Политический режим в зарубежных странах
Термин «режим» употребляется в немногих конституциях и обычно вместе с прилагательным «демократический» (конституция Бразилии 1988г.). В редких случаях говорится о политическом режиме (конституция Никарагуа 1987г.). Иногда о политическом режиме, режиме государства упоминается в законодательстве некоторых франкоязычных стран. Вместе с тем во всех конституциях есть нормы, относящиеся к тем или иным сторонам политического режима, существует специальное законодательство, регулирующее его разные стороны. [5,с180]
Термин «политический режим» вошел в научное и практическое употребление сравнительно недавно, хотя точную дату его появлении назвать сложно. В советском союзе понятие политического режима введено в научный оборот в 30-х годах И.Д. Левиным, который определял его как «метод диктатуры» господствующего класса. В зарубежной литературе понятие политического режима раскрывали через такие характеристики, как наличие или отсутствие правительственной оппозиции (Ж. Бюрдо); политические свободы и свободные выборы (М.Дюверже); численность партий (К. Левенштейн); взаимоотношения центральных органов (Е. Хамауи). Перечисленные признаки уточняют свойства политического режима, но не дают его объемного описания, являются частными.
Политическим режимом обусловливается присущий тому или иному периоду жизни страны порядок политических отношений, степень политической свободы, образ правления. Это функциональная характеристика власти. Она не может не отражаться на правовых формах государства и его отношений с обществом и отдельным человеком, урегулированных, прежде всего конституционным правом, однако нередко именно политический режим выступает как причина фиктивности соответствующих правоположений, содержание которых выхолащивается практикой осуществления государственной власти или которые этой практикой нарушаются. [9, с212]
Политический режим – это обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той ли иной стране. Однако нужно учитывать, что государственная власть для решения своих задач использует одновременно разные формы и методы. В фашистских государствах наряду с преобладанием методов прямого насилия использовались демагогические приемы (партия Гитлера в свое название включала слова «социалистическая» и «рабочая»), в демократических государствах наряду с методами либерализма используется принуждения, а то и насилие (силовые методы при разгоне несанкционированных демонстраций применяются и в Великобритании, и в Польше, и в Японии). Поэтому, оценивая тот или иной политический режим, давая ему соответствующую характеристику, важно установить, какие методы осуществления государственной власти являются главными, ведущими, составляют доминанту политического режима.
В конституционном праве политический режим изучается, прежде всего, через призму соответствующих правовых норм. Однако только такой подход недостаточен. Во многих случаях конституционные нормы расходятся с действительностью, а поэтому необходимо учитывать не только правовые нормы той или иной страны, но и практику их применения.
В условиях любого политического режима, хотя и в неодинаковой степени и зачастую с совершенно различной направленностью, используются методы стимулирования (поддержки), нейтрализма, либерализма и насилия.
Характер политического режима в стране, применение тех или иных форм и методов осуществления государственной власти, государственного управления определяется многими факторами. На него оказывают влияние существующая в стране партийная система, взаимоотношения между органами государства, прямые и обратные связи политических партий, общественные организации, органов государства с населением, господствующая в обществе идеология, уровень политической культуры, традиции и многие другие обстоятельства, включая иногда и личность главы государства (политический режим во Франции при де Голле был иным, чем при сменивших его гораздо менее популярных президентах, хотя действовала одна и та же конституция 1958). Однако главным, определяющим фактором является характер государственной власти: демократическая власть, опирающаяся на волю народу, имеет своим следствие демократический режим; власть, защищающая интересы определенного класса, социального слоя, своекорыстные интересы класса, национальной или этнической группы и т.д., ведет к разного рода диктаторским и тоталитарным режимам.
