Государственная территория
Государственная территория — это часть земного шара, находящаяся под суверенитетом соответствующего государства.
Государственную территорию образуют:
1) сухопутная территория;
2) водная территория;
3) воздушная территория;
4) недра.
Условной государственной территорией принято считать морские, воздушные, космические корабли, находящиеся вне пределов государственной территории, а также трубопроводы, другие сооружения.
В пределах государственной территории государство осуществляет свое территориальное верховенство и национальную юрисдикцию.
Современное международное право запрещает насильственное изменение государственной территории.
Территория государства может изменяться в результате:
• разделения существующего государства, выхода час
ти территории из состава государств, объединения двух
или нескольких государств;
• национально-освободительной борьбы и реализации
права на самоопределение;
• обмена государственными территориями по соглаше
нию сторон;
• применения мер ответственности за агрессию;
• цессии — уступки права на территорию.
Государственная граница — линия и проходящая по этой
линии вертикальная поверхность, определяющая государственную территорию, пространственный предел государственного суверенитета.
Прохождение границы устанавливается:
на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ориентирам;
на море — по внешнему пределу территориальных вод (от линии наибольшего отлива — 12 миль; от прямых исходных линий, соединяющих выступающие в море точки побережья, если береговая линия глубоко изрезана и извилиста - 12 миль; от внутренних морских вод - 24 мили);
на реках — по середине главного форватера либо по их середине.
Государственные границы устанавливаются в договорном порядке. При этом вначале решается вопрос о делимитации, т. е. юридической принадлежности определенной территории.
Делимитация предполагает определение в договорном порядке общего направления прохождения государственной границы с обозначением ее на карте. Далее осуществляется демаркация — проведение линии границы на местности с одновременным обозначением ее пограничными знаками — столбами, пирамидами и т.п., на воде — створами, вехами и т.п.
55.Режим государственной границы.
Режим государственной границы устанавливается национальным законодательством и международными договорами и включает правила:
- содержания границы;
- пересечения границы лицами и транспортными сред
ствами;
- пропуска через границу лиц и товаров;
- ведения на границе хозяйственной и иной деятель
ности;
- разрешения пограничных инцидентов.
От режима государственной границы следует отличать пограничный режим — режим пограничной зоны, территориальных и внутренних вод. Пограничный режим нацелен на создание необходимых условий для охраны границы. Ширина пограничной зоны не превышает, как правило, пяти километров.
56.Территории с особым международно-правовым режимом.
57.Понятие населения и гражданства.
Под населением в международном праве понимается совокупность людей, проживающих на территории конкретного государства и подчиненных его юрисдикции. Население любого государства состоит из граждан своего государства; иностранцев, включая иностранцев-дипломатов; лиц с двойным гражданством (бипатриды), лиц без гражданства (апатриды). Правовое положение указанных групп в разных государствах неодинаково.
Гражданство Республики Беларусь — это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Устойчивость этой связи заключается в том, что она возникает, как правило, с рождения человека и сохраняется в течение всей его жизни; не ограничивается пространственными пределами государства, т.е. сохраняется независимо от того, где находится человек — в своем государстве или за рубежом.
Гражданство прежде всего внутригосударственный институт. Поэтому каждому историческому типу государства свойствен свой исторический тип гражданства (подданства).
Институт гражданства имеет международно-правовое значение. Он отграничивает граждан своего государства от граждан другого государства и лиц без гражданства. В силу своего гражданства человек пользуется во время пребывания на территории другого государства определенными правами, которые предусмотрены для иностранцев. Кроме того, граждане, находящиеся за границей, имеют право на дипломатическую защиту со стороны своего государства.
В современном международном праве принципы и нормы, имеющие отношение к вопросам гражданства, содержатся главным образом в Уставе ООН, Пактах о правах человека
Приобретение гражданства по рождению основано:
на принципе «права крови» (гражданство ребенка определяется гражданством родителей или одного из них);
на принципе «права почвы» (ребенок приобретает гражданство того государство, на территории которого он родился, независимо от гражданства родителей);
на сочетании обоих принципов (гражданство получают дети собственных граждан, родившихся на территории страны и за границей, а также дети иностранцев, родившиеся на территории страны, применяющей «право почвы»).
