Культура в годы перестройки.
Практическая работа №2
Тема: Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура.
Цель: Раскрыть характер творчества художников, писателей, архитекторов, ученых СССР 70-80-х гг. на фоне русской культуры.
Ответить на вопросы:
1) Особенности развития советской культуры в послевоенные и 80-е гг. (1950-1980-е гг.)
2) Развитие духовной сферы в 1965-1985 гг.
3) Наука в 1953-1984 гг.
4) Диссидентское движение.
5) Выводы
Ход работы.
Особенности развития советской культуры в послевоенные и 80-е гг. (1950-1980-е гг.)
Развитие культуры в послевоенные годы.
Основные достижения в послевоенной литературе были связаны с разработкой темы Великой Отечественной войны. Наряду с признанными литераторами М. А. Шолоховым, К. Г. Паустовским, М. М. Пришвиным и другими известность получают писатели Э. Г. Казакевич, Б. Н. Полевой, В. Ф. Панова и др.
Перу Б.Н. Полевого принадлежит «Повесть о настоящем человеке», очень популярная не только в СССР, но и за рубежом. Фильм по ее мотивам стал одним из самых любимых у советских зрителей. А. А. Фадеев написал роман «Молодая гвардия», в котором показал мужественную борьбу советской молодежи против фашистов. Почти сразу после войны, в 1946 г., А.Т. Твардовский создал стихотворение «Я убит подо Ржевом», ставшее одной из вершин послевоенной поэзии. О войне пишут Э.Г. Казакевич («Звезда», «Весна на Одере»), JI.С. Соболев («Зеленый луч»), Олесь Гончар («Знаменосцы»), П. П. Вершигора («Люди с чистой совестью»), Д. Н. Медведев («Сильные духом»), Б. А. Лавренёв («За тех, кто в море») и др.
В театрах популярностью пользовались пьесы Б. С. Ромашова «Великая сила», А. А. Крона «Кандидат партии», А.Е. Корнейчука «Калиновая роща» и др. В период борьбы с космополитизмом появился ряд талантливых драматических произведений, разоблачавших буржуазное общество, его идеологию: «Голос Америки» Б. А. Лавренёва, «Русский вопрос» К. М. Симонова, «Заговор обреченных» Н.Е. Вирты, «Я хочу домой» С.В. Михалкова и др.
В послевоенные годы советская кинематография была в значительной мере восстановлена, но производство художественных фильмов сократилось. Однако именно в эти годы были сняты художественные ленты «Молодая гвардия», «Подвиг разведчика», «Кубанские казаки», «Весна», «Встреча на Эльбе», «Золушка», до сих пор пользующиеся большой популярностью.
В изобразительном искусстве появилось немало полотен на военную тематику: А. И. Лактионов «Письмо с фронта», В. Н. Костецкий «Возвращение» и др. Поощрялось создание картин, изображающих «вождя народов» И. В. Сталина, строительство коммунизма. В портретной живописи наряду с образом героя-победителя появляется и образ мирного труженика.
Культура в годы застоя.
После отставки Н. С. Хрущева политика власти в сфере культуры была нацелена на преодоление «крайностей». В 1970 г. из журнала «Новый мир» ушел А.Т. Твардовский. Одновременно «за национализм» был снят с поста главного редактора журнала «Молодая гвардия» В. Никонов. Журнал «Октябрь», вокруг которого группировались сторонники «возврата к сталинизму», также подвергся критике.
Несмотря на все ограничения, а возможно и благодаря им, культурная жизнь второй половины 60-х - первой половины 80-х гг. в СССР стала чрезвычайно глубокой и разносторонней. Ежегодно издавалось 4,3 млн. экземпляров книг и брошюр. Правда, среди них большой процент занимали произведения классиков марксизма-ленинизма, партийные документы, поэтому хорошие книги были в дефиците. Огромной (и тоже дефицитной) была подписка на журналы. Популярностью пользовались романы Ю. В. Бондарева, Б. JI. Васильева, Ю. В. Трифонова, П. JI. Проскурина, Чингиза Айтматова, А. С. Иванова, других писателей, принадлежавших к различным, нередко противостоящим друг другу идейным направлениям. Феноменом советской литературы того времени стала так называемая «деревенская проза» (Ф. А. Абрамов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, В. Г. Распутин, Б. А. Можаев, М. Шукшин и др.), обращавшаяся к проблемам в жизни села, взаимоотношению власти и крестьянства, вопросам экологии.
