Процесс маркетингового исследования
Эффективное маркетинговое исследование включает в себя шесть последовательных этапов (рисунок 3.1).
Рисунок 3.1 – Процесс маркетингового исследования
ПЕРВЫЙ ЭТАП. Определение проблемы, формулирование альтернатив и постановка целей исследования.На первом этапе менеджеру по маркетингу и исследователю необходимо точно сформулировать стоящую перед ними задачу и цели предпринимаемого исследования. Старый научный принцип гласит: «Хорошо сформулированная задача наполовину решена».
Постановка задачи не должна быть ни слишком широкой, ни слишком узкой.
Не все планируемые исследования могут быть столь же конкретными в определении целей. Некоторые из них носят разведывательный характер: их цель — собрать предварительные данные, проливающие свет на реальную природу проблемы и позволяющие предложить возможные пути ее решения или какие-нибудь новые идеи. Некоторые исследования имеют проверочный характер — они должны подтвердить или опровергнуть конкретные цифры. Еще один вид исследований — каузальный: его цель — установить наличие причинно-следственной связи между двумя событиями.
ВТОРОЙ ЭТАП. Разработка плана исследования. На втором этапе маркетингового исследования разрабатывается план сбора необходимой информации. Прежде чем одобрить представленный план, менеджер по маркетингу должен поинтересоваться сметой. Менеджер полагает, что проведение исследования позволит составить более рациональный план организации сервиса, что приведет к росту прибыли.
Разработка плана исследования требует определения источников данных, методов их сбора и анализа.
Источники данных.План исследования может предусматривать использование как вторичных, так и первичных данных.
Вторичные данные — уже существующая в определенной форме информация, полученная для каких-то других целей. Первичные данные собираются с конкретной целью при осуществлении конкретного проекта.
Исследователи обычно начинают изыскания с анализа вторичных данных, которые могут использоваться для полного или частичного решения задачи и позволяют сократить расходы на дорогостоящий сбор первичных данных. В любом случае, вторичные данные (относительно легкодоступные и недорогие) дают исследованию некую отправную точку.
Поистине неисчерпаемым источником информации сегодня является Интернет, или, точнее, «мировая паутина». В течение очень короткого периода Интернет стал ключевым инструментом в руках профессиональных торговцев и маркетологов, позволяющим оценить состояние конкуренции, провести демографическое, отраслевое исследование или исследование поведения потребителей (см. памятку маркетолога «Источники вторичных данных в режиме реального времени»).
В том случае, когда исследователю не удается получить сведения из вторичных источников, или они неполны, недостаточно точны, недостоверны, или просто устарели, приходится прибегнуть к сбору первичных данных. Большинство проектов маркетинговых исследований предусматривают в той или иной форме использование источников первичной информации. Обычный способ — обращение с вопросами к индивидам или группам, чтобы получить первоначальное представление о том, как они относятся к затрагиваемым в вопросах темам. На основе полученных данных разрабатываются и отлаживаются формальные инструменты исследования. Затем приступают к созданию массива исходных данных.
Методы сбора информации.Первичная информация может быть получена посредством наблюдений, опросов фокусных групп, количественных опросов и экспериментов.
♦ Наблюдение. Данные могут быть получены при наблюдении за вовлеченными в изучаемую ситуацию лицами и анализе сопутствующих обстоятельств.
♦ Фокус-группы. Фокус-группа состоит из 6-10 человек, которых просят провести несколько часов в обществе опытного ведущего для обсуждения товара, услуги, компании или какого-либо другого объекта маркетингового исследования. Ведущий должен быть объективным, хорошо осведомленным о предмете беседы, но главное — специалистом, разбирающимся в динамике групп и поведении потребителей. Участникам фокус-группы, как правило, выплачивается небольшое денежное вознаграждение. Обсуждение обычно проводится в комфортной обстановке, предлагается легкая закуска. При этом ведущий должен поощрять свободные и непринужденные высказывания, чтобы динамика группы, устанавливающиеся в ней взаимоотношения позволили выявить истинные чувства и мысли участников. Одновременно ведущий стремится «сфокусировать» обсуждение. Ход дискуссии записывается на аудио- или видеомагнитофон и впоследствии внимательно изучается. Опрос участников фокус-группы — полезный предварительный шаг перед началом широкомасштабных исследований. Фирмы, торгующие потребительскими товарами, на протяжении многих лет используют данные, полученные в фокус-группах; в достоинствах этого метода все больше убеждаются издательства, юридические конторы, больницы и предприятия сферы услуг. Но исследователь должен с большой осторожностью распространять выводы, сделанные на основе анализа мнений членов фокус-группы, на рынок в целом (в силу малого объема выборки и низкой репрезентативности). По мере развития Интернета многие компании проводят опрос в фокус-группах в режиме реального времени.
