Борьба с международными преступлениями, наносящим ущерб правам и свободам человека

Основа защиты общих прав человека была заложена принятием Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. Этот день ежегодно отмечается как День защиты прав человека.

Всеобщая Декларация прав человека закрепляет: равенство людей — все люди рождаются свободными и равными в правах; не­дискриминацию по признаку пола, расы, цвета кожи, пола, языка, религии и другим признакам; право каждого на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; запрет рабства и работорговли; запрет пыток или жестокого обращения; право каждого на правосубъектность; равенство всех перед законом; право на обращение в суд; запрет произвольных арестов; презумпцию невиновности и запрет обратной силы уголовного закона; право на свободу передвижений и выбор места жительства; право на гражданство; право на вступление в брак; право владеть имуществом; право на свободу убеждений; право на мирные собрания; право на участие в управлении общест­венными и государственными делами; право на труд и другие права и свободы человека.

Всеобщая декларация прав человека дала толчок к разработке и заключению многочисленных конвенций по правам человека. Так, в 1948 г. была принята Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, в 1949 г. — Женевские конвенции о защите прав человека в период вооруженных конфликтов, в 1950 г. — Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, в 1966 г. — пакты о правах человека и др.

Центральное место в системе обеспечения и защиты прав челове­ка занимают пакты о правах человека. Международный пакт об эко­номических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах были приняты в 1966 г. и ратифицированы СССР в 1973 г. К Международному пакту о граж­данских и политических правах 1966 г. имеются два Факультативных протокола. Первый Факультативный протокол ратифицирован СССР 5 июля 1991 г., и на сегодняшний день в нем участвуют около пятидесяти государств. Второй Факультативный протокол (о запрете смертной казни) РФ пока не ратифицирован.

В ст. 1 обоих пактов закрепляется право народов на самоопреде­ление, в соответствие с которым они свободно устанавливают свой политический статус и обеспечивают свое экономическое и полити­ческое развитие, свободно распоряжаются своими естественными богатствами и ресурсами. Ни один народ не может быть лишен при­надлежащих ему средств существования.

Устанавливается также принцип равенства граждан независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имуще­ственного положения, рождения или иного обстоятельства.

Следует подчеркнуть, что положения пактов различаются по сте­пени юридической обязательности. Если в соответствии со ст. 2 Пакта о гражданских и политических правах государства-участники обязуются принять все необходимые меры, в том числе законодатель­ные, для осуществления прав человека, указанных в этом междуна­родном договоре, то согласно ст. 2 Пакта об экономических, социаль­ных и культурных правах государства должны принять в максималь­ных пределов имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное осуществление прав и свобод, признаваемых в Пакте.

На основании норм Пакта об экономических, социальных и куль­турных правах государства гарантировали индивиду: право на труд, включая право на место работы, справедливые и благоприятные ус­ловия труда, право на отдых и т.д.; право на участие в профсоюзах; право на социальное обеспечение и социальное страхование; охрана семьи; право на образование и участие в культурной жизни и другие права.

Международный пакт о гражданских и политических правах, по­мимо таких общих прав человека, как право на свободу и личную неприкосновенность; провозглашает право на гуманное обращение; право на свободное передвижение и свободу выбора места жительст­ва; равенство граждан перед судом и презумпцию невиновности; право на защиту личной жизни; право на свободное выражение мне­ний; право на мирные собрания и т.д.

Во время официально объявленного чрезвычайного положения в государстве, когда жизнь нации находится под угрозой, государства могут принимать меры в отступление от своих обязательств по Пакту о гражданских и политических правах в той степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не явля­ются несовместимыми с другими обязательствами государств по меж­дународному праву и не влекут за собой дискриминации исключи­тельно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или соци­ального происхождения.

Пакт также установил перечень неотъемлемых прав и свобод человека, отступать от которых государство не вправе ни при каких обстоятельствах. К ним относятся:

право на жизнь;

запрет пыток, жестокого бесчеловечного обращения или наказа­ния;

запрет рабства и работорговли;

запрет лишать человека свободы только на том основании, что он не выполняет какие-либо договорные обязательства;

запрет придания уголовному закону обратной силы;

право на правосубъектность;

право на свободу мысли, совести и религии.

Эти неотъемлемые права образуют минимальный стандарт прав человека.

В Пакте регламентируются также порядок создания и деятельнос­ти Комитета по правам человека (см. также § 10 настоящей главы).

В соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г. (ратифицирована СССР в 1969 г.) государства осудили расовую дискриминацию и обязались проводить политику ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Под расовой дискриминацией понимается любое различие, ис­ключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического проис­хождения, имеющие целью уничтожение или умаление осуществле­ния на равных началах прав человека и основных свобод. Запреща­ются всякая пропаганда и все организации, основанные на идеях превосходства одной расы или группы лиц определенного цвета кожи или этнического происхождения. Объявляются преступлением рас­пространение идей, основанных на расовом превосходстве или нена­висти, все акты насилия, предоставление помощи для проведения расистской деятельности.

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. (рати­фицирована СССР в 1987 г.) запрещает пытки.

