Принцип добросовестного выполнения международных обязательств
В основе этого принципа лежит известная с древних времен норма рас1а]ипг зегуапёа (означает договоры должны соблюдаться). Статья 2 Устава ООН говорит об обязанности членов ООН соблюдать принятые на себя обязательства. Этот принцип получил закрепление в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., Декларации 1970 г., Хельсинкском Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и в других документах.
14.Понятие субъектов международного публичною права.
Субъекты международного права — это носители международных прав и обязанностей, возникающих из международных договоров и международных обычаев. Это их свойство называется правосубъектностью.
Любой субъект международного права обладает правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью.
Правоспособность субъекта международного права означает его способность иметь юридические права и обязанности.
Дееспособность субъекта международного права представляет собой приобретение и осуществление субъектом самостоятельно, своими действиями прав и обязанностей. Субъекты международного права несут самостоятельную ответственность за свои действия, т.е. обладают деликтоспособностью.
Можно выделить следующие признаки субъектов международного права:
1) способность к самостоятельным действиям, к неза
висимому осуществлению международных прав и обязан
ностей;
2) факт участия или возможность участия в междуна
родно-правовых отношениях;
3) статус участия, т.е. определенный характер участия
в международно-правовых отношениях.
Субъект современного международного права — это реальный или потенциальный субъект международно-правовых отношений, обладающий международными правами и обязанностями, определенными нормами международного права и способный нести международно-правовую ответственность.
Виды субъектов международного права:
1) государство, обладающее суверенитетом;
2) нации и народы, борющиеся за независимость;
3) международные универсальные организации;
4) государственноподобные организации.
15.Государство как субъект международною публичного права
Государства — первоначальные и основные субъекты международного права, обусловившие его возникновение и развитие. Государство в отличие от других субъектов международного права обладает универсальной правосубъектностью, не зависящей от воли других субъектов. Даже непризнанное государство имеет право защищать свою территориальную целостность и независимость, управлять населением на своей территории.
Первая попытка кодификации международно-правовых признаков государства была предпринята в межамериканской Конвенции о правах и обязанностях государства 1933г.
Признаками государства являются:
• суверенитет;
• территория;
• население;
• власть.
Определяющая роль государств объясняется наличием у них суверенитета — способности самостоятельно осуществлять внешнюю политику на международной арене и власть над населением своей территории. Отсюда вытекает равная правосубъектность всех государств.
Государство является субъектом международного права с момента возникновения. Его правосубъектность не ограничена временем и наибольшая по объему. Государства могут заключать договоры по любому вопросу и по своему усмотрению. Они вырабатывают нормы международного права, содействуя их прогрессивному развитию, обеспечивают их выполнение и прекращают действие этих норм.
Государства создают новые субъекты международного права (международные организации). Они определяют содержание объекта международно-правового регулирования, способствуя его расширению путем включения вопросов, ранее относящихся к их внутренней компетенции (например, права человека).
16.Правосубъектность народов и наций.
Нация, или народ (общий термин, относящийся к многонациональному населению), - сравнительно новый субъект международного права, получивший признание в результате закрепления в Уставе ООН принципа самоопределения народов. Право народа на самоопределение означает согласно Декларации 1970 г. право свободно, без всякого вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять экономическое, социальное и культурное развитие.
Под политическим статусом понимается либо создание государства, если нация его не имела, либо присоединение или объединение с другим государством. При наличии государства в рамках федерации или конфедерации нация может выйти из их состава.
Не все нации и народы могут быть признаны субъектами международного права, а лишь те из них, которые реально борются за свою независимость и создали органы власти, управления, которые способны представить интересы всей нации, народа в международных отношениях.
Таким образом, правосубъектность нации тесно связана с достижением самоопределения государства. Она проявляется в заключении договоров с другими государствами о помощи, участии в деятельности международных организаций в качестве наблюдателя.
17.Правосубъектность международных организаций.
Международные межправительственные организации относятся к производным субъектам международного права. Производными субъектами они называются потому, что создаются государствами путем заключения договора — учредительного акта, являющегося уставом организации. Объем правосубъектности, как и ее предоставление, зависит от воли государств-учредителей и закрепляется в уставе международной организации. Поэтому объем правосубъектности у международных организаций не одинаков, она определяется учредительными документами международной организации. Наибольшим объемом правосубъектности обладает ООН. Ее членами являются 185 государств. Республика Беларусь является одним из 50 государств - учредителей ООН, подписав ее Устав на Сан-Францисской конференции в 1945 г.
Правомерность любой международной организации определяется соответствием ее уставных принципов принципам Устава ООН. В случае противоречия международных обязательств государства по Уставу ООН приоритет отдается Уставу ООН.
Правосубъектность международной организации существует вне зависимости от воли государств-членов, даже если в ее учредительных документах прямо не сказано, что международная организация обладает правосубъектностью, причем специальной, т.е. ограниченной целями организации и ее уставом.
Как субъект международного права любая международная межправительственная организация имеет право заключать договоры, но только по вопросам, предусмотренным Уставом ООН, иметь представительства в государствах-членах (например, представительство ООН В Республике Беларусь).