Вопросы гражданства в Республике Беларусь регулируются Законом Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. № 136-3 «О гражданстве Республики Беларусь» (в ред. Закона Республики Беларусь от 22.06.2006 г. № 129-3).
Гражданами Республики Беларусь по рождению признаются лица, родившиеся в пределах современной территории Республики Беларусь, являвшиеся гражданами бывшего СССР по рождению и получившие гражданство Республики Беларусь до вступления в силу Закона от 1 августа 2002 г. № 136-3 «О гражданстве Республики Беларусь».
Гражданство Республики Беларусь приобретается:
- по рождению; (
- в результате приема в гражданство Республики Бе
ларусь;
- в порядке регистрации;
- по иным основаниям, предусмотренным Законом
«О гражданстве Республики Беларусь» и международными
договорами Республики Беларусь.
Ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка:
- родители (единственный родитель) ребенка состоят
в гражданстве Республики Беларусь, независимо от места
рождения ребенка;
родители (единственный родитель) ребенка, посто
янно проживающие на территории Республики Беларусь,
являются лицами без гражданства, при условии, что ребе
нок родился на территории Республики Беларусь • родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.
Находящийся на территории Республики Беларусь ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь.
Приобретение гражданства возможно и в порядке натурализации (при вступлении в брак с иностранцем, при усыновлении ребенка, имеющего гражданство другого государства), обычно при соблюдении некоторых условий (срок проживания, знание языка и т. д.). Приобретение гражданства в порядке натурализации происходит по ходатайству заинтересованного лица. Большинство государств исходят из того, что женщина, вышедшая замуж за иностранца и уехавшая в страну мужа, не теряет своего граж-. данства автоматически.
Любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Республики Беларусь, если оно:
- берет на себя обязательство соблюдать и уважать Кон
ституцию Республики Беларусь и иные акты законодатель
ства Республики Беларусь;
- знает один из государственных языков Республики
Беларусь в пределах, необходимых для общения;
- проживает на территории Республики Беларусь по
сле получения разрешения на постоянное проживание в
Республике Беларусь в течение семи лет непрерывно, за
исключением случаев, предусмотренных частью третьей
настоящей статьи (срок проживания на территории Рес
публики Беларусь считается непрерывным, если лицо вы
езжало за пределы Республики Беларусь не более чем на
три месяца в течение каждого года);
- имеет законный источник средств существования;
не имеет гражданства, либо утрачивает гражданство
иностранного государства в случае приобретения граждан
ства Республики Беларусь, либо обратилось в полномоч
ный орган иностранного государства с заявлением о пре
кращении имеющегося у него гражданства иностранного
государства, за исключением случаев, когда прекращениегражданства иностранного государства невозможно по независящим от лица причинам.
Лица, признанные беженцами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, могут быть приняты в гражданство Республики Беларусь по истечении семи лет после признания их беженцами и при соблюдении ими вышеперечисленных условий.
Срок проживания может быть сокращен либо не применяться вовсе для белорусов, а также лиц, идентифицирующих себя как белорусы, и их потомков (кровные родственники по прямой линии: дети, внуки, правнуки), родившихся за пределами современной территории Республики Беларусь, а также для лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта либо обладающих профессией или квалификацией, представляющими государственный интерес для Республики Беларусь; для лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ранее состоявших в гражданстве Республики Беларусь.
Прием в гражданство Республики Беларусь осуществляется с учетом интересов Республики Беларусь.
Гражданство может быть восстановлено (реинтеграция), пожаловано за особые заслуги и приобретено на основании международных договоров (например, касающихся территориальных вопросов).
Любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, постоянно проживающее на территории Республики Беларусь, состоявшее в гражданстве бывшего СССР и не состоявшее в гражданстве Республики Беларусь, вправе обратиться с заявлением о приобретении гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации, если оно родилось либо постоянно проживало на территории Республики Беларусь до 12 ноября 1991 года; является супругом (супругой) лица, которое приобретает гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации, является потомком лица, которое приобретает, приобрело либо могло приобрести гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации.
