Метод науки – это совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет, получаются новые знания
Предметом ТГП являются общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, их взаимосвязь, сущность формы содержания государственно-правовых явлений, законности, правопорядка, правомерное поведение.
Специфика предмета ТГП:
- Изучает закономерности возникновения, развития, функционирования государственно-правовых явлений. Где понимается:
· закономерности – устойчивые связи явлений и процессов, которые выражают их сущность. Закономерности явлений обусловлены конкретной исторической обстановкой,
· возникновение – процесс появления сущности нового качества,
· развитие – приобретений появившейся сущности новых качеств или утрата старых,
· функционирование – взаимосвязь процесса появления с другими процессами и явлениями.
- Государство и право в рамках ТГП изучаются в единстве,
- Результаты исследований выражаются в теоретических понятиях и категориях: сущность, механизм, функции и др.,
- Государство и право изучаются в их динамике, которая выражается в их функционировании.
Объект ТГП как юридической науки является государственно-правовая действительность.
Предмет и объект тесно взаимосвязаны между собой, но полностью не совпадают, т.к. объект – это круг явлений и процессов, на изучение которых направлены несколько родственных наук, а предмет – круг явлений и процессов, изучением которых занимается конкретная наука. Таким образом, понятие «объекта» шире, и его составной частью является понятие «предмета» науки.
2. Методология теории государства и права.
Метод науки – это совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет, получаются новые знания.
Все методы, используемые при исследовании предмета ТГП можно поделить на 3 группы:
- общефилософские методы (метафизика, диалектика).
- Метафизика позволяет изучать процессы и явления такими, какие они есть в статике и покое.
- Диалектика как метод познания дает возможность исследователю изучить процессы и явления государственно-правовой действительности в их постоянном развитии, движении и взаимодействии друг с другом. Диалектический метод основан на 3 основных законах диалектики:
i. Закон перехода количественных изменений в качественные
ii. Закон единства и борьбы противоположностей
iii. Закон отрицания отрицания
Создатель: Аристотель
Вильгельм Гегель отказался от привычных философских терминов. Создатель законов.
- общенаучные методы – способы и приемы исследования, которые используются на различных этапах познания различных наук. Эта группа методов представлена такими, как:
- анализ – метод, с помощью которого возможно разложение сложных предметов и явлений на составные части, изучение которых в отдельности позволяет получить представление о явлении в целом.
- синтез – противоположность анализа, составные части чего-либо складываются в единое целое. Методы анализа и синтеза чаще всего рассматриваются как единое целое.
- индукция – метод, основанный на движении мысли от частного к общему
- дедукция – от общего к частному
- системный метод – позволяет наиболее детально изучить структуру государственно-правовых явлений и взаимодействие составляющих их элементов
- функциональный – основан на изучении предметов и явлений в процессе их реального действия или функционирования
- частно-научные:
- формально-юридический – позволяет на основе анализа понятий право и государство изучить их анатомию
- метод правового эксперимента – способствует уяснению закономерностей внедрения теоретических положений на практике
- сравнительно-правовой
3. Теория государства и права в системе юридических и иных гуманитарных наук.
Система юриспруденции подразделяется на следующие группы юридических наук:
- ТГП как общая теоретическая отрасль юридической науки,
- Историко-правовые науки (ИГПЗС, ИГПО, ИППУ),
- Специальные отраслевые юридические науки (КП, УП, АП, ГП и др.)
- Юридические науки тесно связанные со специальными отраслевыми, но имеющие свой предмет изучения (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия),
- Международные науки: МЧП и МПП.
ТГП выполняет роль общей исходной теоретической основы для существования и развития других юридических наук.
В свою очередь ТГП опирается на конкретный материал историко-правовых, специально-отраслевых наук, обобщая и анализируя их данные по различным вопросам.
ТГП со всеми гуманитарными науками объединяет общий объект познания, в качестве которого выступает человеческое общество.