Таким образом, международная (межгосударственная) организация — это объединение государств, созданное на основе международного договора для выполнения определенных целей, имеющее соответствующую систему органов, обладающее правами и обязанностями, отличными от прав и обязанностей государств-членов, и учрежденное в соответствии с международным правом.
18.Правосубъектность государственно-подобных образований.
Государственноподобные образования наделяются определенным объемом прав и обязанностей, выступают в качестве участников международного общения, обладают суверенитетом.
В качестве примеров государственноподобных образований можно назвать вольные города (Иерусалим, Данциг, Западный Берлин), статус которых определялся международным соглашением или резолюцией Генератьной Ассамблеи ООН (для Иерусалима). Такие города обладали правом заключать международные договоры, подчинялись только международному праву. Для этих субъектов были характерны демилитаризация и нейтрализация.
Государственноподобным образованием является Ватикан, созданный на основе Латеранского договора в 1929 г. Он участвует в работе ряда международных организаций и конференций, возглавляется главой католической церкви — Папой.
19.Международная правосубъектность индивидов
Проблема признания индивида субъектом международного права является дискуссионной, во многом спорной. Одни авторы отрицают правосубъектность индивида, другие признают за ним отдельные качества субъекта международного права.
Так, А. Фердросс (Австрия) полагает, что «отдельные лица в принципе не являются субъектами международного права, так как международное право защищает интересы индивидов, однако наделяет правами и обязанностями не непосредственно отдельных лиц, а лишь государства, гражданами которого они являются»2. Другие специалисты считают, что индивид может быть лишь субъектом международных правоотношений. «Индивиды, находясь под властью государства, не выступают на международной арене от своего имени как субъекты международного права,— пишет В. М. Шуршалов.— Все международные договоры и соглашения о защите личности, основных прав и свобод человека заключены государствами, а потому конкретные права и обязанности из этих соглашений вытекают для государств, а не для отдельных индивидов. Индивиды находятся под защитой своего государства, и те нормы международного права, которые направлены на охрану основных прав и свобод человека, главным образом реализуются через посредство государств»1. По его мнению, согласно действующим нормам международного права индивид иногда выступает как субъект конкретных правовых отношений, хотя он и не является субъектом международного права2.
Еще в начале XX в. примерно такую же позицию занимал Ф. Ф. Мартене. Отдельные частные лица, писал он, не суть субъекты международного права, но имеют в области международных отношений определенные права, которые вытекают из: 1) человеческой личности, взятой самой по себе; 2) положения этих лиц как подданных государства3.
Авторы семитомного «Курса международного права» относят индивида ко второй категории субъектов международного права. По их мнению, индивиды, «обладая определенным довольно ограниченным кругом прав и обязанностей по международному праву, сами непосредственно не участвуют в процессе создания норм международного права»4.
Противоречивую позицию в данном вопросе занимает английский юрист-международник Я. Броунли. С одной стороны, он справедливо полагает, что существует общая норма, согласно которой физическое лицо не может быть субъектом международного права, и в определенных контекстах индивид выступает как субъект права в международном плане. Однако, по мнению Я. Броунли, «было бы бесполезно относить индивида к субъектам международного права, поскольку это предполагало бы наличие у него прав, которых в действительности не существует, и не избавляло бы от необходимости проводить различие между физическим лицом и иными видами субъектов международного права»5.
Более взвешенную позицию занимает Э. Аречага (Уругвай), по мнению которого, «в самой структуре международного правопо рядка нет ничего, что могло бы помешать государствам предоставить индивидам определенные права, вытекающие непосредственно из какого-либо международного договора, или предусмотреть для них какие-то международные средства защиты»1.
Л. Оппенгейм еще в 1947 г. отмечал, что «хотя нормальными субъектами международного права являются государства, они могут рассматривать физических и иных лиц как непосредственно наделенных международными правами и обязанностями и в этих пределах делать их субъектами международного права». Далее он уточняет свое мнение следующим образом: «Лица, занимавшиеся пиратством, подлежали действию норм, установленных в первую очередь не внутригосударственным правом различных государств, а международным правом»2.
Японский профессор Ш. Ода считает, что «после первой мировой войны была сформулирована новая концепция, согласно которой индивиды могут быть субъектами ответственности за нарушения против международного мира и правопорядка и они могут быть преследуемы и наказываемы по международной процедуре»3.
Профессор Оксфордского университета Антонио Кассис полагает, что в соответствии с современным международным правом индивидам присущ международно-правовой статус. Индивиды обладают ограниченной правосубъектностью (в этом смысле они могут быть поставлены в один ряд с другими, помимо государств, субъектами международного права: повстанцами, международными организациями и национально-освободительными движениями)4.
