Субъекты нормотворчества. Участие граждан, общественных организаций и народа в процессе нормотворчества. Право законодательной инициативы.
Критериями выделения видов правотворчества служат: 1) субъекты правотворчества, т.е. орган или лицо, которые вправе принять тот или иной акт. Их правомочность обусловлена нормативными актами; 2) процедуры принятия правотворческих актов (законодательный процесс, индивидуальное или коллективное решение); 3) формы нормативных правовых актов (законы, подзаконные акты).
Субъектами правотворчества являются:
· государство в лице уполномоченных органов либо в лице непосредственно всего народа (при референдуме);
· органы местного самоуправления (которые не являются государственными органами, что закреплено в Конституции);
· в редких случаях – физические лица и любые организации, когда они управомочены принимать локальные нормативно-правовые акты.
В зависимости от субъектов, правотворчество подразделяется на такие виды, как:
1. Непосредственное нормотворчество (граждане, народ): осуществляется в результате проведения референдума. Особенности: всенародное голосование, проводится по особо важным и значимым вопросам государственной и общественной жизни, основывается на принципе свободы и добровольности участников, организует и финансирует государство, инициатива и назначение принадлежит главе государства, парламенту, иногда обоим органам, правительству, группе избирателей. Решение референдума обладает высшей юридической силой, эти решения не нуждаются в каком-либо утверждении, и может быть отменено только другим референдумом. Делится на:
· Общегосударственный и местный
· Обязательный и факультативный (когда нормативно-правовой акт может быть принят иным способом)
· Конституционный (проекты конституции, поправки) и обычный
· Решающий и консультативный (не обязательно учитывается парламентом)
2. Государственное нормотворчество (государство): установление, изменение или отмена норм права государственными органами в определяемом законом порядке:
· Законотворчество – один из распространенных видов правотворчества, которым занимаются законодательные органы государства, избираемые населением и обладающие правом от имени народа принимать акты высшей юридические силы (законы). Все другие виды правотворчества, не могут противоречить закону.
· Подзаконное правотворчество реализуется органами исполнительной власти, оно предназначено для детализации законов,
· Делегированное правотворчество – нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, осуществляемая по поручению парламента,
3. Локальное правотворчество (общественные организации): реализация полномочий по изданию нормативно-правовых актов отдельными учреждениями, организациями, органами местного самоуправления. Этими актами регулируются конкретные производственные задачи. Издаются руководителями организаций и имеют ограниченное действие, обязательны только для данной организации, ее структурных подразделений и работников. Обычно, акты локального характера издаются в форме уставов, положений, правил, приказов и распоряжений.
Законодательная инициатива – стадия законодательного процесса, состоящая в вынесении на рассмотрение органом законодательной власти законопроекта или законодательного предложения по принятию, изменению или отмене закона.Право законодательной инициативы– право внести законопроект на рассмотрение в представительный законодательный орган или право проявить инициативу по назначению референдума.
Правом законодательной инициативы обладают, как правило, члены парламента и правительство, однако, в зависимости от принятых в отдельно взятом государстве норм, это их право может быть ограничено. Глава государства также может быть наделён этим правом. В ряде стран с законодательной инициативой могут выступать самостоятельные группы граждан. В этом случае закон определяет минимальную численность инициативной группы и особую процедуру прохождения предложенного проекта. Лица, не обладающие указанным правом, также могут осуществлять законодательную инициативу, но опосредованно, через субъектов, которым оно гарантировано законом
В России правом законодательной инициативы наделены президент, Совет Федерации и его члены, депутаты Государственной думы, правительство, законодательные органы субъектов Российской Федерации. Право граждан на законодательную инициативу также предусмотрено уставом Алтайского края, Ярославской и Томской областей.
Непосредственное правотворчество граждан осуществляется посредством референдума.Регулирование этого процесса осуществляется Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации о референдуме. На уровне местного самоуправления непосредственным народным правотворчеством является принятие решений сходов или собраний граждан, местные референдумы.
Прямое правотворчество граждан характеризуется рядом признаков:
а) оно проводится по инициативе групп граждан, населения;
б) в референдуме участвуют избиратели, чья воля является правообразующим источником решений;
в) итоги референдума не подлежат какому-либо утверждению и обладают высшей юридической силой;
г) подготовка и проведение референдума возлагаются на государственные органы, избирательные комиссии или комиссии референдума, чьи права и обязанности подчинены достижению главной цели - обеспечению полного и свободного народного волеизъявления.