К таким лицам предъявляются требования соблюдать и уважать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь,'знать один из государственных языков Республики Беларусь в пределах необходимых для общения; не иметь гражданства иностранного государства, либо обратиться в полномочный орган иностранного государства с заявлением о прекращении имеющегося у него гражданства иностранного государства, за исключением случаев, когда прекращение гражданства иностранного государства невозможно по независящим от лица причинам
Гражданство Республики Беларусь без соблюдения данных условий могут приобрести в порядке регистрации:
- дети, постоянно проживающие на территории Рес
публики Беларусь, — по совместному заявлению родите
лей, один из которых состоит в гражданстве Республики
Беларусь, либо по заявлению одного из родителей, со
стоящего в гражданстве Республики Беларусь, если место
нахождения другого родителя неизвестно, либо по заявле
нию единственного родителя, состоящего в гражданстве
Республики Беларусь;
- дети, находящиеся на территории Республики Бела
русь, единственный известный родитель или оба родителя
которых умерли, лишены родительских прав, отказались
от воспитания ребенка или дали согласие на его усынов
ление, признаны в судебном порядке недееспособными,
безвестно отсутствующими или умершими, а также недее
способные лица, над которыми установлены опека или
попечительство, — по заявлению опекуна (попечителя),
согласованному с органом опеки и попечительства.
Утрата гражданства (экспатриация) может иметь место при выходе из гражданства по добровольному заявлению лица; при натурализации; при лишении гражданства. Международное право запрещает лишать гражданства.
Гражданство Республики Беларусь прекращается вследствие:
• выхода из гражданства Республики Беларусь;
• утраты гражданства Республики Беларусь.
Гражданство Республики Беларусь утрачивается вслед
ствие поступления лица на воинскую службу, службу в
полицию, органы безопасности, юстиции или иные госу
дарственные органы иностранного государства, если дан
ное лицо не является обвиняемым либо в отношении его
нет обвинительного приговора суда; или не имеет задол
женности по налогам или другие непогашенные долги и
обязательства перед Республикой Беларусь, ее юридиче скими и физическими лицами. Прекращение гражданства Республики Беларусь не допускается также, если гражданин не имеет иного гражданства или гарантий его приобретения.
Гражданство Республики Беларусь утрачивается и по заявлению родителей (единственного родителя) в отношении ребенка, приобретшего по рождению наряду с гражданством иностранного государства гражданство Республики Беларусь. Утрата гражданства Республики Беларусь ребенком в возрасте от 14 до 18 лет допускается только с согласия ребенка, выраженного в письменной форме и нотариалыщ удостоверенного.
Гражданство Республики Беларусь утрачивается также по основаниям, предусмотренным международными договорами Республики Беларусь.
В случае изменения гражданства родителями (единственным родителем) соответственно изменяется гражданство ребенка, если он не достиг возраста 14 лет.
Изменение гражданства детей в возрасте от 14 до 18 лет в случае изменения гражданства их родителей, а также усыновленных детей допускается только с согласия детей, выраженного в письменной форме и нотариально удостоверенного.
Порядок приема, оформления и рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Республики Беларусь, принятия, исполнения и отмены решений по этим вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, служащих основаниями для приобретения и прекращения гражданства Республики Беларусь, определен Положением «О порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь и образовании при Президенте Республики Беларусь комиссии по вопросам гражданства» (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 17.11.1994№ 29 вред, от 29.12.2006).
58.Правовой статус иностранцев, беженцев, право убежища.
Апатриды — лица, не имеющие гражданства. В определенной мере права таких лиц защищает Конвенция о статусе апатридов 1954 г. и Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г.
Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.
