Правовые формы организации деятельности СМИ

Информация и информационная сфера (понятие, роль информации в жизни личности, общества и государства.

Мы являемся свидетелями существенного повышения роли и места информации в жизни личности, общества, государства, воздействия информации на развитие личности, общества, государства. Информация сегодня превратилась в мощный реально ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем природные финансовые, трудовые и иные ресурсы. Информация стала товаром, который продается и покупается. Информация превратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны. Активнейшим образом развивается и входит в нашу жизнь трансграничная информационная сеть Интернет.

Информационное общество -- общество особое, не известное истории. Дать его определение трудно, однако можно перечислить основные особенности и характеристики:

наличие информационной инфраструктуры, состоящей из трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей и распределенных в них информационных ресурсов как запасов знаний;

массовое применение персональных компьютеров, подключенных к трансграничным информационно-телекоммуникационным сетям (ТИТС). Именно массовое, иначе это не общество, а совокупность отдельных его членов;

подготовленность членом общества к работе на персональных компьютерах и в трансграничных информационно-телекоммуникационных сетях;

новые формы и виды деятельности в ТИТС или в виртуальном пространстве (повседневная трудовая деятельность в сетях, купля-продажа товаров и услуг, связь и коммуникация, отдых и развлечение, медицинское обслуживание и т.п.);

возможность каждому практически мгновенно получать из ТИТС полную, точную и достоверную информацию;

практически мгновенная коммуникация каждого члена общества с каждым, каждого со всеми и всех с каждым (например, "чаты" по интересам в Интернет);

трансформация деятельности средств массовой информации (СМИ), интеграция СМИ и ТИТС, создание единой среды распространения массовой информации -- мультимедиа;

отсутствие географических и геополитических границ государств -- участников ТИТС, "столкновение" и "ломка" национальных законодательств стран в этих сетях, становление нового международного информационного права и законодательства.

Типичный пример информационной инфраструктуры такого информационного общества -- Интернет. Сегодня Интернет активно заполняет информационное пространство во всех странах и на всех континентах и является основным и активным средством формирования информационного общества.

Правовые формы организации деятельности СМИ.

Организация деятельности средств массовой информации регламентируется нормами главы 2 Закона РФ "О средствах массовой информации".

Учредителем (соучредителем) средства массовой информации в соответствии со ст. 7 названного Закона может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган.

Не может выступать учредителем:

- гражданин, не достигший 18-летнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным;

- объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которого запрещена по закону;

- гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.

Соучредители выступают в качестве учредителя совместно.

Редакция средства массовой информации может осуществлять свою деятельность после его регистрации.

Заявление о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на всей территории Российской Федерации, за ее пределами, на территории нескольких республик в составе Российской Федерации, нескольких краев и областей, - подается учредителем в Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, а на территории республики в составе Российской Федерации, края, области, района, города, иного населенного пункта, района в городе, микрорайона - учредителем в соответствующие территориальные органы Государственной инспекции по защите свободы печати и массовой информации при Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Учредителю либо лицу, действующему по его уполномочию, высылается (выдается) уведомление о приеме заявления с указанием даты поступления. Заявление о регистрации подлежит рассмотрению регистрирующим органом в месячный срок с указанной даты. Средство массовой информации считается зарегистрированным со дня выдачи свидетельства о регистрации.

Учредитель сохраняет за собой право приступить к производству продукции средства массовой информации в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации. В случае пропуска этого срока свидетельство о регистрации средства массовой информации признается недействительным.

Зарегистрированное средство массовой информации согласно ст. 9 Закона РФ "О средствах массовой информации" не может быть повторно зарегистрировано в том же или ином регистрирующем органе. Под повторной регистрацией, исходя из смысла данной статьи и других положений законодательства о СМИ, понимается запрет регистрации СМИ, наименование, форма и территория распространения которого идентичны наименованию, форме и территории распространения другого, ранее зарегистрированного СМИ. В случае установления судом факта повторной регистрации законной признается первая по дате регистрация.

Не требуется регистрация следующих средств массовой информации, перечисленных в ст. 12 Закона РФ "О средствах массовой информации":

- средств массовой информации, учреждаемых органами законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;

- периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров;

- радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия, либо имеющим не более десяти абонентов;

- аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.

Наши рекомендации