В конституциях зарубежных стран те или иные стороны, элементы политического режима закреплены в неодинаковом объеме. Иногда они представлены в минимальной степени (например, в конституциях абсолютных монархий в Персидском заливе), но в новейших конституциях (Бразилии 1988 г., Анголы, Болгарии и Колумбии 1991 г., Камбоджи и Чехии 1993 г. и др.) упоминаются многие элементы политического режима (без употребления самого термина). Анализ основных законов различных стран свидетельствует, что предметом конституционного регулирования являются следующие элементы политического режима:
1. государственная власть, имеющая своей основой политическую власть народа (исходящую от народа), политическое господство определенной социальной группы (конституционное положение о диктатуре и др.) или, наконец, власть, исходящую от монарха (в некоторых абсолютных монархиях персидского залива);
2. организационно-правовое разделение властей и ролевая автономия государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), с одной стороны, и принцип единства государственной власти – с другой, означающий сосредоточение власти в руках советов (на деле - партийной номенклатуры), фюрера (дуче, каудильо), президента, провозглашаемого пожизненным, абсолютного монарха, низведение парламента до роли статиста, ликвидацию независимого суда;[5, с181]
3. соревновательность, поиски компромисса и консенсуса в деятельности государственных органов (это находит свое выражение в нормах о политическом плюрализме, включая многообразие идеологий, в положениях конституций не только о праве большинства на принятие решений, но и защите прав меньшинства, о правах политической оппозиций и др.) или, напротив, ограничение политической деятельности, ориентация на борьбу с политическими оппонентами и подавление их;
4. политические свободы граждан, возможность их самостоятельного и активного участия в политической жизни, партиципация в решении вопросов государственной политики, с одной стороны, или, напротив, при реальном провозглашении политических свобод (или военных режимах нет никакого провозглашения) реальное низведение гражданина до простого винтика в политической системе, создание таких условий тоталитарным режимом, когда самостоятельная политическая деятельность граждан, по существу, прекращается или становиться нелегальной;
5. самоуправление территориальных коллективов или, напротив, полное подчинение назначенным сверху чиновникам.
Политический режим дает возможность определить, кто является действительным властителем в стане, сколько их, сотрудничают они или соперничают, каков выбор средств и методов, с помощью которых они властвуют над умами и поступками людей, до каких пор властитель может рассчитывать на подчинение, какая часть жизнедеятельности общества подвержена политической власти.[1, с 236]
Политический режим США
Соединенные Штаты Америки – крупнейшая мировая держава с развитой демократической государственностью и прочными правовыми традициями. Источником конституционного права этой страны на федеральном уровне выступают Конституция, законы и резолюции Конгресса, нормативные правовые акты Президента, решения Верховного суда, некоторые обычаи. Аналогичные источники образуют конституционные системы штатов.
Государственный строй США, его концепция и правовые институты, основаны на идеях демократии и защиты прав человека.[7, стр440]
Конституционное развитие США начинается с принятия 13 штатами Декларации независимости 1776 года, в которой закреплены равенство всех людей, неотчуждаемые права человека на жизнь, свободу и стремление к счастью. Правительство учреждается «с согласия управляемых» и служит целям их прав. В Декларации также закреплено право народа изменять или упразднять форму правления, если она стала губительной для их целей, и учредить новое правительство. Эти важнейшие положения сохраняют свое значение и поныне.
Высшая законодательная власть принадлежит двухпалатному Конгрессу, исполнительная – Президенту США, судебная – Верховному Суду США.
США - демократическое, федеративное правовое, светское государство с республиканской формой правления и разделением властей. Конституция США принята от имени народа. Народ осуществляет свою власть через избранных представителей в Конгрессе (представительная демократия) и избранного главу государства (Президент США). Демократическим путем формируются исполнительная и судебная власти. В качестве основы для определения взаимоотношений народа и государства признается положение, согласно которому народ является свободным и делегирует государственной власти только полномочия, закрепленные в Конституции, и только для охраны прав и свобод граждан. [7, стр443]
США – договорная федерация, ее образовали ранее независимые штаты для решения общих дел. Федерация не является способом решения каких-либо национальных проблем, она рассматривается как разумная децентрализация власти и приближение ее к народу.
Правовое государство признается в США в форме «государства господства права», что означает приоритет права и обязанность государства во всех своих действиях опираться на закон и другие правовые нормы. Правовое государство – в то же время конституционное государство, которые все, и прежде всего органы власти, обязаны следовать, подчиняться Конституции, соблюдать ее и действовать в соответствии с ней. В этом видится фундамент конституционной законности и правопорядка, главная гарантия против злоупотреблений власти в отношении прав и свобод.[7, стр443]
Принцип светского государства означает, что в США нет государственной религии и признается свобода вероисповедания и всех конфессий. В стране много религиозных меньшинств, но все в равной степени имеют доступ к государственной службе, дискриминация преследуется.
По конституции США, принятой в 1787 году, определенные полномочия для осуществления государственной власти переданы федеральному правительству США. Государственные полномочия, не определенные для передачи в ведение федерального правительства конституцией, осуществляются штатами США.
