Разноуровневое занятие. Россия на рубеже ХХ-ХХ I вв
Основные понятия и названия:
постиндустриальное общество; "шоковая терапия"; рыночная экономика; либерализация цен; конвертируемость рубля; ваучер; инфляция; приватизация; постмодернизм; новый традиционализм; новое искусство; инсталляция; перфомансы; "утечка мозгов"; девальвация; дефолт; Договор ОСНВ-2; "Группа восьми"; "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество"; Евразийское экономическое сообщество; Государственная дума; Совет Федерации; Федеральное Собрание; Хасавюртские соглашения; Федеративный договор; Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ); Либерально-демократическая партия России (ЛДПР); партия "Яблоко"; партия "Единая Россия"; "Союз Правых сил"; Межрегиональное движение "Единство"; "Отечество - Вся Россия"; Избирательный блок "Родина"
Основные даты:
1992 г.- начало радикальной экономической реформы в Российской Федерации.
1993 г.- подписание договора между Россией и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2).
1993 г.- Всероссийский референдум о доверии политике Президента России.
1993 г.- конфликт между Президентом и Верховным Советом России. Принятие новой Конституции Российской Федерации.
1994 г.- принятие НАТО программы "Партнёрство во имя мира" и участие в ней России. Начало первой военной операции в Чечне.
1996 г.- подписание соглашений в Хасавюрте по Чечне. Вступление России в Совет Европы.
1998 г.- финансовый кризис и дефолт в России.
1999 г.- начало второй военной компании в Чечне. Договор России с Республикой Беларусь об образовании союзного государства. Отставка Б.Н. Ельцина с поста Президента России.
2000 г.- избрание В.В. Путина Президентом Российской Федерации.
2003 г.- референдум в Чеченской Республике. Выборы в Государственную думу.
2004 г.- избрание В.В. Путина Президентом Российской Федерации на второй срок.
2005 г- принятие приоритетных национальных проектов.
Персоналии:
Ельцин Б.Н.; Гайдар Е.Т.; Чубайс А.Б.; Черномырдин В.С.; Хасбулатов Р.И.; Руцкой А.В.; Жириновский В.В.; Явлинский Г.А.; Зюганов Г.А.; Д. Дудаев; Кириенко С.В.; Степашин С.В.; Путин В.В.; Примаков Е.М.; Касьянов М.М.; Фрадков М.Е.; Иванов И.С.; Токарева В.С.; Довлатов С.Д.; Пелевин В.О.; Улицкая Л.Е.; Соломин Ю.М.; Ульянов М.А.; Лавров К.Ю.; Волчек Г.Б.; Захаров М.А.; Табаков О.П.; Леонов Е.П.; Фрейндлих А.Б.; Гурченко Л.М.; Гергиев В.А.; Ростропович М.Л.; Мацуев Д.; Башмет Ю.А.; Михалков Н.С.; Лунгин П.С.; Церетели З.К.; Глазунов И.С.; Шилов А.М.; Войнович В.Н.; Астафьев В.П.; Герман А.Г.; Распутин В.Г.; Светланов Е.Ф.
Основные вопросы:
1. Радикальная социально-экономическая трансформация страны и её издержки.
2. Общественно-политическое развитие и становление новой российской государственности.
3. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
4. Искусство и культура России к началу XXI в.
Литература
1. Вяземский В.В., Елисеев Н.В. СССР - Россия: От М.С. Горбачёва до В.В. Путина. М., 2004.
2. Зевелев А., Павлов Ю. Созидатель или разрушитель? Б.Н. Ельцин: Факты и размышления. М., 2008.
3. Москва. Осень-93. Хроника противостояния. М., 2004.
4. Олещук В.А., Павленко В.Б. Политическая Россия. Партии. Блоки. Лидеры. М., 2007.
2007.
5. http:// www.russ.ru/antolog/1993 (Хроника путча 199 3 г.)
Разноуровневый контроль знаний по теме "Россия на рубеже XX - XXI вв."
I уровень
1. С какой меры в январе 1992 г . была начата либерализация российской экономики?
2. Как называется процесс превращения государственной собственности в частную?
3. Укажите название неименных приватизационных чеков, на основе которых проводился первый этап превращения государственной собственности в частную.
