Вопрос 11. Локальные правовые акты и их использование при разрешении юридических дел
Ответ:Локальные нормативные правовые акты издаются на основе и во исполнение законодательства об образовании, Устава образовательного учреждения.
Локальный нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.
Структура локального нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.
Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть - преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.
Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.
Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.
При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных правовых актах могут воспроизводиться отдельные положения актов законодательства Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования.
Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения. Нормативный правовой акт с приложениями должен иметь сквозную нумерацию страниц.
Подготовленный проект локального нормативного правового акта до его подписания должен быть проверен на соответствие законодательству РФ, а также правилам русского языка.
Локальный нормативный правовой акт утверждается (подписывается) руководителем образовательного учреждения.
Нормативный правовой акт должен содержать следующие реквизиты: наименование органа, издавшего акт; наименование вида акта и его название; дата подписания (утверждения) акта и его номер; наименование должности и фамилии лица, подписавшего акт.
Локальный акт о приеме учащихся в 10 класс может разрабатываться как органами управления образованием, так и самим образовательным учреждением.
Он может иметь форму приказа по образовательному учреждению, с включением в него приложения «Правила приема учащихся в 10-е классы».
Локальный акт в форме Положения может в своей структуре содержать следующие разделы: I. Общие положения; II. Порядок организации целевого приема; III. Общие правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний.
Практика показывает, что понятие «локальные нормативные акты» зачастую отождествляют с приказами либо коллективными трудовыми договорами. На самом деле, локальные нормативные акты - это документы, содержащие нормы трудового права, которые принимает работодатель в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями (ст. 8 ТК РФ), действующие в пределах организации.
Теория права отличается многообразием определений понятия «нормативный акт». Но суть их можно свести к следующему: нормативный акт - это письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом (единоличным или коллегиальным), устанавливающий или отменяющий нормы права, то есть обязательные правила, рассчитанные на многократное применение и адресованные неопределенному количеству лиц. При определении понятия «локальный нормативный акт» признаки нормативного акта подлежат уточнению:
а) акт принимается работодателем (руководителем организации, иным уполномоченным лицом);
б) акт рассчитан на многократное применение;
в) акт распространяется на работников организации.
Если акт не соответствует данным требованиям (например, адресован одному лицу), он признается ненормативным. Локальный нормативный акт необходимо отличать от принимаемых работодателем правоприменительных актов, которые всегда имеют конкретного адресата. К ним относятся, например, приказы о приеме о работе, переводе на другую работу, премировании работника, наложении на работника дисциплинарного взыскания или его увольнении.
Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаются в следующих целях:
1. Исполнение требований федеральных законов, нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения.
2. Детализация и конкретизация норм федеральных законов и иных нормативных правовых актов с учетом особенностей организации труда конкретного юридического лица.
3. Регулирование вопросов, не регламентированных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Работодатель принимает локальные нормативные акты единолично или с участием представителей работников. Согласно части второй статьи 8 Трудового кодекса РФ в случаях, предусмотренных Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников.
Обязательное получение и учет мнения представителей работников организации предусмотрено для следующих документов:
1. Документы об отмене режима неполного рабочего времени - ст. 73 ТК РФ
2. Графики сменности - ст. 103 ТК РФ
3. Форма расчетного листа - ст. 136 ТК РФ
4. Документы, устанавливающие системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок - ст. 144 ТК РФ
5. Документы, устанавливающие конкретные размеры повышенной заработной платы
6. Документы, устанавливающие порядок и размер повышения заработной платы за работу в ночное время - ст. 154 ТК РФ
7. Документы, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда - ст. 162 ТК РФ
8. Правила внутреннего трудового распорядка - ст. 190 ТК РФ
9. Документы, устанавливающие формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, перечень необходимых профессий и специальностей - ст. 196 ТК РФ
10. Инструкции по охране труда - ст. 212 ТК РФ
Обязательное получение и учет мнения профсоюзного органа организации предусмотрено для следующих документов:
1. Документы о введении режима неполного рабочего времени - ст. 73 ТК РФ
2. Документы о разделении рабочего дня на части - ст. 105 ТК РФ
3. График отпусков - ст. 123 ТК РФ
4. Документы, устанавливающие систему оплаты и стимулирования труда - ст. 135 ТК РФ
5. Документы, устанавливающие системы нормирования труда - ст. 159 ТК РФ
6. Инструкции по охране труда для работников - ст. 212 ТК РФ
7. Документы об увеличении продолжительности вахты - ст. 299 ТК РФ
8. График работы на вахте - ст. 301 ТК РФ
Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, установлен ст. 372 ТК РФ.
Работодатель перед принятием решения должен направить проект акта организации со всеми необходимыми документами выборному профсоюзному органу, представляющему интересы всех или большинства работников данной организации. Выборный профсоюзный орган не позднее 5 рабочих дней с момента получения проекта локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.
В случае если мотивированное мнение выборного профсоюзного органа не содержит согласия с проектом либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течении 3 дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом работников с целью достижения взаимоприемлемого решения. При не достижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять акт, который может быть обжалован в государственную инспекцию труда или в суд, а выборный профсоюзный орган работников имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренным трудовым законодательством.
В случае если в организации не создан постоянно действующий представительный орган, к обсуждению проекта акта привлекаются представители работников, избранные в соответствии со ст. 31 ТК РФ.
Для принятия локальных нормативных актов, не перечисленных выше, получение и учет мнения представительного органа работников не обязательны, если это не регламентировано в коллективном договоре, соглашении.
Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, должны соответствовать трудовому законодательству, коллективному договору, соглашениям.
Согласно части третьей ст. 8 ТК РФ, локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, либо принятые без соблюдения предусмотренного ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.