♦ Количественный опрос. Если наблюдение и опрос фокус-групп прекрасно отвечают целям разведывательного исследования, то при описательном — наиболее уместен сбор статистических данных. Для того чтобы составить обобщенный портрет покупателя, компания проводит статистический обзор знаний, убеждений, привычек и желаний потребителей. Второй вариант существенно дешевле. Опросы потребителей могут осуществляться непрерывно собственными силами или с помощью сторонней фирмы, например в торговых центрах.
♦ Данные о поведении потребителей. Покупатели оставляют разнообразные «следы» своих предпочтений (в базах данных супермаркетов, компаний, торгующих по каталогам, и т. д.). Анализ произведенных покупок позволяет идентифицировать скрытые потребительские предпочтения и зачастую оказывается более надежным источником информации, чем устные заявления потребителей, высказываемые перед исследователями. Нередко сообщения участников опросов о предпочитаемых ими торговых марках не имеют ничего общего с их реальными покупками. Так, например, данные одного из исследований покупок бакалейных товаров продемонстрировали, что потребители с высоким уровнем доходов далеко не всегда (в отличие от их заявлений) приобретают более дорогостоящие торговые марки. Напротив, многие покупатели с низкими доходами отдают предпочтение товарам с высокой ценой.
♦ Эксперимент. Наиболее строгим с научной точки зрения является экспериментальное исследование, имеющее целью установление причинно-следственных связей. Объекты эксперимента должны быть специально отобраны и подвергнуты запланированным воздействиям в условиях контроля за внешним окружением, чтобы выявить статистически значимые различия в их реакции. По мере того как исследователям удается «отсечь» или взять под контроль не относящиеся к делу внешние факторы, наблюдаемые эффекты могут быть приписаны воздействию экспериментаторов на объект. Устанавливаемые таким образом связи между событиями после их критического анализа могут считаться причинно-следственными, а цели эксперимента — достигнутыми.
Инструменты исследования. Находящиеся в распоряжении маркетологов инструменты сбора первичных данных могут быть классифицированы в три основных типа: анкеты, психологические инструменты и автоматические устройства, и четвертый тип — порождение современной технической мысли.
1. Анкеты. Анкета — это набор вопросов, на которые должны быть получены ответы от респондентов, т. е. лиц, отобранных для участия в опросе. Данный инструмент отличается гибкостью и универсальностью, а потому является наиболее распространенным средством сбора первичных данных.
Перед каждым широкомасштабным исследованием необходимо тщательно разработать и протестировать используемые в нем анкеты. Непрофессиональный подход к их составлению неизбежно приводит либо к искажению реальной картины, либо к невозможности разумной интерпретации полученных данных. Разрабатывая анкету, специалист по маркетинговым исследованиям обращает внимание на характер вопросов, их последовательность, форму, выбор слов. Форма задаваемых вопросов влияет на содержание ответов. В маркетинговых исследованиях выделяют вопросы двух типов: закрытые и открытые. Закрытые вопросы включают в себя перечень всех возможных ответов и требуют выбора одного из них. Открытые вопросы позволяют респонденту отвечать своими словами. Ответы, полученные на закрытые вопросы, легче поддаются интерпретации и сведению в таблицы для последующего анализа. В свою очередь, открытые вопросы часто позволяют получить интересную информацию. Вопросы такого типа особенно полезны на разведывательном этапе исследования, когда важно понять, что и как думают потребители, а не определить число покупателей, придерживающихся того или иного мнения.