В конституции США заложен принцип разделения властей, по которому федеральное правительство состоит из законодательных, исполнительных и судебных органов, действующих независимо друг от друга.
В своей твердой приверженности принципу разделения властей отцы-основатели Конституции руководствовались опасением концентрации власти в любом ее проявлении. Так, стремясь не допустить централизации власти, творцы Конституции поделили ее между федерацией и штатами. В осуществлении государственной власти на федеральном уровне участвуют различные ораны – Конгресс, Президент и Верховный суд, олицетворяющие три ветви власти со строго разграниченными функциями и механизмами взаимоконтроля. Поскольку наибольшую тенденцию к возвышению имеет власть исполнительная, ее сделали выборной, обязанной следовать предписаниям законов, принимаемых Конгрессом. Но творцы Конституции опасались и чрезмерной власти законодательного органа. Поэтому он был разделен на две во многом равноправные палаты и в нормальной ситуации отстранен от выборов в Президента. Далее остерегаясь «тирании большинства» и «выборного деспотизма», разработчики американской Конституции приняли меры и против «сговора» двух выборных органов, уравновесив демократические, «политические ветви власти не выборной, а значит, не демократической и «не политической» судебной властью в лице, прежде всего Верховного суда США. [10,стр81]
Указанная схема, была дополнена (и этим сделан огромный шаг вперед в развитии теории и практики разделения властей) механизмом взаимоконтроля всех трех ветвей власти. Каждая из них стала как бы «сторожем» других, предостерегая их от попыток злоупотреблений, тирании и стремления к диктатуре, а также пресекая такие попытки. Указанный комплекс институтов взаимоконтроля получил название системы сдержек и противовесов (checks and balances) и впоследствии в различных модификациях чрезвычайно широко распространился в мировом конституционном пространстве.
В американском варианте конституционная система сдержек и противовесов выражается в том, что Президент «сдерживает» Конгресс правом вето на принятые палатами законы и некоторыми другими, не столь радикальными правомочиями. Конгресс «сдерживает» Президента правом преодоления его вето. Возможностью выступить в отношении него в качестве суда посредством импичмента. Последнее право распространяется на всех гражданских должностных лиц вообще, включая судей. Тем самым право импичмента выступает как парламентский противовес и по отношению к судебной власти. Кроме того Президент и Конгресс (в лице Сената) могут влиять на Верховный суд, обладая правом совместного формирования его персонального состава. Наконец Верховный суд «сдерживает» Конгресс и Президента правами признавать их акты неконституционными.
Использование принципа разделения властей в качестве основополагающей идеи, с которой образуется вся конституционная организация государственного механизма, породило концепцию «смешенной конституции», которая не дает преимуществ ни одной из ветвей власти, а путем сочетания и взаимоконтроля их деятельности делает государственную власть ограниченной в своих притязаниях и наименее опасной для человека. Именно «смешенный» тип конституции, по утверждению американских специалистов. Является на сегодня самым желательным и адекватным правовому демократическому государству[1].
Благодаря полному и глубокому осуществлению принципа разделения властей и установлению баланса между различными ветвями власти в США прочно утвердился демократический политический режим. Конечно, здесь сказался и общий сравнительно высокий уровень правовой культуры и политических сил, и должностных лиц в государстве.
Политический режим Франции.
В отличие от США во Франции за годы, прошедшие с 1789 года, сменилось около 20 конституций и были опробованы на практике самые различные политические режимы. Еще с Великой Французской революции Франция служила некоей лабораторией политических процессов для всех демократий мира и Европы. В государственной жизни Франции рождались и опробовались многие политические новинки и механизмы. Политический режим современной Франции определяется Конституцией 1958 года, положившей начало Пятой республике, основанной Шарлем де Голлем. И хотя после де Голля возникали сомнения в жизнеспособности республики, сформированной специально под харизматического лидера такого масштаба, как он, последующие три с половиной десятилетия она просуществовала без принципиальных изменений: к власти приходили сначала представители правых политических партий, затем лидер социалистической партии Ф.Миттеран, а система Пятой республики продолжала исправно функционировать. Основной закон установил республиканскую форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава государства избирается без участия парламента, правительство назначается им же) и парламентской республики (правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента). Республиканская форма правления не может быть поколеблена, поскольку “не может быть предметом пересмотра” (ст.89) В качестве составных частей демократического режима Конституция указывает всеобщее голосование, прямое или косвенное, но всегда равное и тайное (ст.3), возможность существования политических партий и группировок (ст.4).
