Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах принят ГА ООН 16 декабря 1966, вступил в силу 3 января 1976. На январь 2012 в пакте участвует 160 государств; помимо них, его подписали ещё 7 государств. Крупнейшее государство, не являющееся участником пакта — США.
Пакт состоит из Преамбулы и 4 частей (31 ст.). Согласно ст. 2 государства должны принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное осуществление прав и свобод, признаваемых в Пакте.
На основании норм Пакта государства гарантировали индивиду: право на труд, включая право на место работы, справедливые и благоприятные условия труда, право на отдых и т.д.; право на участие в профсоюзах; право на социальное обеспечение и социальное страхование; охрана семьи; право на образование и участие в культурной жизни и другие права.
Комитету по экономическим, социальным и культурным правам поручен контроль за выполнением государствами-участниками Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В отличие от других договорных органов ООН по правам человека Комитет был учрежден не на основании положений соответствующего договора, а по решению ЭКОСОС в 1985.
Комитет состоит из 18 членов, избранных ЭКОСОС из списка лиц, выдвинутых государствами-участниками ПЭСКП. Они избираются для работы в личном качестве как эксперты в области прав человека. Комитет обычно собирается трижды в год; его заседания открыты для публики. Каждой сессии предшествует однонедельное заседание рабочей группы. Эта группа готовит краткие списки вопросов по государственным докладам, которые будут рассматриваться Комитетом на его последующих сессиях.
Комитет представляет ежегодный доклад о своей деятельности в ЭКОСОС. Среди прочего, в нем содержатся тексты заключительных замечаний Комитета по каждому докладу государства-участника, чтобы содействовать ЭКОСОС в исполнении своих обязательств по статьям 21 (доклады с рекомендациями общего характера и кратким изложением сведений, получаемых от участвующих в Пакте государств) и 22 (обращать внимания других органов) Пакта.
10 декабря 2008 ГА ООН приняла факультативный протокол к пакту, предусматривающий возможность подачи жалоб на нарушения пакта. Для вступления протокола в силу необходима его ратификация десятью странами-участницами Пакта (на январь 2012 протокол ратифицирован 7 странами).
Устав ООН.
Устав ООН подписан 26 июня 1945 в Сан-Франциско на заключительном заседании Конференции Объединенных Наций по созданию Международной Организации 50 государствами. Вступил в силу 24 октября 1945, после того, как был ратифицирован постоянными членами Совета Безопасности ООН и большинством других государств, подписавших Устав. Устав ООН обязателен к исполнению всеми странами участниками и прямо запрещает некоторые действия, например, угроза силой или ее применение (за исключением индивидуальной и коллективной обороны; применение по решению СБ ООН).
Структура: Примечание, Преамбула, 19 глав (111 ст.).
Устав ООН явился первым в истории международных отношениях договором, который закрепил обязанность государств соблюдать и уважать основные права и свободы человека. Устав ООН является основным документом, на котором базируются все другие международные соглашения, поскольку ни одно международное соглашение не может противоречить Уставу ООН.
Права человека красной нитью проходят через Устав ООН (см. п. 3 ст. 1, п. 1b ст. 13, ст. 55c, ст. 56, ст. 68 и ст. 76c в приложении X.2, стр.374). Преамбула к Уставу и его п. 3 ст. 1 содержат явные упоминания прав человека; кроме того, Устав также особо обязывает Генеральную Ассамблею (п. 1b ст. 13) и ЭКОСОС (ст. 55c) содействовать уважению к правам человека и дает подобный мандат системе опеки (ст. 76c). Посредством Устава все государства-члены ООН юридически связаны в борьбе за полную реализацию всех прав и свобод человека.
В Уставе ООН мы находим норму, выраженную в ст. 1 п. 3, в соответствии с которой ООН должна «осуществлять международное сотрудничество... в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии». Эта формулировка в значительной мере привела к исключению проблем соблюдения прав человека из категории «дел, по существу входящих во внутреннюю компетенцию любого государства» (п. 7 ст. 2). Органы ООН компетентны обсуждать эти вопросы. Более того, после создания необходимых механизмов стало возможным иметь дело с фактическими нарушениями прав человека.
Конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско предусмотрела в статье 68 Устава ООН создание комиссии по содействию правам человека при Экономическом и социальном Совете ООН. В 2006 его заменил Совет по правам человека, который является вспомогательным органом ГА ООН. Комиссией был создан Билль о правах человека, который на данный момент включает в себя Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и его два факультативных протокола, а также Всеобщую декларацию прав человека.
Положения Устава ООН в сфере прав человека составили международно-правовую базу для развития системы норм в этой сфере, их универсализации, международного сотрудничества по этим вопросам в дальнейшем. Это сотрудничество можно определить как многостороннее международное сотрудничество по правам человека.
Устав Совета Европы.
Устав Совета Европы принят 5 мая 1949 в Лондоне. Этот документ учредил новое региональное межгосударственное образование — Совет Европы, куда первоначально входило 10 государств. В настоящее время СЕ объединяет 47 европейских стран.
Устав определяет основные цели и принципы СЕ, подробно регламентирует процедуры членства, устанавливает структуру органов СЕ и их полномочия. Также описываются правила представительства государств-членов СЕ и определяются источники финансирования. Состоит из 10 глав (42 ст.).
В соответствии со ст.1 «целью СЕ является осуществление более тесного союза между его членами для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и содействовать их экономическому и социальному прогрессу».
Ст.3 подчеркивает, что «любой член СЕ признает принцип преимущества Права и принцип, в силу которого любое лицо, находящееся под его юрисдикцией, должно пользоваться правами человека и основными свободами».
Основой Устава СЕ является защита прав человека. Любое европейское государство может стать членом СЕ при условии, что оно придерживается принципов верховенства права, гарантирует и обеспечивает основные права и свободы каждого человека, находящегося под его юрисдикцией.