Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории

Предмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте.

Предмет исторической науки – движение общества во времени, прошлое стран, народов, человечества, отдельных сторон деятельности общества. Содержание истории – исторический процесс, который раскрывается в явлении жизни людей. Задачи истории: 1) Изучение исторического процесса с целью лучшего понимания действительности. 2) Объяснение явлений и событий с позиции объективности и критицизма. 3) Поиск причинно-последственных связей как основы событий. 4) Пробуждение исторической памяти, национального самосознания. 5) Воспитание патриотизма, ответственности за судьбу страны. История тесно связана с другими гуманитарными дисциплинами: социологией, психологией, культурологией и др. В отличие от других наук история рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует совокупность явлений общественной жизни (экономики, политики, быта, культуры). История выполняет несколько значимых функций: 1) Теоретика познавательная. 2) Интеллектуально-развивающая. 3) Практика-политическая.

4) Патриотическо-воспитательная. 5) Формирования мировоззрение. Более 2-х тыс. лет назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и сегодня. Представители идеалистической концепции считают, что дух, разум, сознание первичны и более важны, чем природа и материя и, что именно они основа исторического процесса. Материалистическое направление считает, что материальная жизнь определяет сознание людей и, что экономические процессы определяют и духовное развитие. Современная отечественная историческая наука использует диалектико-материалистический метод исследования, который рассматривает развитие общества как натурально-исторический процесс, что определяется объективными закономерностями и находится под воздействием объективных факторов (деятельности масс, классов, партий, личностей). Все исторические факты изучаются с помощью принципов историзма, объективности, социального подхода, альтернативности.

Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории.

Формац. подход ( теория соцю- экономич. формаций) – в совецком союзе. Согласно теории можно выделить 5 формаций: 1. Первобытнообщинная; 2. Рабовладельческая; 3. Феодальная; 4. Капиталистическая; 5. Комунистическая. По данной теории законы развития общества зависят от развития производ. Сил, классовой борьбы и соц. революций. Сегодня теория формаций подвергается большинством ученых. 5 ее формаций не нащли всеобщего подтверждения не на одном континенте. На ряду форм. выдел. и цивилизац. Теорию. Заключ. в кач. главного объекта познания и опис. человеч. истории. Цивилиз. теория включает з исходных принципа: 1. Объектом является не соц.- эк. формы, не формы собственности, а человеч. общества.; 2. Человек исслед. во всех своих свойствах и проявлениях жихни; 3. Все сферы жизни общества: экономика, политика, право, культура, мораль, религия, этнич. ценность является равнонеобходимыми звеньями исторического процесса. Цивилиз. теория посвящена объяснению динамики и механизмов развития общества отбору в ходе этого процесса ценностей образующих основу универсальной цивилизации. Цивилизация – одно из самых ключевых понятий соврем., соц., гуманист. науки. Употребл. эквивалентом слова культура – в современное время. Научное понимание связано со спецификой предмета исследования. Что касается истории : несколько классифик. этого термина: * по типу хоз. деят. : - земледельческая; - индустриальная; * в зависимости от контакта с др. цивилиз. : - открытые; - закрытые; * в заваис. от двух главн. противостояний в мировой истории: - восточная; - западная; - промежуточная; * в завис. от способа производства: - первобытная; - рабовладельческая; - феодальная; - буржуазная; - социалистическая.; * в наст. время ученые в основу цивилизации все чаще кладут понятие культуры: - традиционная; - техногенная. Для техногенной характерно: 1. Особое представление о природе – сфера приложения сил человека.; 2. Человек рассматривается как активное существо которое призвано преобразовывать мир.; 3. Деятельность человека направлена на преобразование предметов, а не на самого себя.; 4. Акцент делается на развитие техники и технологии. Традиционная: 1. Не вмешательство в природу( человек - созирцатель); 2. Направленность человеком на совершенствование самого себя.; 3. Направленность на развитие техники и технологий, на автономию личности.

Наши рекомендации