Советско-американские отношения в первой половине 1980-х гг
На рубеже 70-80-х гг. вновь произошел поворот к конфронтации междуСССР и США. Причины такого хода международных событий были различными. Так, энергетический и сырьевой кризисы 70-х гг. осложнили отношения между большой группой стран “третьего мира” и развитыми индустриальными странами. Развивающиеся государства стали требовать изменения своего места и роли в мировом хозяйстве, выдвинув идею установления нового международного экономического порядка. В мире продолжались процессы революционного обновления.
К концу пребывания администрации Дж. Картера у власти переход к конфронтации стал определяющей тенденцией во внешней политике США и в американо-советских отношениях. Этот курс нашел отражение в “доктрине Картера”, выдвинутой президентом в январе 1980 г. в очередном послании конгрессу о положении страны. Согласно этой доктрине, район Персидского залива объявлялся зоной американских интересов, для ограждения которой от “посягательств извне”. США были готовы использовать любые средства, включая вооруженные силы.
В провале разрядки сыграли свою роль также прямолинейность и неоправданная жесткость политического курса советского руководства. Они выразились в форсированном развитии военных программ, в размещении в странах ОВД новых советских ракет средней дальности, в военно-силовой направленности помощи ряду стран “третьего мира”. Не способствовала разрядке и ухудшающаяся экономическая ситуация в СССР в годы так называемого застоя.
Поворот к конфронтации в международных отношениях на рубеже 70-80-х гг. был обусловлен и рядом внешнеполитических акций Советского Союза, таких, как ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. и объявление в декабре 1981 г. военного положения в Польше. Была развернута ожесточенная антисоветская кампания.
Возвращение к конфронтации и военно-силовой риторике в первой половине 80-х гг. в отношениях между СССР и США в немалой степени объяснялось и тем, что обе стороны оказались неспособными оценить меняющуюся международную ситуацию и адаптироваться к новым требованиям международной жизни, которые все больше определялись процессами взаимозависимости государств и цельностью судеб мира. Взаимоотношения двух систем продолжали трактоваться как их полярное противостояние. Трагическое расхождение между реальностями и их пониманием все разрасталось.
С приходом в Белый дом администрации Р. Рейгана были приняты новые практические решения, подрывающие разрядку. Администрация Р. Рейгана приняла крупномасштабную программу гонки вооружений, которая включала производство нейтронного оружия, новых баллистических ракет и крылатых ракет на подводных лодках, разработку самолета-невидимки “Стелс” и бомбардировщика Б-1, а также подводных лодок с системой “Трайдент”. США отказались ратифицировать договор ОСВ-2, подписанный в 1979 г. Летом 1982 г. последовал их отказ от участия в переговорах США, СССР и Великобритании по вопросам запрещения ядерных испытаний. Тогда же США отказались от договора 1974 г. об ограничении подземных испытаний ядерного оружия. В 1981-1982 гг. были введены новые ограничения на торговлю с СССР. Наконец, в 1983 г. Соединенные Штаты приняли решение о начале разработки новых видов ядерного оружия с выводом его в космос, получившей название “стратегической оборонной инициативы” (СОИ). Осуществление этой программы “звездных войн” означало бы аннулирование договора ОСВ-2 и подрыв всей системы соглашений о предотвращении ядерной войны.
В русло этой военной стратегии и политики США втягивалась и Западная Европа. Американская администрация развернула широкую антисоветскую кампанию. 8 июня 1982 г. Р. Рейган выступил в парламенте Великобритании, призвав страны Запада к “крестовому походу” за свободу.
Таким образом, в конце 70-х – начале 80-х гг. военно-стратегическая обстановка в мире обострилась. Правда, увеличение числа боеголовок стратегических наступательных вооружений СССР и США было ограничено в 1979 г. соглашением ОСВ-2, которое, хотя и не вступило в силу из-за позиции США, но и не нарушалось обеими сторонами. По-другому обстояло дело с ракетами средней дальности (РСД). Соединенные Штаты вели работы по созданию новых РСД “Першинг-2” и крылатых ракет среднего радиуса действия. Советский Союз также создал новые ракеты средней дальности СС-20, которыми он в конце 70-х гг. стал заменять устаревшие ракеты СС-4 и СС-5. Установка этих ракет мыслилась как средство укрепления безопасности страны Советского Союза и ее союзников. На деле результат оказался обратным. Размещение ракет СС-20 вызвало на Западе панику. В западноевропейских странах усилилась обеспокоенность за собственную безопасность. Создалась атмосфера, которая благоприятствовала начавшемуся в 1983 г. размещению в Западной Европе американских ракет “Першинг-2” и крылатых ракет среднего радиуса действия.