Связь ТГП и философии. ТГП использует философские категории и всеобщие понятия (прогресс, функция, свобода, развитие и др.). В развитие ТГП большую роль играют философские методы познания. В свою очередь философия опирается на выработанный ТГП материал, и который помогает формулировать общие принципы государственно-правового развития общества.
Связь ТГП и политологии. Используя политические знания, данные, ТГП рассматривает государственно-правовые явления не только с точки зрения их внутреннего строения, формы, сущности, но и под углом зрения на их места и роли в системе других политических по своему характеру явлений. В свою очередь политология использует понятия ТГП.
4. Соотношение и взаимосвязь государства и права.
Единствосостоит в том, что государство и право:
1. возникают и развиваются совместно;
2. имеют одинаковые подходы к сущности и типологии;
3. выступают средствами управления, инструментами власти;
4. призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;
5. основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами и т.п.
Различия между государством и правом:
1. если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор;
2. если государство выражает силу, то право — волю;
3. если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права — норма;
4. они также не совпадают по формам, функциям и т.д.
Взаимодействие государства и права:
1. с одной стороны, воздействие государства на право состоит в том, что первое формирует изменяет, отменяет второе (правотворчество), а также реализует и охраняет его (правоприменения);
2. с другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов.
Выделяют два основных типа взаимоотношениймежду государством и правом:
1. когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (характерно для антидемократических государств);
2. когда право стоит над государством, выступая его ограничителем (характерно для правовых государств).
5. Причины и формы возникновения государства.
Объединению общества способствовали и меняющиеся климатические условия. Исчезновение крупных животных привело к расформированию больших охотничьих коллективов. На их основе возникали небольшие семейные группы, которые вели кочевой образ жизни, вступая в дружеские союзы с другими.
Исчезновение животных привело к изменению пищевого рациона за счет растительной пищи. Кроме того, люди начали замечать, что большую пользу приносит не охота на животных, а их разведение. Появляется скотоводство, которое позволило иметь не только постоянный источник питания, но и дополнительную продукцию. Занятие скотоводством не требовало коллективных усилий. И результат труда зависел от усилий отдельной личности. Сам труд стал трудоемким, а потому основной производительной силой стал мужчина.
Впервые в обществе появляется избыточный продукт, что повлияло на характер семейно-брачных отношений. Мужчина становится главой семьи и получает возможность самостоятельно прокормить семью. Из общества выделяется парная семья, дети наследуются за отцом. Появляется патриархат.
Специализируясь на земледелии и скотоводстве, а потом и на ремесле, люди были вынуждены обмениваться продуктами. В этой связи появляется класс купцов. Произошло 3 крупных разделения труда:
- отделение земледелия от скотоводства
- выделение ремесленников
- появление купцов
Они привели к повышению производительности труда, к получению относительно избыточных продуктов, которые накапливались у отдельных лиц, постепенно становясь их собственностью.
Таким образом, появляется частная собственность. Она стала основой расслоения общества на богатых и бедных, основой появления классов. Указанный выше процесс принято называть процессом перехода от присваивающей (собирательной) экономике к производящей. И факторы этого процесса называют причинами возникновения государства.
Причины установлены марксисткой теорией происхождения государства.
Процесс возникновения государства у различных народов шел по-разному.
Энгельс (упомянутая работа) выделял 3 формы возникновения государства:
- древнеафинскую (классическую) – особое значение в этом процессе имели реформы трех государственных деятелей: Тезия, Солона, Клисфена. Тезий учредил центральную власть и вне зависимости от родовой принадлежности поделил население на 3 класса:
- эфпотриды – благородные сословия – наделялись исключительным правом замещения должностей
- геоморы – ремесленники
- демиурги – земледельцы
Солон в основу деления граждан уже на 4 класса положил имущественный ценз – размер и доходы землевладения. Управленческие должности могли занимать лишь представители 3 класса, а наиболее ответственные -1 класс. 4 класс имел право голосовать и выступать на общем собрании.
