Культура в годы перестройки.

Практическая работа №2

Тема: Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура.

Цель: Раскрыть характер творчества художников, писателей, архитекторов, ученых СССР 70-80-х гг. на фоне русской культуры.

Ответить на вопросы:

1) Особенности развития советской культуры в послевоенные и 80-е гг. (1950-1980-е гг.)

2) Развитие духовной сферы в 1965-1985 гг.

3) Наука в 1953-1984 гг.

4) Диссидентское движение.

5) Выводы

Ход работы.

Особенности развития советской культуры в послевоенные и 80-е гг. (1950-1980-е гг.)

Развитие культуры в послевоенные годы.

Основные дости­жения в послевоенной литературе были связаны с раз­работкой темы Великой Отечественной войны. Наряду с при­знанными литераторами М. А. Шолоховым, К. Г. Паустовским, М. М. Пришвиным и другими известность получают писатели Э. Г. Казакевич, Б. Н. Полевой, В. Ф. Панова и др.
Перу Б.Н. Полевого принадлежит «Повесть о настоящем человеке», очень популярная не только в СССР, но и за ру­бежом. Фильм по ее мотивам стал одним из самых любимых у советских зрителей. А. А. Фадеев написал роман «Молодая гвардия», в котором показал мужественную борьбу советской молодежи против фашистов. Почти сразу после войны, в 1946 г., А.Т. Твардовский создал стихотворение «Я убит подо Ржевом», ставшее одной из вершин послевоенной поэ­зии. О войне пишут Э.Г. Казакевич («Звезда», «Весна на Оде­ре»), JI.С. Соболев («Зеленый луч»), Олесь Гончар («Знаме­носцы»), П. П. Вершигора («Люди с чистой совестью»), Д. Н. Медведев («Сильные духом»), Б. А. Лавренёв («За тех, кто в море») и др.
В театрах популярностью пользовались пьесы Б. С. Ромашо­ва «Великая сила», А. А. Крона «Кандидат партии», А.Е. Кор­нейчука «Калиновая роща» и др. В период борьбы с космо­политизмом появился ряд талантливых драматических про­изведений, разоблачавших буржуазное общество, его идеоло­гию: «Голос Америки» Б. А. Лавренёва, «Русский вопрос» К. М. Симонова, «Заговор обреченных» Н.Е. Вирты, «Я хочу домой» С.В. Михалкова и др.

В послевоенные годы советская кинематография была в значительной мере восстановлена, но производство художе­ственных фильмов сократилось. Однако именно в эти годы были сняты художественные ленты «Молодая гвардия», «Подвиг разведчика», «Кубанские казаки», «Весна», «Встре­ча на Эльбе», «Золушка», до сих пор пользующиеся большой популярностью.

В изобразительном искусстве появилось немало по­лотен на военную тематику: А. И. Лактионов «Письмо с фрон­та», В. Н. Костецкий «Возвращение» и др. Поощрялось соз­дание картин, изображающих «вождя народов» И. В. Сталина, строительство коммунизма. В портретной живописи наряду с образом героя-победителя появляется и образ мирного тру­женика.

Культура в годы застоя.

После отставки Н. С. Хрущева по­литика власти в сфере культуры была нацелена на преодоле­ние «крайностей». В 1970 г. из журнала «Новый мир» ушел А.Т. Твардовский. Одновременно «за национализм» был снят с поста главного редактора журнала «Молодая гвардия» В. Никонов. Журнал «Октябрь», вокруг которого группи­ровались сторонники «возврата к сталинизму», также под­вергся критике.

Несмотря на все ограничения, а возможно и благодаря им, культурная жизнь второй половины 60-х - первой полови­ны 80-х гг. в СССР стала чрезвычайно глубокой и разносторонней. Ежегодно издавалось 4,3 млн. экземпляров книг и брошюр. Правда, среди них большой процент занимали про­изведения классиков марксизма-ленинизма, партийные до­кументы, поэтому хорошие книги были в дефиците. Огром­ной (и тоже дефицитной) была подписка на журналы. Попу­лярностью пользовались романы Ю. В. Бондарева, Б. JI. Васильева, Ю. В. Трифонова, П. JI. Проскурина, Чингиза Айтма­това, А. С. Иванова, других писателей, принадлежавших к различным, нередко противостоящим друг другу идейным направлениям. Феноменом советской литературы того време­ни стала так называемая «деревенская проза» (Ф. А. Абра­мов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, В. Г. Распутин, Б. А. Можаев, М. Шукшин и др.), обращавшаяся к проблемам в жизни села, взаимоотношению власти и крестьянства, вопросам эко­логии.

