Государственная территория

Государственная территория — это часть земного шара, находящаяся под суверенитетом соответствующего госу­дарства.

Государственную территорию образуют:

1) сухопутная территория;

2) водная территория;

3) воздушная территория;

4) недра.

Условной государственной территорией принято счи­тать морские, воздушные, космические корабли, находящиеся вне пределов государственной территории, а также трубо­проводы, другие сооружения.

В пределах государственной территории государство осуществляет свое территориальное верховенство и нацио­нальную юрисдикцию.

Современное международное право запрещает насиль­ственное изменение государственной территории.

Территория государства может изменяться в результате:

• разделения существующего государства, выхода час­
ти территории из состава государств, объединения двух
или нескольких государств;

• национально-освободительной борьбы и реализации
права на самоопределение;

• обмена государственными территориями по соглаше­
нию сторон;

• применения мер ответственности за агрессию;

• цессии — уступки права на территорию.
Государственная граница — линия и проходящая по этой

линии вертикальная поверхность, определяющая государст­венную территорию, пространственный предел государст­венного суверенитета.

Прохождение границы устанавливается:

на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ориентирам;

на море — по внешнему пределу территориальных вод (от линии наибольшего отлива — 12 миль; от прямых ис­ходных линий, соединяющих выступающие в море точки побережья, если береговая линия глубоко изрезана и из­вилиста - 12 миль; от внутренних морских вод - 24 мили);

на реках — по середине главного форватера либо по их середине.

Государственные границы устанавливаются в договор­ном порядке. При этом вначале решается вопрос о делими­тации, т. е. юридической принадлежности определенной территории.

Делимитация предполагает определение в договорном порядке общего направления прохождения государствен­ной границы с обозначением ее на карте. Далее осуществ­ляется демаркация — проведение линии границы на мест­ности с одновременным обозначением ее пограничными знаками — столбами, пирамидами и т.п., на воде — ство­рами, вехами и т.п.

55.Режим государственной границы.

Режим государственной границы устанавливается на­циональным законодательством и международными дого­ворами и включает правила:

- содержания границы;

- пересечения границы лицами и транспортными сред­
ствами;

- пропуска через границу лиц и товаров;

- ведения на границе хозяйственной и иной деятель­
ности;

- разрешения пограничных инцидентов.

От режима государственной границы следует отличать пограничный режим — режим пограничной зоны, террито­риальных и внутренних вод. Пограничный режим нацелен на создание необходимых условий для охраны границы. Ши­рина пограничной зоны не превышает, как правило, пяти километров.

56.Территории с особым международно-правовым режимом.

57.Понятие населения и гражданства.

Под населением в международном праве понимается со­вокупность людей, проживающих на территории конкрет­ного государства и подчиненных его юрисдикции. Населе­ние любого государства состоит из граждан своего госу­дарства; иностранцев, включая иностранцев-дипломатов; лиц с двойным гражданством (бипатриды), лиц без граж­данства (апатриды). Правовое положение указанных групп в разных государствах неодинаково.

Гражданство Республики Беларусь — это устойчивая пра­вовая связь человека с Республикой Беларусь, выражаю­щаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Устойчивость этой связи заключается в том, что она воз­никает, как правило, с рождения человека и сохраняется в течение всей его жизни; не ограничивается пространст­венными пределами государства, т.е. сохраняется незави­симо от того, где находится человек — в своем государстве или за рубежом.

Гражданство прежде всего внутригосударственный инсти­тут. Поэтому каждому историческому типу государства свойст­вен свой исторический тип гражданства (подданства).

Институт гражданства имеет международно-правовое значение. Он отграничивает граждан своего государства от граждан другого государства и лиц без гражданства. В силу своего гражданства человек пользуется во время пребыва­ния на территории другого государства определенными пра­вами, которые предусмотрены для иностранцев. Кроме того, граждане, находящиеся за границей, имеют право на дипло­матическую защиту со стороны своего государства.