Главную роль в закреплении и регулировании основных прав и свобод во Франции играют два структурно обособленных конституционных текста. Это Декларация прав человека и гражданина, одобренная 26 августа 1789 года, и Преамбула к Конституции 1946года. Некоторое число постановлений, относящихся к этой сфере, содержаться в тексте, вотированном в 1958 году.
Статья 1 Декларации провозглашает, что все люди рождаются и остаются свободными и равными в правах.
Интересно решает Декларация вопрос о месте и роли закона. Закон квалифицируется как выражение всеобщей народной воли. Каждый гражданин имеет право лично или чрез посредство своих представителей участвовать в законотворчестве. Декларация провозглашает равенство перед законом, социальные различия увязывает с общественной полезностью, а не с принадлежностью к тем или иным социальным группам и слоям.[7, стр558]
На конституционно-правовом уровне установлены основополагающие принципы построения политического общества и государства Франции. К этим принципам относится признание единственным источником власти и утверждение его верховенства путем провозглашения доктрины национального суверенитета. Девиз Республики – «свобода, равенство, и братство». Ее принцип – «правление народа, через народ и для народа». Народ осуществляет свою власть через своих представителей (косвенная демократия) или путем референдума (прямая демократия).
На конституционном уровне провозглашены такие важнейшие политические права и свободы, как политический плюрализм и свобода образования политических партий, свобода мнений, свобода слова и ряд других традиционных прав и свобод. Конституционные тексты особо подчеркивают действие принципа недискриминации и равенства граждан независимо от пола, национальности, вероисповедания, политических убеждений, социального и имущественного положения.
В основу построения и функционирования системы государственных органов Франции положен принцип разделения властей, Он закреплен в ст. 16 Декларации прав человека и гражданина 1789 года, которая является составной частью действующей Конституции страны. Три основные ветви власти представлены во Франции главой государства, Правительством, Парламентом и судами, которые возглавляются Кассационным судом, высшим судебным органом общей юрисдикции, и Государственным советом, высшим органом административной юрисдикции. [7, стр574]
Однако реализация принципа разделения властей в условиях различных политических режимов и форм правления осуществлялась далеко не одинаковыми методами.
Для Пятой республики характерно заметное усиление роли исполнительной власти и ослабление роли Парламента. Иными словами во Франции в рамках государственно-правовой системы центр тяжести сместился с представительного органа к органу, осуществляющему исполнительную власть. Ее носителями выступают Президент Республики и Правительство. Причем, в соответствии с Конституцией Президент наделен так называемыми собственными, единоличными полномочиями, которые он может осуществлять самостоятельно. Правительство Республики несет ответственность за свою деятельность перед Национальным собранием – Нижней палатой Парламента.
Одной из существенных особенностей государственного механизма Пятой Республики состоит в том, что его практическое функционирование напрямую зависит от того, совпадают ли президентское и парламентское большинство. В тех случаях, когда политические силы, поддерживающие Президента, одновременно контролируют Национальное собрание, роль Президента как носителя исполнительной власти заметно возрастает. Практически в этой ситуации он формирует Правительство из своих единомышленников и руководит его деятельностью.
Если политические силы, контролирующие Национальное собрание, не принадлежат к президентскому блоку, ситуация складывается совершенно иная. В этом случае в связи с существованием института парламентской ответственности Президент вынужден назначить Правительство, представляющее оппозиционные силы. Возможности Президента по осуществлению исполнительной власти резко сужаются. Роль Правительства во главе с Премьер-министром заметно возрастает.
Конституция 1958 года наделила весьма значительными, в том числе самостоятельными, полномочиями главу государства. Это обстоятельство послужило основанием для утверждений об установлении в стране режима личной власти. Однако практика функционирования конституционного механизма во Франции показала, что в целом она строится на принципах правового государства в условиях достаточно реального контроля за исполнительной властью со стороны представительных учреждений, а следовательно, нет оснований характеризовать эту Конституцию, и политический режим Франции как антидемократический или авторитарный.[7, стр543]
Республика (от лат. res publika — букв.: дело общественное) — форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются непосредственно народом, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентом).
Республики, как и монархии, существуют с древнейших времен. Известны различные классификации республик. Главный критерий различия — кому, каким социальным слоям и политическим силам выборы обеспечивают власть.