Из российских юристов-международников наиболее последовательным противником признания правосубъектности индивида является С. В. Черниченко. Индивид «не обладает и не может обладать ни одним элементом международной правосубъектности», считает он5. По мнению С. В. Черниченко, индивида «нельзя "ввести в ранг" субъектов международного права путем заключения соглашений, допускающих прямые обращения индивидов в международные органы»6 Как было отмечено выше (§ 1 настоящей главы), субъекты международного права должны: во-первых, быть реальными (активными, действующими) участниками международных отношений; во-вторых, обладать международными правами и обязанностями; в-третьих, участвовать в создании норм международного права; в-четвертых, иметь полномочия по обеспечению выполнения норм международного права.
В настоящее время права и обязанности индивидов или государств по отношению к индивидам закреплены во многих международных договорах. Важнейшими из них являются Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г.; Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г.; Женевская конвенция о защите мирного населения во время войны 1949 г.; Устав Международного военного трибунала 1945 г.; Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.; Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 г.; Конвенция о политических правах женщин 1952 г.; Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.; многочисленные конвенции, одобренные МОТ1. Например, ст. 6 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. гласит: «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности».
Из региональных договоров отметим Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и 11 протоколов к ней; Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. Аналогичные конвенции имеются и в других регионах мира.
Эти договоры закрепляют права и обязанности индивидов как участников международных правоотношений, предоставляют индивиду права на обращение в международные судебные учреждения с жалобой на действия субъектов международного права, определяют правовой статус отдельных категорий индивидов (беженцев, женщин, детей, мигрантов, национальных меньшинств и т. д.).
Международные права индивидов, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, закреплены примерно в 20 многосторонних и в ряде двусторонних договоров.
Например, согласно ст. 4 Дополнительной конвенции об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 г., раб, нашедший убежище на судне участвующего в данной Конвенции государства, 1р50 ГасШ становится свободным. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. признает право каждого человека на: а) участие в культурной жизни; б) пользование результатами научного прогресса и их практическое применение; в) пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является.
В соответствии со ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Таким образом, в этой статье международное право гарантирует индивиду право на жизнь. Статья 9 Пакта гарантирует индивиду право на свободу и личную неприкосновенность. Каждый, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, имеет право на компенсацию, обладающую исковой силой. Согласно ст. 16 каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.
Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. гласит: «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности» (ст. 23).
Международный суд ООН в своем решении от 27 июня 2001 г. по делу братьев Лагранд против США отметил, что нарушение ст. 36 Венской конвенции о консульских соглашениях 1963 г. Соединенными Штатами представляет собой нарушение индивидуальных прав братьев Лагранд1.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права(ст. 17 Конституции).
Вопрос о правосубъектности индивидов закреплен в двусторонних договорах Российской Федерации. Например, в ст. 11 Договора о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Монголией 1993 г. констатируется, что стороны будут всемерно способствовать расширению контактов между гражданами обоих государств. Примерно такая же норма
закреплена в Договоре о дружественных отношениях и сотрудничестве между РСФСР и Венгерской Республикой 1991 г.
1. Международная ответственность индивидов.Устав Международного военного трибунала 1945 г. признает индивида субъектом международно-правовой ответственности. Согласно ст. 6 руководители, организаторы, подстрекатели и пособники, участвовавшие в составлении или в осуществлении общего плана или заговора, направленного на совершение преступлений против мира, военных преступлений и преступлений против человечности, несут ответственность за все действия, совершенные любыми лицами с целью осуществления такого плана. Должностное положение подсудимых, их положение в качестве глав государств или ответственных чиновников различных правительственных ведомств не должно рассматриваться как основание к освобождению от ответственности или смягчению наказания (ст. 7). Тот факт, что подсудимый действовал по распоряжению правительства или приказу начальника, не освобождает его от ответственности (ст. 8).
Согласно Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. в случае совершения какого-либо преступления, а именно военных преступлений и преступлений против человечества, независимо от того, были ли они совершены во время войны илив мирное время, как они определены в Уставе Нюрнбергского международного военного трибунала, не применяются сроки давности.
Субъектами ответственности являются представители государственных властей и частные лица, которые выступают в качестве исполнителей этих преступлений либо соучастников таких преступлений или непосредственно подстрекают других лиц к совершению таких преступлений, или участвуют в заговоре для их совершения, независимо от степени их завершенности, равно как и представители государственных властей, допускающие их совершение (ст. 2).
Конвенция обязывает государства-участники принять все необходимые внутренние меры законодательного или иного характера, направленные на то, чтобы в соответствии с международным правомсоздать все условия для выдачи лиц, указанных в ст. 2 этой Конвенции.
Индивид является субъектом международно-правовой ответственности, и по Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. лица, совершающие геноцид или какие-либо другие деяния (например, соучастие в геноциде, заговор с целью совершения геноцида), подлежат наказанию независимо от того, являются ли они ответственными по конституции правителями, должностными лицами или частными лицами Лица, обвиняемые в совершении геноцида и других подобных деяний, должны быть судимы компетентным судом того государства, на территории которого было совершенно это деяние, или международным уголовным судом. Такой суд может быть создан государствами — участниками Конвенции или ООН.