Пытка это любое действие, которым лицу умышленно причиня­ется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным или иным лицом, вы­ступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия (ст. 1). В это определение не включаются боль или страдания, которые возникают в результате законных санкций, неотделимы от них. Применение пытки объявля­ется преступлением, и никакие обстоятельства (состояние войны, внутренняя нестабильность, чрезвычайное положение) не могут слу­жить оправданием применения пыток.

Государства-участники не должны высылать или выдавать какое-либо лицо другому государству, если имеются основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток.

Конвенция СНГ о правах и свободах и основных свободах чело­века была подписана в 1995 г. (РФ ратифицирована). Конвенция имеет целью соблюдение международных стандартов в области прав человека всеми государствами — участниками СНГ.

Договаривающиеся стороны обязались (ст. 1) обеспечивать каж­дому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, изложенные в Конвенции.

Статья 2 охраняет право каждого человека на жизнь. Смертный приговор, как правило, не может быть вынесен женщинам. Смертный приговор не может быть вынесен женщинам, находящимся в момент вынесения приговора в состоянии беременности, и смертный приго­вор не может быть исполнен в отношении женщин, находящихся в состоянии беременности к моменту исполнения приговора. Смерт­ный приговор не может быть вынесен лицу за преступление, совер­шенное им до достижения 18-летнего возраста.

Конвенция предусматривает запрет пыток (ст. 3), рабства, прину­дительного труда (ст. 4), право на свободу и личную неприкосновен­ность (ст. 5), равенство перед судом (ст. 6), запрет обратной силы уголовного закона (ст. 7), право на уважение его личной и семейной жизни, на неприкосновенность жилища и тайну переписки (ст. 9), право на свободу мысли, совести и вероисповедания (ст. 10) и др. демократические права.

Помимо гражданских и политических, Конвенция предусматри­вает экономические и социальные права. Так, ст. 14 гарантируется право на труд и на защиту от безработицы, ст. 15 — право на охрану здоровья, ст. 16 — право на социальное обеспечение и т.д.

Особая защита предоставляется незащищенным слоям общества (детям, пенсионерам, инвалидам и т.д.).

Конвенция (ст. 35) устанавливает также перечень неотъемлемых прав и свобод, который, правда, несколько уже предусматриваемого Пактом о гражданских и политических правах.

Наблюдение за выполнением Конвенции поручено Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств, Положение о которой является составной частью Конвенции.

58. Понятие международного спора. Классификация международного спора.

В международном праве нет общепризнанного определения понятия «международный спор ». Признаки спора устанавливаются для нужд реализации определенной процедуры урегулирования международных споров, предусмотренной конкретным международным договором. Время достаточно часто регламентация процедур мирного урегулирования проходит без формального определения признаков международного спора. Впрочем в современной теории сложился в целом единый подход к определению содержания этого понятия. Он основывается на практике Международного Суда, под международным спором понимает конфликт правовых взглядов, объективно существует до начала рассмотрения дела. Это означает, что для наличия спора недостаточно констатации одной только разницы в взглядах сторон по вопросу права или факта или их интересов. Такая разногласие должно быть объективно выражена в официальных действиях по крайней мере одного из них.

Итак, международный спор можно определить как формально (объективно) выраженную противоречие между субъектами международного права по вопросу факта или права. Международный спор - это юридический факт, констатация наличия которого требует от его участников и других заинтересованных субъектов международного права реализации принципа мирного разрешения международных споров.

особенностями международных споров являются следующие факты:

1. Возникающий спор конкретен. Иными словами, он возникает по определённым вопросам при определённых условиях.

2. Спор предполагает активное участие сторон. Оно выражается в том, что стороны делают заявления, претензии, обращаются в международные инстанции и так далее.


Не существует универсальной классификации международных споров. Каждый договор имеет свою уникальную классификацию, обычно служит двум целям: определить, какие споры подпадающих под действие данного договора установить, мирные средства следует применять для урегулирования определенных видов споров. Например, Конвенции 1899 и 1907 о мирном разрешении международных споров рекомендуют государствам-участникам для урегулирования «серьезной Невгоды или конфликта» прибегать к мирным услуг или посредничества, при «различиях международного характера, не затрагивают их чести или жизненных интересов и вытекают из разницы в взглядах на вопрос факта »- создавать следственную комиссию; арбитраж рекомендуется как наиболее эффективный и справедливый способ решения «вопросов юридического характера, особенно при толковании или применении международных конвенций ».

В международном праве и доктрине довольно распространенный разделение споров на юридические (Правовые) и политические (неправовые). Считается, что предметом правового спора является конфликт сторон относительно толкования или применения существующей международно-правовой нормы. Когда же спор сводится к требованию одной из сторон изменить содержание действующей нормы, он не является правовым. Цель такой классификации - выделить споры, способен решить суд как орган, по своей природе только применяет право, но не создает его. Впрочем эта классификация считается слишком академической через относительный характер различия между этими видами споров. Действительно, вряд ли международный спор может быть исключительно правовым, потому что он всегда имеет политический измерение, с другой стороны, столкновение политических интересов субъектов международного права должен решаться на основе норм международного права.

Наши рекомендации