Понятие внешней социальной среды управления
Организации существуют в окружении, в среде, состоящей из множества элементов. Среда управления – это совокупность субъектов и сил, активно действующих и влияющих на положение, перспективы организации и на эффективность управления.
Среда влияет на организацию и накладывает свои требования. Внешняя среда управления не может быть постоянной, она изменяется.
Факторы внешней средычаще всего классифицируют по следующим группам:
1) экономические факторы. Это темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости и т.д. каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия.
2) политические факторы.
3) рыночные факторы - распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, легкость проникновения на рынок.
4) технологические факторы.
6) факторы социального поведения. Эти факторы включают меняющиеся отношения, ожидания и нравы общества.
7) международные факторы. Руководство фирм, действующих на международном рынке, должно постоянно оценивать контролировать изменения в этой широкой среде.
К элементам внешнего воздействия относятся: культура, существующая в обществе и оказывающая мощное, не всегда осознаваемое влияние на организацию и работающих в ней людей; поддержка общественного мнения, взаимодействие с другими организациями, соответствующие важнейшим целям организации финансирование, а также все то, что связывает внутреннюю среду организации с её внешней средой.
Таким образом, анализ внешней среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде.
Неопределенность внешней среды. Способы адаптации к внешней среде
Организации, действующие в определенной и неопределенной внешней обстановке, будут управляться и регулироваться по-разному, с учетом их структуры и типа используемой системы управления. Также важно и то, чтобы структура или система управления организации соответствовала внешней среде, в окружении которой она находится.
В широком смысле организация может применять для снижения неопределенности внешней обстановки две стратегии: проактивные (направленные), реактивные (адаптирующиеся).
В рамках первой, проактивной стратегии организация может попытаться изменить обстановку так, чтобы она лучше соответствовала возможностям организации. Это внешняя стратегия.
Адаптацией организации к неопределенности внешней среды является приспособление и изменение своих действий с целью добиться соответствия их изменяющимся параметрам внешней среды, что можно назвать внутренней стратегией.
Адаптивное управление, как правило, применяют предприятия небольшого размера (малые предприятия), которые не могут в значительной степени воздействовать на внешнюю среду, а также предприятия, функционирующие на рынке, конкуренция на котором весьма велика – рынок свободной конкуренции – много одинаковых фирм предлагают сходную продукцию или услуги. К тому же адаптивные стратегии обязательны к применению в условиях серьезной неопределенности внешней среды, что в нынешних условиях делает разработку адаптивной стратегии управления для предприятия небольшого размера обязательной к применению.
Адаптивные стратегии
1. Изменение сферы деятельности.
2. Набор персонала.
3. Создание запасов.
4. Сглаживание. Сглаживание является попыткой выровнять воздействие изменений во внешней среде организации, в особенности изменений спроса.
5. Нормирование. руководство организации может использовать нормирование продукции или услуг (т.е. распределять продукцию на основе некоторой системы приоритетов).