2. Предоставление индивиду права на обращение в международ
ные судебные учреждения.Согласно ст. 25 Европейской конвенции
о защите прав человека и основных свобод 1950 г. любое лицо или
группа лиц вправе направить петицию в Европейскую комиссию
по правам человека. В такой петиции должны быть убедительные
доказательства того, что эти лица являются жертвами нарушений
соответствующим государством — участником Конвенции их
прав. Заявления сдаются на хранение Генеральному секретарю
Совета Европы1. Комиссия может принимать дело к рассмотре
нию только после того, как в соответствии с общепризнанными
нормами международного права были исчерпаны все внутренние
средства защиты и лишь в течение шести месяцев с даты принятия
окончательного внутреннего решения.
Согласно ст. 190 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. физическое лицо вправе предъявить иск государству — участнику Конвенции и требовать разбирательства дела в Трибунале по морскому праву.
Право индивида на обращение в международные судебные органы признается в конституциях многих государств. В частности, п. 3 ст. 46 Конституции Российской Федерации гласит: каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в международные органыпо защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46).
3. Определение правового статуса отдельных категорий индиви
дов.Согласно Конвенции о статусе беженцев 1951 г. личный ста
тус беженца определяется законами страны его домицилия или,
если у него такового нет, законами страны его проживания. Кон
венция закрепляет право беженцев на работу по найму, выбор
профессии, свободу передвижения и т. д.
Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. гласит: каждый трудящийся-мигрант и любой член семьи повсюду имеют право на признание его правосубъектности. Речь, разумеется, идет прежде всего о признании международной правосубъектности, так как согласно ст. 35 Конвенции государства не должны препятствовать международной миграции трудящихся и членов их семей.
Международное право определяет также правовой статус замужней женщины, ребенка и других категорий индивидов.
Приведенные выше примеры дают основание предположить, что государства по ряду проблем (пусть даже немногим) наделяют индивидов качествами международной правосубъектности. Объем такой правосубъектности, бесспорно, будет возрастать и расширяться, ибо каждая историческая эпоха порождает своих субъект международного права.
Долгое время единственными полноправными субъектами м ждународного права были только государства. В XX в. вознию новые субъекты — межправительственные организации, а также нации и народы, борющиеся за свою независимость. В XXI в. будет расширен объем правосубъектности индивидов, признана правосубъектность других коллективных образований (например, международных неправительственных образований, транснациональных корпораций, церковных объединений).
Противники признания индивида субъектом международного права в качестве основного аргумента в подтверждение своей позиции ссылаются на то, что индивиды не могут заключать международные публично-правовые договоры и тем самым не могут участвовать в создании норм международного права. Действительно, это факт. Но в любой области права ее субъекты обладают неадекватными правами и обязанностями. Например, в международном праве договорная правоспособность в полном объеме присуща лишь суверенным государствам. Другие субъекты — межправительственные организации, государственно-подобные образования, да и нации и народы, борющиеся за независимость, — обладают договорной правоспособностью в ограниченном объеме.
Как отмечал князь Е. Н. Трубецкой, субъектом права называется всякий, кто способен иметь права, независимо от того, пользуется ли он ими в действительности или нет1.
Индивиды обладают международными правами и обязанностями, а также способностью обеспечивать (например, через международные судебные органы) выполнение субъектами международного права международно-правовых норм. Этого вполне достаточно для признания у индивида качеств субъекта международного права
20.Понятие признания И его правовые последствия.
Международно-правовое признание — это односторонний добровольный акт государства, в котором оно констатирует, что признает появление нового субъекта и намерено поддерживать с ним официальные отношения.
Истории международных отношений известны случаи незамедлительного признания новых государств и правительств, а также упорных отказов в нем. Например, США были признаны в XVIII в. Францией в тот период, когда они еще не освободились окончательно от зависимости от Англии. Республика Панама была признана США в 1903 г. буквально через две недели после ее образования. Советское правительство было признано США только в 1933 г., т. е. спустя 16 лет после образования.
Признание обычно выражается в том, что государство или группа государств обращаются к правительству возникшего государства и заявляют об объеме и характере своих отношений с вновь возникшим государством. Такое заявление, как правило, сопровождается выражением желания установить с признаваемым государством дипломатические отношения и обменяться представительствами. Например, в телеграмме Председателя Совета Министров СССР премьер-министру Кении от 11 декабря 1963 г. отмечалось, что Советское правительство «торжественно заявляет о своем признании Кении как независимого и суверенного государства и выражает готовность установить с ней дипломатические отношения и обменяться дипломатическими представительствами на уровне посольств».
В принципе, заявление об установлении дипломатических отношений является классической формой признания государства, даже если в предложении об установлении таких отношений не содержится заявление об официальном признании.
Признание не создает нового субъекта международного права. Оно может быть полным, окончательным и официальным. Такой вид признания называется признанием ее ^ге. Неокончательное признание именуется йе Гас1о.