Безгражданство (апатризм), т. е. отсутствие у лица гражданства какого-либо государства, может возникнуть: когда лицо утратило гражданство, но не приобрело нового гражданства; когда лицо при вступлении в брак с иностранцем (женщина) автоматически теряет свое гражданство, но по законам государства мужа не приобретает его гражданства; когда лицо родилось от лиц без гражданства в государстве, которое не предоставляет государства в этом случае и т. п.
Лица без гражданства находятся в менее выгодном положении, чем граждане: они не пользуются всеми теми правами, которые государство предоставляет своим гражданам, а также не имеют права на дипломатическую защиту со стороны какого-либо государства. В Республике Беларусь ограничение прав и свобод лиц без гражданства может устанавливаться только в случаях, когда это необходимо для защиты прав и интересов граждан Республики Беларусь, обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения. Во многих странах апатриды весьма ограничены в своих правах, в частности, в праве на получение работы, на равную оплату своего труда, на получение пособий.
В Республике Беларусь лица без гражданства приравниваются в своих правах к иностранным гражданам, т. е. к лицам, не имеющим гражданства Республики Беларусь и имеющим доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства. Апатридам, находящимся в Республике Беларусь, гарантируются личные права и свободы. Постоянно проживающие в Республике Беларусь лица без гражданства могут заниматься торговой, хозяйственной и иной деятельностью, не запрещенной законом, за исключением деятельности, которая требует принадлежности к гражданству Республики Беларусь. При этом они пользуются всеми теми социально-экономическими правами, что и граждане Республики Беларусь. Апатриды не обладают избирательным правом, не могут занимать должности, назначение на которые закон связывает с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь, их не призывают на военную службу.
Бипатриды— лица, имеющие двойное гражданство. При двугражданстве (бипатризме) лицо одновременно имеет
гражданство двух государств. Этот правовой статус возникает обычно не по желанию лица, а в результате различного решения законодательством тех или иных государств вопросов приобретения и утраты гражданства. Двуграж-данство может быть результатом натурализации, если государство первоначального гражданства отказывается признавать выход из этого гражданства. Бипатризм может также возникнуть в случае брака женщины с иностранцем, если государство мужа автоматически предоставляет ей гражданство мужа, а в своей стране женщина не утрачивает гражданства.
В случае двойного гражданства каждое государство может не признавать за своим гражданином другого гражданства и рассматривать его только как своего гражданина. В настоящее время в Республике Беларусь законодательства о двойном гражданстве нет.
Само понятие «иностранец» включает как иностранных граждан (т. е. лиц, не являющихся гражданами данного государства и имеющих доказательства своей принадлежности к другому государству), так и лиц без гражданства, так называемых апатридов (т. е. лиц, не являющихся гражданами данного государства и не имеющих доказательства своей принадлежности к другому государству). Иностранные граждане подчиняются правопорядку своей страны, а также страны пребывания, а лица без гражданства - только правопорядку страны пребывания.
В большинстве государств иностранцам предоставляется национальный режим, т. е. они пользуются за некоторым исключением теми же правами, что и отечественные граждане. Как правило, иностранец не может требовать предоставления ему каких-либо привилегий по сравнению с гражданами страны его пребывания или применения по отношению к нему личного закона, должен пользоваться предоставленными ему правами не в ущерб интересам государства, их предоставившего.
Наряду с национальным режимом права иностранцев могут определяться в соответствии с режимом наибольшего благоприятствования, имеющим преимущественное значение в сфере внешней торговли. Этот режим устанавливается международным соглашением и не уравнивает иностранцев в правах с местными гражданами, а уравнивает их в правах между собой, исключая возможность для государства проводить между ними какую-либо дискриминацию Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства регламентируется Законом Республики Беларусь от 3 июня 1993 г. № 2339-ХП «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (в ред. Закона Республики Беларусь от 19.07.2005 г. № 41-3 от 26.12.2007 г. № 300-3)
Большое значение в области прав иностранцев получили реторсии', если одно государство устанавливает специальные ограничения, ухудшающие правовое положение граждан другого государства, то это другое государство может ввести ответные ограничения, установленные для граждан первого государства. Согласно статье 4 вышеуказанного закона иностранцы на территории Республики Беларусь хотя и пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами и международными договорами Республики Беларусь, но в случае, если другое государство ограничивает или нарушает общепризнанные нормы правового положения иностранных граждан в отношении граждан Республики Беларусь, в Республике Беларусь могут быть установлены ответные ограничения в отношении прав и свобод граждан этого государства. Данные ограничения в случае их установления не распространяются на иностранцев, указанных в части второй настоящей статьи.