В современном международном праве принципы и нормы, имеющие отношение к вопросам гражданства, содержатся главным образом в Уставе ООН, Пактах о правах человека

Приобретение гражданства по рождению основано:

на принципе «права крови» (гражданство ребенка опре­деляется гражданством родителей или одного из них);

на принципе «права почвы» (ребенок приобретает граж­данство того государство, на территории которого он ро­дился, независимо от гражданства родителей);

на сочетании обоих принципов (гражданство получают дети собственных граждан, родившихся на территории страны и за границей, а также дети иностранцев, родившиеся на тер­ритории страны, применяющей «право почвы»).

Вопросы гражданства в Республике Беларусь регулиру­ются Законом Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. № 136-3 «О гражданстве Республики Беларусь» (в ред. За­кона Республики Беларусь от 22.06.2006 г. № 129-3).

Гражданами Республики Беларусь по рождению при­знаются лица, родившиеся в пределах современной терри­тории Республики Беларусь, являвшиеся гражданами быв­шего СССР по рождению и получившие гражданство Рес­публики Беларусь до вступления в силу Закона от 1 августа 2002 г. № 136-3 «О гражданстве Республики Беларусь».

Гражданство Республики Беларусь приобретается:

- по рождению; (

- в результате приема в гражданство Республики Бе­
ларусь;

- в порядке регистрации;

- по иным основаниям, предусмотренным Законом
«О гражданстве Республики Беларусь» и международными
договорами Республики Беларусь.

Ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка:

- родители (единственный родитель) ребенка состоят
в гражданстве Республики Беларусь, независимо от места
рождения ребенка;

родители (единственный родитель) ребенка, посто­
янно проживающие на территории Республики Беларусь,
являются лицами без гражданства, при условии, что ребе­
нок родился на территории Республики Беларусь • родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являют­ся иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются его родители, не предостав­ляют ему своего гражданства.

Находящийся на территории Республики Беларусь ре­бенок, родители которого неизвестны, становится граж­данином Республики Беларусь.

Приобретение гражданства возможно и в порядке на­турализации (при вступлении в брак с иностранцем, при усыновлении ребенка, имеющего гражданство другого го­сударства), обычно при соблюдении некоторых условий (срок проживания, знание языка и т. д.). Приобретение гражданства в порядке натурализации происходит по хо­датайству заинтересованного лица. Большинство государств исходят из того, что женщина, вышедшая замуж за ино­странца и уехавшая в страну мужа, не теряет своего граж-. данства автоматически.

Любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Респуб­лики Беларусь, если оно:

- берет на себя обязательство соблюдать и уважать Кон­
ституцию Республики Беларусь и иные акты законодатель­
ства Республики Беларусь;

- знает один из государственных языков Республики
Беларусь в пределах, необходимых для общения;

- проживает на территории Республики Беларусь по­
сле получения разрешения на постоянное проживание в
Республике Беларусь в течение семи лет непрерывно, за
исключением случаев, предусмотренных частью третьей
настоящей статьи (срок проживания на территории Рес­
публики Беларусь считается непрерывным, если лицо вы­
езжало за пределы Республики Беларусь не более чем на
три месяца в течение каждого года);

- имеет законный источник средств существования;

не имеет гражданства, либо утрачивает гражданство
иностранного государства в случае приобретения граждан­
ства Республики Беларусь, либо обратилось в полномоч­
ный орган иностранного государства с заявлением о пре­
кращении имеющегося у него гражданства иностранного
государства, за исключением случаев, когда прекращениегражданства иностранного государства невозможно по не­зависящим от лица причинам.

Лица, признанные беженцами в порядке, установлен­ном законодательством Республики Беларусь, могут быть приняты в гражданство Республики Беларусь по истече­нии семи лет после признания их беженцами и при со­блюдении ими вышеперечисленных условий.