Признание бе Гас1о (фактическое) имеет место в тех случаях, когда у признающего государства нет уверенности в прочности признаваемого субъекта международного права, а также когда он (субъект) считает себя временным образованием. Этот вид признания может быть реализован, например, путем участия признаваемых субъектов в международных конференциях, многосторонних договорах, международных организациях. Например, в ООН есть государства, которые не признают друг друга, но это не мешает им нормально участвовать в ее работе. Признание с!е Гас1о, как правило, не влечет за собой установление дипломатических отношений. Между государствами устанавливаются торговые, финансовые и иные отношения, но не происходит обмена дипломатическими представительствами.
Поскольку признание бе ГасШ является временным, оно может быть взято обратно в случае, если отсутствующие условия, требуемые для признания, не будут реализованы. Взятие признания обратно имеет место при признании йе .('иге правительства-соперника, которому удалось завоевать прочное положение, или при признании суверенитета государства, аннексировавшего другое государство. Например, Великобритания взяла обратно в 1938 г. признание Эфиопии (Абиссинии) в качестве независимого государства в связи с тем, что признала <1е ]иге аннексию этой страны Италией.
Признание йе доге (официальное) выражается в официальных актах, например в резолюциях межправительственных организаций, итоговых документах международных конференций, в заявлениях правительства, в совместных коммюнике государств и т. д. Такой вид признания реализуется, как правило, путем установления дипломатических отношений, заключения договоров по политическим, экономическим, культурным и иным вопросам.
В практике признающих государств было немало случаев, к гда в заявлении о признании прямо указывалась форма призн ния. Например, в ноте Великобритании от 2 февраля 1924 г. отмечалось, что правительство Великобритании йе щге признает правительство СССР в пределах территории бывшей Российской империи, которая подчиняется его власти. Причем в этой ноте подчеркивалось, что «признание Советского Правительства России автоматически вводит в силу все договоры, заключенные между обеими странами до российской революции, за исключением тех, срок которых формально истек».
Признание ай Нос — это временное или разовое признание, признание для данного случая, данной цели.
Признание государств. По справедливому мнению Д. И. Фельдмана, признание государства — это одновременно своего рода оферта на установление правоотношений с признаваемым государством. Тем не менее в принципе признание — это политический акт двух государств — признающего и признаваемого1. В науке международного права для объяснения роли и значения признания государств сформулированы следующие две теории.
21.Виды признания
Различают признание государств и признание правительств.
Для признания государств существуют две теории: конститутивная и декларативная. Первая исходит из того, что только признание делает государство субъектом международного права. Согласно второй, наиболее признанной, признание лишь констатирует появление нового государства и облегчает контакты с ним.
Обязанности признания государства не существует, однако длительное непризнание может серьезно осложнить отношения между государствами. Признание может быть явно выраженным (заявление правительства о признании государства), но иногда его можно усмотреть в определенных действиях - например, в предложении установить дипломатические отношения.
Существуют две формы признания государств: де-юре и де-факто.
Признание де-юре является полным, окончательным, влечет установление дипломатических отношений.
Признание де-факто не влечет установления дипломатических отношений, является выражением неуверенности в том, что данный субъект будет существовать длительное время.
Признание правительств представляет собой добровольный акт правительства уже признанного государства, свидетельствующий о том, что оно, во-первых, считает правительство другого государства способным представлять данное государство и, во-вторых, намерено поддерживать с ним официальные отношения. Признание правительства может быть как полным и окончательным, так и временным, ограниченным определенными условиями.
Признание нового правительства де-юре выражается в заявлении и таком признании; оно имеет обратную силу.
Признание де-факто не означает полного признания компетенции отдельных властей, может выражаться в подписании соглашений, имеющих временный или ограниченный характер.
22.Понятие правопреемства
Правопреемство — это переход прав и обязанностей в результате смены одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории. Например, объединение Германии, отделение в 1991 г. Латвии, Литвы и Эстонии от СССР, распад СССР и др. Во всех этих случаях возникает вопрос о влиянии изменений на международные обязательства, о судьбе собственности или, иначе говоря, о правопреемстве.
Под эгидой ООН приняты две конвенции о правопреемстве: Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. (далее - Конвенция 1983 г.). Обе эти конвенции не стали действующими, однако фактически применяются, даже не набрав необходимого количества ратификаций.
Правопреемство не касается договоров, установивших границы и их режим, а также обязательств относительно пользования любой территорией, установленных в пользу иностранного государства.
23.Правопреемство в отношении международных договоров.
Правопреемство не касается договоров, установивших границы и их режим, а также обязательств относительно пользования любой территорией, установленных в пользу иностранного государства.
При переходе части территории от одного государства к другому действует принцип подвижности договорных границ, в соответствии с которым границы действия договора сокращаются или расширяются вместе с границами государства. Исключением являются те договоры, которые непосредственно связаны с отошедшей территорией. Это относится и к членству в ООН. Что же касается государства, образовавшегося на отделившейся территории, то при решении вопроса об обязательствах нового государства по договорам государства-предшественника большую роль играют политические факторы, однако традиционно новое государство не несет обязательств по договорам государства-предшественника.
24.Правопреемство в отношении государственной собственности.
Основные нормы по вопросу правопреемства в отношении государственной собственности содержатся в Конвенции 1983 г. Эти нормы касаются только государственной собственности государства-предшественника. Режим правопреемства не распространяется на права и обязательства физических и юридических лиц.
