Святые горы» – первое постоянное поселение на территории Донецкого края.
Еще до недавнего времени считалось, что после нашествия Батыя большая часть степей Северного Причерноморья опустела и долгое время оставалась незаселенной, почему и стала именоваться «Диким Полем». Однако по отношению к региону, окружающему Святые Горы, для XII – конца XIV веков этот термин не отражает действительности.
Как свидетельствуют материалы современных археологических исследований в районе Святых Гор в XIII–XIV веках существовал ряд мелких и несколько крупных поселений занимавших важное место в торговой и ремесленной жизни населения Северного Приазовья.
На городище («Царино» у с. Маяки в 15 км от Святогорской Лавры) одного из таких поселений археологи обнаружили могильник XIII–XIV веков, содержавший в том числе и христианские погребения. Здесь были найдены и некоторые предметы, принадлежавшие христианскому населению: шиферная иконка с изображением святителя Николая и 7-ми спящих отроков Ефесских (ок. XIV в.), медный позолоченный медальон с изображением святителя Николая, выполненный в технике перегородчатой эмали (XIII–XIV вв.), и другие. Последний, по мнению автора находки, мог принадлежать высшим слоям духовенства.
Сказать однозначно, о чем говорят христианские находки – являются ли они печальным свидетельством об угнанных в плен русских людях или, наоборот, свидетельствами о непрекращавшейся жизни местного православно-христианского населения, – на основании скудных пока данных археологии представляется затруднительным. Однако явное присутствие обретенных христианских религиозных символов XIII–XIV вв. заставляет полагать последнее: жизнедеятельность христианских поселений не прекратилась на землях, прилегающих к Святым Горам, и после монголо-татарского разорения.
Одно из первых упоминаний о Святых Горах находится во Львовской летописи под 1547 г.: «Из Рыльска прибыл станичник, толмач Гаврило, коего князь Петр Иванович Кашин посылал к Святым Горам». «Книга Большого Чертежа» (1547 г.) также указывает: «От устья реки Оскола на Донце с крымской стороны – Святые Горы».
Однако первая, самая древняя заметка датируется 1526 годом и встречается в «Записках о Московии» германского посла в Москве Сигизмунда Герберштейна. Он писал, что «воины, которых государь, по обычаю, каждый год держит там на карауле с целью разведки и обороны от татарских набегов… видели близ устья Малого Танаиса в четырех днях пути от Азова, возле места Великий Перевоз, у Святых Гор, какие-то мраморные и каменные статуи и изваяния».
Наступление феодального гнета на Украине и в России усилило передвижение населения на окраины. Действия казацких отрядов, сторожевой и станичной службы в Подонцовье способствовали оседанию беглецов в этом районе и появлению новых поселений. На территории Донецкой области в 20-е гг. XVI в. упоминается поселение монахов- отшельников в меловых горах на правом берегу Донца, в районе современного Святогорского монастыря под названием «Святые горы». О времени основания пещерного монастыря существует несколько версий, но наиболее правдоподобной выглядит та, которая связывает основание монастыря с переходом населения Левобережной Украины на рубеже XV-XVI вв., в связи с реорганизацией феодального хозяйства и прикреплением крестьян, на окраины Великого княжества Литовского. Отразилась на этом процессе и война 1500-1503 гг. между Литвой и Великим княжеством Московским. В конце XVI в. упоминаются казацкие юрты в районах Донца и устья Оскола. Их поселенцы на левой стороне Донца занимались земледелием, а на правой — содержали скот и пчельники. К концу XVI века местное население значительно возросло. Тут оседали, спасаясь от крепостного гнета, беглые крестьяне из русских губерний и Правобережной Украины.
Используя дешевую рабочую силу, православное духовенство построило в живописной излучине Донца Святогорский монастырь.
Задание 1. Заполнить текстовую таблицу и сделать общий вывод: на что в целом была направлена внутренняя и внешняя политика московских царей.
цари политика | Иван III | Василий III | Иван IV |
Внутренняя | |||
Внешняя | |||
Общий вывод |
Задание 2. Написать эссе «Москва – третий Рим».
Задание 3. Ответить на вопросы.
1.Какое событие конца 15 века ускорило образование единого Российского государства?
2.С какой целью Иван IV проводил реформы?
3.Почему в конце 15 века возникла необходимость укрепления южных рубежей Московского царства?
4.Каковы причины продвижения населения в Подонцовье и формирования донецкого казачества?
Задание 4.Проработать термины и понятия: централизованное государство, сторожи, засеки, станицы, черкасы, сакма,
Задание 5: Подготовить рефераты «Создание сторожевой службы по Северскому Донцу» и «Святые горы» – первое постоянное поселение на территории Донецкого края».