Срок проживания может быть сокращен либо не при­меняться вовсе для белорусов, а также лиц, идентифици­рующих себя как белорусы, и их потомков (кровные род­ственники по прямой линии: дети, внуки, правнуки), ро­дившихся за пределами современной территории Респуб­лики Беларусь, а также для лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достиже­ния в области науки, техники, культуры и спорта либо обладающих профессией или квалификацией, представ­ляющими государственный интерес для Республики Бе­ларусь; для лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ранее состоявших в граж­данстве Республики Беларусь.

Прием в гражданство Республики Беларусь осуществ­ляется с учетом интересов Республики Беларусь.

Гражданство может быть восстановлено (реинтеграция), пожаловано за особые заслуги и приобретено на основа­нии международных договоров (например, касающихся территориальных вопросов).

Любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, постоян­но проживающее на территории Республики Беларусь, со­стоявшее в гражданстве бывшего СССР и не состоявшее в гражданстве Республики Беларусь, вправе обратиться с за­явлением о приобретении гражданства Республики Бела­русь в порядке регистрации, если оно родилось либо по­стоянно проживало на территории Республики Беларусь до 12 ноября 1991 года; является супругом (супругой) лица, которое приобретает гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации, является потомком лица, которое приобретает, приобрело либо могло приобрести граждан­ство Республики Беларусь в порядке регистрации.

К таким лицам предъявляются требования соблюдать и уважать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь,'знать один из го­сударственных языков Республики Беларусь в пределах необходимых для общения; не иметь гражданства иностран­ного государства, либо обратиться в полномочный орган иностранного государства с заявлением о прекращении имеющегося у него гражданства иностранного государст­ва, за исключением случаев, когда прекращение граждан­ства иностранного государства невозможно по независя­щим от лица причинам

Гражданство Республики Беларусь без соблюдения дан­ных условий могут приобрести в порядке регистрации:

- дети, постоянно проживающие на территории Рес­
публики Беларусь, — по совместному заявлению родите­
лей, один из которых состоит в гражданстве Республики
Беларусь, либо по заявлению одного из родителей, со­
стоящего в гражданстве Республики Беларусь, если место
нахождения другого родителя неизвестно, либо по заявле­
нию единственного родителя, состоящего в гражданстве
Республики Беларусь;

- дети, находящиеся на территории Республики Бела­
русь, единственный известный родитель или оба родителя
которых умерли, лишены родительских прав, отказались
от воспитания ребенка или дали согласие на его усынов­
ление, признаны в судебном порядке недееспособными,
безвестно отсутствующими или умершими, а также недее­
способные лица, над которыми установлены опека или
попечительство, — по заявлению опекуна (попечителя),
согласованному с органом опеки и попечительства.

Утрата гражданства (экспатриация) может иметь место при выходе из гражданства по добровольному заявлению лица; при натурализации; при лишении гражданства. Между­народное право запрещает лишать гражданства.

Гражданство Республики Беларусь прекращается вследствие:

• выхода из гражданства Республики Беларусь;

• утраты гражданства Республики Беларусь.
Гражданство Республики Беларусь утрачивается вслед­
ствие поступления лица на воинскую службу, службу в
полицию, органы безопасности, юстиции или иные госу­
дарственные органы иностранного государства, если дан­
ное лицо не является обвиняемым либо в отношении его
нет обвинительного приговора суда; или не имеет задол­
женности по налогам или другие непогашенные долги и
обязательства перед Республикой Беларусь, ее юридиче скими и физическими лицами. Прекращение гражданства Республики Беларусь не допускается также, если гражда­нин не имеет иного гражданства или гарантий его приоб­ретения.

Гражданство Республики Беларусь утрачивается и по заявлению родителей (единственного родителя) в отно­шении ребенка, приобретшего по рождению наряду с гра­жданством иностранного государства гражданство Респуб­лики Беларусь. Утрата гражданства Республики Беларусь ребенком в возрасте от 14 до 18 лет допускается только с согласия ребенка, выраженного в письменной форме и нотариалыщ удостоверенного.