Что касается компенсации за собственность, переходящую к государству-преемнику, то переход права собственности должен происходить без компенсации, если иное не согласовано заинтересованными государствами или не предусмотрено решением соответствующего международного органа (ст. 11 Конвенции 1983 г.). Вместе атем в Конвенции 1983 г. оговорено, что ее положения не наносят ущерба какому-либо вопросу о справедливой компенсации между государством-предшественником и государством-преемником, который может возникнуть в результате правопреемства при разделении государства или отделении от него части территории.
Нормами правопреемства устанавливается неодинаковый режим для перехода движимой и недвижимой собственности. При объединении государств к государству-преемнику переходит вся государственная собственность государств-предшественников. При разделении государства и образовании на его территории двух или более государств-преемников:
• недвижимая собственность государства-предшествен
ника переходит к тому государству-преемнику, на терри
тории которого она находится;
• недвижимая собственность, находящаяся за преде
лами государства-предшественника, переходит к государ
ствам-преемникам, как указывается в Конвенции 1983 г.,
«в справедливых долях»;
движимая собственность государства-предшественни
ка, связанная с его деятельностью в отношении территорий,
являющихся объектом правопреемства, переходит к соот
ветствующему государству-преемнику; иная движимая собст
венность переходит к преемникам «в равных долях». В случае передачи части территории одного государства другому переход государственной собственности регулируется соглашением между этими государствами.
Положения о правопреемстве в отношении государственной собственности не применимы в том, что касается ядерного оружия, также являющегося такого рода собственностью.
25.Правопреемство в отношении государственных архивов.
Что касается государственных архивов, то Конвенцией 1983 г. предусматривается обязанность государства-предшественника принимать меры по предотвращению ущерба или уничтожения архивов, которые переходят к государству-преемнику. Правопреемство не касается архивов, которые находятся на территории государства-предшественника, но принадлежат третьему государству согласно внутреннему праву государства-предшественника (ст. 24 Конвенции 1983 г.). При объединении государств и образовании одного государства-преемника к нему переходят государственные архивы государств-предшественников. При разделении государства, когда на его месте возникает несколько государств-преемников, часть архивов государства-предшественника, которая должна находиться на территории государства-преемника в целях нормального управления этой территорией, переходит к этому государству. К нему также переходит другая часть архивов, имеющая непосредственное отношение к его территории.
При отделении от государства части его территории, на которой образуется новое государство, часть архивов государства-предшественника, которая для целей нормального управления отделившейся территорией должна находиться на этой территории, переходит к государству-преемнику. Аналогичные правила применяются и тогда, когда отделившаяся часть государства объединяется с другим государством. По договоренности между государством-предшественником и государством-преемником могут устанавливаться другие правила правопреемства относительно государственных архивов, однако при этом не должно нарушаться право народов этих государств на развитие и информацию об их истории и культурном наследии.
26.Правопреемство в отношении государственных долгов.
Конвенция 1983 г. регулирует также вопросы правопреемства государств в отношении государственных долгов. Правопреемство, за исключением особых случаев, не на носит ущерба правам тех, кто предоставил кредит. Когда государства объединяются и образуют одно государство-преемник, к нему переходят государственные долги государств-предшественников.
При разделении государства на несколько частей и если государства-преемники не договорились об ином, государственный долг переходит к ним в справедливой доле с учетом имущества, прав и интересов, которые переходят к ним в связи с государственным долгом. Аналогичное правило при отсутствии соглашения применяется, когда происходит отделение части территории государства и образование на ней государства-преемника или когда отделившаяся часть территории объединяется с другим государством, а также когда часть территории передается одним государством другому.
27.Правопреемство в отношении гражданства физических лиц
Правопреемство государств в отношении гражданства физических лиц.Как справедливо отмечает новозеландский юрист О'Коннел, «последствия изменения суверенитета для гражданства жителей (территории, затрагиваемой правопреемством) представляют собой одну из наиболее сложных проблем в области правовых норм о правопреемстве государства»1.
Проблема гражданства в случае правопреемства государств требует разработки и принятия универсальной конвенции. Хотя гражданство в основном регулируется внутренним правом государства, оно имеет прямое отношение к международному правопорядку. Не случайно Совет Европы 14 мая 1997 г. принял Европейскую конвенцию о гражданстве, содержащую, в частности, положения, касающиеся утраты и приобретения гражданства в случаях правопреемства государств. Другой орган Совета Европы — Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) — принял в сентябре 1996 г. Декларацию о последствиях правопреемства государств для гражданства физических лиц.
Всеобщая декларация прав человека 1948 г. была первым международным документом, в котором закреплено «право каждого человека на гражданство». Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Конвенция о правах ребенка 1989 г. признают право каждого ребенка на приобретение гражданства.
Комиссия международного права ООН разработала «Проект статей о гражданстве физических лиц в связи с правопреемством государств». Основные положения этого документа сводятся к следующему.