Различают республики аристократические (боярские, как было на Руси), в основе которых — сословный ценз, происхождение, «родовитость»; демократические, основанные на принципе гражданства, бессословности. Платон в сочинении «Государство» выделял тимократическую республику, основанную на принципе высокого имущественного ценза (так было в Афинах до конституции Солона), называя тимократию «худшей формой правления, господством корысти».
Современное государствоведение различает следующие виды республиканской формы правления: а) парламентскую, б) президентскую и в)смешанную парламентско-президентскую. Главный признак подобного деления — кто же реально влияет на исполнительную власть. Исполнительная власть концентрирует фактическую мощь страны, ибо осуществляет всю организационную повседневную работу по управлению различными процессами жизнедеятельности общества, наведению и поддержанию порядка. Она осуществляется непрерывно, опирается на конкретные территорию, контингенты людей, информационные, финансовые и иные ресурсы, использует не только организационно-правовые, административно-политические методы воздействия, но имеет право на легитимное принуждение.
Именно в силу огромного влияния на жизнь общества, исполнительная власть во всех формах республик имеет статус подзаконной, т. е. действует на основе и в рамках законов, принимаемых представительной властью. Она выступает как вторичная власть, что означает:
а) правительство в своем составе (кабинет министров, Совет Министров или по-другому названный руководящий орган исполнительной власти), структура и полномочия органов исполнительной власти определяются либо главой государства — президентом, монархом, либо парламентом, либо при их совместном участии;
б) правительство периодически отчитывается и несет политическую ответственность либо перед главой государства, либо перед парламентом, либо имеет «двойную ответственность» и может быть отставлено соответствующим институтом власти.
Парламентская республика предусматривает приоритетную роль парламента с конституционно-правовой точки зрения. Парламент формирует правительство и в любой момент может отозвать его вотумом недоверия. Доверие парламента — обязательная предпосылка для деятельности правительства. Политическая ответственность правительства осуществляется только перед парламентом. Глава правительства назначается парламентом; как правило, это лидер победившей на парламентских выборах и ставшей правящей партии. Правительство формируется на основе соглашений парламентских политических фракций; в результате оно контролируется не только и не столько парламентом, сколько политическими партиями.
Президент в парламентской республике — «слабый» президент, т. е. он избирается парламентом, а не всенародно. Можно признать, что президент в такой ситуации как бы воспринимает функции монарха в парламентской монархии: царствует, но не правит. Парламент является единственным органом, непосредственно легитимированным народом. Италия, Турция, Германия, Греция, Израил
Президентская республика возникла в США на основе учета опыта британского парламентаризма и была законодательно закреплена в Конституции 1787 г. Широкое распространение такая форма республики получила затем в Латинской Америке (Бразилии, Мексике, Уругвае и в других странах). (
Отличительные признаки президентской республики:
• президент и парламент в равной степени легитимированы народом. Президент «сильный», он избран народом и потому может апеллировать к нему в случае конфликта с парламентом;
• президент одновременно является главой государства и главой правительства, отсутствует дуализм исполнительной власти;
• президент нуждается в согласии парламента на формирование правительства, но в выборе своей «команды» он свободен и независим от политической поддержки парламента, не руководствуется принципом партийной принадлежности при подборе министров;
• парламент не может сместить правительство с помощью вотума недоверия;
• чтобы не допустить излишней концентрации власти у президента, конституцией предусматривается «механизм сдержек и противовесов» его власти: президент не вправе распустить парламент, а парламент может инициировать импичмент (отстранение от должности) президента.
К концу XX в. в мире насчитывалось около 70 президентских государств. США
Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентскойреспубликой) — форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентской республиками. ервой республикой с подобной формой правления была Веймарская республика в Германии (1919—1933 годы)[источник не указан 1302 дня]. Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1958 года), Португалия, Литва, Словакия, Россия, Украина, Киргизия,Финляндия
Первый антитрестовский закон Шермана(«Акт с целью защиты торговли и коммерции от незаконных ограничений и монополий») был принят еще в 1890 г., но он имел довольно ограниченный эффект. Он часто применялся не против крупнейших монополий, а против профсоюзных объединений. Произвольное судебное толкование закона Шермана уравнивало профсоюзы и корпорации, а забастовки рабочих позволяло причислять к «сговорам с целью ограничения торговли».