Гражданство Республики Беларусь утрачивается также по основаниям, предусмотренным международными до­говорами Республики Беларусь.

В случае изменения гражданства родителями (единст­венным родителем) соответственно изменяется граждан­ство ребенка, если он не достиг возраста 14 лет.

Изменение гражданства детей в возрасте от 14 до 18 лет в случае изменения гражданства их родителей, а также усыновленных детей допускается только с согласия детей, выраженного в письменной форме и нотариально удосто­веренного.

Порядок приема, оформления и рассмотрения заявле­ний по вопросам гражданства Республики Беларусь, при­нятия, исполнения и отмены решений по этим вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых доку­ментов, служащих основаниями для приобретения и пре­кращения гражданства Республики Беларусь, определен Положением «О порядке рассмотрения вопросов, связан­ных с гражданством Республики Беларусь и образовании при Президенте Республики Беларусь комиссии по вопро­сам гражданства» (утверждено Указом Президента Респуб­лики Беларусь от 17.11.1994№ 29 вред, от 29.12.2006).

58.Правовой статус иностранцев, беженцев, право убежища.

Апатриды — лица, не имеющие гражданства. В определен­ной мере права таких лиц защищает Конвенция о статусе апатридов 1954 г. и Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г.

Лицами без гражданства в Республике Беларусь при­знаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежно­сти к гражданству другого государства.

Безгражданство (апатризм), т. е. отсутствие у лица граж­данства какого-либо государства, может возникнуть: когда лицо утратило гражданство, но не приобрело нового граж­данства; когда лицо при вступлении в брак с иностранцем (женщина) автоматически теряет свое гражданство, но по законам государства мужа не приобретает его гражданст­ва; когда лицо родилось от лиц без гражданства в государст­ве, которое не предоставляет государства в этом случае и т. п.

Лица без гражданства находятся в менее выгодном по­ложении, чем граждане: они не пользуются всеми теми правами, которые государство предоставляет своим граж­данам, а также не имеют права на дипломатическую за­щиту со стороны какого-либо государства. В Республике Беларусь ограничение прав и свобод лиц без гражданства может устанавливаться только в случаях, когда это необ­ходимо для защиты прав и интересов граждан Республики Беларусь, обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения. Во многих странах апатриды весьма ограничены в своих пра­вах, в частности, в праве на получение работы, на равную оплату своего труда, на получение пособий.

В Республике Беларусь лица без гражданства приравни­ваются в своих правах к иностранным гражданам, т. е. к ли­цам, не имеющим гражданства Республики Беларусь и имею­щим доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства. Апатридам, находящимся в Республике Беларусь, гарантируются личные права и свободы. Постоян­но проживающие в Республике Беларусь лица без граж­данства могут заниматься торговой, хозяйственной и иной деятельностью, не запрещенной законом, за исключением деятельности, которая требует принадлежности к граждан­ству Республики Беларусь. При этом они пользуются всеми теми социально-экономическими правами, что и граждане Республики Беларусь. Апатриды не обладают избирательным правом, не могут занимать должности, назначение на кото­рые закон связывает с принадлежностью к гражданству Рес­публики Беларусь, их не призывают на военную службу.

Бипатриды— лица, имеющие двойное гражданство. При двугражданстве (бипатризме) лицо одновременно имеет

гражданство двух государств. Этот правовой статус возни­кает обычно не по желанию лица, а в результате различ­ного решения законодательством тех или иных государств вопросов приобретения и утраты гражданства. Двуграж-данство может быть результатом натурализации, если госу­дарство первоначального гражданства отказывается призна­вать выход из этого гражданства. Бипатризм может также воз­никнуть в случае брака женщины с иностранцем, если госу­дарство мужа автоматически предоставляет ей гражданство мужа, а в своей стране женщина не утрачивает гражданства.

