Важнейшие Торговые пути средневековья
· Византия
Главная торговля в христианское время велась с Востоком, и наиболее редкие, драгоценные предметы торговли приходили из отдаленных стран Китая и Индии. Западная Европа, находясь в раннее средневековье в периоде создания новых германских государств, жила в условиях, в высшей степени неблагоприятных для развития собственной экономической жизни. Восточная Римская империя с таким центром, как Константинополь, оказалась силой обстоятельств в роли посредника между Западом и Востоком, и подобная роль ее продолжалась до эпохи Крестовых походов. Оттуда шли роскошные ткани – шелк.
Само византийское государство не находилось в прямых торговых сношениях со странами дальнего Востока; посредником между ними, имевшим от этого громадные выгоды, являлась персидская держава Сасанидов. Главных торговых путей было два: один сухопутный, другой водный. Первый, караванный, путь шел от западных границ Китая, через Согдиану к персидской границе, где происходила перегрузка товаров из рук китайских купцов в руки персидских, которые уже отправляли их дальше в определенный таможенный пункт на византийской границе. Другой, водный, путь шел таким образом: китайские купцы на кораблях везли свои товары до острова Тапробан (теперь Цейлон), на юг от по-луострова Индостан, где товары перегружались, преимущественно на персидские корабли; по-следние везли их по Индийскому океану и Персидскому заливу к устьям Тигра и Евфрата, от-куда вверх по Евфрату товары доходили до лежавшего на этой реке византийского таможенно-го пункта.
Особенно важной отраслью торговли был китайский шелк. Ввиду трудности его доставки цена на шелк и на шелковые изделия, на которые был громадный спрос в Византии, поднималась временами до необычайных размеров. Наиболее известным из купцов-путешественников раннего средневековья был александрийский купец Косма. В VI в. он побывал в Эфиопии, Индии и Западной Азии, за что получил прозвище Индокоплов, т.е. "плаватель в Индию". После возвращения он написал сочинение "Христианская топография Вселенной". На первое место Косма ставил авторитет Библии, стараясь согласовать данные физического землеведения с содержанием Священного Писания.
· Еврейская торговля.
С возникновением арабского халифата для европейцев были затруднены пути на рынки восточных и европейских стран, полностью исключалось сухопутное сообщение с Индией. Это привело к тому, что в 7-9 вв. произошел сдвиг торговых путей на север Европы. Но традиционные торговые пути на восток не были совсем заброшены. На протяжении раннего Средневековья торговлю между исламским Востоком и христианской Европой по Шёлковому пути и другим торговым маршрутам контролировали странствующие еврейские купцы радхо-ниты или раданиты, которые создали первую в истории постоянную торговую сеть, прости-равшуюся от Китая и Индии до Западной Европы. Происхождение этого термина не вполне ясно (вероятно, от персидского «знающие дорогу»), как и то, что именно он обозначал, — определённую купеческую гильдию, клан либо торговцев в целом.
Успех еврейских купцов был связан с присутствием еврейских общин во многих странах Европы и Азии вплоть до Индии и Китая. Постоянное напряжение между христианскими и мусульманскими торговцами подчас выливалось в запреты на посещение враждебной стороны. На еврейских купцов эти запреты обычно не распространялись.
Раданиты вели торговлю, прежде всего, товарами, стоившими дорого при относительно небольшом объёме, такими как специи, духи, ювелирные украшения, шелка, масла, ладан, оружие, меха, а также рабы.
Раданиты вели торговлю от долины Роны во Франции до пределов Китая. Их торговая сеть охватывала большую часть Европы, Северной Африки, Ближний Восток, Центральную Азию и некоторые чсти Индии и Китая.
Было четыре основных торговых маршрута, использовавшихся раданитами в их поездках. Все четыре начинались в Европе и заканчивались в Китае.
1. Морем из Франции до Суэца, оттуда по суше на верблюдах до побережья Красного моря, затем на кораблях в Индию и Китай. На обратном пути посещали Константинополь.
2. Морем из Франции в Ливан, через Ирак и Персидский залив в Индию и Китай
3. Морем из Испании или Франции через Гибралтарский пролив до Египта, оттуда через Ливан и Ирак в Персию и Индию.
4. Через Центральную Европу в земли славян и Хазарский каганат, в акваторию Каспия, затем в Среднюю Азию и Китай.
Деятельность раданитов пошла на спад в конце IX века в связи с подъёмом «национальных» торговцев. После исчезновения раданитов торговля по Шёлковому пути на время заглохла, а из рациона европейцев на несколько столетий пропали восточные пряности.
В средневековье почти все путешествия носили, так или иначе, оттенок паломничества и миссионерства. Одним из немногих примеров путешественника, которого толкала в путь просто любознательность и жажда приключений был Вениамин (Бен-Иона) Тудельский, испанский еврей из города Тудела, в Наваррском королевстве. За тринадцать лет (1160-1173) он объехал почти весь известный тогда мир и описал свое путешествие в книге. Вениамин Ту-дельский считается первым европейским путешественником, посетившим страны Востока. Путеводители, и весьма подробные, создавались еще в Древнем Риме, но они касались преимущественно Италии и античной Греции.
· Фризы
С возникновением арабского халифата для европейцев были затруднены пути на рынки восточных и европейских стран, полностью исключалось сухопутное сообщение с Индией. Это привело к тому, что в 7-9 вв. произошел сдвиг торговых путей на север Европы. Новый торговый путь вел из Британии и Западной Европы в Скандинавию, на Русь и оттуда в Визан-тию и на Восток.
