Святые горы» – первое постоянное поселение на территории Донецкого края.

Еще до недавнего времени считалось, что после нашествия Батыя большая часть степей Северного Причерноморья опустела и долгое время оставалась незаселенной, почему и стала именоваться «Диким Полем». Однако по отношению к региону, окружающему Святые Горы, для XII – конца XIV веков этот термин не отражает действительности.

Как свидетельствуют материалы современных археологических исследований в районе Святых Гор в XIII–XIV веках существовал ряд мелких и несколько крупных поселений занимавших важное место в торговой и ремесленной жизни населения Северного Приазовья.

На городище («Царино» у с. Маяки в 15 км от Святогорской Лавры) одного из таких поселений археологи обнаружили могильник XIII–XIV веков, содержавший в том числе и христианские погребения. Здесь были найдены и некоторые предметы, принадлежавшие христианскому населению: шиферная иконка с изображением святителя Николая и 7-ми спящих отроков Ефесских (ок. XIV в.), медный позолоченный медальон с изображением святителя Николая, выполненный в технике перегородчатой эмали (XIII–XIV вв.), и другие. Последний, по мнению автора находки, мог принадлежать высшим слоям духовенства.

Сказать однозначно, о чем говорят христианские находки – являются ли они печальным свидетельством об угнанных в плен русских людях или, наоборот, свидетельствами о непрекращавшейся жизни местного православно-христианского населения, – на основании скудных пока данных археологии представляется затруднительным. Однако явное присутствие обретенных христианских религиозных символов XIII–XIV вв. заставляет полагать последнее: жизнедеятельность христианских поселений не прекратилась на землях, прилегающих к Святым Горам, и после монголо-татарского разорения.

Одно из первых упоминаний о Святых Горах находится во Львовской летописи под 1547 г.: «Из Рыльска прибыл станичник, толмач Гаврило, коего князь Петр Иванович Кашин посылал к Святым Горам». «Книга Большого Чертежа» (1547 г.) также указывает: «От устья реки Оскола на Донце с крымской стороны – Святые Горы».

Однако первая, самая древняя заметка датируется 1526 годом и встречается в «Записках о Московии» германского посла в Москве Сигизмунда Герберштейна. Он писал, что «воины, которых государь, по обычаю, каждый год держит там на карауле с целью разведки и обороны от татарских набегов… видели близ устья Малого Танаиса в четырех днях пути от Азова, возле места Великий Перевоз, у Святых Гор, какие-то мраморные и каменные статуи и изваяния».

Наступление феодального гнета на Украине и в России усилило передви­жение населения на окраины. Действия казацких отря­дов, сторожевой и станичной службы в Подонцовье способствовали оседанию беглецов в этом районе и появ­лению новых поселений. На территории Донецкой облас­ти в 20-е гг. XVI в. упоминается поселение монахов- отшельников в меловых горах на правом берегу Донца, в районе современного Святогорского монастыря под назва­нием «Святые горы». О времени основания пещерного мо­настыря существует несколько версий, но наиболее правдоподобной выглядит та, которая связывает основа­ние монастыря с переходом населения Левобережной Ук­раины на рубеже XV-XVI вв., в связи с реорганизацией феодального хозяйства и прикреплением крестьян, на ок­раины Великого княжества Литовского. Отразилась на этом процессе и война 1500-1503 гг. между Литвой и Ве­ликим княжеством Московским. В конце XVI в. упоминаются казацкие юрты в райо­нах Донца и устья Оскола. Их поселенцы на левой сторо­не Донца занимались земледелием, а на правой — содержали скот и пчельники. К концу XVI века местное население значительно возросло. Тут оседали, спасаясь от крепостного гнета, беглые крестьяне из русских губерний и Правобережной Украины.

Используя дешевую рабочую силу, православное духовенство построило в живописной излучине Донца Святогорский монастырь.

Задание 1. Заполнить текстовую таблицу и сделать общий вывод: на что в целом была направлена внутренняя и внешняя политика московских царей.

цари политика Иван III Василий III Иван IV
  Внутренняя          
  Внешняя          
Общий вывод    

Задание 2. Написать эссе «Москва – третий Рим».

Задание 3. Ответить на вопросы.

1.Какое событие конца 15 века ускорило образование единого Российского государства?

2.С какой целью Иван IV проводил реформы?

3.Почему в конце 15 века возникла необходимость укрепления южных рубежей Московского царства?

4.Каковы причины продвижения населения в Подонцовье и формирования донецкого казачества?

Задание 4.Проработать термины и понятия: централизованное государство, сторожи, засеки, станицы, черкасы, сакма,

Задание 5: Подготовить рефераты «Создание сторожевой службы по Северскому Донцу» и «Святые горы» – первое постоянное поселение на территории Донецкого края».

Наши рекомендации