Беженец — это лицо, которое в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений, или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего постоянного местожительства, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (ст. 1 Конвенции о статусе беженцев 1951 г. и Протокола к ней 1966 г.).
Государства обязаны не высылать беженцев за границу страны, где их жизни и свободе угрожает опасность, по возможности облегчать ассимиляцию, предоставлять им положение, которым пользуются иностранцы, а в некоторых случаях и положение, которым пользуются свои граждане (начальное образование, правовая помощь и др.). Беженцы обязаны подчиняться законам страны пребывания. Защитой прав беженцев на международном уровне занимается Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев.
Закон Республики Беларусь от 22 февраля 1995 г. № 3605-XII «О беженцах» (в ред. от 10.01.2006 г. № 95-3) определяет основания и порядок признания иностранных граждан и лиц без гражданства беженцами в Республике Беларусь, основания лишения, утраты статуса беженца, а также устанавливает правовые, экономические и социальные гарантии защиты их прав и законных интересов.
Иностранец, заявивший о намерении ходатайствовать о признании беженцем в Республике Беларусь, а также члены его семьи, достигшие возраста восемнадцати лет, обязаны лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайствами в письменной форме:
• в подразделение пограничных войск или орган внут
ренних дел;
• в подчиненное подразделение по гражданству и ми
грации.
Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, проверив представленную лицом, ходатайствующим о получении статуса беженца, информацию, принимает в установленном законодательством порядке решения о признании либо об отказе в признании иностранцев беженцами.
Департамент также принимает решения о приостановлении, возобновлении, прекращении рассмотрения ходатайств, об утрате, лишении и восстановлении статуса беженца, об аннулировании решений о признании иностранцев беженцами, а также о невысылке иностранцев.
Органы государственной службы занятости организуют профессиональное обучение и трудоустройство иностранцев, признанных беженцами, по месту их постоянного проживания. Новой редакцией Закона предусмотрена также защита несовершеннолетнего — не достигшего возраста восемнадцати лет и не состоящего в браке, прибывшего в Республику Беларусь без сопровождения родителей или иных законных представителей. Составляется акт об обнаружении брошенного ребенка,'орган опеки и попечительства обращается в подчиненное подразделение по гражданству и миграции от имени несовершеннолетнего с ходатайством, выявляет кандидатов в опекуны или попечители из числа иностранцев, прибывших вместе с несовершеннолетним, либо иных лип, выразивших согласие взять на себя ответственность за его воспитание, поведение и содержание, а также осуществляет иные меры по защите его прав и законных интересов.
Согласно статье 17 Закона «О беженцах» иностранец, ходатайство которого зарегистрировано, а также прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:
получение информации о порядке признания беженцем, о своих правах и обязанностях;
проживание на время рассмотрения ходатайства в пункте временного поселения беженцев по направлению подчиненного подразделения по гражданству и миграции либо самостоятельное поселение в семье гражданина Республики Беларусь или постоянно проживающего в Республике Беларусь иностранца при наличии согласия всех совершеннолетних членов семьи лица, предоставляющего жилое помещение, на совместное проживание независимо от размера занимаемой жилой площади;
- бесплатную скорую медицинскую помощь;
- получение денежной и иной помощи в порядке и
размерах, установленных Советом Министров Республи
ки Беларусь;
трудоустройство или занятие предпринимательской деятельностью в порядке, установленном законодательством для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих в Республике Беларусь;
- обучение детей в учреждениях, обеспечивающих по
лучение дошкольного и общего среднего образования;
подачу заявления о прекращении рассмотрения ходатайства;
- судебную защиту;
- пользование иными правами, предусмотренными ак
тами законодательства и международными договорами Рес
публики Беларусь для иностранных граждан и лиц без гра
жданства, временно проживающих в Республике Беларусь.