О духовном мире советских людей можно судить по рабо­там режиссеров Г. А. Товстоногова, А. В. Эфроса, М. А. Захаро­ва, О. Н. Ефремова, Г. Б. Волчек, Т. Е. Абуладзе, актеров (Е. А. Лебедев, К. Ю. Лавров, О. В. Басилашвили, С. Ю. Юр­ский, Т. В. Доронина, Р. Я. Плятт, В. В. Тихонов, И. О. Горбачев, М. А. Ульянов, Н. В. Мордюкова и др.).

Творческий расцвет переживали кинорежиссеры С. Ф. Бон­дарчук («Война и мир», «Они сражались за Родину»), Ю.Н. Озеров (киноэпопея «Освобождение», «Солдаты свободы»), С.И. Ростоцкий («Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие...», «Белый Бим Черное ухо»), А. А.Тарковский («Андрей Рублев», «Солярис», «Сталкер»), Э.А.Рязанов («Ирония судьбы», «Гараж», «Служебный роман»), Л.И.Гай­дай («Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию»). Особую любовь зрителей приобретают телесериалы «Семнадцать мгновений весны» (Т.М. Лиознова), «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» (В.И.Усков и В. А. Краснопольский), «Место встречи изме­нить нельзя» (С.С.Говорухин) и др.

Советское балетное искусство продолжало триумфальное шествие по миру (М. М. Плисецкая, Н. И. Бессмертнова, М.Э.Лиепа, В. В. Васильев, Е. С. Максимова, Н. В. Павлова,

В. М. Гордеев, А. Б. Годунов,М. Н. Барышников и др.) Опера была представлена творчеством И. К. Архиповой, В.А.Атлантова, З.Л. Соткилавы, Е. В. Образцовой, Т.И.Синявской, Е. Е. Нестеренко, Б. Т. Штоколова, А. А. Эйзена и др. Огромные очереди стояли на выставки художников И. С. Глазунова и М. Шилова, творившего в реалистической манере.

Еще одним своеобразным явлением советской культуры стала авторская песня. Символом этого явления было творчество С. Высоцкого. Не менее известны песни Ю. И. Визбора, Ю. Ч. Кима, Б. Ш. Окуджавы и др. Популярным среди молодежи
было творчество музыкальных рок-групп, например «Машины
времени», «Цветов». Самыми известными эстрадными певцами в те годы являлись М. М. Магомаев, И. Д. Кобзон, Э.С. Пьеха, Э. А. Хиль, А. Б. Пугачева, С.М.Ротару,
Л.В.Лещенко, музыкальные ансамбли «Самоцветы», «Песняры», «Ореро» и др.

Культура в годы перестройки.

Гласность способствовала публикации в СССР многих запрещенных ранее произведе­ний. Среди них были романы А.Н. Рыбакова «Дети Арбата», В. Д. Дудинцева «Белые одежды», Д. А. Гранина «Зубр», А. А. Бека «Новое назначение», В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба». Эти книги были посвящены сталинскому времени и показывали трагические судьбы людей. Появились в печати и более ранние произведения: «Мы» Е. И. Замятина, «Повесть непогашенной луны» Б. А. Пильняка, «Чевенгур» и «Котло­ван» А. П. Платонова и др. Большими тиражами выходили труды русских философов, историков, социологов Н. А. Бердя­ева, В. С. Соловьева, П. А. Сорокина, В. Н. Лосского, И. А. Ильи­на. Позже стали издаваться и произведения писателей-эмигрантов И. А. Бродского, Г. Н. Владимова, В. Н.Войновича, А. А. Галича, В. П. Некрасова, Э. В. Лимонова и др. Среди та­ких произведений особый резонанс вызвала публикация «Ар­хипелага ГУЛАГ» и других книг А. И. Солженицына.

Размышления, связанные с неблагополучным состоянием общества, получили широкое отражение в литературе: пове­стях В. Г. Распутина «Пожар» (1985), В. П. Астафьева «Пе­чальный детектив» (1987) и др.

Заметные изменения произошли в кинематографе. Симво­лом перестройки стал фильм Т.Е.Абуладзе «Покаяние» о временах сталинских репрессий. Появились давно снятые, но не показываемые ранее картины А. Я. Аскольдова «Комис­сар», А.Г.Германа «Проверка на дорогах», «Мой друг Иван Лапшин». В период перестройки были сняты и получили известность художественные и документальные фильмы «Зав­тра была война» Ю.В. Кары, «Холодное лето пятьдесят тре­тьего» А. А. Прошкина, «Собачье сердце» В.В.Бортко, «Так жить нельзя» и «Россия, которую мы потеряли» С. С. Говору­хина.

Разнообразной стала музыкальная жизнь страны. Из полуподполья вышла рок-музыка, зазвучали песни эмигрант­ских авторов. Огромным успехом у молодежи пользовались песни Виктора Цоя, Игоря Талькова и др.

Наши рекомендации