Клисфен всю территорию Аттики поделил на 100 самоуправляемых общин-округов, во главе которых стояли старейшины.
- дренеримскую – процесс формирования государства у древних римлян был обусловлен борьбой между патрициями и плебеями. Патриции составляли коренную римскую аристократию, плебеи являлись бесправным пришлым населением и первоначально не допускались к управлению обществом.
- древнегерманскую – появление государства у древних германцев ускорилось завоеванием ими огромной территории римской империи, для управления которой органы власти родового строя были непригодны. В тех исторических условиях нельзя было не принять многочисленные населения римлян в родовые поселения германцев, не господствовать над ними. Поэтому становится необходимой иная организация власти, стоящая над обществом и располагающая разветвленным аппаратом управления.
Азиатская форма возникновения государства характеризуется тем, что формированию государства способствовали климатические условия, обусловившие необходимость выполнения грандиозных ирригационных и строительных работ. При этом, родоплеменная знать, обеспечивающая управление тысячами рабов постепенно трансформировалась в государственные органы. Государство стало организатором производства. Коллективная собственность превратилась в государственную, и только потом появились ее частные формы и классовые расслоения.
6. Соотношение общества и государства.
Общество — (в широком смысле) совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; (в узком) исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.
Государство – это особая суверенная территориальная организация политической власти, которая с помощью специально созданного аппарата управления и с привлечением национальных ресурсов обеспечивает выполнение как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, осуществляется на основе согласования общесоциальных, групповых и личных, индивидуальных интересов.
Общество и государство — понятия несовпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе кроме государства есть и негосударственные структуры (политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.д.). Государство есть лишь политическая часть общества, его элемент.
Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности.
Государство по отношению ко всему обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса — нередко как орудие подавления и насилия.
Хронологические рамки общества и государства тоже не совпадают: первое возникло раньше и имеет более богатую историю своего развития, нежели второе. Рожденное развивающимся обществом, государство приобретает по отношению к нем) относительную самостоятельность. Причем степень этой самостоятельности постоянно изменяется, зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия
7. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.
Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение.
Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной, общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства, общества и т.н.); она — важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.
Государственная власть представляет собой особую разновидность социальной власти. Согласно одной точке зрения, государственная власть — более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: партиями, общественными организациями и т.п. Согласно другой точке зрения, понятие «политическая власть» тождественно понятию «государственная власть», гак как первая исходит от государства и реализуется не иначе, как при его (прямом или косвенном) участии.
Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
Характерные черты государственной власти:
1. распространяется на все общество;
2. носит публично-политический характер;
3. опирается на государственное принуждение;
4. осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);
5. система налогов;
6. деление населения по территориальному признаку и др.
8. Понятие и определение государства.
Государство – это особая суверенная территориальная организация политической власти, которая с помощью специально созданного аппарата управления и с привлечением национальных ресурсов обеспечивает выполнение как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, осуществляется на основе согласования общесоциальных, групповых и личных, индивидуальных интересов.
С точки зрения отражения в управленческой деятельности определенных интересов в современной ТГП принято разделять 2 стороны сущности государства:
1. формальная – состоит в том, что государство является особой организацией политической власти, выступая в качестве инструмента организации жизни общества и средства управления им
2. содержательная – показывает социальное назначение государства и позволяет ответить на вопрос, в чьих интересах государство осуществляет свою управленческую деятельность
Подходы к сущности государства:
- классовый – государство определяется как организация политической власти экономически господствующего класса,
- общесоциальный – государство определяется как организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп.
Выделяют также религиозный, национальный и расовый подход.
9. Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества.
Государство – это особая суверенная территориальная организация политической власти, которая с помощью специально созданного аппарата управления и с привлечением национальных ресурсов обеспечивает выполнение как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, осуществляется на основе согласования общесоциальных, групповых и личных, индивидуальных интересов.