Любое лицо, которое на дату правопреемства государств имело гражданство государства-предшественника, независимо от способа приобретения этого гражданства имеет право на гражданство по крайней мере одного из затрагиваемых государств. Причем не имеет значения, приобрели ли они гражданство государства-предшественника по рождению, в силу принципа Д13 $оИ (права почвы) или .щз 8ап§шгш (право крови), либо путем натурализации, либо даже в результате предыдущего правопреемства государств.
Затрагиваемые государства принимают все надлежащие меры для недопущения того, чтобы лица, которые на дату правопреемства государств имели гражданство государства-предшественника, стали лицами без гражданства в результате такого правопреемства. Во всякий международный договор, предусматривающий передачу территории, должны включаться постановления, которые гарантировали бы, что никакое лицо не станет апатридом в результате такой передачи.
Каждое государство обязано без неоправданной задержки принять законодательство, касающееся гражданства и других связанных с ним вопросов, возникающих в связи с правопреемством государств. Именно так обстояло дело в случае возникновения ряда новых независимых государств. Например, одновременно с разделением ЧССР Чешская Республика 29 декабря 1992 г. приняла Закон о приобретении и потере гражданства, а Хорватия с провозглашением своей независимости 28 июня 1991 г. приняла Закон о гражданстве.
Предоставление гражданства в связи с правопреемством государств происходит на дату правопреемства государств. То же самое касается приобретения гражданства вследствие осуществления оптации, если в период между датой правопреемства государств и датой осуществления такой оптации затрагиваемые лица оказались бы лицами без гражданства. Государство-преемник не обязано предоставлять свое гражданство затрагиваемым лицам, если они имеют свое обычное место жительства в другом государстве и также имеют гражданство этого или любого иного государства. Госу дарство-преемник не предоставляет свое гражданство затрагиваемым лицам, имеющим свое обычное место жительства в другом государстве, против воли затрагиваемых лиц, если только они в противном случае не станут лицами без гражданства.
Когда приобретение или утрата гражданства в связи с правопреемством государств влияют на единство семьи, затрагиваемые государства принимают все надлежащие меры к тому, чтобы эта семья оставалась единой или воссоединилась. В договорах, заключенных после Первой мировой войны, общая политика состояла в обеспечении того, чтобы члены какой-либо семьи приобретали то же гражданство, что и глава семьи, независимо от того, приобрел ли последний его автоматически или путем оптации. Принцип единства семьи, например, был закреплен в ст. 37, 85, 91, 116 и 113 Мирного договора между союзными и объединившимися державами и Германией 1919 г.; ст. 78—82 Мирного договора между союзными и объединившимися державами и Австрией 1919 г.; ст. 9 Тартуского мирного договора от 11 декабря 1920 г. относительно уступки Россией Финляндии района Петсамо; ст. 21 и 31—36 Лозаннского договора 1923 г.
Когда часть или части территории государства отделяются от этого государства и образуют одно или несколько государств-преемников, в то время как государство-предшественник продолжает существовать, государство-преемник предоставляет свое гражданство: а) затрагиваемым лицам, имеющим свое обычное место жительства на его территории; б) имеющим надлежащую правовую связь с административно-территориальным образованием государства-предшественника, которое стало частью этого государства-преемника.
Принцип обычного места жительства был применен при создании вольного города Данцига (ст. 105 Версальского мирного договора 1919 г.) и расчленении Австро-Венгерской империи (ст. 70 Сен-Жерменского мирного договора 1919 г.). Позднее она применялась при отделении Бангладеша от Пакистана в 1971 г., а также когда Украина (ст. 2 Закона о гражданстве Украины 1991 г.) и Беларусь (ст. 2 Закона о гражданстве Республики Беларусь 1991 г.) стали независимыми после распада СССР. Критерий «место рождения» был применен в случае отделения Эритреи от Эфиопии в 1993 г.
28.Право международных договоров, его источники и кодификация.
Право международных договоров — это отрасль международного права, представляющая собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения субъектов международного права по поводу заключения, исполнения и прекращения международных договоров.
Основными источниками права международных договоров являются конвенции, разработанные Комиссией международного права ООН:
• Венская конвенция о праве международных договоров
1969г.;
• Венская конвенция о правопреемстве государств в отно
шении международных договоров 1978 г.;
• Венская конвенция ООН о праве договоров между госу
дарствами и международными организациями 1986 г.
Термин «международный договор»
Согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. термин «договор» означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Закон Республики Беларусь от 23 октября 1991 г. № 1188-ХП «О международных договорах Республики Беларусь» (в редакции Закона от 15 ноября 2004 г. .\гд 331-3 определяет международный договор Республики Беларусь как межгосударственный, межправительственный или международный договор межведомственного характера, заключенный в письменной форме Республикой Беларусь с иностранным государством (иностранными государствами) и (или) с международной организацией (международными организациями), который регулируется международным правом незави симо от того, содержится договор в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования и способа заключения (договор, соглашение, конвенция, решение, пакт, протокол, обмен письмами или нотами и др.).
29.Процедура заключения договоров.