Право убежища означает право каждого человека искать убежища от преследования в других государствах и право каждого государства разрешить въезд и проживание на его территории лицу, преследуемому в другом государстве по политическим мотивам Существуют две формы убежища', территориальное и дипломатическое.
Декларация о территориальном убежище обязывает государство не высылать ищущих убежища (за исключением интересов национальной безопасности и защиты населения), а наделять их широкими правами.
Порядок предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища, его утраты и лишения в Республике Беларусь определяется Указом Президента Республики Беларусь от 5 апреля 2006 г. № 204 «Об утверждении положения о предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища в Республике Беларусь, его утрате и лишении и иных вопросах пребывания в Республике иностранных граждан и лиц без гражданства (в ред. от 29.12.2006 г.).
Согласно Указу предоставление иностранцам убежища в Республике Беларусь, его утрата и лишение производятся по решению Президента Республики Беларусь. Предоставление иностранцу убежища распространяется также на прибывших вместе с ним членов его семьи.
Убежище не предоставляется иностранцам, в отношении которых имеются объективные основания предполагать, что они совершили преступления против мира, военные преступления, или преступления против человечности, или тяжкое преступление неполитического характера за пределами Республики Беларусь до прибытия на ее территорию либо виновны в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций.
Аналогичные последствия наступают, если иностранец привлечем в Республике Беларусь в качестве обвиняемого по уголовному делу либо уже имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда Республики Беларусь; имеет гражданство третьего государства, где он не преследуется за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность; получил отказ в признании беженцем в Республике Беларусь, утратил или лишен был этого статуса.
Иностранцы, которым предоставлено убежище в Республике Беларусь, пользуются правами и свободами и несут обязанности наравне с иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь, получают вид на жительство в Республике Беларусь.
59.Международная зашита отдельных видов прав человека.
60.Понятие внешней политики и дипломатии.
Международные отношения — отношения прежде всего между государствами как носителями суверенитета их народов. Различают международные отношения в политической, экономической, научно-технической, информационной, экологической, правовой и иных сферах. На каждом конкретном отрезке исторического развития международные отношения характеризуются различной степенью сотрудничества и противоборства между государствами и их военно-политическими союзами.
На рубеже XX и XXI вв. международные отношения характеризуются фундаментальными и динамичными переменами: преодолены последствия «холодной войны»; сведена к минимуму угроза глобального ядерного конфликта; при сохранении значения военной силы в отношениях между государствами все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические иинформационные факторы1. Создается единое общемировое информационное пространство. Углубление и диверсификация международных экономических связей придают взаимозависимости государств глобальный характер. Создаются предпосылки для построения более стабильного и кризисоустой-чивого мирового устройства.
В то же время стратегия односторонних действий в международной сфере, которая проявляется в последние годы, может дестабилизировать международную обстановку, провоцировать напряженность и гонку вооружений, усугубить межгосударственные противоречия, национальную и религиозную рознь. Применение силовых методов в обход действующих международно-правовых механизмов не способно устранить глубинные социально-экономические, межэтнические и другие противоречия, лежащие в основе конфликтов, и лишь подрывает основы правопорядка.
Миропорядок XXI в. должен основываться на механизмах коллективного решения ключевых проблем, на приоритете права и широкой демократизации международных отношений. Гарантия эффективности и надежности такого мироустройства — взаимный учет интересов.
Россия — активный участник этого процесса. Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, обладая значительным
потенциалом и ресурсами во всех областях жизнедеятельности, поддерживая интенсивные отношения с ведущими государствами мира, она оказывает существенное влияние на формирование нового мироустройства. Россия добивается формирования многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов1.
Внешняя политика государства представляет собой его общий курс в международных делах. Внешняя политика определяет цели, задачи и направления, а также формы, способы и методы деятельности государства в сфере международных отношений.
