Взаимоотношения БССР с РСФСР. Образование СССР
После окончания гражданской войны и провозглашения Декларации о независимости БССР от 31 июля 1920 г. Республика, находившаяся в состоянии тяжелейшей хозяйственной разрухи, приступила к мирному строительству. В центре внимания высших органов власти и управления БССР прежде всего были вопросы восстановления разрушенного войной хозяйства. Тяжелое экономическое положение (почти полное уничтожение предприятий, разрушение городов и деревень, сокращение более чем наполовину посевных площадей, безработица и др.) усугублялось недовольством крестьян продразверсткой.
Однако переход к НЭПу и замена продразверстки продналогом в 1921 способствовали более активному восстановлению народного хозяйства республики. В этот период активизируется деятельность высших органов власти и управления БССР: Всебелорусского съезда Советов, Центрального Исполнительного Комитета и его Президиума, а также Совета Народных Комиссаров. Образованный на первой сессии ЦИКа БССР 18 декабря 1920 г. СНК, возглавляемый председателем ЦИК и СНК А.Г. Червяковым, принимает меры по восстановлению промышленности, сельского хозяйства, реализации программы перехода к НЭПу, уделяет внимание народному образованию, здравоохранению, подготовке необходимых кадров, стабилизации обстановки в республике, укреплению советской власти и др.
Руководство БССР уделяет также внимание вопросам, связанным с суверенитетом и территориальной целостностью республики. Находясь в положении «младшего брата» по отношению к РСФСР, о чем было заявлено на I съезде Советов БССР, республика начинает всё более проявлять себя как самостоятельное государство. Первый шаг в этом отношении был сделан на II съезде Советов БССР, когда было принято решение о подтверждении мандата, выданного ВРК правительству РСФСР на ведение от имени БССР мирных переговоров с Польшей. Новый уровень взаимоотношений Белорусской ССР с РСФСР закрепил Союзный рабоче-крестьянский договор от 16 января 1921 г., ратифицированный ВЦИК РСФСР и ЦИКом ССРБ в июле 1921 г. В нем признавались «независимость и суверенность каждой из договаривающихся сторон», при этом подчеркивалось, что «из самого факта прежней принадлежности территории ССРБ к бывшей Российской империи для ССРБ не вытекает никаких обязательств по отношению к кому бы то ни было» (История Советской Конституции / Под ред. С.С.Студеникина. М., 1957. С.265-266). В договоре говорилось, что с целью военного и хозяйственного союза объединяются следующие наркоматы: 1) военных и морских дел; 2) Высшего Совета народного хозяйства; 3) внешней торговли; 4) финансов; 5) труда; 6) путей сообщения; 7) почт и телеграфа. Объединенные наркоматы входят в состав правительства РСФСР, руководство ими осуществляет Всероссийский съезд Советов и ВЦИК, а в СНК БССР они имеют своих уполномоченных. Договор свидетельствовал о некотором расширении прав БССР, т.к. наметилась тенденция законодательной регламентации взаимоотношений обеих республик. Кроме того, соответственно договору, только по вопросам, связанным с деятельностью объединенных наркоматов, преобладали полномочия РСФСР. Другие же вопросы Беларусь имела право решать самостоятельно. О расширении полномочий республики свидетельствует также декрет ЦИК БССР от 21 января 1922 г., в котором говорилось, что все декреты и постановления российских центральных учреждений «обязательны для Белоруссии только в том случае, если они в установленном порядке подтверждены с опубликованием о том в «Собрании узаконений и распоряжений Рабоче-Крестьянского правительства ССР Белоруссии» или, в соответствующих случаях, сообщены подлежащей Центральной властью ССРБ для исполнения непосредственно на месте» (Вішнеўскі А.Ф., Юхо Я.А. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі ў дакументах і матэрыялах. Мн.:Акадэмія МУС, 2003. С.230).
Проблема взаимоотношений советских республик систематически обсуждалась на партийных и советских съездах. В августе 1922 г. ЦК РПБ(б) создал специальную комиссию по подготовке проекта договора о дальнейшем взаимоотношении республик, в которую вошли представители всех республик. Подготовленный руководителем Народного комиссариата по делам национальностей И.Сталиным так называемый проект «автономизации» был подвергнут резкой критике, особенно со стороны В.Ленина. В связи с этим был подготовлен новый проект об образования СССР, в котором говорилось, что республики должны были войти в новый союз на основе принципов свободного волеизъявления и равенства. 14 декабря 1922 г. ІV съезд Советов БССР принял постановление о необходимости объединения республик на основе взаимного равенства, тесных экономических и политических связей. Для подписания необходимых документов съезд избрал делегацию. 30 декабря 1922 г. первый общесоюзный съезд Советов утвердил в основном проекты двух документов - Договора и Декларации об образовании СССР, которые в связи с их чрезвычайной важностью передавались республикам на дополнительное рассмотрение. V Всебелорусский съезд Советов одобрил проект общесоюзной Конституции. 31 января 1924 г. на II Всесоюзном съезде Советов была утверждена первая Конституция СССР.