В случае двойного гражданства каждое государство мо­жет не признавать за своим гражданином другого граж­данства и рассматривать его только как своего гражданина. В настоящее время в Республике Беларусь законодательства о двойном гражданстве нет.

Само понятие «иностранец» включает как иностранных граждан (т. е. лиц, не являющихся гражданами данного госу­дарства и имеющих доказательства своей принадлежности к другому государству), так и лиц без гражданства, так назы­ваемых апатридов (т. е. лиц, не являющихся гражданами данного государства и не имеющих доказательства своей принадлежности к другому государству). Иностранные граж­дане подчиняются правопорядку своей страны, а также страны пребывания, а лица без гражданства - только право­порядку страны пребывания.

В большинстве государств иностранцам предоставляет­ся национальный режим, т. е. они пользуются за некоторым исключением теми же правами, что и отечественные граж­дане. Как правило, иностранец не может требовать пре­доставления ему каких-либо привилегий по сравнению с гражданами страны его пребывания или применения по отношению к нему личного закона, должен пользоваться предоставленными ему правами не в ущерб интересам госу­дарства, их предоставившего.

Наряду с национальным режимом права иностранцев могут определяться в соответствии с режимом наибольшего благоприятствования, имеющим преимущественное зна­чение в сфере внешней торговли. Этот режим устанавли­вается международным соглашением и не уравнивает ино­странцев в правах с местными гражданами, а уравнивает их в правах между собой, исключая возможность для государ­ства проводить между ними какую-либо дискриминацию Правовое положение иностранцев и лиц без граждан­ства регламентируется Законом Республики Беларусь от 3 июня 1993 г. № 2339-ХП «О правовом положении ино­странных граждан и лиц без гражданства в Республике Бе­ларусь» (в ред. Закона Республики Беларусь от 19.07.2005 г. № 41-3 от 26.12.2007 г. № 300-3)

Большое значение в области прав иностранцев полу­чили реторсии', если одно государство устанавливает спе­циальные ограничения, ухудшающие правовое положение граждан другого государства, то это другое государство мо­жет ввести ответные ограничения, установленные для граж­дан первого государства. Согласно статье 4 вышеуказан­ного закона иностранцы на территории Республики Бела­русь хотя и пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Бела­русь, настоящим Законом, иными законами и междуна­родными договорами Республики Беларусь, но в случае, если другое государство ограничивает или нарушает об­щепризнанные нормы правового положения иностранных граждан в отношении граждан Республики Беларусь, в Республике Беларусь могут быть установлены ответные ограничения в отношении прав и свобод граждан этого государства. Данные ограничения в случае их установле­ния не распространяются на иностранцев, указанных в части второй настоящей статьи.

Беженец — это лицо, которое в силу обоснованных опа­сений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к опре­деленной социальной группе или политических убежде­ний находится вне страны своей гражданской принадлеж­ности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений, или, не имея определенного гражданства и на­ходясь вне страны своего постоянного местожительства, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (ст. 1 Конвенции о статусе беженцев 1951 г. и Про­токола к ней 1966 г.).

Государства обязаны не высылать беженцев за границу страны, где их жизни и свободе угрожает опасность, по воз­можности облегчать ассимиляцию, предоставлять им по­ложение, которым пользуются иностранцы, а в некоторых случаях и положение, которым пользуются свои граждане (начальное образование, правовая помощь и др.). Беженцы обязаны подчиняться законам страны пребывания. Защи­той прав беженцев на международном уровне занимается Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

Закон Республики Беларусь от 22 февраля 1995 г. № 3605-XII «О беженцах» (в ред. от 10.01.2006 г. № 95-3) определя­ет основания и порядок признания иностранных граждан и лиц без гражданства беженцами в Республике Беларусь, основания лишения, утраты статуса беженца, а также ус­танавливает правовые, экономические и социальные га­рантии защиты их прав и законных интересов.