2. Психологические инструменты. Для изучения более глубоких установок и чувств потребителей могут применяться психологические методы исследования: «лестница», подробные интервью, тесты Роршаха. В методе лестницы потребителя-мужчину могут спросить: «Почему вы хотите приобрести городской внедорожник?» Он может ответить: «Потому, что это красивые машины». Тогда ему задается другой вопрос: «Почему вам нужна красивая машина?» Следующий вопрос может быть: «Почему для вас это важно?» Так продолжается до тех пор, пока исследователь не установит фундаментальную причину, например: «Я буду производить впечатление на людей».
Подробные (глубинные) интервью — метод изучения мнений потребителя о товаре или услуге. Мастер этого метода интервьюирования покойный Эрнст Дихтер в свое время установил удивительные факты: люди не любят чернослив, потому что его сморщенный вид заставляет их чувствовать себя старее; женщины игнорируют сухие смеси для тортов, в которые не нужно добавлять яйцо, потому что видят в выпечке акт начала новой жизни. О достоверности этих выводов можно спорить, но заинтересованным компаниям они помогли выработать немало новых идей. Э. Дихтер утверждал, что качественные исследования («копание в мозгах») дают намного более полезные результаты, чем анкетирование и прочие количественные методики («подсчет голосов»).
В методе метафорического выявления Зальтмана устанавливаются невербальные образы предметов исследования. В одним из исследований выявлялись мнения женщин о колготках. Двадцать потребительниц колготок попросили выбрать карточки с изображениями, отражающими их ощущения от ношения этого предмета дамского гардероба. На некоторых из них были изображены завернутые в пленку заборные столбы или закованные в стальные обручи деревья, намекающие на тесноту и неудобство колготок. На других карточках были изображены длинные цветы в вазах — намек на тонкость, высоту и сексуальность женщины в колготках. Данный метод позволяет выявить ассоциации, какие в ходе обычного интервьюирования установить практически невозможно.
3. Автоматические устройства применяются в маркетинговых исследованиях относительно редко. К ним относятся, в частности, гальванометры (приборы для измерения слабых токов), фиксирующие малейшие изменения физиологических параметров, сопровождающие возникновение интереса или эмоционального возбуждения у респондента, например, под воздействием той или иной рекламы или конкретного изображения. Такой прибор как тахистоскоп позволяет варьировать время демонстрации рекламного объявления от сотой доли секунды до нескольких секунд, после каждой из которых участник исследования описывает все, что ему удалось увидеть и понять. А специальные устройства фиксируют его движения глаз при восприятии того или иного объекта, что примерно характеризует очередность и длительность концентрации внимания потребителя. Электронное устройство под названием аудиометр, подключаемое к телевизору в домах участников эксперимента, фиксирует сведения обо всех его включениях и каналах, на которые он при этом настроен.
4. Качественные методы. Некоторые компании отдают предпочтение качественным методам исследования потребительского мнения, потому что действия потребителей не всегда соответствуют их ответам на вопросы анкет. Новые инструменты исследования — видеозаписи, пейджеры, неформальные интервью — помогают преодолеть ограничения традиционных способов исследования.
В дополнение к новым качественным исследованиям разрабатываются и новые методики изучения целевых потребителей, такие как составление образа потребителя и «вычленяющее» интервьюирование. Составление образа потребителя есть ни что иное как попытка дать качественную характеристику определенного типа покупателя («идеального покупателя», «непользователя» и т. п.). Для составления образа исследователь должен найти ответы на вопросы вроде «Что важно для этого человека?» и «Как этот человек хочет выглядеть в глазах других?» Процесс повторяется до тех пор, пока образы не начнут накладываться друг на друга. Области перекрытия и есть характеристики целевых потребителей. «Вычленяющее» интервьюирование направлено на определение дорогих для респондента социальных ценностей. Для этого интервьюер разговаривает с потребителем на самые широкие темы, например о его разнообразных ролях в жизни и его повседневной деятельности. Широкие рамки дискуссии позволяют исследователю выискивать релевантную информацию, кроме того, интервьюируемый вполне может сообщить ценную информацию о своих убеждениях и других социальных факторах, способных повлиять на решение о покупке.