Главные внешнеполитические цели любого демократического государства состоят в том, чтобы обеспечивать его безопасность, создавать благоприятные внешнеполитические условия для экономического, социального и культурного развития страны, гарантировать и защищать права и свободы человека и гражданина.
Важнейшим средством осуществления внешней политики государства является дипломатия, под которой понимают официальную деятельность глав государств, правительств, внешнеполитических и внешнеэкономических ведомств, специальных делегаций и миссий, дипломатических представительств за рубежом2.
Основными средствами дипломатии являются: дипломатические переговоры; дипломатическая переписка; участие в работе международных организаций и конференций; подготовка и заключение международных договоров; деятельность постоянных представительств государства за рубежом; официальное издание международных документов.
Внешнеполитический курс нашей страны на сегодняшнем этапе ее развития определяется в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации ее Федеральному Собранию, в Концепции
61.Органы внешних сношений.
Органы иностранных дел (органы внешних сношений) -государственные органы, с помощью которых государство осуществляет свои связи с другими государствами и международными организациями. Они делятся на внутригосударственные и зарубежные.
Внутригосударственными являются те органы, которые постоянно находятся на территории данного государства. Международное право различает два вида таких органов:
1) органы, осуществляющие представительство государства
по всем вопросам. Это глава государства, правительство и его
глава, ведомство иностранных дел и его глава. Согласно между
народному праву они представляют государство по всем
вопросам без специальных полномочий. МИД занимается
вопросами внешних сношений государства, основываясь
при этом на указаниях правительства, руководит диплома
тическими представительствами государства за границей;
2) органы, которые представляют государство только в од
ной области его внешних связей. Это министерство внешней
торговли, а также другие министерства и ведомства в рам
ках полномочий, устанавливаемых внутригосударственным
законодательством.
К зарубежным органам относятся: .
постоянные органы —дипломатические представительства государств (посольства и миссии), консульские представительства, торговые представительства и постоянные представительства государств при международных организациях;
временные органы —специальные миссии, направляемые в другие государства для участия в церемониальных мероприятиях, ведения переговоров и т.д.; делегации, направляемые для участия в международных конференциях
62.Дипломатические представительства.
Дипломатическое представительство— это орган государства, находящийся на территории другого государства для осуществления дипломатических сношений с этим государством. Есть два вида дипломатических представительств - посольства и миссии. Посольство возглавляется послом, а миссия — посланником или постоянным поверенным в делах.
Функции дипломатического представительства опреде-' ляются международным правом и внутренним правом государства и согласно ст. 3 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. заключаются в следующем:
• в представительстве аккредитующего государства в го
сударстве пребывания;
• в защите в государстве пребывания интересов аккре
дитующего государства и его граждан в пределах, допускае
мых международным правом;
• в ведении переговоров с правительством государст
ва пребывания;
• в выяснении всеми законными средствами условий
и событий в государстве пребывания и сообщении о них
правительству аккредитующего государства;
• в поощрении дружественных отношений между аккре
дитующим государством и государством пребывания и в раз
витии их взаимоотношений в области экономики, культуры
и науки.
Дипломатический корпус— это совокупность глав дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве. Глава - старший по классу и по времени аккредитования в соответствующей стране дипломатический представительПривилегии и иммунитеты дипломатического представительства и его сотрудников
Дипломатические привилегии и иммунитеты представительства — это специальные права и привилегии, предоставляемые в соответствии с международным правом дипломатическим представительствам, их главам и сотрудникам. Для того чтобы дипломатическое представительство как орган, представляющий государство, могло осуществлять свои функции, его деятельность должна быть свободной от контроля властей государства пребывания. Это привело к появлению в международном праве института неприкосновенности послов.
Согласно современному международному праву дипломатическое представительство - это орган государства, а его персонал — сотрудники государственного учреждения. В соответствии с этим дипломатические привилегии и иммунитеты делятся на два вида:
- привилегии и иммунитеты дипломатического представительства;
— личные привилегии и иммунитеты сотрудников дипломатического представительства.