Иностранец, заявивший о намерении ходатайствовать о признании беженцем в Республике Беларусь, а также члены его семьи, достигшие возраста восемнадцати лет, обязаны лично или через уполномоченного на то предста­вителя обратиться с ходатайствами в письменной форме:

• в подразделение пограничных войск или орган внут­
ренних дел;

• в подчиненное подразделение по гражданству и ми­
грации.

Департамент по гражданству и миграции Министерст­ва внутренних дел Республики Беларусь, проверив пред­ставленную лицом, ходатайствующим о получении стату­са беженца, информацию, принимает в установленном за­конодательством порядке решения о признании либо об отказе в признании иностранцев беженцами.

Департамент также принимает решения о приостанов­лении, возобновлении, прекращении рассмотрения хода­тайств, об утрате, лишении и восстановлении статуса бе­женца, об аннулировании решений о признании иностран­цев беженцами, а также о невысылке иностранцев.

Органы государственной службы занятости организу­ют профессиональное обучение и трудоустройство ино­странцев, признанных беженцами, по месту их постоян­ного проживания. Новой редакцией Закона предусмотре­на также защита несовершеннолетнего — не достигшего возраста восемнадцати лет и не состоящего в браке, при­бывшего в Республику Беларусь без сопровождения роди­телей или иных законных представителей. Составляется акт об обнаружении брошенного ребенка,'орган опеки и по­печительства обращается в подчиненное подразделение по гражданству и миграции от имени несовершеннолетнего с ходатайством, выявляет кандидатов в опекуны или попе­чители из числа иностранцев, прибывших вместе с несо­вершеннолетним, либо иных лип, выразивших согласие взять на себя ответственность за его воспитание, поведе­ние и содержание, а также осуществляет иные меры по защите его прав и законных интересов.

Согласно статье 17 Закона «О беженцах» иностранец, ходатайство которого зарегистрировано, а также прибыв­шие с ним члены его семьи имеют право на:

получение информации о порядке признания бежен­цем, о своих правах и обязанностях;

проживание на время рассмотрения ходатайства в пункте временного поселения беженцев по направлению подчиненного подразделения по гражданству и миграции либо самостоятельное поселение в семье гражданина Рес­публики Беларусь или постоянно проживающего в Рес­публике Беларусь иностранца при наличии согласия всех совершеннолетних членов семьи лица, предоставляющего жилое помещение, на совместное проживание независи­мо от размера занимаемой жилой площади;

- бесплатную скорую медицинскую помощь;

- получение денежной и иной помощи в порядке и
размерах, установленных Советом Министров Республи­
ки Беларусь;

трудоустройство или занятие предпринимательской деятельностью в порядке, установленном законодательст­вом для иностранных граждан и лиц без гражданства, вре­менно проживающих в Республике Беларусь;

- обучение детей в учреждениях, обеспечивающих по­
лучение дошкольного и общего среднего образования;

подачу заявления о прекращении рассмотрения хо­датайства;

- судебную защиту;

- пользование иными правами, предусмотренными ак­
тами законодательства и международными договорами Рес­
публики Беларусь для иностранных граждан и лиц без гра­
жданства, временно проживающих в Республике Беларусь.

Право убежища означает право каждого человека искать убежища от преследования в других государствах и право каждого государства разрешить въезд и проживание на его территории лицу, преследуемому в другом государстве по политическим мотивам Существуют две формы убежища', территориальное и ди­пломатическое.

Декларация о территориальном убежище обязывает государство не высылать ищущих убежища (за исключе­нием интересов национальной безопасности и защиты на­селения), а наделять их широкими правами.

Порядок предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища, его утраты и лишения в Республике Беларусь определяется Указом Президента Рес­публики Беларусь от 5 апреля 2006 г. № 204 «Об утвержде­нии положения о предоставлении иностранным гражда­нам и лицам без гражданства убежища в Республике Бела­русь, его утрате и лишении и иных вопросах пребывания в Республике иностранных граждан и лиц без гражданства (в ред. от 29.12.2006 г.).