Решение о размещении американских РСД как ответ на установку советских ракет СС-20 было в принципе принято еще в январе 1979 г. на совещании представителей США, Франции, Великобритании и ФРГ в Гваделупе. Канцлер ФРГ Г. Шмидт предложил тогда одновременно начать переговоры с СССР. Так появилось “двойное решение”, которое было принято НАТО 12 декабря 1979 г. Оно предусматривало, что в Западной Европе в 1983-1984 гг. будут размещены 572 американские ракеты средней дальности, но что в ближайшее время будут начаты советско-американские переговоры, в результате которых размещение американских ракет может не состояться.
Советско-американские переговоры об ограничении ядерных вооружений в Европе начались в октябре 1980 г. Возросшее недоверие между их участниками и растущий уровень военного противостояния США и СССР сказалось на ходе переговоров. В связи со сменой администрации в США они были прерваны и возобновлены лишь в ноябре 1981 г. В это время президент Р. Рейган предложил так называемый нулевой вариант, который предусматривал отказ от размещения американских ракет в Западной Европе при условии, что Советский Союз уничтожит все свои ракеты средней дальности в европейской и азиатской частях страны. Советская сторона отклонила это предложение.
Началось размещение американских ракет в Западной Европе. Делегация СССР в ноябре 1983 г. заявила о прекращении проходившего тогда раунда переговоров с США. Советское руководство приняло ряд жестких военно-силовых решений. Оно отменило взятый в одностороннем порядке мораторий на развертывание советских ядерных ракет средней дальности в европейской части СССР и начало размещение на территории ГДР и ЧССР оперативно-тактических ракет повышенной дальности. Одновременно оно решило приступить к развертыванию соответствующих советских ракетных средств в океанах и морях, которые по своим характеристикам должны были быть адекватны угрозе СССР и его союзникам, создаваемой размещением в Европе американских ракет. Советско-американские отношения уперлись в стену недоверия и враждебности.
В течение всех послевоенных десятилетий гонка вооружений в двухполюсном мире проходила по простой схеме “вызов – ответ”. Выдвигая планы достижения военно-стратегического превосходства над Советским Союзом, США были, как правило, инициаторами гонки ядерных, космических и других видов вооружений. Но и Советский Союз следовал той же логике контрмер, до середины 80-х годов не всегда используя политические методы разрешения разногласий. В результате, в 1986 г. в СССР насчитывалось 10 тыс. ядерных зарядов на стратегических носителях, а в США – 14,8 тыс. зарядов. Таким образом, только стратегические наступательные вооружения СССР и США имели около 25 тыс. ядерных боезарядов, каждый из которых многократно превышал мощности бомб, сброшенных на Нагасаки и Хиросиму. Только в январе 1985 г. в Женеве состоялась встреча министров иностранных дел СССР и США. На ней была достигнута договоренность о начале двусторонних переговоров по всему комплексу вопросов, касающихся космических и ядерных вооружений. Таким образом, к середине 80-х гг. предмет переговоров СССР и США усложнился, охватив проблемы оружия и в космосе, и на Земле.
Таким образом, для первой половины 80-х гг. был характерен поворот от разрядки к конфронтации. Ряд достижений периода ослабления напряженности был ликвидирован. Однако в Западной Европе все же не произошло полного разрыва с наследием периода разрядки. Сохранились структура и механизм Хельсинкского процесса. Страны Западной Европы не последовали за США и в области торгово-экономических санкций. Например, Соединенным Штатам не удалось сорвать осуществление проекта, предусматривавшего поставки советского газа в Западную Европу. Концепция “ограниченной ядерной войны”, активно пропагандировавшаяся Р. Рейганом, развертывание нового витка гонки вооружений вызвали большую озабоченность ряда западноевропейских стран. Все более важным фактором в общественной жизни становилось движение народов Западной Европы за мир и разоружение.
Оказалось, что созданная в предшествующий период система институтов общеевропейского процесса заложила большой потенциал многостороннего сотрудничества, от которого западноевропейским государствам было невыгодно отказываться. Разрядка как тенденция в международных отношениях пережила первую атаку сторонников конфронтации.