Углубление социального расслоения, периодические экономические спады конца XIX – начала XX вв. вели к росту недовольства против монополистического капитала среди средних слоев, рабочих, фермерства, прогрессивной интеллигенции. В стране возникло широкое антитрестовское движение «прогрессистов», сопровождаемое ростом активности профсоюзов и требованиями беднейших слоев, добивавшихся государственной системы социальной защиты. Идея «обновления» экономической и социальной политики начинает проникать в обе основные партии: республиканскую и демократическую.
Так, президент-республиканец Т. Рузвельт выступил за расширение прерогатив президента с тем, чтобы национальное правительство стало осуществлять контроль над деятельностью трестов с целью обуздания «нечестной игры». Принятый по его инициативе в 1903 г. закон («Акт об ускорении разбирательства и разрешения процессов по справедливости»)требовалускорения судопроизводства по антитрестовским делам и отдавать таким делам «приоритет над другими делами». В функции созданного позднее министерства торговли и труда,в частности, входили сбор информации и рассмотрение «нечестной деятельности корпораций». Требования «честной игры» Т. Рузвельт распространял и на отношения рабочих с предпринимателями.
США — федеративная республика. В основу конституционной системы положены принципы разделения властей и федерализма. Разделение властей предполагает организационную независимость трех «ветвей» государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной. На федеральном уровне они представлены соответственно конгрессом, президентом, Верховным судом.
Реализация принципа разделения властей на практике происходит через разграничение их функций и взаимодействие, в результате которого не допускается усиление одной «ветви» власти за счет другой. Идея взаимоконтроля и уравновешивания властей получила воплощение в системе «сдержек и противовесов». Таким образом обеспечивается стабильность государственных институтов и незыблемость общественного строя. Федерализм предусматривает относительно жесткое разграничение сфер компетенции федеральных властей и властей штатов.
Особенность политического строя США состоит в наличии двухпартийной системы, при которой государственный руль находится попеременно у демократической нли республиканской партии. Широкое распространение телевидения способствовало тому, что предвыборная борьба, за которой следят миллионы избирателей, происходит теперь, главным образом, не между партиями, а между личностями, в частности между кандидатами на президентский пост. Характерной чертой национальных выборов является абсентеизм (неявка части зарегистрированных избирателей на участки для голосования, особенно лиц моложе 30 лет).
Возрастной ценз в США в 1971 г. снижен с 21 года до 18 лет. Поправка к конституции, провозглашающая юридическое равенство полов, была принята конгрессом в 1972 г., но не получила поддержки U штатов и в силу не вступила. В США существует лоббизм, с помощью которого частные и общественные организации («группы давления») воздействуют на процесс принятия государственных решений.
Конец 40-х — начало 50-х гг. были в США временем господства политической реакции. Опираясь на антипрофсоюзные и антидемократические законы, принятые конгрессом, власти организовали поход против инакомыслия, который вылился в травлю и судебное преследование коммунистов, членов общественных организаций, деятелей науки, литературы .искусства и просвещения. В обстановке разгула маккартизма (по имени сенатора Джозефа Маккарти, который возглавлял сенатскую комиссию по расследованиям) «неблагонадежных» лиц вызывали на допросы, у них брали отпечатки пальцев, проверяли на «детекторе лжи», многих увольняли с работы. Более 2,5 млн. государственных служащих прошли проверку «лояльности». Так отразилась на морально-политическом климате США «холодная война».
В начале 60-х гг. на почве идеологической нетерпимости, милитаризма и расизма в США стало развиваться ультраправое движение. Политический курс президента Джона Кеннеди (1917—1963), выступавшего за удовлетворение ряда требований избирателей, принятие закона о гражданских правах и отход от конфронтации с Советским Союзом, вызывал сопротивление консерваторов и расистов. 22 ноября 1963 г. Кеннеди был злодейски убит в городе Далласе (штат Техас). Это «преступление века» было расценено как результат нетерпимости и фанатизма, насаждавшихся правыми кругами, которые пользовались поддержкой спецслужб и нефтяных магнатов Техаса.
Во время президентских выборов 1964 г. правые силы вступили в борьбу за политическую власть в стране. Их лидер сенатор Барри Голдуотер был выдвинут кандидатом в президенты от республиканской партии. Его программа требовала ликвидации демократических свобод, усиления гонки вооружений, наступления на всех фронтах «холодной войны». Большинство избирателей отвергли программу Голдуотера и отдали голоса кандидату демократов Линдону Джонсону, так как он осуждал безрассудство ультраправых, высказывался за поиски путей к миру.