4. Кто сменил Е.Т. Гайдара на посту главы правительства в 1992 г.?
5. Каким путём проводился второй этап приватизации в России?
а) путём акционирования государственных предприятий;
б) путём продажи государственных предприятий через аукционы.
6. В каком году в России началась ликвидация советских органов власти?
7. Какой новый орган законодательной власти появился в стране после ликвидации прежнего органа?
8. Какова главная причина противостояния исполнительной и законодательной ветвей власти в 1993 г.?
9. Какая форма правления провозглашалась в Российской Федерации согласно Конституции 1993 г.?
10. Какова главная идея Договора об общественном согласии, принятом в 1994 г .?
11. Какая партия получила наибольшее число мест в VI Государственной Думе?
12. Кто являлся основным кандидатом от оппозиции на президентских выборах в России в 1996 г.?
13. Какой документ, подписанный в 1992 г. субъектами Российской Федерации, определил порядок федеративного устройства России?
14. В каком году в Хасавюрте были подписаны соглашения между представителями федеральной стороны и сепаратистами по Чечне? Что они предусматривали?
15. Какие новые слои населения появились в российском обществе в 90-е гг. ХХ в.?
16. Какое событие произошло в России в августе 1998 г.?
17. Кто был избран Президентом нашей страны в 2000 г.?
18. Какое количество федеральных округов было создано указом Президента РФ на всей территории России в 2000 г.?
19. Какой новый совещательный орган при Президенте РФ был создан в 2000 г .?
20. Какие политические партии современной России вы знаете?
21. Назовите четыре приоритетных национальных проекта, принятых в 2005 г .
22. Что такое постиндустриальное общество ?
23. Какое сообщество мы называем " Большой восьмёркой " или " Группой восьми "?
24. Какие новые документы появились в 90-е гг. в области контроля над вооружением?
25. Является или не является Россия членом Совета Европы?
26. С какой республикой Россия в 1999 году подписала Договор об образовании союзного государства?
27. Кто был первым министром иностранных дел суверенной России?
28. Укажите хронологические рамки первой и второй чеченской войн.
29. Что такое постмодернизм ?
30. Перечислите имена известных театральных режиссёров 90-х годов.
31. Чем знамениты В.А. Гергиев, М.Л. Ростропович, Д. Мацуев?
32. Какие два основных направления можно выделить в развитии живописи и архитектуры в постсоветской России?
33. К какому из них можно отнести творчество З.К. Церетели?
34. Назовите имена известных вам художников постсоветской России.
II уровень
1. О чём свидетельствовали итоги выборов 1993 г.?
2. В чём суть чеченской проблемы?
3. Охарактеризуйте президентские выборы 1996 г. и их результат. Почему Б.Н. Ельцину удалось стать Президентом России на второй срок?
4. Сравните характер действия федеральных сил в Чечне во время первой и второй чеченских войн.
5. Какое значение для новой России имело установление её государственной символики?
6. Охарактеризуйте итоги парламентских выборов 2003 г. Сравните их с результатами выборов в Государственную Думу предыдущих лет. Сделайте вывод.
7. Сравните задачи внешнеполитической деятельности, которые ставились в СССР в 1980-начале 1990-х гг. и в новой России.
8. Назовите основные успехи и проблемы внешней политики России в 1990-е гг.
9. Нарисуйте схему "Государственная власть в России по Конституции 1993 г."
10. Как изменилось отношение к религии и церкви в Российской Федерации?
11. Какое явление получило название "утечка мозгов"? Почему и каким образом борется с этим Российское государство?
12. В чём вы видите плюсы и минусы включения России в "Большую восьмёрку" ведущих государств мира?
13. Что в России начала 90-х гг. называли "шоковой терапией"?
III уровень
1. Ельцин утверждал, что "ХХ в. закончился в августе 1991 г.". Встречая 1993 г ., он напутствовал: "Наступает время строительства на обломках прошлого... Россия возвращается на дорогу здравого смысла". «В начале ХХ в. она была великой страной, шла по пути прогресса, но её столкнули с этого пути, вовлекли в гибельный эксперимент. Теперь мы возвращаемся к ... нормальным ценностям». Когда, по-вашему, для России закончился век ХХ?
