Основные парадигмы политического знания. Концептуальные подходы в политологии

На современном этапе развития политической науки особую важность приобрел вопрос о дальнейших магистральных направлениях развития методов политологии. Решение этого вопроса связано с рассмотрением парадигм, сложившихся или складывающихся в рамках политической науки, и непосредственно с ними связанных основных концептуальных подходов, используемых в политологических исследованиях.

Понятие «парадигмы» впервые ввел американский специалист в области развития научного знания Т.Кун (род.1922), который считал, что говорить о парадигме можно лишь в том случае, когда одна достоверная теория господствует над всеми остальными, и все научное сообщество согласно с правильностью ее постулатов. Другим условием существования научной парадигмы является ее способность объяснять сущностные аспекты реальной действительности.

Однако такое толкование парадигмы разделяется не всеми специалистами, в том числе работающими в области политической науки. Так, в отечественной политологии утвердилось мнение о наличии научных парадигм в социальном знании, которые способствуют выработке предельно широких подходов к анализу и объяснению политики, ее восприятию и интерпретации. С этой точки зрения, парадигма (paradeigma - пример, образец)– исходная теоретическая модель постановки проблем, методов их исследования и решения. Это – коллективная познавательная установка (модель), посредством которой целое поколение ученых выстраивает и интерпретирует накопление новых фактов, не укладывающихся в иные модели.

В истории политической мысли использовались такие общие парадигмы как теологическая (религиозная), натуралистическая, социальная и рационально-критическая. Так, теологическая парадигма базируется на божественном объяснении власти и властных отношений, черпает свои выводы из божественных откровений и религиозных догматов. Натуралистическая парадигма ориентирует исследователя на рассмотрение человека как части природы и объяснение политики природными факторами: географической средой, биологической субстанцией, врожденными психическими свойствами и т.д. Социальная парадигма основывается на рассмотрении явлений политической жизни через призму многообразных общественных связей людей, посредством анализа социальных структур и материальных отношений. Рационально-критическая парадигма акцентирует внимание на раскрытии внутренней природы политики, ее важнейших элементов и их взаимодействии, на выявление лежащих в основе динамики политической жизни конфликтов и т.п.

По мысли отечественного политолога А.С. Панарина, многообразные политические процессы и явления можно исследовать в рамках двух современных парадигм: парадигмы французского политического философа М.Фуко (1926-1984) и парадигмы представителя американской чикагской научной школы Г. Беккера( 1899-1960). Парадигма М.Фуко исходит из представления о том, что власть не локализуется в собственно политической сфере. Она как социальный феномен оказывает явное и скрытое влияние в качестве универсального общественного отношения. В такой парадигме политология выступает как наука о соотношении формальных и неформальных возможностей власти, придавая последним больший по объему вес, заведомо превышающий первые. Поэтому предметом политологии оказывается властное измерение любых сфер общественной жизни, а сама политология выступает как междисциплинарная теория, объединяющая политическую экономию, политическую демографию, политическую культурологию и т.д.

В парадигме Г.Беккера сам предмет политологии предполагает включает непрерывное развитие гражданского общества за счет сокращения прерогатив власти в виде процесса замещения властных отношений отношениями гражданского партнерства вплоть до полного свертывания власти. Отсюда политическая наука рассматривается как монодисциплина, предмет которой – власть – локализуется исключительно в государственной сфере: ее изучение не требует привлечения других наук, кроме науки о политической власти как таковой.

Несмотря на то, что в соотношении указанных двух парадигм можно усмотреть своеобразный «познавательный конфликт», они оказываются в реальности связанными между собой отношениями дополнительности: политология может описывать власть в ее институциональных формах, а может – во внеинституциональных, когда властная политическая воля «прячется» в сферах неформального влияния и контроля.

В рамках существующих научных парадигм в ходе исторического развития сложились общеметодологические (концептуальные) подходы к анализу политики. Они характеризуются непосредственной направленностью на изучаемый объект, своеобразием исходных принципов анализа, акцентом на той или иной стороне рассматриваемого явления. Концептуальные подходы - совокупность общеметодологических принципов анализа политики, непосредственно направленных на изучаемый объект. В основе каждого из научных подходов лежит специфический исходный принцип рассмотрения политических проблем, процессов и явлений. Поэтому наличие разнообразных концептуальных подходов в политологии свидетельствует о плюрализме политического знания.