Планирование выборки.После принятия решения о методах сбора данных и используемых инструментах наступает очередь определить способ формирования выборки, на которой будет проводиться исследование, т. е. тех конкретных лиц, с которыми будут взаимодействовать маркетологи. Составленный план призван ответить на три вопроса.
1. Состав выборки: кто станет участником исследования? Для проведения маркетингового исследования должны быть определены целевые группы, которые примут в нем участие.
2. Размер выборки: сколько людей будет охвачено исследованием? Чем больше размер выборки, тем достовернее полученные результаты. Но это не значит, что выборка должна включать в себя всю целевую группу потребителей или ее подавляющую часть. Обычно при строгом соблюдении правил формирования выборки достоверных выводов можно добиться на выборках, охватывающие менее 1 % населения.
3. Процедура выборки: как будут отобраны участники исследования? Для получения представительной выборки должен использоваться метод случайного отбора. Случайная выборка позволяет рассчитать погрешность полученных результатов. Когда затраты времени на составление случайной выборки оказываются слишком велики, исследователи могут прибегнуть к детерминированной выборке. Некоторые маркетологи полагают полезным отказ от случайных выборок, даже если математический расчет вероятности ошибки невозможен.
Методы связи с аудиторией.После разработки плана составления выборки исследователь должен остановиться на конкретном способе связи с аудиторией, что может выступать в виде личного общения, по телефону, почтой (в том числе электронной).
Анкета, рассылаемая по почте, — самый подходящий способ связаться с людьми, которые либо не согласны на личную беседу, либо в силу черт личности склонны под влиянием интервьюера искажать ответы. Почтовая анкета требует простых и четко сформулированных вопросов, время получения ответов на которые может быть значительным, а процент респондентов обычно невелик.
Телефонное интервью — наилучший путь быстрого сбора информации, к тому же интервьюер имеет возможность пояснять непонятные респонденту вопросы. Число ответивших, как правило, выше, чем в случае опроса по почте. Основная трудность, с которой сталкиваются исследователи, заключается в необходимости не затягивать разговор и не затрагивать личные темы.
Личное собеседование — наиболее универсальный метод исследования. Интервьюер не только имеет возможность задать респонденту больше вопросов, но и дополняет результаты беседы личными наблюдениями по поводу, например, внешнего вида или манер собеседника. Брайан Уонсинк разработал методику составления профиля покупателей на основании личного собеседования, результатом которой является интересная гипотеза, подлежащая дальнейшей апробации или использованию в стратегии коммуникации.В то же время метод личного собеседования весьма дорогостоящ и требует тщательного планирования, контроля и больших затрат времени. Кроме того, на его результаты влияют взгляды и предубеждения интервьюера.
Различают две формы личного собеседования: условленное и «выхваченное из толпы». В первом случае проводится случайный выбор респондентов, с которыми договариваются об интервью либо по телефону, либо при посещении их дома или на работе. Нередко в качестве компенсации за потраченное время предлагается небольшое денежное вознаграждение или подарок. Во втором случае интервью берут у прохожих в каком-либо оживленном месте или у посетителей крупного магазина. Здесь участник опроса имеет меньше времени для ответов; кроме того, такую выборку нельзя считать случайной.
В наши дни исследователи все шире используют онлайновые интервью. Онлайновому тестированию новых товаров прочат большое будущее. Считается, что такой метод быстрее традиционных маркетинговых исследовательских методов. Компания может поместить анкету на своей web-странице и предложить посетителям ответить на вопросы (стимулируя участие некими призами) или разместить свой баннер на каком-либо часто посещаемом сайте типа Yahoo! (с аналогичным предложением). Наконец, фирма может зайти в определенный «чат» и обратиться к желающим принять участие в опросе добровольцам. Составить представление о посетителях web-сайта можно путем отслеживания цепочек используемых ссылок и переходов на другие сайты. Для сбора этой информации применяется механизм cookie. Анализируя сетевые перемещения пользователей, компания может делать выводы об их поведении. Для изучения сравнительного эффекта своих предложений компания может варьировать на своем сайте цены, рекламные заголовки и даже характеристики товаров.