Заключение международного договора состоит из двух стадий:
1) согласование воль относительно текста договора;
2) согласование воль относительно обязательности до
говора.
Первая стадия заключения двустороннего договора состоит из проведения переговоров между сторонами и достижения согласия с разработанным текстом, а при заключении многостороннего договора эта стадия состоит из разработки и принятия текста договора международной конференцией или органом международной организации.
Для участия в переговорах представитель должен иметь полномочия. Без необходимости предъявления полномочий считаются представляющими свое государство:
а) главы государств, главы правительств и министры
иностранных дел — в целях совершения всех актов, отно
сящихся к заключению договора;
б) главы дипломатических представительств — в целях
принятия текста договора между аккредитующим государ
ством и государством, при котором они аккредитованы;
в) представители, уполномоченные государствами пред
ставлять их на международной конференции или в междуна
родной организации, или в одном из ее органов, - в целях
принятия текста договора на такой конференции, в такой
организации или в таком органе.
После того как текст договора согласован и принят, становится необходимым каким-то образом зафиксировать, что данный текст является окончательным и не подлежит изменениям со стороны уполномоченных. Процедура, посредством которой принятый текст договора объявляется окончательным, называется установлением аутентичности текста. Это особая подстадия в заключении международного договора, так как всякое правительство, прежде чем взять на себя обязательства по договору, должно точно знать, каково же окончательное его содержаниеПроцедура установления аутентичности текста определяется или в самом тексте, или путем соглашения между договаривающимися государствами. В настоящее время применяются следующие формы установления аутентичности текста международных договоров: парафирование, включение текста договора в заключительный акт международной конференции, на которой он был принят, включение текста договора в резолюцию международной организации и др. Кроме того, если после принятия текста международного договора имеет место его подписание, то заключение договора как бы минует этап установления аутентичности текста.
Парафирование - это установление аутентичности текста договора инициалами уполномоченных договаривающихся государств в свидетельство того, что данный согласованный текст договора является окончательным. Парафирование может относиться только к отдельным статьям и применяется обычно при заключении двусторонних договоров. Поскольку оно по существу не является подписанием, так как не выражает согласия государства на обязательность для него международного договора, то специальных полномочий для этой процедуры не требуется. Ее цель -быть доказательством окончательного согласования текста международного договора. После проведения парафирования текст не может быть изменен даже по соглашению между уполномоченными. Парафирование позволяет избежать возможных споров и недоразумений относительно окончательных формулировок положений договора. В этом также заключается его важное значение. Но парафирование не заменяет подписания договора.
Вторая стадия заключения международного договора состоит из индивидуальных действий государств, которые в зависимости от условий'конкретного договора могут быть различными.
Согласие государства на обязательность для него договора может быть выражено подписанием договора, обменом документами, образующими договор, ратификацией договора, его принятием, утверждением, присоединением к нему или любым другим способом, о котором условились стороны.
Подписание договора в зависимости от условий договора может являться завершением процесса его заключения (если договор вступает в силу с момента подписания) или же одним из этапов заключения (если договор требует рати фикации или утверждения). Ратификация — это акт утверждения договора одним из высших органов государства, который выражает согласие на обязательность договора. Обязательной ратификации подлежат договоры, которые ее предусматривают или относительно которых иным образом установлено соответствующее намерение сторон. Утверждению, принятию подлежат те договоры, по которым стороны предусмотрели эту процедуру и которые не подлежат ратификации. Присоединение — это акт согласия на обязательность договора, уже заключенного другими государствами. Возможность присоединения должна быть предусмотрена в самом договоре или согласована с его участниками.
30.Форма и структура договора.
Форма договора (устная или письменная) выбирается сторонами, однако доминирующей является письменная форма.
Международный договор может называться по-разному: конвенция, соглашение, пакт, обмен нотами.
Договор состоит из трех частей:
преамбула (содержит указание на мотивы и цели договора);
основная часть (определяет предмет договора, права и обязанности сторон);
заключительная часть (устанавливает порядок вступления в силу договора и срок его действия).
Язык договора определяется сторонами. Обычно это языки обеих договаривающихся сторон и еще один — нейтральный. Договоры могут заключаться и на официальных языках ООН. Устанавливается так называемое правило альтерната: при любом перечислении договаривающихся государств, их представителей, столиц на первом месте всегда должно быть то государство (представитель и т. д.), кому принадлежит этот экземпляр договора, включающий тексты на обоих языках.
31.Срок действия договора.
В международном праве действует принцип «договоры должны соблюдаться», в соответствии с которым участник договора должен не только соблюдать данный договор, но и не заключать новых, противоречащих .уже заключенному Несоблюдение этого принципа может привести к международно-правовой ответственности.
Стороны не могут ссылаться на свое внутреннее право в обоснование невыполнения договора.
Что касается действия договора во времени и пространстве, то по срокам договоры делят на срочные, бессрочные, неопределенно-срочные, а по сфере действия в пространстве — на универсальные (могут распространяться на государства всего мира) и региональные (предполагается участие государств одного региона).