Согласно Указу предоставление иностранцам убежи­ща в Республике Беларусь, его утрата и лишение произво­дятся по решению Президента Республики Беларусь. Пре­доставление иностранцу убежища распространяется также на прибывших вместе с ним членов его семьи.

Убежище не предоставляется иностранцам, в отноше­нии которых имеются объективные основания предпола­гать, что они совершили преступления против мира, воен­ные преступления, или преступления против человечности, или тяжкое преступление неполитического характера за пре­делами Республики Беларусь до прибытия на ее территорию либо виновны в совершении деяний, противоречащих це­лям и принципам Организации Объединенных Наций.

Аналогичные последствия наступают, если иностранец привлечем в Республике Беларусь в качестве обвиняемого по уголовному делу либо уже имеется вступивший в за­конную силу обвинительный приговор суда Республики Беларусь; имеет гражданство третьего государства, где он не преследуется за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность; получил отказ в при­знании беженцем в Республике Беларусь, утратил или ли­шен был этого статуса.

Иностранцы, которым предоставлено убежище в Рес­публике Беларусь, пользуются правами и свободами и не­сут обязанности наравне с иностранцами, постоянно про­живающими в Республике Беларусь, получают вид на жи­тельство в Республике Беларусь.

59.Международная зашита отдельных видов прав человека.

60.Понятие внешней политики и дипломатии.

Международные отношения — отношения прежде всего между государствами как носителями суверенитета их народов. Различа­ют международные отношения в политической, экономической, научно-технической, информационной, экологической, правовой и иных сферах. На каждом конкретном отрезке исторического развития международные отношения характеризуются различной степенью сотрудничества и противоборства между государствами и их военно-политическими союзами.

На рубеже XX и XXI вв. международные отношения характе­ризуются фундаментальными и динамичными переменами: пре­одолены последствия «холодной войны»; сведена к минимуму уг­роза глобального ядерного конфликта; при сохранении значения военной силы в отношениях между государствами все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические иинформационные факторы1. Создается единое общемировое информационное пространство. Углубление и ди­версификация международных экономических связей придают взаимозависимости государств глобальный характер. Создаются предпосылки для построения более стабильного и кризисоустой-чивого мирового устройства.

В то же время стратегия односторонних действий в междуна­родной сфере, которая проявляется в последние годы, может деста­билизировать международную обстановку, провоцировать напря­женность и гонку вооружений, усугубить межгосударственные про­тиворечия, национальную и религиозную рознь. Применение силовых методов в обход действующих международно-правовых механизмов не способно устранить глубинные социально-экономи­ческие, межэтнические и другие противоречия, лежащие в основе конфликтов, и лишь подрывает основы правопорядка.

Миропорядок XXI в. должен основываться на механизмах кол­лективного решения ключевых проблем, на приоритете права и широкой демократизации международных отношений. Гарантия эффективности и надежности такого мироустройства — взаимный учет интересов.

Россия — активный участник этого процесса. Являясь посто­янным членом Совета Безопасности ООН, обладая значительным

потенциалом и ресурсами во всех областях жизнедеятельности, поддерживая интенсивные отношения с ведущими государствами мира, она оказывает существенное влияние на формирование но­вого мироустройства. Россия добивается формирования многопо­лярной системы международных отношений, реально отражаю­щей многоликость современного мира с разнообразием его инте­ресов1.

Внешняя политика государства представляет собой его общий курс в международных делах. Внешняя политика определяет цели, задачи и направления, а также формы, способы и методы деятель­ности государства в сфере международных отношений.

Главные внешнеполитические цели любого демократического государства состоят в том, чтобы обеспечивать его безопасность, создавать благоприятные внешнеполитические условия для эконо­мического, социального и культурного развития страны, гаранти­ровать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Важнейшим средством осуществления внешней политики го­сударства является дипломатия, под которой понимают официаль­ную деятельность глав государств, правительств, внешнеполитиче­ских и внешнеэкономических ведомств, специальных делегаций и миссий, дипломатических представительств за рубежом2.