О духовном мире советских людей можно судить по работам режиссеров Г. А. Товстоногова, А. В. Эфроса, М. А. Захарова, О. Н. Ефремова, Г. Б. Волчек, Т. Е. Абуладзе, актеров (Е. А. Лебедев, К. Ю. Лавров, О. В. Басилашвили, С. Ю. Юрский, Т. В. Доронина, Р. Я. Плятт, В. В. Тихонов, И. О. Горбачев, М. А. Ульянов, Н. В. Мордюкова и др.).
Творческий расцвет переживали кинорежиссеры С. Ф. Бондарчук («Война и мир», «Они сражались за Родину»), Ю.Н. Озеров (киноэпопея «Освобождение», «Солдаты свободы»), С.И. Ростоцкий («Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие...», «Белый Бим Черное ухо»), А. А.Тарковский («Андрей Рублев», «Солярис», «Сталкер»), Э.А.Рязанов («Ирония судьбы», «Гараж», «Служебный роман»), Л.И.Гайдай («Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию»). Особую любовь зрителей приобретают телесериалы «Семнадцать мгновений весны» (Т.М. Лиознова), «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» (В.И.Усков и В. А. Краснопольский), «Место встречи изменить нельзя» (С.С.Говорухин) и др.
Советское балетное искусство продолжало триумфальное шествие по миру (М. М. Плисецкая, Н. И. Бессмертнова, М.Э.Лиепа, В. В. Васильев, Е. С. Максимова, Н. В. Павлова,
В. М. Гордеев, А. Б. Годунов,М. Н. Барышников и др.) Опера была представлена творчеством И. К. Архиповой, В.А.Атлантова, З.Л. Соткилавы, Е. В. Образцовой, Т.И.Синявской, Е. Е. Нестеренко, Б. Т. Штоколова, А. А. Эйзена и др. Огромные очереди стояли на выставки художников И. С. Глазунова и М. Шилова, творившего в реалистической манере.
Еще одним своеобразным явлением советской культуры стала авторская песня. Символом этого явления было творчество С. Высоцкого. Не менее известны песни Ю. И. Визбора, Ю. Ч. Кима, Б. Ш. Окуджавы и др. Популярным среди молодежи
было творчество музыкальных рок-групп, например «Машины
времени», «Цветов». Самыми известными эстрадными певцами в те годы являлись М. М. Магомаев, И. Д. Кобзон, Э.С. Пьеха, Э. А. Хиль, А. Б. Пугачева, С.М.Ротару,
Л.В.Лещенко, музыкальные ансамбли «Самоцветы», «Песняры», «Ореро» и др.
Культура в годы перестройки.
Гласность способствовала публикации в СССР многих запрещенных ранее произведений. Среди них были романы А.Н. Рыбакова «Дети Арбата», В. Д. Дудинцева «Белые одежды», Д. А. Гранина «Зубр», А. А. Бека «Новое назначение», В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба». Эти книги были посвящены сталинскому времени и показывали трагические судьбы людей. Появились в печати и более ранние произведения: «Мы» Е. И. Замятина, «Повесть непогашенной луны» Б. А. Пильняка, «Чевенгур» и «Котлован» А. П. Платонова и др. Большими тиражами выходили труды русских философов, историков, социологов Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева, П. А. Сорокина, В. Н. Лосского, И. А. Ильина. Позже стали издаваться и произведения писателей-эмигрантов И. А. Бродского, Г. Н. Владимова, В. Н.Войновича, А. А. Галича, В. П. Некрасова, Э. В. Лимонова и др. Среди таких произведений особый резонанс вызвала публикация «Архипелага ГУЛАГ» и других книг А. И. Солженицына.
Размышления, связанные с неблагополучным состоянием общества, получили широкое отражение в литературе: повестях В. Г. Распутина «Пожар» (1985), В. П. Астафьева «Печальный детектив» (1987) и др.
Заметные изменения произошли в кинематографе. Символом перестройки стал фильм Т.Е.Абуладзе «Покаяние» о временах сталинских репрессий. Появились давно снятые, но не показываемые ранее картины А. Я. Аскольдова «Комиссар», А.Г.Германа «Проверка на дорогах», «Мой друг Иван Лапшин». В период перестройки были сняты и получили известность художественные и документальные фильмы «Завтра была война» Ю.В. Кары, «Холодное лето пятьдесят третьего» А. А. Прошкина, «Собачье сердце» В.В.Бортко, «Так жить нельзя» и «Россия, которую мы потеряли» С. С. Говорухина.
Разнообразной стала музыкальная жизнь страны. Из полуподполья вышла рок-музыка, зазвучали песни эмигрантских авторов. Огромным успехом у молодежи пользовались песни Виктора Цоя, Игоря Талькова и др.