны за многие преступления форма вины не уточнялась; она была неважна. Например, ужесточается наказание за разглашение государственной тайны. Наказание – до 5 лет лишения свободы, а при отягчающих обстоятельствах до 10 лет без выяснения формы вины. Здесь объективное вменение. Ещё один пример – необеспечение эвакуации карается при любой форме вины.
Проблема наказаний. Вводятся новые виды наказаний, такие как повешение, каторжные работы. Отдельная проблема связана с судимостью: некоторые судимые граждане не призывались на фронт, т.к. были поражены в правах. Но нужно сделать все, чтобы как можно больше граждан попало на фронт. Поэтому при незначительных сроках лишения свободы – в частности, до трех лет, наказнаие может быть заменено отправкой на фронт. Кроме того, возможно досрочно снять судимость. Это касается проштрафившихся военнослужащих, с которых снималась судимость, и их просто отправляли на фронт. Ещё одна тенденция – досрочное снятие поражения в правах с тем, чтобы можно было отправить на фронт лицо, уже отбывшее наказание. Был ещё один вариант – лицо, уже находящееся в колонии, могло просить вместо окончания отбытия наказания перевода на фронт. И такие просьбы удовлетворялись при незначительном преступлении и маленьком сроке наказания.
На фронт не отправляли ни контрреволюционеров, ни расхитителей по указу 7/8, ни спекулянтов, ни осужденных за насильственные преступления (грабеж и т.п.).
Отдельные виды преступлений
Появляются новые формы действия и бездействия. В 1941 году вышел указ о сдаче призматических биноклей и радиоприемников. За несдачу (форма бездействия) назначалась уголовная ответственность.
Особое отношение было к воинским преступлениям. Добровольное попадание в плен могло расцениваться как измена родине. Если красноармеец освобождался, то он получал судимость с отправлением в места лишения свободы, а командир подлежал расстрелу. Репрессии в таком случае ждали и семью. Семью красноармейца лишали пайка, а жены и дети командиров арестовывались.
Наказание за разглашение гостайны увеличилось до 10 лет лишения свободы, если разглашение повлекло тяжкие последствия.
Что касается Указа 7/8, в годы войны впервые уточняются пределы применения этого указа. В Указе говорится о крупных хищениях без уточнений. Пленум Верховного суда СССР дал разъяснение: например, на сумму более 10 000 рублей; хищение более 10 кг масла; хищение снегозащитных сооружений и т.п.
Процессуальное право
Порядок производства в трибуналах – самое главное. В годы войны многие суды были преобразованы в трибуналы, народные суды в то время практически не действовали, на их базе создавались вот эти военные трибуналы. «Военные» не значит, что для военнослужащих, они действовали и для гражданских лиц.
В чём смысл трибунальского судопроизводства? Упрощённый порядок – 10 суток на досудебную подготовку, на разбирательство, сутки – на ознакомление. И то, что отличает трибуналы военного времени от трибуналов мирного времени - запрет кассационного обжалования. Их можно только отменить, и сделать это могли не только правоохранительные органы. Если приговор был смертный, то в течение 72 часов его исполнение могло быть приостановлено, это еще не означает отмену приговора. Если не поступило звонка из высших судебных органов страны, то приговор приводится в исполнение. Право приостанавливать приговоры по делам военнослужащих имели командиры подразделений. В частности имеются примеры, когда приговоры военных трибуналов дивизий могли приостанавливать командиры дивизий.
Таким образом, внесудебные органы получили доступ к приговору трибуналов.
Деятельность военно-полевых судов(с 19 апреля 1943 года). Особый порядок.
Это тот суд, который рассматривал преступления военных преступников и их пособников. Это новый вид суда, до ВОВ такого не было. Эти суды могли выносить приговоры о специфических наказаниях, которые до 19 апреля 1943 года, военные трибуналы таких приговоров выносить не могли. Повешение должно было происходить в течение нескольких дней. Чтобы все видели, как у нас карают военных преступников. Если преступника приговаривали не к повешению, а к каторжным работам, нужно знать об их организации.
В исправительно-трудовых лагерях (лица, получившие более 3-х лет еще по закону 1929 г.) создавались особые отделения с особой охраной и режимом для заключенных. В чем особенность режима для каторжников? Впервые режим каторжных работ был урегулирован только после войны, здесь закон пошел на поводу у практики. Рабочий день в таких лагерях – не менее 10 часов. Выходные – 4 дня в месяц. Лишение свиданий, переписки. Используются на самых тяжелых физических работах. «Чтоб каждый день хотелось умереть», «хуже, чем смертная казнь», «баланда, хлеб и селедка на первое, второе и третье».
И то, что придумал послевоенный закон 1949 года, практика придумала раньше в этих определениях каторжных работ.
55. Гос. механизм в 1945 –нач 1950 гг.
Проведение выборов в Верховный Совет. До окончания войны у нас перевыборы не производились. Тот самый Верховный Совет, который был создан в 1937 году, в составе до второй половины 1940-х годов не переизбирался.
Несколько меняются критерии подхода к кандидатам. По Конституции 1936 правом быть избранными получали граждане с 20 года. После войны ценз был повышен до 23 лет.
Меняется структура Верховного Совета. При обеих палатах – Совете Союза и Совете Национальностей - образуются комиссии законодательных предположений. Если палаты предлагают законопроект, то его надо разработать на уровне юристов. В рамках этих постоянно действующих комиссий законодательных предположений каждая палата может разработать то, что считает нужным.
Верховный Совет, несмотря на то, что его переизбрали после войны, собирается на сессии не как положено, а гораздо реже, чем надо по Конституции. С 1947 до 1953 года Верховный Совет собрался всего лишь на 9 сессий. Это говорит о том, что сохраняет всю широту своих полномочий Президиум Верховного Совета СССР.
В феврале 1947 года вводятся изменения в Конституцию СССР 1936 года. Здесь закреплялись расширенные полномочия Президиума.
- Закрепляется отдельное право Президиума издавать указы. В проекте было написано «комментировать Конституцию, издавать соответствующие указы». В оригинале – «...вправе толковать Конституцию, издавать указы». Предполагалось, что указы издавались в рамках толкования Конституции. В 1947 году «издавать указы» – отдельный пункт в полномочиях Президиума. Дали ясно понять, что Президиум не только в рамках толкования эти указы издает, но и по другим жизненно важным для страны вопросам.
- Получил право не только ратифицировать, но и денонсировать международные договоры. То, что традиционно составляло прерогативу Верховного Совета, теперь мог выполнять и Президиум.
По окончанию войны Президиум гораздо более влиятельный орган, чем сам Верховный Совет. Возрастание роли собственно Верховного Совета началось только после смерти Сталина. Во время либерализации при Маленкове и Хрущеве было обновлено законодательство о Верховном Совете СССР.