Однако Джонсон стал проводить по существу тот же курс в международных делах, за который выступал Голдуотер. Война во Вьетнаме резко обострила кризис внутренней и внешней политики США. В атмосфере жестокости и беззакония стали совершаться убийства политических деятелей, которые в той или иной степени выступали против милитаризма и расизма. В апреле 1968 г. в Мемфисе (штат Теннесси) был убит выдающийся руководитель движения за гражданские права чернокожих американцев лауреат Нобелевской премии мира священник Мартин Лютер Кинг. Спустя два месяца от пули убийцы в Лос-Анджелесе (штат Калифорния) погиб сенатор Роберт Кеннеди, добивавшийся выдвижения кандидатом на пост президента от демократической партии. Эти проявления политического гангстеризма вызвали негодование в широких слоях американского народа и у международной общественности.
Показателем глубокого политического кризиса стало так называемое уотергейтское дело. В 1972 г. во время избирательной кампании группа лиц, связанных с комитетом по переизбранию Р. Никсона президентом, была задержана в вашингтонском отеле «Уотергейт», где находилась штаб-квартира демократической партии, в момент установки подслушивающего устройства. Пути расследования вели в Белый дом. Многие помощники и доверенные лица главы государства были привлечены к судебной ответственности. Оказавшись перед перспективой отстранения от должности, Никсон в августе 1974 г. сложил с себя полномочия президента.
В последующие годы американский народ неоднократно был свидетелем разоблачений коррупции в высших эшелонах власти. Не один высокопоставленный чиновник лишился своего поста за использование должностного положения в корыстных целях.
В середине 80-х гг. широкую известность приобрел скандал по так называемому делу «Иран-контрас». Суть его состоит в том, что часть средств, вырученных за поставки оружия Ирану, Белый дом тайно, без санкции конгресса, перевел в качестве военной помощи руководителям никарагуанских «контрас», участвовавших в гражданской войне против сторонников революционного правительства. «Уотергейтский» и «ирангейтский» скандалы заметно ослабили доверие американцев к исполнительной власти. Долгое время самой влиятельной и массовой партией США, способной к социальному маневрированию, была демократическая партия. Со второй половины 60-х гг. она оказалась в состоянии затяжного кризиса, вызванного социальными потрясениями в стране, агрессией США во Вьетнаме и неэффективностью социально-экономического регулирования. На шести президентских выборах (1968—1988 гг.) демократы потерпели пять поражений. Их социальная база сузилась за счет отхода средних слоев и апатии малообеспеченных избирателей. Партия оказалась перед перспективой идейно-политической переориентации и поиска новой долгосрочной программы.
Руководство республиканской партии, которая продолжительное время оставалась партией меньшинства, хотя и пользовалась поддержкой крупного капитала, направило с конца 60-х гг. свою политическую стратегию на создание массовой базы избирателей. Во второй половине 70-х гг. в США начался политический цикл, ознаменовавшийся господством правоконсервативных сил, пришедших к руководству республиканской партии. Их программа требовала ограничения роли государства в экономическом и социальном регулировании, создания благоприятных условий для укрепления позиций «большого бизнеса», «возрождения сильной Америки». Олицетворением этого курса был «рейганизм», достигший своего пика в 1983—1984 гг., затем консервативная волна постепенно пошла на убыль. Преобладающей тенденцией в американской политической жизни стал сдвиг к центру.
На политическую арену в США вышло поколение людей, родившихся после второй мировой войны. Заметное влияние на их взгляды оказали массовые общественные движения 60-х гг. и «уотергейтский» кризис. Многим представителям нового поколения политиков присуще сочетание умеренно консервативного отношения к экономическим проблемам с либеральным подходом к вопросам социальной политики и международным делам. Эти факторы подготовили почву для перехода администрации Джорджа Буша (род. в 1924 г.), находившейся у власти в 1989—1992 гг., к более умеренному курсу.
Особенностью политической жизни США было «разделенное правление», когда Белый дом контролировали республиканцы, а обе палаты конгресса — демократы. Поэтому политика Вашингтона зависела от взаимодействия этих двух центров власти. Глава администрации учитывал влияние демократической оппозиции в конгрессе и предпочитал не допускать конфликтных ситуаций, применяя тактику переговоров и соглашений. Проявляя в политических делах прагматизм и «разумную осторожность», Буш стремился опираться на двухпартийный консенсус (согласие) по основным вопросам внутренней и внешней политики. Однако его достижение оказалось трудной задачей. В итоге принятие решений по многим вопросам задерживалось, что вызывало в стране неудовлетворенность действиями высших органов власти.