2. В.В. Путин. Из выступления на форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического совета. Шанхай, 19 октября 2001 г. "Сегодня нельзя бояться глобализации, глобализация – объективный экономический процесс. Это я говорю как гражданин страны, которая особенно пострадала от изоляции. Изоляция губительна для экономики. Но нельзя не замечать и негативных сторон глобализации. Наиболее развитые страны должны понять, что невыгодно создавать базу бедности и нищеты в других странах. Бедность и нищета – это основа для терроризма и коррупции". Разделяете ли вы такую точку зрения? Каково ваше отношение к процессу глобализации?
3. Советская внешняя политика всегда строилась на приоритете так называемых классовых интересов. В условиях реформ в основу новой политики положено признание приоритета общечеловеческих интересов. Но в России действуют сотни партий и движений, выражающих интересы определённых групп и слоёв населения. Могут ли в условиях многопартийности быть признаны общечеловеческие ценности, отражающие интересы всех или абсолютного большинства людей?
4. В 1992 г. опросы общественного мнения в России показали, что 68% населения являлись сторонниками приватизации земли и только 18% были против. К осени 1993 г. доля сторонников приватизации уменьшилась до 55%, а доля её противников выросла до 26%. Чем это объяснить?
5. Развал бывшего Советского Союза обещал новый мировой порядок под коллегиальным надзором Востока и Запада. Новый порядок вскоре появился в югославских событиях (коллективные действия ряда стран), в боевых действиях в Ираке (на основе коллегиального решения ряда стран) и др. Однако вскоре США стали откровенно игнорировать Россию, предпринимая действия с применением силы в различных регионах мира. Например, об ударах США по Ираку, как сообщали газеты, президент России Б.Н. Ельцин узнал лишь из информационных программ. Решились бы американцы бомбить Ирак в той же ситуации, но несколько лет назад, когда он входил в сферу советского влияния?
6. В августе 1905 г. был издан Высочайший манифест об учреждении Государственной думы. Это был, пожалуй, первый шаг от царского самодержавия к парламентаризму. Однако проект думы не устраивал значительную часть как либерального, так и революционного лагеря, и большинство партий бойкотировали её. В октябре 1993 г . в России вышло положение о выборах депутатов в Государственную думу. Многие его аспекты также не устраивали ни демократов, ни коммунистов (выборы считались действительными, если в голосовании принимало участие 25% голосов списочного состава избирателей, избранными считались те, кто набирал простое большинство голосов, в выборах участвовали члены правительства и т.д.). Но на этот раз абсолютное большинство партий и движений, в том числе и компартия, выступили против бойкота думы. Почему?
7. В условиях советской власти происходили, по существу, "выборы без выбора", т.е. в бюллетени для голосования всегда вносилась лишь одна кандидатура, которая и становилась "победителем" без побеждённых. Тем не менее, активность избирателей была очень высокой. В условиях демократизации России (с конца 80-х гг. ХХ в.) выборы приобрели альтернативный характер. Но при этом одновременно стал катастрофически падать общественный интерес к этому основополагающему институту любого демократического государства. Из-за неявки избирателей в отдельных регионах выборы растягивались на годы, а, например, Владивосток и в XXI век вступил без законодательной власти. Чем объяснить этот феномен?
8. Выскажите своё мнение: почему существуют разные точки зрения о социально- экономических и политических преобразованиях, происходивших в нашей стране в 90-е гг. ХХ в.?
9. Что в развитии современной культуры кажется вам основным? Какие негативные явления существуют в нашей культуре? Каким образом их можно преодолеть?
10. Как вы понимаете слова: "Сильная государственная власть в России - это демократическое, правовое, дееспособное федеральное государство"?
Список использованной литературы
1. Кириллов В.В. История России: Учебное пособие.- М.: Юрайт – Издат., 2006.
2. Новые государственные стандарты школьного образования. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
3. Орлов А.С., Шестова Т.Л. Основы курса истории России. Тесты. – М.: Простор, 2009.
4. Сборник программ элективных курсов по истории, истории культуры / под ред. Т.Б. Качкиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2005.