Однако Интернетом пользуются далеко не все потребители. Исследователям приходится искать творческие подходы к определенным сегментам населения, таким как пожилые люди, инвалиды, латиноамериканцы. Один из выходов — объединение онлайновых и «оффлайновых» источников информации. Другая стратегия — временный доступ в Интернет в торговых центрах и других общественных местах. Некоторые исследовательские фирмы с помощью Интернета восполняют пробелы в своих традиционных исследованиях потребителей. Одна из них — Knowledge Networks.
Сегодня в качестве интервьюера может выступать не только человек. Некоторые компании используют для сбора маркетинговой информации бесплатные для клиентов телефонные номера. Как побудить потребителей к участию в таком автоматизированном обследовании? Один из наиболее популярных стимулов — заранее оплаченные телефонные карты. Обследование запрограммировано не только на проведение интерактивного опроса, но и на то, что система сама сортирует получаемые данные, причем (потенциально) по любому задаваемому компанией-клиентом параметру. Затем фирма-заказчик распространяет эти телефонные карты на избранном сегменте рынка. Воспользовавшийся ею потребитель услышит записанное на пленку предложение принять участие в коротком обследовании.
ТРЕТИЙ ЭТАП. Сбор информации.Данная фаза маркетингового исследования, как правило, требует самых больших расходов и является источником максимального числа ошибок. В случае сбора статистических данных возникают четыре основные проблемы. Некоторые респонденты не выполняют договоренности о встрече в условленном месте, с ними придется связываться повторно или заменять, другие отказываются от сотрудничества, третьи дают предвзятые или заведомо ложные ответы. И наконец, сотрудники, проводящие опрос, тоже могут вести себя предвзято или неискренне.
Мы отмечали, что сегодня, благодаря современным вычислительным и телекоммуникационным технологиям, методы сбора данных быстро развиваются. Некоторые исследовательские фирмы проводят телефонные опросы из какого-либо одного центра. В данном случае выборка, как правило, носит случайный характер. Профессиональные интервьюеры просят поднявшего трубку человека ответить на несколько вопросов, которые зачитываются с экрана монитора компьютера. В компьютер же заносятся и ответы респондентов. Такой метод исключает необходимость в оформлении и кодировке данных, сокращается число ошибок, уменьшается время проведения исследования. Другие исследовательские фирмы устанавливают интерактивные терминалы в торговых центрах. Любой желающий ответить на вопросы может сесть за терминал, считать вопросы с экрана монитора и набрать свои ответы на клавиатуре. Большей части респондентов нравится такая форма «разговора с роботом».
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП. Анализ информации.Предпоследний этап маркетингового исследования заключается в анализе собранных в его ходе данных и получении тех или иных результатов. Исследователи обобщают данные в таблицах и проводят их частотный анализ. Для основных переменных рассчитываются среднее значение и дисперсия. В попытке извлечь дополнительную информацию можно воспользоваться и более хитроумными методами статистического анализа и моделями.
ПЯТЫЙ ЭТАП. Представление результатов. Взавершение маркетингового исследования его результаты должны быть представлены заинтересованным лицам. Руководству необходимы наиболее существенные результаты, которые будут положены в основу принимаемых маркетинговых решений.
ШЕСТОЙ ЭТАП. Принятие решения.Возможно, полученные результаты не удовлетворят менеджеров, которые могут принять решение глубже исследовать вопрос. Если достоверность результатов исследования вызовет у руководства сомнения, решение может быть принято не в пользу новой услуги. Если же руководство авиакомпании, наоборот, изначально склоняется в пользу организации доступа в Интернет, то положительные результаты исследования только убедят менеджеров в их правоте. Хочется надеяться, что проведенное маркетинговое исследование поможет компании принять верное решение.