Основными средствами дипломатии являются: дипломатиче­ские переговоры; дипломатическая переписка; участие в работе международных организаций и конференций; подготовка и за­ключение международных договоров; деятельность постоянных представительств государства за рубежом; официальное издание международных документов.

Внешнеполитический курс нашей страны на сегодняшнем эта­пе ее развития определяется в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации ее Федеральному Собранию, в Концепции

61.Органы внешних сношений.

Органы иностранных дел (органы внешних сношений) -государственные органы, с помощью которых государство осуществляет свои связи с другими государствами и между­народными организациями. Они делятся на внутригосударст­венные и зарубежные.

Внутригосударственными являются те органы, которые постоянно находятся на территории данного государства. Международное право различает два вида таких органов:

1) органы, осуществляющие представительство государства
по всем вопросам. Это глава государства, правительство и его
глава, ведомство иностранных дел и его глава. Согласно между­
народному праву они представляют государство по всем
вопросам без специальных полномочий. МИД занимается
вопросами внешних сношений государства, основываясь
при этом на указаниях правительства, руководит диплома­
тическими представительствами государства за границей;

2) органы, которые представляют государство только в од­
ной области его внешних связей. Это министерство внешней
торговли, а также другие министерства и ведомства в рам­
ках полномочий, устанавливаемых внутригосударственным
законодательством.

К зарубежным органам относятся: .

постоянные органы —дипломатические представительства государств (посольства и миссии), консульские представи­тельства, торговые представительства и постоянные предста­вительства государств при международных организациях;

временные органы —специальные миссии, направляемые в другие государства для участия в церемониальных меро­приятиях, ведения переговоров и т.д.; делегации, направляе­мые для участия в международных конференциях

62.Дипломатические представительства.

Дипломатическое представительство— это орган госу­дарства, находящийся на территории другого государства для осуществления дипломатических сношений с этим го­сударством. Есть два вида дипломатических представи­тельств - посольства и миссии. Посольство возглавляется послом, а миссия — посланником или постоянным пове­ренным в делах.

Функции дипломатического представительства опреде-' ляются международным правом и внутренним правом го­сударства и согласно ст. 3 Венской конвенции о дипломати­ческих сношениях 1961 г. заключаются в следующем:

• в представительстве аккредитующего государства в го­
сударстве пребывания;

• в защите в государстве пребывания интересов аккре­
дитующего государства и его граждан в пределах, допускае­
мых международным правом;

• в ведении переговоров с правительством государст­
ва пребывания;

• в выяснении всеми законными средствами условий
и событий в государстве пребывания и сообщении о них
правительству аккредитующего государства;

• в поощрении дружественных отношений между аккре­
дитующим государством и государством пребывания и в раз­
витии их взаимоотношений в области экономики, культуры
и науки.

Дипломатический корпус— это совокупность глав дип­ломатических представительств, аккредитованных в дан­ном государстве. Глава - старший по классу и по времени аккредитования в соответствующей стране дипломатиче­ский представительПривилегии и иммунитеты дипломатического предста­вительства и его сотрудников

Дипломатические привилегии и иммунитеты представи­тельства — это специальные права и привилегии, предос­тавляемые в соответствии с международным правом ди­пломатическим представительствам, их главам и сотруд­никам. Для того чтобы дипломатическое представительст­во как орган, представляющий государство, могло осуще­ствлять свои функции, его деятельность должна быть сво­бодной от контроля властей государства пребывания. Это привело к появлению в международном праве института неприкосновенности послов.

Согласно современному международному праву дипло­матическое представительство - это орган государства, а его персонал — сотрудники государственного учреждения. В со­ответствии с этим дипломатические привилегии и имму­нитеты делятся на два вида:

- привилегии и иммунитеты дипломатического пред­ставительства;

— личные привилегии и иммунитеты сотрудников дип­ломатического представительства.

Наши рекомендации