Суверенитет народа, нации
Суверенитет является неотъемлемой частью любого государства.
Развитие теории:
Понятие было разработано в Средние века. В литературе отмечается, что классическое определение суверенитета было дано французским философом Ж. Баденом в его первой из 6 знаменитых книг о политическом сообществе (1576г.):
Суверенитет всеобщая абсолютная и постоянная власть над гражданином и подданным в политическом сообществе (Ж. Баден).
Таким образом, разработанная в Средние века теория суверенитета абсолютизировала власть абсолютных монархов. Но в 17-18 вв. подход к сущности суверенитета стал изменяться и этому способствовала буржуазная революция. Суверенитет связывался не с абсолютизмом, а с народом и государством (Руссо).
В начале 20 в. появляется термин «национальный суверенитет». В Науке КП существует 3 суверенитета:
Государства
Народа
Нации
Единого подхода по вопросам сущности, соотношения видов суверенитета нет.
Суверенитет— (франц.) «верховенство», «независимость», «самостоятельность».
В государстве не может быть несколько суверенитетов, он 1 и неделим, а выделение видов лишь условно.
Первичен суверенитет народа, т.к. во всех Конституциях есть положение, что народ является источником государственной власти. Сам по себе он реализоваться не может. Это возможно только в условиях наличия государства, государственных органов, законодательства.
Нация—часть народа, проживающего в государстве. В Советской Конституции было право на самоопределение нации вплоть до определения и образования самостоятельности государства.
В самостоятельном государстве каждая нация станет заявлять желание отделится от этого государства и определить свое государство. В итоге идея суверенной нации станет оружием к средству распада государства. (Работа Ленина)
В современных Конституциях есть положение, закрепляющее, что территория данного государства едина и неделима. Следовательно, есть заслон на распад государства.
Государственно-правовые признаки РБ, как суверенного государства. Гарантии суверенитета РБ.
Суверенитет РБ впервые был закреплен в Декларации Верховного Совета 27 июля 1990г.
25 августа 1991г. был выдан закон «О предании статуса конституционного закона Декларации о государственном суверенитете», который просуществовал до 15 марта 1994г. (принятие Конституции). Эта Декларация не отменена, но ее положения практически полностью перекочевали в Конституцию.
Признаки суверенитета РБ проявляются в:
Верховенстве, единстве и независимости государственной власти. Верховенство власти проявляется в том, что она принадлежит народу (ст.3 Конституции). Единство проявляется в наличии системы органов, составляющих в совокупности единую государственную власть. Независимость проявляется в том, государственная власть самостоятельно реализует свою внутреннюю и внешнюю политику.
Наличии своей территории (ст.9 Конституции).
Наличии собственных вооруженных сил.
Наличие своего гражданства (ст.10 Конституции).
Наличии собственной денежной и финансово-кредитной системы.
Самостоятельности в вопросах науки, культуры и других сфер.
Наличии государственной символики (гимн, герб, флаг).
^ Гарантии суверенитета.
Под этим понимаются материальные, организационные и правовые условия, делающие реальностью независимость государства.
Вида гарантий:
Материальные (наличие природных ресурсов, стабильной экономики, т.е. созданные экономические предпосылки)
Организационные (наличие эффективно функционирующих органов в государстве, органов, обеспечивающих территориальную неприкосновенность государства (пограничные войска, МВД, вооруженные силы))
Юридические (нормативная база, регулирующая данную сферу правоотношений, обеспечение отношений с государством)
18. Республика Беларусь – унитарное государство.
Республика Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство.
С точки зрения формы государственного устройства Республика Беларусь является унитарным (единым) государством, т. е. государством, не имеющим, в отличие от федераций, в своей внутренней структуре других государств. В унитарном государстве действует одна Конституция, единая система законодательства и судебной организации, единое гражданство, один законодательный орган, который может быть как однопалатным, так и двухпалатным. Унитарное государство имеет административно-территориальное деление.