21 марта 1921 г. постановлением ЦИК БССР было принято положение о представительстве ССРБ при правительстве РСФСР, которое образовывалось с целью координации деятельности и обобщения практической работы органов и учреждений обеих республик. Полномочное представительство БССР явилось новым типом советского учреждения, выполнявшим функции дипломатической миссии. Одним из направлений деятельности этого учреждения являлась работа среди белорусского населения Витебской и Гомельской губерний, отошедших к РСФСР, а также оказание помощи в возвращении беженцев.
После восстановления БССР в 1920 г. ее территория состояла только из шести уездов Минской губернии (Бобруйского, Борисовского, Игуменского (с 1923 г. Червенского), Мозырского, Минского и Слуцкого площадью 52, 3 тыс.км2 и населением в 1544 тыс. чел.), т.к. в процессе создания Литовско-Белорусской ССР в 1919 г. к РСФСР отошли Витебская, Могилевская и западные уезды Смоленской губернии, а территория Западной Беларуси на основе Рижского мирного договора от I8 марта 1921 г. отошла к Польше. В связи с этим руководство БССР неоднократно поднимало вопрос о неполноте территориального устройства республики. Летом 1921 г. в центральных органах РСФСР был поднят вопрос о создании единого экономического района с центром в Смоленске, в состав которого должны были войти Витебская, Гомельская, Смоленская, Брянская губернии и БССР. Однако руководство БССР предложило свой проект создания единого экономического района путем расширения территории республики и включении в ее состав исконно белорусских земель. Проект был представлен в Совет труда и обороны и Госплан РСФСР. Несмотря на то, что он был поддержан Председателем Президиума Госплана РСФСР Г.М.Кржижановским, его практическое осуществление началось только после продолжительной настоятельной просьбы БССР.
В декабре 1923 г. Президиум ЦИК СССР утвердил состав специальной комиссии, которая рассматривала конкретные материалы по каждому уезду. При рассмотрении этого вопроса было решено руководствоваться принципом преобладания белорусского населения в том или ином уезде, однако это решение не было соблюдено. В результате первого укрупнения территории БССР, утвержденного Президиумом ВЦИК РСФСР в феврале 1924 г., в состав республики были возвращены из Витебской губернии - Витебский, Полоцкий, Сенненский, Суражский, Городокский, Дриссенский, Лепельский и Оршанский уезды, а в РСФСР остались Себежский, Невельский и Велижский уезды (в апреле 1919 г. Могилевская губерния была преобразована в Гомельскую); из Гомельской губернии - Климовичский, Рогачевский, Быховский, Могилевский, Чериковский, Чаусский уезды, а в РСФСР остались Гомельский и Речицкий уезды; из Смоленской губернии - 18 волостей Горецкого и Мстиславского уездов. Территория БССР увеличилась более чем в 2 раза (110,5 тыс. км2), а численность населения возросла до 4,2 млн. человек. Витебская губерния была ликвидирована. 17 июля 1924 г. ЦИК БССР упразднил прежнее административно-территориальное деление и ввел новое: округа, районы, сельсоветы. Было создано 10 округов (Оршанский, Бобруйский, Борисовский, Витебский, Калининский, Могилевский, Мозырский, Минский, Полоцкий, Слуцкий), в которые входили 100 районов и 1202 сельсовета. В декабре 1926 г. состоялось второе укрупнение территории БССР, в результате которого в состав республики были возвращены Речицкий и Гомельский уезды, переименованные впоследствии в округа. Гомельская губерния была ликвидирована. К 1927 г. территория БССР составила 125,8 тыс. км2 с населением 5 млн. человек. 9 июня 1927 г. были ликвидированы Борисовский, Калининский, Речицкий и Слуцкий округа, а 26 июля 1930 г. — последние шесть округов. Количество районов в БССР также изменилось. 15 января 1938 г. в Белорусской ССР было введено областное деление: Витебская область включала 20 районов. Гомельская - 14, Могилевская - 21, Минская -20, Полесская - 15.