Государство – организация непосредственного политического властвования. Все другие организации, входящие в политическую систему общества, участвуют в осуществление власти опосредовано, через государство, в различной мере и в различных формах сотрудничая с ним.
Признаки:
- государство является единственным официальным представителем в пределах своих территориальных границ - всего общества, всего населения.
- для управления обществом государство располагает мощным разветвленным аппаратом управления обществом, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций.
- государство – единственная организация, обладающая суверенитетом. Суверенитет – это верховенство государственной власти на своей территории и независимость его на международной арене.Таким образом, суверенитет бывает внутренним и внешним.
- законы, издаваемые государством, обязательны для всех на его территории как коллективных, так и индивидуальных юридических и физических лиц
- государство имеет специально созданный карательный аппарат и органы принуждения,
- государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.
- для создания аппарата управления и органов принуждения, государство располагает мощной финансовой системой.
- тесная связь с правом.
10. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы.
Тип государства – это совокупность общих признаков, свойственных, как правило, исторически обособленной группе государств и выраженных в единстве их экономической основы, классовой сущности и социального назначения государства.
- Формационный подход:
- был разработан в рамках марксистской теории права.
- Согласно ему, тип государства определяется экономическим строем классового обществ, соответствующей ему классовой структуры и его классовой сущностью.
- Марксизм рассматривал историю как естественный исторический процесс смены общественно экономических формаций. Каждая формация предопределяет тип государства.
- Общественно-экономическая формация состоит из экономического базиса и надстройки. Типы государств:
· рабовладельческое
· феодальное
· буржуазное
· социалистическое
Достоинства формационного подхода
1. продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;
2. показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.
Недостатки формационного подхода:
1. ход развития буржуазного государства наглядно обнаружил одно из самых уязвимых мест марксистской теории, которое заключается в заданном программировании на длительную перспективу однолинейного движения истории: все формации выстраиваются в единый ряд, и все народы как бы «обязываются» проходить весь путь от одной формации к другой , от одного государства к другому.
2. Критически надо отнестись и к связанному с формационным подходом мнением о том, что социалистическое государство – это исторически последний и в этом смысле, высший тип государства.
2. Цивилизационный подход:
· основными критериями выступают духовные признаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и пр.
· В частности, по мнению одного из представителей данного подхода А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков.
· В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную и т.п.
Достоинства цивилизационного подхода:
1. выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях;
2. в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более «заземленная» типология государств.
Недостатки цивилизационного подхода:
- недооцениваются социально-экономические факторы;
- по сути дела это типология не столько государства, сколько общества.
11. Правовое государство: понятие и принципы формирования.
Правовое государство – это демократическое государство, в котором политическая власть ограничена правом, выражающим волю всего общества, где создаются все условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Принципы формирования правового государства:
- Признание человека основной социальной ценностью, гарантированность его прав и свобод,
- Подчинение государства гражданскому обществу, предполагающее господства права и верховенство закона,
- Взаимная ответственность государства и личности. Гражданин несет перед государством все виды ответственности, в то время как государство отвечает перед ним лишь в гражданско-правовом порядке, возмещая причиненный вред.
- Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, их взаимное ограничение с помощью закрепленной системы сдержек и противовесов.
- Соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права.
12. Разделение властей как принцип организации и деятельности правового государства.
Главное требование принципа разделения властей, сформулированное еще Д. Локком и Ш. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих ветвей власти, являясь самостоятельной и сдерживающей другие, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.
Система «сдержек и противовесов», установленная в Конституции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.
Так, применительно к законодательной властииспользуется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль призван играть Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Деятельность Конституционного Суда РФ также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты.
В отношении исполнительной властииспользуются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих отношения, которые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия Правительству, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью.
Для судебной властитоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судей и т.п.
Кроме всего прочего, фиксируются правоограничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность государственных структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом».
13. Понятие формы государства.