Намеченная Белградским совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе новая встреча состоялась в Мадриде и продолжалась с перерывами в течение трех лет (ноябрь 1980 г. –сентябрь 1983 г.). Главным в ее работе был вопрос о мерах укрепления доверия, безопасности и разоружения в Европе, с тем, чтобы приостановить дальнейшую конфронтацию. Но США и некоторые их союзники по НАТО противились принятию конструктивных решений. Весьма жесткой оставалась и позиция СССР. После длительной дискуссии был все же принят документ, в котором участники встречи выразили решимость сделать разрядку более жизнеспособным и непрерывным процессом, искать решения неурегулированных вопросов мирными средствами. Важным результатом Мадридской встречи было также согласование созыва и определение целей конференции по мерам укрепления доверия и безопасности в Европе.
В январе 1984 г. эта конференция начала свою работу в Стокгольме. Она продолжалась более двух с половиной лет – до сентября 1986 г. Все ее 35 участников взяли на себя обязательство, зафиксированное в итоговом документе конференции, уважать и претворять на практике принципы неприменения силы или угрозы силой. Были также еще раз подтверждены 10 пунктов Заключительного акта Хельсинкского совещания 1975 г. и намечены конкретные меры по упрочению безопасности в Европе. Участники конференции договорились, например, о предварительном уведомлении об определенных видах военной деятельности (о маневрах и учениях с числом участников свыше 13 тыс. человек и 300 танков), о взаимном приглашении наблюдателей, а также об обмене информацией и планах военных учений и маневров. Стокгольмская встреча стала важном вехой на пути стабилизации политической обстановки в Европе.
Советская концепция всеобъемлющей международной безопасности
В апреле 1985 г. новым руководством Советского Союза была выдвинута идея разработки и реализации важных мер по нормализации международной обстановки. В документах советского правительства, принятых в 1985 – 1986 гг., были изложены основные цели и направления внешней политики СССР и основы нового политического мышления как теоретической базы практической политики укрепления всеобщего мира и международной безопасности.
Новое политическое мышление исходило из того, что в современных условиях громадного накопления ядерного оружия война с его применением не просто опасна, а самоубийственна. Следовательно, не военные, а политические средства могут обеспечить безопасность, а отсюда вытекает бессмысленность дальнейшего накопления такого оружия. Если раньше безопасность нередко мыслилась и обеспечивалась за счет других государств, то в современную эпоху безопасность может быть только безопасностью для всех, т. е. всеобщей. Отношения между государствами с различным социальным и политическим устройством должны теперь строиться исключительно в форме мирного соревнования на равноправной и взаимовыгодной основе. В области экономических отношений концепция безопасности предусматривала исключение из системы международных экономических связей дискриминации, бойкотов и санкций (за исключением случаев пресечения коллективными акциями нарушений международного права, международной морали и справедливости).
Все эти положения нового политического мышления были объединены новым видением мира, представлением о нем как о едином целом с учетом различных тенденций и противоречий, наличия глобальных проблем и кризисов, решение которых возможно лишь на путях сотрудничества и диалога. В итоге новое политическое мышление подразумевало решение проблемы всеобъемлющей международной безопасности как главной глобальной проблемы в цельном и взаимосвязанном мире. На базе нового политического мышления были выдвинуты основы создания всеобъемлющей системы международной безопасности, принципиальные основы которой предусматривали:
- в военной области – отказ ядерных держав от войны друг против друга и третьих государств; недопущение гонки вооружений в космос; строго контролируемое снижение уровней военных потенциалов государств до пределов разумной достаточности; роспуск военных группировок; пропорциональное сокращение военных бюджетов;
- в политической области – уважение суверенных прав народов на выбор пути и формы своего развития; справедливое политическое урегулирование международных кризисов и региональных конфликтов; разработка мер доверия между государствами; выработка мер по предотвращению терроризма;
- в экономической области – исключение из международной практики дискриминации, отказ от блокад, санкций; справедливое решение проблем задолженности; установление нового мирового экономического порядка; объединение усилий в решении глобальных проблем;
- в гуманитарной области – сотрудничество в распространении идей мира, разоружения, международной безопасности; искоренение геноцида, апартеида, проповеди фашизма и решение в гуманном и позитивном духе вопросов воссоединения семей; укрепление и поиск новых форм сотрудничества в сфере культуры, искусства, науки, образования, медицины.
В практической внешнеполитической деятельности СССР была выдвинута масштабная программа поэтапной ликвидации ядерного оружия к концу нынешнего века. Она была сформулирована в Заявлении М. С. Горбачева от 15 января 1986 г. В качестве важного шага и примера Советский Союз объявил с 6 августа 1985 г. мораторий на проведение ядерных испытаний, который продлевался вплоть до 27 февраля 1987 г.