СССР в международных отношениях 1964-1985гг
Основные направления внешней политики СССРвключали в себя: укрепление социалистического лагеря и международного коммунистического движения; развитие отношений с капиталистическими странами и со странами третьего мира. Министр иностранных дел в эти годы - А.А. Громыко.
1. Вборьбезаразрядкумеждународнойнапряженности. Начало 70-х годов было отмечено радикальным поворотом в сторону разрядки международной напряженности. Этому способствовал и достигнутый Советским Союзом военно-стратегический паритет с США. Важным политическим и дипломатическим успехом СССР стала в этот период нормализация отношений с Западной Германией и заключение договора о неприменении силы в отношениях между собой (на основе признания послевоенных границ и политического порядка, установленного в Восточной Европе). Практическими шагами на пути потепления международного климата стали также двусторонние встречи глав СССР и США. Результатом переговоров в 1972 г. явилось подписание соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), а также ОСВ-2 в 1979 г. Процесс разрядки был закреплен Хельсинским совещанием по сотрудничеству и безопасности в Европе (1975 г.) и подписанием Заключительного акта совещания, которое зафиксировало
33
политико-военное и социально-экономическое положение, сложившееся в мире после II мировой войны.
2.Обострениемеждународнойобстановки. В конце 70-х годов происходит новый виток напряженности, связанный в первую очередь, с вводом советских войск в Афганистан в 1979 г. Вторжение в Афганистан являлось попыткой изменить международный статус-кво в пользу социализма. При этом брежневское руководство понимало, что своей интервенционистской акцией СССР противопоставил себя подавляющему большинству стран, прежде всего США и Китаю.
3. Разгархолоднойвойны. Используя афганский фактор, в конце 70-х гг. Запад развернул широкую антисоветскую кампанию. Почти все ведущие капиталистические страны объявили СССР научно-технический бойкот, используя Комитет по экспортному контролю (КОКОМ, созданный в 1949 г.). В 1980 г. бойкотировались ХХII Олимпийские игры, проходившие в Москве. В 1979-1980 гг. США развернули кампанию по размещению в Западной Европе нейтронного оружия. В 1984 г. Советский Союз на территории ЧССР и ГДР разместил свои ядерные ракеты среднего радиуса действия (т.н. СС-20). В результате в течение 1981-1984 гг. мир находился вновь в состоянии острой конфронтации, а основные усилия советской дипломатии были направлены на то, чтобы помешать развертыванию американских ракет средней дальности в Европе и реализации программы СОИ (стратегической оборонной инициативы).
4.СССРисоциалистическийлагерь. Приоритетной задачей в этой области дипломатии стало укрепление пошатнувшихся позиций СССР в социалистическом лагере, устранение угрозы распада социалистического содружества, особенно в связи с событиями 1968 г. в Чехословакии (когда туда были введены войска), событиями в Польше в конце 70 -х годов. Развивалась экономическая и военная интеграция стран социалистического лагеря в рамках СЭВ и ОВД. В это же время США проводят в отношении стран Восточной Европы политику мирного проникновения, которая дала свои результаты уже к концу 70-х годов. Произошло дальнейшее обострение отношений СССР с КНР и Албанией.
5.СССРистранытретьегомира. СССР последовательно проводил политику поддержки национальных режимов в развивающихся странах, избравших путь социалистической ориентации. Эта политика была особенно активна в тех регионах, которые находились в непосредственной сфере влияния СССР. Ежегодная советская военная помощь Афганистану, Анголе, Кубе, Никарагуа, Эфиопии, Вьетнаму составляла 15 млрд. рублей. СССР активно занимался продажей оружия в развивающиеся страны (удерживая первое место в мире в течение последних 30 лет). Ежегодные поставки оружия осуществлялись на сумму 12 млрд. долларов (при этом многие братские страны брали в долг, который ис числялся млрд. долларов). В третьем мире интересы СССР столкнулись с интересами Китая, который также заметно укрепил здесь свои позиции. Во второй половине 70-х годов СССР продолжал глобализацию своей внешней политики, активизируя действия на Ближнем Востоке и в Африке (Ангола, Мозамбик, Эфиопия).
6. Итоги. Советская внешняя политика прошла за 1965-1985 гг. сложный и противоречивый путь от жесткой конфронтации с Западом к разрядке и от нее к новому обострению международной напряженности, поставившей мир на грань новой мировой войны. В ее основе лежали концепции идеологического противостояния и борьбы двух систем. У брежневского руководства оказалось два 34
серьезных достижения: обеспечение военно-стратегического паритета с США и политика разрядки начала 70-х годов. К началу 80-х годов СССР втягивался в очередной виток гонки вооружений, который еще более подрывал состояние советской экономики.
Вывод: Первоначальные попытки брежневского руководства совместить административно-командную систему с материальным стимулированием выявили неэффективность безрыночной экономической модели. Советская экономика оставалась по преимуществу на индустриальной стадии, между тем, как экономика ряда стран мира поднялась на стадию научно-индустриальную. Однако руководство было готово пренебречь последствиями замедления экономического роста ради проведения своей внешнеполитической линии на закрепление супердержавного статуса СССР. На смену реформе 1965 г. пришли контрреформы, усилившие централизацию и позиции ведомственной бюрократии(10). Возраставшее несоответствие директивного планирования и внеэкономических методов хозяйствования требованиям развитого индустриального и зарождавшегося научно-индустриального производства вызывали объективную потребность в изменении экономических порядков и всей политической системы СССР.