Сокращение военных расходов в связи с окончанием «холодной войны» привело к росту безработицы. Застой в экономике в начале 90-х гг. и вызванные им трудности усилили критику Д. Буша за недостаточное внимание к социально-экономическим проблемам. На президентских выборах в ноябре 1992 г. победу одержал кандидат демократической партии губернатор штата Арканзас Уильям (Билл) Клинтон (род. в 1946 г.), выступавший под лозунгом «Америке нужны перемены!».
Соединенные Штаты Америки являются государством, в котором установлено разделение властей, поэтому высшим представительным и законодательным органом страны является парламент. В конституции США принято разделение парламента на две палаты: верхнюю и нижнюю. Первая называется Сенатом, вторая – Палатой представителей. Смысл разделения парламента США на две палаты состоит в том, что инициируемые и принимаемые нижней палатой законопроекты проходят обязательное согласование у членов верхней палаты, которая намного чаще встает на сторону позиций, отстаиваемых правительством страны. Выборы в верхнюю палату парламента (Сенат) проходят менее демократическим путем, чем в Палату представителей.
История парламента США начинается с собравшегося в 1774 году Континентального конгресса. На этот конгресс съехались делегаты из 13 британских колоний в Северной Америке, которые впоследствии сформировали руководящий орган США на время прохождения Американской революции. Впервые двухпалатный парламент США был собран в 1789 году, а уже на следующий год он переехал на Капитолийский холм в Вашингтоне.
В Палате представителей парламента Соединенных Штатов Америки состоит 435 участников, каждый из которых представляет собственный избирательный округ. Переизбираются члены нижней палаты парламента США один раз в два года.
Сенат США состоит из 100 членов, срок действия полномочий которых после избрания составляет шесть лет. Каждый штат, независимо от своей территории и численности населения, имеет двух сенаторов.
ПАРЛАМЕНТ — важнейший государственный институт, носитель законодательной власти. П. как институт политической власти впервые появился в Англии в XIII в., первоначально он имел сословный характер. С середины XIV в. в П. Великобритании появляется в противовес палате лордов палата общин, которая представляет национальные интересы, и с ее появлением П. превращается в орган представительной демократии. Развитие парламентского верховенства относится к более позднему времени — XVIII в. П. осуществляет не только законотворческую функцию, но и функцию контроля за деятельностью правительства. П. различаются по структуре и объему компетенции. В соответствии со структурой П. делятся на однопалатные и двухпалатные. Однопалатные П. характерны преимущественно для развивающихся стран. Двухпалатные П. сегодня существуют в большинстве стран мира. Они возникли как результат исторического развития и совмещения сословного и общедемократического типов представительства и явились практическим решением острейшего, политического вопроса: как совместить требования демократии с профессионализмом в сфере политики. Акцент на профессионализм вел к кастовости, элитарности в политической жизни, широкий доступ народных масс в сферу принятия политических решений мог привести к разрушению традиционных политических институтов, анархии и, в конечном счете, обернуться охлократией и деспотизмом. На эту проблему, Б частности, указывали создатели амер. Конституции, которых беспокоил «чрезмерный» популистский потенциал нижней палаты П. В качестве главного ограничителя популистских настроений, масс основной преградой некомпетентности и разрушительному радикализму призвана была стать другая палата Конгресса — Сенат. В России опыт парламентаризма не получил должного развития. Первый проект созыва народных представителей был разработан Сперанским по поручению Александра I, но реализован не был Аналогичные проекты возникали и позже, но судьба их была сходна с первым. Александр III и Николай II неоднократно заявляли о том, что строй Империи остается и должен оставаться самодержавным. Первым парламентом в России стала I Государственная Дума (1906), просуществовавшая всего полтора месяца. Попытки г.осле резолюции 1917 г. обойтись в политической жизни без П., заменив последний системой Советов (основанной на слиянии законодательной и исполнительной власти), на практике обернулись диктатурой. По объему компетенции современные П. разделяют на: П. с абсолютно определенной компетенцией (США, Франция); с абсолютно неопределенной компетенцией (Великобритания, Италия, Ирландия); с относительно определенной компетенцией (ФРГ, Индия). Несмотря на различия в деятельности П., круг их полномочий очерчен довольно четко, это — законодательные полномочия, полномочия принятия бюджета, контроль за деятельностью правительства, внешнеполитические полномочия.