Плюрализм, множественный, неоднозначный результат в анализе политики приводит к интересным и многообразным оценкам рассматриваемых политических феноменов. Это, однако, не означает, что в данной области научных исследований отсутствуют объективные знания. Следует иметь в виду, что разнообразие подходов в науке, сопоставление несовпадающих выводов, в конечном счете, весьма плодотворны. Использование совокупности научных методов связано, как правило, со сложностью и многоаспектностью изучаемого объекта; оно объясняется также пониманием того, что не существует универсального метода анализа. Кроме того, отказ от монополии на методологию анализа освобождает науку от догматизма, схоластики и претензий на абсолютное знание. Поэтому ознакомление с различными концептуальными подходами к оценке и анализу политической реальности составляет существенную задачу для каждого, кто приступает к изучению нового предмета.

В настоящее время в политической науке широко используется социологический подход, который основное внимание сосредоточивает на социальной обусловленности политических отношений и процессов. Так, в русле этого подхода особое внимание уделяется изучению влияния на политику экономических факторов, социальной структуры, идеологии. В своих наиболее жестко детерминированных формах социологический подход используется в марксистских трактовках политики.

В рамках культурно-цивилизационного подхода рассмотрение политических явлений непосредственно увязывается с ценностными аспектами жизни, с культурными, религиозными и национально-этническими особенностями развития стран и народов. Такой подход требует тщательного анализа социокультурных феноменов, учета глубинных, ценностных основ политики, без которых невозможно понять сущность явлений общественно-политической жизни.

С давних времен политическая мысль развивалась на основе нормативистского (нормативно-ценностного) подхода, который сохраняет свое значение и в настоящее время. Он предполагает оценку политических явлений с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и других ценностей. Определенная слабость данного подхода связана с попытками создания идеальных конструкций, однако его достоинство состоит, прежде всего, в том, что он нацелен на придание политике этического, человеческого измерения, вносит в нее нравственное начало.

В отличие от нормативистского, функциональный подход базируется на изучении политических явлений, обнаруживающих себя опытным путем в практическом результате, в противоречивом характере самой политической жизни. Этот метод предполагает абстрагирование от этической оценки политики и ориентацию на факты и логику.

К позитивистски ориентированным концептуальным подходам примыкает метод структурно-функционального анализа. Он ориентируется на рассмотрение политики как целостности, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические роли (функции). Деятельность элементов рассматривается в их взаимосвязи со структурной организацией (политическими институтами).

Системный подход состоит в рассмотрении политической системы общества как особого механизма, тесно связанного с окружающей средой. Всестороннее изучение внешних и внутренних взаимосвязей и взаимодействий различных политических образований и их адаптационных свойств и составляет главную познавательную проблему в рамках данного подхода. За сравнительно небольшой срок своего существования (с 50-60-х гг. XX в.) системный подход показал свою конструктивность и представлен в разнообразных теориях политических систем.

Вплоть до начала XX столетия в политической науке наряду с нормативистским господствовал институциональный подход, и сегодня занимающий в ней значительные позиции. Он ориентирует исследователя на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность государства, партий, других политических объединений и организаций, права, правительственных программ и других регуляторов политической деятельности.

Глубокую традицию имеет антропологический подход, основанный на видении истоков политики в коллективистской сущности человека. Этот подход требует изучения обусловленности политики природными качествами человека, его потребностями в пище, одежде, жилище, безопасности, свободном существовании, общении, духовном развитии и т.д.

Известное сходство с антропологическим методом в требованиях исходить в политических исследованиях из человека имеет психологический подход. Однако в отличие от антропологизма он имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума, взятого в его непосредственном окружении. Психологический метод ориентирован на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, а также типичных механизмов психологических мотиваций.

Современный психологический подход многовариантен. Одно из центральных мест в нем занимает психоанализ, основы которого разработал З. Фрейд. Психоанализ ставит в центр психологических исследований бессознательные психические процессы и мотивации, в частности, вытеснение аффективных переживаний человека в сферу бессознательного, что непосредственно сказывается на политическом поведении личности.

Психологический подход не претендует на исключительность и позволяет выявить один из важнейших аспектов политической жизни. Его специфическим развитием выступает социально-психологический метод, ориентирующий на изучение зависимости политического поведение индивидов от их включенности в социальные группы и различных параметров последних, а также на исследование психологических характеристик групп (например, малых групп, национальных меньшинств, социальных слоев и т.д.).

Исследование динамичных аспектов политических явлений и процессов связано использование деятельностного подхода, который предполагает рассмотрение политики как специфического вида деятельности, как циклического процесса, имеющего последовательные стадии. Деятельностный подход выступает методологической базой теории политических решений. Рассмотренная под этим углом зрения политика выступает как процесс подготовки, принятия и реализации обязательных для всего общества решений. С использованием деятельностного подхода связана и трактовка политики как специфической формы управления обществом.

Наши рекомендации