Государственное решение как научное понятие

Научное изучение интересующего нас явления предполагает определение его понятия. В данном случае речь идет об особом типе управленческих решений, составляющих функцию государ­ственной власти. Государственное решение — это выбор и обо­снование определенного проекта действий государственных ор­ганов, направленных на достижение общественных целей.

Следует различать политические и административные реше­ния. Первые — концентрированное выражение политического руководства. Они подчинены осуществлению общих интересов и общих целей социальных групп либо данного сообщества. Даже если политические решения принимаются на региональном уров­не или в рамках какого-то местного сообщества, они затрагивают интересы государственного союза людей, функционирование госу­дарственной власти. Административные решения представляют собой акты управленческих действий, регулирующих функцио­нирование отдельных видов производственно-хозяйственной, со­циальной и культурной жизни людей и текущей практической деятельности отдельных организаций. Административные реше­ния — функция органов исполнительной власти и управления.

Политические решения, в отличие от административных, все­гда прямо или косвенно адресованы определенным общественным группам людей, служат средством регулирования отношений между ними, являются способом выражения и реализации социальных интересов и целей. Они — результат деятельности субъектов по­литической власти и политического руководства. В соответствии с принципом приоритетности политики в государственном управ­лении политические решения имеют доминирующее значение по отношению к административно-управленческим.

Государственное решение характеризуется прежде всего субъек­том, принимающим решение — руководящий орган государствен­ной власти — коллегиальный или индивидуальный — лидер; субъектом—исполнителем решения — аппараты государствен­ной службы; объектом, которому адресовано решение — ниже­стоящие органы управления, социальные группы, занятые в раз­личных сферах жизнедеятельности общества, политические и об­щественные объединения.

Другие характеристики государственного решения:

— авторитет решения, что означает уровень субъекта госу­дарственной власти, принимающего решение, его легитимность и обоснованность;

— диапазон решения, что характеризует политическое про­странство, в рамках которого оно действует, и объем задач, охва­тываемый данным решением; политические решения, как прави­ло, многоцелевые;

— информационная обеспеченность решения, т.е. информа­ционная база его принятия, в том числе научная;

— технология и стиль принятия решения — совокупностьметодов и приемов подготовки и принятия решения, способов получения и восприятия информации, необходимой для решения, порядок и характер обсуждения альтернативных вариантов проектов и определения приоритетных из них; подходы при фор­мулировании целей и при выборе средств для их осуществления;

— типы принятия решений — демократический или автори­тарный;

— практическая значимость решения.

Государственные решения группируются по многим основани­ям. В частности: по уровню субъектов в системе государственной власти и управления — решения федеральных, региональных и местных органов; по характеру целей и задач — решения поли­тические или административные, руководящие и исполнительс­кие, стратегические или оперативно-тактические, общегосудар­ственные или относящиеся к отдельным областям государствен­ной жизни; по сферам жизнедеятельности общества — решения хозяйственно-экономические, социальные, по проблемам государ­ственного строительства и управления, культурного строитель­ства и пр.; по масштабам охвата объекта управления — решения общесистемные, общеполитические, макроэкономические, микро­социальные (относящиеся к отдельным группам производствен­но-экономических и социальных коллективов); по управленчес­ким функциям — вопросам планирования, организации, контро­ля и др.

Примерами политических решений служат: государственные программы, социально-экономические, социально-политические концепции и военно-стратегические концепции, законодатель­ные акты конституционного характера, принятые Федеральным Собранием РФ, указы Президента России по общим вопросам деятельности государства и др. В числе административно-уп­равленческих решений следует назвать постановления Прави­тельства России, а также приказы и распоряжения министерств и ведомств.

Решения на региональном уровне формулируются в виде зако­нов, принимаемых представительными органами власти, консти­туций республик, уставов областей, краев, постановлений глав администраций субъектов Федерации и др. Они могут быть как политико-правовыми, так и административными актами.

Административные решения федеральных правительственных органов и субъектов Федерации могут нести в себе политический аспект в той мере, в какой они выступают средством реализации общефедеральной политики или Основного Закона государства. И вообще подчеркнутое нами различие между политическими и административными решениями относительно, поскольку, как говорилось, государственное управление по природе своей явле­ние политическое. Политика же — определяющий уровень (в смыс­ле значимости) управления. Это признается и отдельными зару­бежными авторами. Например, французский политолог М. Поня-товский разделяет руководство общественными делами на три уровня: политика — означает, что делать и почему; исполнение — как делать и при помощи чего; администрирование — подсоб­ное средство [1].

Наши рекомендации