Задержание подозреваемого. Задержание подозреваемого - мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем
Задержание подозреваемого - мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК). Суть этой меры заключается в кратковременном лишении свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, в целях выяснения его личности, причастности к преступлению и решения вопроса о применении к нему меры пресечения - как правило, заключения под стражу.
Основанием для задержания кого-либо по подозрению в совершении преступления должны быть конкретные обстоятельства, перечисленные в ч. 1 ст. 91 УПК. К ним отнесены следующие случаи:
1) когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
Такого рода обстоятельства нередко вполне справедливо именуют "явными основаниями" для подозрения лица в совершении преступления.
Задержание возможно также при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления (ч. 2 ст. 91 УПК). Данными подобного рода служат нередко, в частности, полученные из достаточно надежных источников результаты оперативно-розыскной деятельности, по которым можно сделать предположение о совершении конкретным лицом преступления. Но задержание на основании таких данных допускается лишь в том случае, если:
а) подозреваемый пытался скрыться;
б) он не имеет постоянного места жительства;
в) не установлена его личность;
г) прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Непременным условием для применения задержания по любому из названных в законе оснований является наличие данных о том, что задерживаемое лицо подозревается в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.
Задержание подозреваемого носит неотложный, экстренный характер и применяется к лицу, которое еще не является обвиняемым. Поэтому срок его строго ограничен - он не может превышать 48 часов*(203). Цели применения данной меры процессуального принуждения во многом совпадают с целями применения мер пресечения: они заключаются в намерении органов и должностных лиц, ведущих производство по уголовному делу, пресечь возможность подозреваемому скрыться, совершить новое преступление, помешать расследованию и т.п. Вместе с тем задержание подозреваемого имеет и свои, самостоятельные цели. Предназначение данной меры состоит в том, чтобы при строжайшем соблюдении конституционного права каждого на свободу и личную неприкосновенность и непременном учете того, что задержанным по подозрению в совершении преступления по воле случая может оказаться и невиновный, позволить органам расследования и прокурору в экстренных случаях решить вопрос о применении к задержанному в законном порядке необходимой меры пресечения либо о его освобождении и снятии с него подозрения. На все это отводится органам расследования и прокурору 48 часов - краткий срок, который в случаях применения к подозреваемому мер пресечения, не требующих судебного решения, как правило, никто продлить не вправе.
Только при рассмотрении вопроса об избрании в отношении задержанного подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста судья вправе принять решение о продлении срока задержания. Оно допускается (при условии признания судом задержания законным и обоснованным) не более чем на 72 часа с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В постановлении о продлении срока задержания указываются дата и время, до которых продлевается срок задержания. (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК).
Другими словами, срок задержания подозреваемого и в случае его продления судьей в целом ограничен - он не должен превышать в общей сложности 120 часов*(204).
Поскольку задержание имеет неотложный характер и является одной из форм лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления, то в ст. 92 УПК установлен сравнительно строгий порядок применения данной меры. После доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору в течение не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания и разъяснены подозреваемому его права, предусмотренные ст. 46 УПК (см. § 4.1 гл. 4 учебника). Протокол задержания служит основанием для водворения задержанного в изолятор временного содержания (ИВС). На практике такое водворение почти всегда сопровождается личным обыском задержанного. Обыск проводится в соответствии с требованиями ст. 93 и 184 УПК, но без вынесения судьей специального постановления об этом. Результаты обыска отражаются в протоколе задержания подозреваемого (приложение 28 к ст. 476 УПК).
О произведенном задержании ст. 96 УПК обязывает орган дознания, дознавателя или следователя сообщить прокурору в письменном виде до истечения 12 часов с момента задержания подозреваемого. Не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого должен быть уведомлен кто-либо из его близких родственников, а при их отсутствии - других родственников или предоставлена возможность такого уведомления самому подозреваемому. При задержании военнослужащего об этом уведомляется командование соответствующей воинской части. О задержании гражданина или подданного другого государства до истечения 12 часов с момента задержания уведомляется посольство или консульство соответствующего государства*(205).
При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с санкции прокурора может не производиться. При задержании несовершеннолетнего, однако, уведомление должно быть осуществлено в любом случае.
Если у задержанного остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы либо престарелые родители, нуждающиеся в постороннем уходе, то дознаватель, следователь или прокурор обязаны принять меры по их передаче на попечение соответствующих родственников или других лиц либо поместить в соответствующие детские или социальные учреждения. Должны быть также приняты меры по обеспечению сохранности имущества и жилища задержанного. О принятых мерах уведомляется задержанный.
Задержанный подозреваемый, как отмечалось выше (см. § 4.1 гл. 4 и § 1 гл. 7 учебника), должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания.
Четко в УПК регламентированы также основания и порядок освобождения задержанного из-под стражи. Он подлежит освобождению по постановлению дознавателя, следователя или прокурора, если:
не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК.
Подозреваемый подлежит освобождению и по истечении 48 часов с момента задержания, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не отложил окончательное принятие решения в порядке, установленном п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК. Решение о таком освобождении принимает непосредственно начальник места содержания задержанного в случае неполучения соответствующего постановления судьи (ч. 3 ст. 94 УПК и ст. 50 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15 июля 1995 г.*(206)).
При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.
В соответствии с положениями ст. 125 УПК решение о задержании может быть обжаловано в суд по месту производства предварительного расследования (см. § 6 гл. 9 учебника).
Для некоторых категорий лиц в УПК предусмотрен особый порядок задержания. В соответствии со ст. 449 он установлен в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей, прокуроров, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий. Специфика такого порядка заключается в том, что при наличии оснований и условий, предусмотренных ст. 91 УПК, перечисленные лица могут быть подвергнуты рассматриваемой мере процессуального принуждения лишь в случае задержания на месте совершения ими преступления. Во всех остальных случаях любое из этих лиц, задержанное по подозрению в совершении преступления, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.
При характеристике задержания как меры процессуального принуждения, применяемой при производстве по уголовным делам, важно иметь в виду, что правоприменительной практике известны другие разновидности задержания.
Широкое распространение имеет, например, задержание, именуемое административным. Такого рода задержание, осуществляемое в связи с производством по делам об административных проступках, в соответствии со ст. 27.5 КоАП не должно превышать 3 часа с момента доставления в орган, осуществивший задержание, либо с момента вытрезвления лица, задержанного в нетрезвом виде. В исключительных случаях (они перечислены в ч. 2 и 3 той же статьи КоАП) допускается административные задержание на срок до 48 часов.
Допускается также задержание на срок до 48 часов осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания наказания в виде обязательных работ. Этот срок может быть продлен судом до 30 суток (ч. 2 ст. 30 УИК) в порядке, предусмотренном в УПК для рассмотрения вопросов, связанных с исполнением наказания (см. § 4 гл. 21 учебника).