Первопроходцами нового северного пути были фризы, жившие на территории совре-менных Голландии и Северной Германии. Во всех франкских источниках самыми активными торговцами, начиная с VIIв., называются фризы. Фризы, оказались на перекрестке двух торго-вых путей — один с юга по Рейну на Британские острова и обратно, а другой вдоль морского побережья с Запада на Восток и в обратном направлении. Выгодность положения способство-вала не просто расцвету торговли фризов производившимися ими сырами, кожами, шерстяной одеждой, но и их посреднической торговли на большие расстояния по морю, отчего Северное море с начала нашей эры называлось Фризским. Они торговали в долинах Мааса, Рейна и по Северному морю. Фризы бойко торговали в Англии, Скандинавии, а также вдоль Рейна. В Лондоне и Йорке у них были свои кварталы; они основали колонию в Бирке (Швеция). В Майнце фризский квартал в IXв. слыл лучшей частью города, а в Кельне колония фризских купцов пользовалась доброй репутацией.
Кроме традиционного ареала Рейн—Северное море, фризские купцы освоили Балтику до острова Готланд, а несколько позже, в 1224г., один из купцов Гронингена добрался со свои-ми товарами до Смоленска [10, 56]. У них были самые надежные корабли—когги. Именно фризам поручили оснащение кораблей крестоносцев для Первого крестового похода (1096—1099).
Фризы играли главную роль на торговом пути в Юго-Восточную Англию. Основные богатства фризы добывали благодаря торговле с Востоком — Скандинавией и Балтией — до-ставляя оттуда янтарь, меха, рабов и многое другое.
Основным типом корабля фризов был дромон. Длина некоторых судов этого класса до-стигала 41 м. Обшивка была дубовая, с традиционным для севера способом внакрой. Платфор-мы по оконечностям судна закрывались щитами воинов и предназначались для лучников и пращников. Значительным шагом вперед явилась установка второй, наклонной в сторону форштевня мачты. Более узкий ее парус позволял ходить при боковых ветрах. Создание подоб-ных судов вплотную приблизило северное судостроение к постройке самого распространенно-го типа балтийского судна - ганзейского когга.
Фризы были уникальными купцами не только потому, они монополизировали транс-порт на Рейне и в Северном море, не только благодаря своему мастерству кораблевождения, а потому что были очень нетипичны для раннего Средневековья. Прекрасными мореходами бы-ли и викинги, но они не слыли купцами (хотя и торговали), потому что в одном месте грабили и убивали, а в другом—продавали награбленное. Пиратство на море и грабеж на дорогах были заурядными делами в те времена, поэтому купцы всегда были вооружены, они были одновре-менно и стойкими, и умелыми бойцами, способными постоять за себя. В раннем Средневеко-вье вооруженный и сильный купец редко воздерживался от соблазна ограбить более слабого, попавшегося ему на дороге. Судя по свидетельствам современников, фризы были первыми в Европе, кто отказался от этой варварской практики.
Но в IX в. начались набеги викингов, причем такие разрушительные, что епископ Утрехта покинул Фризию. В XII—XIII вв. фризская торговля была поглощена общенидер-ландской торговлей.
• Норманны
Норманнов привлекали богатые торговые города Европы. В то время у европейцев не было регулярных армий, поэтому они оказались практически бессильными перед опустошительными набегами викингов. Норманны совершали набеги на атлантические берега Пиренейского полуострова, проникали в Средиземное море через Гибралтарский пролив, грабили Юж-ную Европу и Северную Африку и доходили до Сицилии. Они брали даже далекие от моря города – Париж, Севилью, Тулузу. В Европе даже появилась молитва «Боже, спаси нас от норманнов», но и она не помогала.
В 9-10 веках викинги перешли от набегов к завоеваниям. К 869 г. датчане укрепились на северных и восточных берегах Британии и на востоке Ирландии. На территории нынеш-ней Франции в 911 году норманны поселились в низовьях Сены. Эта территория и до сего-дняшнего дня носит название Нормандия. На юге Европы норманны создали государства Апулию (юг Италии) и Сицилию.
Двигаясь на восток, норманны пересекали Балтийское море, заходили в Рижский и Финский заливы, и по рекам Восточной Европы достигали Черного моря, а оттуда проникали в Византию. С 862 г. варяжская династия Рюриковичей стала править древнерусским государ-ством. В северном направлении норманны огибали Скандинавский полуостров и доходили до Белого моря. В западном направлении они первыми пересекли Атлантический океан и коло-низировали Исландию.
В 900 г. шторм стал причиной открытия Гренландии. Корабль, возглавляемый Гуннбь-ёрном и направляющийся из Норвегии в Исландию, был отброшен к незнакомым берегам. Мореплаватель не стал исследовать неизвестный берег и возвратился в Норвегию. Позже Эрик Рыжий нашел эту страну и в течение трех лет исследовал ее побережья. Для того чтобы при-влечь переселенцев, он даже назвал эти не очень приветливые земли Зеленой Землей (Грен-ландией). Потомки викингов жили в Гренландии почти 400 лет.
Но самое большое достижение норманнских мореплавателей в том, что они еще в IX в. достигали берегов Северной Америки. В 1000 г. Лейф Эйриксон, сын Эрика Рыжего, отпра-вился всего на одном корабле с командой из 35 человек и открыл Америку. Они сделали оста-новки на полуострове Лабрадор, которому дали имя Маркланд - "Лесная страна", и в районе острова Ньюфаундленд или Новой Англии, назвав эту землю Винланд - "Земля винограда". Через год группа переселенцев, возглавляемая братом Лейфа Эйриксона, прибыла в Винланд и даже поселилась в тех домах, которые викинги себе построили для зимовки. Но дружествен-ные отношения с аборигенами у переселенцев не сложились. И хотя были предприняты еще пять экспедиций в Винланд, они также окончились неудачей из-за столкновений с индейцами.